Особенности коррекционной педагогики и специальной психологии
Страница |
Особенности коррекционной педагогики и специальной психологии.
четверг, 6 сентября 2012 г.
Литература:
«Основы специальной психологии» под редакцией Кузнецовой, Москва 2002
Ганеева А.Д. «Основы коррекционной педагогики» Москва 1999
В.М. Сорокин «Спец. психология» 2002
Введение в предмет «специальная психология и коррекционная педагогика».
По статистике, в РФ насчитывается около 2 млн. детей с физическими и интеллектуальными недостатками, а это примерно 5% выборки от всей детской популяции.
Основные виды патологии:
Психические заболевания 30% обучающихся
20% неврологические заболевания
Поражения органов слуха 17% и органов зрения 18%
В специальных образовательных учреждениях реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, замещение, или ослабление недостатков психофизического развития, именно средствами образования.
Область применения таких технологий, ориентированных на учет особенностей индивидуального развития не типичного поведения ребенка, в процессе его обучения и воспитания, есть коррекционная педагогика.
Специальная психология – раздел психологии, изучающий психологические особенности не типичных детей и подростков. Основная задача специальной психологии – изучение закономерностей психического развития, формирование личности у разных категорий детей, под воздействием специального образования.
Специальная коррекционная педагогика – многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями, и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков.
Общие задачи коррекционной педагогики:
Всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности
Обучение
Трудовое обучение
Проф. Ориентация
Специфические задачи:
Коррекция нарушений развития
Коррекционное обучение и воспитание
Лечебно-профилактическая работа
Профессиональная подготовка по доступной специальности
Социокультурная интеграция и адаптация
Под нормой, по мнению Кащенко, понимается простое среднее и в то же время, наиболее часто встречающееся значение. Среднее не будит постоянным явлением и будит меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических событий.
Коррекционная педагогика объединяет ряд дисциплин: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия
Oligo- мало freno – ум
Специальная коррекционная педагогика связана со смежными науками. Коррекционная педагогика связана с пед. Психологией, возрастной психологией, анатомией и физиологией, клиническая психология, паталогическая анатомия, генетика (общая, медицинская), психопатология, детская психиатрия.
Основные задачи коррекционной педагогики:
Разработка принципов организации и развития сети специальных дошкольных, школьных учреждений для нетипичных детей.
Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса, в учреждениях для нетипичных детей.
Разработка системы превентивных мероприятий по предупреждению аномального развития. Решающую роль в профилактике отклонений психофизического развития играет среда обитания. Сюда будут входить также условия труда, условия быта, квалифицированное медицинское обслуживание, охрана материнства и детства.
Повышение эффективности процесса социализации нетипичного ребенка, на разных этапах его развития.
Типы учреждений в РФ, для детей с ограниченными возможностями здоровья:
Специальное коррекционное ОУ, для не слышащих детей. Данные учреждения решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, кроме того, учреждение направлено на коррекцию и компенсацию недостатков развития. Особое внимание коррекционно-компенсаторной и реабилитационной учебно-воспитательной работе уделяется формированию навыков вербальной речи, а также формированию словесно-логического мышления и развитию остаточного слуха. Основа дидактической системы обучения таких детей составляет предметно-практическая деятельность. В данных учреждениях организация учебно-воспитательного пространства направленна на развитие слухоречевой среды, т.е. как правило, педагоги, работающие в учреждениях первого вида формируют зрительно-слуховое восприятие у ребенка и слуховое восприятие устной речи, посредством аппаратуры. В этих учреждениях реализуется лечебно-реабилитационная деятельность и консультативная деятельность разными специалистами.
Учреждения второго вида. Специальные коррекционные образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей. Осуществляется воспитание, образование и трудовая подготовка таких детей, а также преодоление последствий снижения слуха. В учреждениях максимально стимулируется речевая активность и формируются навыки чтения с губ (или с лица). Максимальная наполняемость данного типа учреждений – 12 человек в кассе. На базе данных учреждений создаются специальные классы, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, и для детей с нарушением интеллекта.
Учреждения третьего вида – специальные коррекционные образовательные учреждения, для незрячих детей. Обучаются тотально слепые дети, или дети имеющие минимально остаточное зрение. Приоритетная задача данных учреждений – сохранение и развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов. Тотально слепые дети пользуются тактильно-кинестетическим и слуховым способом восприятия.
понедельник, 10 сентября 2012 г.
Специальное коррекционное образовательное учреждение 4 вида, для слабо видящих детей. Кардинальная особенность данного учреждения заключается в работе на компенсацию зрительных нарушений и восстановление не полноценного зрения в условиях щадящего режима. В этих учреждениях используется специальный рельефный материал, пригодный для бисенсорного восприятия. Используются приемы аудиобиблиотеки и специальные оптические средства, например электронная лупа.
Учреждения пятого вида – специальные коррекционные образовательные учреждения, для детей с тяжелой речевой патологией. В эти учреждения принимают детей только с сохранным слухом и только с сохранным интеллектом, дети обучаются только в том случае, когда их речевое нарушение не грубой степени. Программа обучения в учреждениях пятого вида будит соответствовать программе обучения массовой школы, основная задача данных учреждений – коррекция дефектов устной и письменной речи, а также закрепление речевых навыков и активизация речевых форм общения. В данных учреждениях возможно обучения детей с ЗПР и нарушением речи.
Учреждения шестого вида – специальные коррекционные образовательные учреждения, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Обучение и воспитание в этих учреждениях ведется с учетом функционального состояния здоровья , а также с учетом их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. В штате данных учреждений обязательно должен быть ортопед, психоневролог, физиотерапевт, инструктор ЛФК и массажист. Цель данных учреждений: преодоление функциональных двигательных нарушений и подготовка воспитанников к самостоятельной профессионально-трудовой деятельности.
Учреждения седьмого вида - специальные коррекционные образовательные учреждения, для детей с ЗПР. Цел данных учреждений – коррекция недостатков психофизического развития и коррекция (индивидуальная, или групповая), вызывающих не успеваемость в массовой школе. Дети с ЗПР могут обучаться в классах коррекции.
Учреждения восьмого вида – коррекционное ОУ для детей с умственной отсталостью. Направляются и принимаются в эти учреждения дети с олигофренией в степени дебильности, не осложнённой формы. Основная цель данных учреждений: физическое, умственное и нравственное развитие, а также под\готовка к обученб во вспомогательной школе с учетом индивидуальных особенностей. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на превенцию вторичных нарушений. Для обучения и воспитания таких детей открыты специальные школы-интернаты, при этом, за 9 лет обучения в таких школах, они рассматривают программу по отдельным клиентам свойственным 5-6 классам массовой школы. Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболеваниями помещаются в психоневрологическими диспансеры
Существуют еще логопедические учреждения, для детей с речевыми нарушениями, которые относятся к системе образования и системе здравоохранения. Логопедические кабинеты создаются в поликлиниках, создаются специальные логопедические детские сады и логопедические группы. Также логопедические пункты создаются и в массовой школе.
Категориально-понятийный аппарат коррекционной педагогики.
Воспитание – целенаправленный систематический процесс взаимодействия взрослого и ребенка. С целью формирования личности ребенка, в соответствии с действующими в обществе социокультурными нормативами поведения.
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия обучающегося и педагога, с целью передачи ЗУНов. Обучение – основное средство подготовки к жизни и труду.
Развитие личности – сложный процесс духовного роста, совершенствования качественного изменения во всех значимых для личности сферах. Развитие не типичного ребенка, в большей степени, чем развитие ребенка с нормой, зависит от формально организованного обучения. При обучении и воспитании аномальных детей учитывается зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития – запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которую он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует при помощи взрослого. Согласно Выготскому, зона ближайшего развития определяет не только возможности, но и перспективу его психического развития. Зона актуального развития – руководства взрослого уже будут не нужны, человек самостоятельно решает свои задачи. Любое обучение ведет за собой развитие и опирается на сформированные функции. Любое обучение должно опережать развитие.
Специальная дидактика – данное направление изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекционной педагогики, выявляет закономерности, которым подчиняется процесс обучения нетипичных детей. Задача специальной дидактики – обработка подаваемого аномальным детям учебного материала. По мнению Гласовой Т.В., центральная задача коррекционной педагогики будит заключаться в определении тех условий, обучение и воспитание, которые, наиболее адекватно учитывают особенности развития не типичного ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся отклонений.
Коррекция – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление, или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями.
Компенсация – замещение, перестройка нарушенных (недоразвитых) функций организма и приспособление организма к изменившимся негативным условиям существования.
понедельник, 17 сентября 2012 г.
Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности человека. Компенсация может быть рассмотрена как проявление биологической приспособленности организм, в этом случае она устанавливает равновесие с окружающей средой. Если мы говорим о компенсации пораженных функций у человека, она своеобразна, т.к. развивается личность и в основе компенсации лежит единство биологических и социальных явлений.
У детей с отклонениями в развитии в ходе компенсации формируются новые условные связи, а также корректируются, или ослабляются нарушенные функции. Специфическое развитие нетипичных детей происходит на фоне активизации защитных сил. И мобилизации резервных возможностей организма.
В этой связи Л.С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс (плюс – компенсация). При этом, оптимальное развитие сохранных функций (органов) замещающих пораженные системы, достигается за счёт активного функционирования сохранных органов, или систем, в развитии ребенка с нарушениями, ведущую роль играют не первичные дефекты, а вторичные и третичные социокультурные последствия, т.е. социально-психологическая реализация.
Соотношение первичного и вторичного дефекта
Группа нарушений
Первичный дефект
Вторичный дефект
Нарушения зрения
Нарушение зрительного анализатора
Ориентация в пространстве
Двигательные нарушения
Нарушения слуха
Нарушение слухового аппарата
Нарушение речи
Нарушение мышления
Нарушение социализации
Нарушения речи
Нарушение речевого аппарата
Нарушения интеллекта
Нарушение двигательного аппарата
Нарушение двигательных функций
Нарушение коммуникативной функции
Процессы компенсации не в состоянии выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения. Чем раньше начинается психолого-педагогическое воздействие, тем успешнее проходит процесс компенсации.
Для некоторых групп детей с проблемами, пределы компенсации ограничены.
Декомпенсация – утрата компенсаторного эффекта.
Рецидивы функциональных нарушений приводят к неустойчивости и ослаблению психических процессов, поэтому, такой ребенок нуждается в охранительном режиме и ограничении учебной нагрузки.
Успешное протекание компенсаторных процессов у детей с проблемами в развитии зависит от следующих условий:
Правильно организованная система образования. Дифференцированное построение сити специальных образовательных коррекционных учреждений, применение методов коррекционно-реабилитационной работы и их чередование.
Учет индивидуальных и типологических особенностей нетипичных детей.
Формирование и поддержание правильных межличностных отношений в коллективе
Правильная организация режима учебной работы (и отдыха)
Использование наглядности и технических средств
Интеграция – включение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в окружающую среду, в обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализацией и социокультурного статуса.
Наиболее оптимальная интеграция происходит в обучении.
Абилитация – комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых ресурсов и на усиление имеющихся.
Реабилитация – восстановление имеющихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни, или изменении в условиях жизнедеятельности.
Социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды, путем усиления и принятие целей, ценностей и норм повеления. У не типичных детей, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социумом. Кроме этого, снижена способность адекватно реагировать на изменения и на усложняющиеся требования.
Промежуточным звеном между адаптацией и аномией выступает дезадаптация.
Методы педагогических исследований.
Принцип – руководящая идея, основное правило
Принцип комплексности заимствования форм, методов, средств
Принцип комплексности изучения не типичных людей (одного ребенка изучают разные специалисты.
понедельник, 24 сентября 2012 г.
Методы педагогического исследования.
Метод – прием, способ, или образ действия.
Методы исследования – представляют собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений (по Баванскому).
По источникам накопления информации, методы делятся на методы изучения теоретических источников и на методы анализа реального педагогического процесса. По способу обработки и анализу данных, методы бывают количественного и качественного анализа.
Основные классические методы – наблюдение и эксперимент.
В специальной коррекционной педагогике используются такие методы, как метод рейтинга (является ценным для изучения педагогической деятельности), как только внедряется этот метод, внедряются эксперты, которые оценивают учебно-воспитательную деятельность не типичных детей.
Метод обобщения независимых характеристик – обработка информации, поступившей на ученика (поступает из разных источников).
Биографический метод – суть метода заключается в том, что исследования субъективны сторон жизни определенного человека, на основе анализа его медицинских карт и других документов.
Метод педагогического эксперимента – активная форма познания объективной действительности, когда явления изучаются в естественной, либо лабораторной среде.
С учетом использования различных методов исследования, мы обозначаем принцип комплексности применения различных методов.
Дизонтогенез
Термин дизонтогения обозначает отклонения организма, от нормального развития. Данный термин ввел Швальбе в 1927 году.
Характеристики дизонтогенеза:
При нем нарушается последовательность формирований психической деятельности. Развитие при дизонтогенезе определяется наличием частного, или общего дефекта. Частный дефект обуславливает дефицитарность отдельной функции (например речи) и компенсируется сохранностью всех других функций.
Общий дефект влияет на все стороны психического развития, и компенсация может не наступить.
Наличие частного дефекта, и наличие общего дефекта.
Время поражения – объем поражения наиболее выражен на ранних сроках беременности. Чем раньше (особенно первый триместр беременности), тем серьезней будит нарушение у ребенка.
Чем раньше произошло повреждение нервной системы, тем вероятнее явление недоразвития. Более поздние повреждения, чаще характеризуются распадом психических функций.
Взаимодействие между первичным, и вторичными дефектами.
Первичный дефект, вытекает непосредственно из биологического характера болезни. Вторичный дефект, возникает опосредованно в процессе аномального социального развития.
Нарушение межфункциональных связей: явление изоляции и патологической фиксации. Под изоляцией понимается зацикливание функций в своём развитии. Патологические связи вызывают явление асинхронии, т.е. не завершенность развития отдельных процессов, либо акселерация отдельных функций.
Причины дизонтогенеза
Под причиной «отклонение в развитии», понимают воздействие на организм какого-либо фактора, который определяет специфику поражения.
Выделяют четыре группы причин:
Генетические хромосомные причины. Наследственная патология.
Внутриутробная (перинатальная) патология – связана с теми вредностями, которые воздействовали на организм матери. К внутриутробным патологиям относят иммунологическую не совместимость матери и плода, заболевания, которыми болеет мать (в т.ч. краснуха). Патологическое протекание беременности, как внутриутробный фактор. Инфекции. Воздействия лекарств и алкоголя. Гипоксия плода (кислородное голодание). Экология.
Натальная патология (повреждения при родах). Стремительны роды, затяжные роды. Механические травмы, не правильное положение плода.
Постнатальная патология – поражения после двух, трехлетнего возраста. Причины могут носить органический, или функциональный характер. К причинам органического характера мы относим: нейроинфекции: энцефалиты, менингиты, полиомиелит. Воспалительные заболевания коры головного мозга (вследствие скарлатины, кори, ветряной оспы).
Функциональные. Черепно-мозговая травма. Длительные соматические, или хронические заболевания.
Классификация психического дизонтогенеза.
Тип дизонтогенеза
Вариант дизонтогенеза
Общее недоразвитие (умственная отсталость, шизофрения)
Интеллектуальный вариант дизонтогенеза
Задержанное развитие (ЗПР)
Поврежденное развитие (на примере деменции)
Дефицитарное развитие
Моторный (ДЦП), Сенсорный (слух, зрение, нарушение речи)
Дисгармоничный
Эмоциональный (психопатия, невроз)
Искаженное развитие (Ранний детский аутизм – РДА)
–
понедельник, 1 октября 2012 г.
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями – дети, имеющие различные отклонения психического, или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития и не позволяют детям вести полноценную жизнь.
Наличие того, или иного дефекта (или недостатка) не предопределяют, с точки зрения общества, неправильного развития. Потеря слуха на 1 ухо, или потеря зрения на 1 глаз, не обязательно будит означать, что у ребенка будит отклонение в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются в специальных коррекционных учреждениях. Л.С. Выготский, отмечает, что дефект (физический, или психический) может влиять положительно на личность ребенка.
Дефект, по мнению Выготского, стимулирует повышенное стремление и движение вперед, помогает преодолевать трудности. В различных видах деятельности, у нетипичных детей необходимо поддерживать мотив сохранения успеха. В тех видах деятельности, которые связаны вторично с дефектом, необходимо поддерживать мотив достижения результативности.
Самооценка нетипичных детей, также имеет определенные особенности. Неадекватная самооценка таки детей встречается чаще. И очень часто, в обществе, достижения таких людей сравнивают с нормой людей с физическим здоровьем.
Психологическая работа ведется на профилактику комплекса неполноценности. Акцент ставится только на достижение результатов. Помощь не типичным детям должна быть направлена на развитие сохранных функций, особенно тех функций, которые находятся на сенситивном периоде своего развития, а также на воспитание самостоятельности и как можно меньшей зависимости от окружающих.
По классификации Лапшина и Пузанова, к основным категориям аномальных детей относятся:
Дети с нарушением слуха.
Дети, с нарушением зрения.
Дети, с нарушением речи (логопаты).
Дети, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Дети, с умственной отсталостью.
Дети с ЗПР.
Дети с нарушением поведения и общения.
Дети с комплексными нарушениями (сложными дефектами).
В зависимости от характера нарушений, одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения, воспитания. Другие, могут сгладиться. А третьи, могут только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяются особенностями ЗУН, а также формой педагогической работы.
Структура дефекта влияет на практическую деятельность ребенка.
Социокультурный статус ребенка во многом определяется, как наследственными и биологическими факторами, а также, социальной средой жизни ребенка. По мнению Выготского, педагогу приходится иметь дело не столько с биологическими факторами дефекта, сколько с их социальными последствиями. Ближайшее социальное окружение ребенка – его семья, может применять следующие схемы отношений (Соммерс):
Принятие ребенка и его дефекта. Такие родители принимают дефект своего ребенка, объективно его воспринимают, и, по отношению к ребенку проявляют преданность и адекватность воспитания.
Реакция отрицания. Наличие дефекта отрицается родителями.
Реакция чрезмерной защиты. Родители испытывают жалость, сочувствие, по отношению к ребенку проявляется чрезмерная опека.
Скрытое отречение. Ребенок начинает отрекаться. Дефект ребенка считается позором. Отрицательное отношение к ребенку маскируется чрезмерно заботой, предупредительным воспитанием. Родители стараются быть хорошими для ребенка.
Открытое отречение. Ребенок открыто, с отвращением воспринимается, родитель полностью осознает свои негативные чувства, как форма защиты родителя – обвинения в адрес педагогов, врачей, общества в целом.
Развитие личности не типичного ребенка обуславливается не столько дефектом, сколько отношением со стороны общества. Потребность в оценке, является одинаковой, как для нормальных, так и для не типичных детей.
На развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять 4 фактора:
Вид (тип) нарушения.
Степень и качество первичного дефекта.
Срок возникновения первичного дефекта.
Окружающая среда (социокультурная и психолого-педагогическая).
Дефицитный тип дизонтогенеза связан с первичной недостаточностью моторной, или сенсорной сферы. Нарушения в сенсорной сфере предполагают нарушения какого-либо анализатора (зрения, слуха, речи). Развитие в условиях дефицита какого-либо анализатора, носит название сенсорной депривации.
Дети с сенсорными нарушениями подразделяются на глухи и слабо слышащих, а также слепых и слабо видящих. Недоразвитие органов слуха, или зрения лишает ребенка источников получения информации, что сказывается на психическом развитии, и на физическом.
Дети, с нарушениями слуха
Ведущим фактором возникновения глухоты, в 50% случаев является – генетический. Основной причиной отставания в умственном развитии, у детей с недостатками слуха, является нарушение развития речи. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха, а также, от времени возникновения слуховой аномалии. Врожденная глухота, сопровождается грубым нарушением речи.
Глухие дети делятся на две группы:
Рано оглохшие
Поздно оглохшие
Слабо слышащие делятся. В свою очередь на детей:
С относительно сохранной речью
С глубоким недоразвитием речи
Не большой дефект слуха предполагает самостоятельное овладение речью.
Отсутствие специального обучения приводит к немоте.
Социокультурная адаптация детей с нарушением слуха в 40% случаях осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами. Такие дети замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на обнаружение дефекта. Их речь характеризуется. Их речь характеризуется количественной недостаточностью, и качественным своеобразием. Кроме того, у таких детей отмечается нарушение звука-буквенного состава слов. Другие звуки воспринимает не правильно, отчетливо могут слышать только ударные части слова.
Для таких детей создаются специальные образовательные учреждения, обучение таких детей осуществляют сурдопедагоги.
Дети с нарушениями зрения.
В возникновение данного нарушения, наследственному фактору уделяется 15-17%.
Классификация зрительной патологии:
Тотально слепые – люди частично видящие и слабовидящие
понедельник, 8 октября 2012 г.
Сенсорное недоразвитие.
При слабовидении, зрительное восприятие ограничивается и отличается замедленностью, узостью обзора.
При слабовидении недостаточная четкость и яркость образов. Наблюдается искаженность предметов.
При врожденной слепоте, ребенок не получает никакого запаса зрительных образов.
Первые манипуляции с игрушками, появляются у таких детей только на втором году жизни.
Слепота приводит к задержке развития моторной сферы, кроме этого, психические особенности слепых детей будут следующими:
Слабость абстрактно-логического мышления
Ограниченность знаний и представлений об окружающих
Преобладание общих знаний над конкретными
Малый объем чувственного опыта
Формальный словарный запас
Не достаточная предметная соотнесённость со словами
Дети с нарушением речи.
Объединяет речевые нарушения наличие стойкого системного недоразвития речи.
При нарушениях речи страдают все стороны: Фонетико-фонематический строй речи, грамматический, лексический.
Причины речевых нарушений: органические поражения речевых хон коры больших полушарий головного мозга, на разных стадиях онтогенеза.
Существует классификация речевых нарушений:
В современной логопедии существует две классификации:
Клинико-педагогическая
Нарушения голоса, и произносительной стороны речи (заикание, или лого невроз; дислалия; дисфония; ринолалия)
Нарушения внутреннего оформления высказывания (алалия, афазия – полная, или частичная утрата сформированной речи)
Нарушения письменной речи (дисграфия – частичное специфическое расстройство письма; дислексия)
Педагогическая. Учитывается речевой дефект для логопедического воздействия. Смотрят словарный запас ребенка и грамматический строй речи
Нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи)
Нарушения коммуникативно функции речи (заикание)
Направления коррекционной работы:
Исправление недостатков произношения
Преодоление фонематического недоразвития
Развитие лексико-грамматических средств языка
Задачи педагога:
Уточнение пространственно-временных представлений.
Расширение словарного запаса.
Формирование связанного высказывания.
Посещение логопеда.
Соблюдение единого речевого режима.
Моторное недоразвитие:
ДЦП, развивается в результате поражения головного, или спинного мозга в перинатальный, или натальный период.
Большую группу причин ДЦП составляют черепно-мозговые травмы. ДЦП возникает в результате асфиксии, в этом может быть результат стремительных, или затяжных родов. На 10000 младенцев, рождается детей с ДЦП (от 2х до 6и).Различают три степени тяжести ДЦП:
Легкая – физический дефект позволяет свободно передвигаться и пользоваться городским транспортом, имеются все навыки самообслуживания. При средней степени – люди нуждаются в частичной помощи окружающих.
Средняя Чаще всего помощь нужна при передвижении и самообслуживании.
Тяжелая – целиком зависят от окружающих
ДЦП не является наследственным заболеванием. Основной симптом ДЦП – двигательные расстройства. Они могут наблюдаться в одной конечности (монопорез – обездвиживание одной конечности, или моноплегия). Двигательные расстройства могут наблюдаться на одной половине тела.
Частичным клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение.
Психическое развитие детей с ДЦП имеет определенные особенности: непропорциональность развития высших психических функций.
Удовлетворительный уровень развития абстрактно-логического мышления.
Недостаточность пространственных представлений.
Нарушение умственной работоспособности.
70% детей с ДЦП имеют ЗПР
Норма интеллектуального развития наблюдается у 70% с ДЦП
20 % детей с ДЦП имеют низкий уровень интеллектуального развития
Группы нарушений опорно-двигательного аппарата:
Люди, которые страдают остаточным проявлением периферических параличей и парезов. В эту группу патологий будут относиться изолированные дефекты кисти, или стопы и легкие проявления сколиоза.
Люди, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными поражением костно-мышечной системы. У таких людей сохранны все двигательные процесс, но имеются поражения костно-мышечной системы.
Люди, с последствиями полиомиелита, и церебральными параличами.
Интеллектуальный вариант дизонтогенеза:
ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития. Подчеркивает временный характер нарушения. Уровень психо-физического развития не соответствие паспортному возрасту ребенка.
Причины ЗПР: дефекты конституции ребенка (гармонический инфантилизм, соматические заболевания, органические поражения ЦНС). Отягощающими факторами служат не благоприятные социокультурные условия воспитания.
понедельник, 15 октября 2012 г.
Деятельность с задержкой психологического развития. Психолого-педагогические характеристики.
Причины и механизмы слабо выраженных отклонений. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.
ЗПР – особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка.
Классификация ЗПР по Певзнер :
Психофизический инфантилизм, с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте.
Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности.
Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, но осложненный нейродинамическими нарушениями.
Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
Причины, приводящие к ЗПР по Певзнер и Власовой:
Неблагоприятное течение беременности.
Патология родов.
Социальные факторы. (Педагогическая запущенность).
Классификация Лебединской:
Конституциональный тип ЗПР
Соматогенный
Психогенный
Церебрально-органический генез
Признаки Минимальной Мозговой Деятельности: повышенная утомляемость; специфические особенности нарушения внимания и памяти; плохая переносимость шума, плохая переносимость яркого света, головные боли, усталость; к концу рабочего дня наблюдается расторможенность, или перевозбуждение; возможны трудности в обучении; отклонения на поведенческом уровне.
Факторы риска
Поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью. Первые роды.
Паталогическое течение предыдущей беременности.
Психо-социальные факторы (нежелательная беременность, факторы риска большого города)
Наличие сихических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье.
Низкая (чрезмерная)масса ребенка при родах
В зависимости от эмоционального фона можно выделить 2 вида органического инфантилизма:
Неустойчивый (расторможенность, неустойчивость)
Тормозимый (преобладает пониженный фон настроения, вялость ребенка, нерешительность, боязливость, физическая слабость, робость)
ЗПР церебрального генеза делится на 2 вида: органический инфантилизм; ЗПР с преобладанием функциональных нарушения познавательной деятельности (доминирующих) – неврозоодобные и психоатоподобные синдромы, нейродинамические расстройства, дефицитность корковых функций, состояние граничащее с умственной отсталостью.
Особенности развития познавательной сферы деятельности детей с ЗПР
Внимание. В психолого-педагогических исследованиях разных авторов отмечаются особенности внимания у детей с ЗПР.
Неустойчивость внимания, которая ведет к снижению продуктивности деятельности и свидетельствует о не действии нервной системы
Сниженная концентрация
Снижение объема внимания
Сниженная избирательность внимания
Сниженное распределение внимания
«Прилипание внимания»
Повышенная отвлекаемость
Память – ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания
Не точность воспроизведения и быстрая утеря информации
Страдает вербальная память
Мышление – отмечается подражательный характер деятельности детей, не сформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций.
Речь – дефекты звукопроизношения; недостатки фонематического восприятия; дизартрия; ограниченный словарный запас; затруднены словообразовательные процессы.
Особенности образа «Я» - страдает сфера коммуникации. Проблемы формирования нравственно-этической сферы (страдает сфера социальных эмоций. Дети слабо ориентируются в нравственно-этических формах поведения. Затруднено социальное развитие ребенка.
Классы коррекционно-развивающего обучения
Систематическое медицинское наблюдение, общеукрепляющее специфическое лечение.
Создание щадящего охранительного режима. Необходимо учитывать колебания работоспособности и повышенную утомляемость.
Не перегружать астенизированных школьников больших объемом домашних заданий и СРСок.
К трудным вопросам необходимо подходить через усвоение облегченных заданий и усложнять материал постепенно.
Учитывать неуверенность и страх перед опросом.
Создавать доброжелательные отношения к ученику через снятие психического напряжения.
Учитывать болезненное отношение к своим неудачам и оценкам. Избегать делать замечания в присутствии сверстников.
Регламентировать учебную работу и отдых, как в школе, так и дома.
Сокращать время выполнения домашних заданий за счёт обучения приёмам тайм-менеджмента
Умственная отсталость
Умственная отсталость (олигофрения) – это стойкое нарушение познавательной деятельности, в следствии органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет разнообразные формы патологии. Все эти формы патологии будут характеризоваться недоразвитием когнитивной сферы, высших психических функций, а различаться будут по итеалогии, локализации, по патогенезу, по клиническим проявлениям.
Причины умственной отсталости:
Врожденные. Генетически обусловленная умственная отсталость (олигофрения) в 70% случаев (врожденные нарушения обмена аминокислот, металла, солей, жиров и углеводов). Особую группу генетически пороков представляют наследственные дефекты, сочетающие слабоумие с поражением костной системы, мышечной системы и Сердечно-сосудистой. А также, органами слуха и зрения. Внутриутробные поражения – перинатальные, обусловлены вирусными инфекциями, а также травмами. Определенное значение для формирования умственной отсталости имеют такие заболевания, как сифилис, токсоплазмоз. Олигофрения – стойкое необратимое, непрогредиентное нарушение позновательной деятельности, в следствии органического поражения коры головного мозга, от момента зачатия, до 2х-3х лет. Термин умственной отсталости (олигофрения) ввел Крепелин в 1915 году. При олигофрении, нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов. Ослабленно внутреннее активное торможение. Часто нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения. С преобладанием одного из них. Это приводит к инертности временных связей, которые возникают в коре головного мозга. Для олигофрении характерно отсутствие нарастания интеллектуального дефекта, тотальное недоразвитие нервно-психических функций, в особенности абстрактно-логического мышления. Эмоционально-волевая сфера характеризуется малой выразительностью и смазанностью эмоциональных проявлений. По степени выраженности дефекта различают следующие формы олигофрении:
Дебильность – наиболее легкая и часто встречающаяся форма олигофрении. Коэффициент интеллекта от 50 до 70. Данные обучающиеся проходят обучение в учреждениях 8го вида. При отсутствии отягощающих интеллектуальную недостаточность расстройств, при раннем начале педагогических мероприятий, социокультурный статус такого ребенка благоприятный. Мышление носит наглядно-образный характер, дети овладевают несложной профессией. Очень часто у таких людей наблюдается высокий уровень творчества. Повышенная внушаемость характерна для дебилов, попав под негативное воздействие легко переступают черту закона, при этом несут уголовную ответственность.
Имбецильность – IQ 20-49. При данной степени умственной отсталости отчетливо выявляются нарушения психо-физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа и скелета (бутылка-образная голова). Глубокие нарушения восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, эмоционально-волевой стороны развития не позволяют обучаться даже по специальным коррекционным программам. Основной тип мыслительной деятельности – наглядно-практический. Словарный запас, по сравнению с дебилами ограничен количественно и качественно. Названия окружающих их предметов имбицилы усваивают. Почти у всех имбицилов наблюдаются речевые нарушения. Данная форма детей научается читать побуквенно, умеют писать свои ФИО, год рождения и домашний адрес. Выполняют простые арифметические действия (сложение и вычитание в пределах 20), умножение и деление для них недоступно. Овладевают самыми простейшими трудовыми навыками. У данного типа детей сохранны навыки самообслуживания. По эмоциональному состоянию имбицилов можно разделить на 2 группы: 1. Добродушные и послушные (доминирует хорошее настроение), 2. Подавленные, агрессивные и раздражительные.
Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении, IQ менее 20, характеризуется нарушением психического и физического развития, эндокринными расстройствами, выраженные деформации в строении черепа и скелета, у многих детей идиотов отмечаются расстройства стояния и ходьбы. Наблюдаются стереотипные ритмические движения. Характерные нарушения моторики, особенно мелкой, нарушена координация движений, ориентировка в пространстве. Речь может ограничиваться криком, или не членораздельным бормотанием. Осмысление окружающего недоступно, навыки самообслуживания не формируются. При более легких формах идиотии, больные произносят отдельные слова, или фразы, но при этом речевая активность ограничена и медленно развивается. Перцептивные реакции больных идиотией отсутствуют, либо наоборот резко повышены. Эмоциональные реакции связаны только с чувством удовольствия и не удовольствия. Положительные эмоции проявляются в виде крика, отрицательные – проявляются в агрессии, которая также может быть направлена на самого себя. Данная категория людей нуждается в постоянном наблюдении, уходе, и с согласия родителей направляются в дома-интернаты.
Приобретенные (Деменция).
понедельник, 29 октября 2012 г.
Деменция
Деменция – стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности, в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы, в результате органических и воспалительных заболеваний мозга, а также черепно-мозговых травм. Деменция возникает в следствии повреждения нормально сформированного мозга. Приобретенный интеллектуальный дефект необратим. Если деменция возникла рано (до 2х лет), то её очень сложно отличить от олигофрении.
Интеллектуальный дефект, в форме деменции, часто связан с эпилепсией, энцефалитом, шизофренией.
Выделяют две формы деменции:
Деменция резидуально-органического характера (деменция связана с непрогредиентными состояниями). Данная форма деменции возникает вследствие черепно-мозговой травмы, менингита и энцефалита.
Деменция текущего характера (заболевания имеющие прогридиентный характер). Причины – психические заболевания (шизофрения, эпилепсия, сифилис головного мозга),
Признаки деменции
Вызванное нарушение умственной работоспособности.
Нарушение внимания, памяти, регуляции поведения, личностные расстройства. Отсутствие критики и примитивность эмоций.
Не соответствие между знаниями и возможностью их реализации. Дети перенесшие травмы будут отличаться следующими особенностями: Для них свойственна психофизиологическая истощаемость (усталость); степень умственной отсталости не значительна. Из-за высокой утомляемости нарушается внимание и память, следовательно, ребенок не может справиться с заданием. Такие дети характеризуются раздражительностью, вспыльчивостью, грубым отношением со сверстниками и взрослыми, обучаются такие дети в специальных школах, но, если недостаток проявился до трех лет, то возможна компенсация.
Для детей перенесших энцефалит, будит свойственно: раздражительность, расторможенность, не критичность, внушаемость, снижение мыслительных способностей, нарушение внимания. Особенность людей перенёсших укус энцефалита: смазанность речи, эмоциональная сфера мало подвижна, как правило такие люди апатичны. Работают с такими детьми психоневрологи и психологи.
Синдром Ретта: - форма деменции, встречается только у девочек. Один случай на 12,5 тысяч. Возраст возникновения синдрома – 12-18 месяцев. Для данной формы деменции свойственно: девочка теряет речевые и локомоторные навыки. Начинает пользоваться простыми словами, нарушается понимание речи. Предметно-манипулятивные навыки теряются, снижается точность движения, наблюдаются стереотипные движения, неадекватный смех, малоподвижная мимика, интеллектуальная недостаточность. Исследователи установили, что данный синдром – результат генетически обусловленной дисфункции НС.
В отличие от олигофрении, деменция имеет место на более поздних этапах развития. И выступает, как поздняя форма умственной отсталости, поэтому, определенное время, дементный ребенок развивается на здоровой основе, что будит способствовать компенсации приобретённого дефекта. Олигофрения – носит тотальный характер. Деменция носит мозаичный характер (страдают отельные функции головного мозга и отдельные качества). При олигофрении, в процессе коррекционного обучения и воспитания наблюдается положительная динамика развития. При деменции, особенно если деменция в форме текущего заболевания, состояние может ухудшаться. При определённых формах деменции может наблюдаться слабоумие.
Депривационные феномены как причина и как следствие нарушенного развития.
Депривация – лишение. Депривационные феномены представляют собой многообразные изменения состояния сознания, а также различные варианты нарушений хода нормального развития. При определении депривации, говорится о процессе блокирования потребностей. В этой связи мы отмечаем потребность к двигательной активности, в новых впечатлениях. В данном случае мы говорим о перцептивных потребностях.
Депривация может быть материнская. Материнская депривация возникает из-за недополученния материнской любви и является причиной неврозов в будущем.
Материнскую заботу, можно условно разделить на ряд составляющих:
Кормление
Уход
Прижимание к себе
Улыбка
Теплота
Депривация может быть коммуникативной, кинестетической, эмоциональной. У ребенка, лишенного в первые годы жизни общения с матерью, замедляется отставание в темпах физического развития, умственного, речевого и эмоционального. Таким детям свойственна затрудненная социальная адаптация и поведенческие нарушения. Таким образом, деривационная ситуация является причиной выраженных отклонений в развитии ребенка.
Депривация может одновременно выступать как причина, и как следствие дизонтогенеза. Ребенок, проявляющий признаки нарушенного развития, испытывает на себе несколько видов лишений: Исходная депривационная ситуация связана с основным видом нарушений. Поэтому, для большинства детей с проблемами развития дошкольного возраста свойственна коммуникативная депривация. Наблюдаются ситуации эмоциональной депривации, которые обусловлены своеобразным личностным развитием родителей.
Проблема профилактики депривационных ситуаций актуальна в практическом плане для всех специалистов. Репрезентация мира в сознании детей с отклонением в развитии, характеризуется бедностью и однообразием.
понедельник, 12 ноября 2012 г.
Искаженный вариант дизонтогенеза
Искаженное психическое развитие на примере раннего детского аутизма (РДА).
Данной проблемой занимались 2 корифея: Лебединская и Никольская (труд «Диагностика РДА»).
Аутизм – отрыв от реальности, уход в себя и отсутствие, или парадоксальность реакции на внешние события. Кроме того, это сверх ранимость в контактах со средой (Лебединская).
Аутизм, как симптом встречается при многих психических расстройствах. При РДА, отдельные психические функции развиваются замедленно, другие же наоборот ускоряются.
Для ребенка с РДА характерен, иногда не по возрасту богатый словарный запас, который сочетается с не развитой коммуникативной речью.
Для детей и взрослых характерны аутические черты характера. По критериям, разработанным ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), при аутическом расстройстве отмечаются:
Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия.
Нарушения способности к общению.
Стереотипные модели поведения, интересов и деятельности.
Аутизм встречается чаще, чем изолированная слепота и глухота вместе взятые, он при этом, данные статистические о распространенности данного заболевания не однозначны:
Чётко не определены диагностические критерии, т.к. это может быть показателем психического заболевание.
Различие в оценке возрастных границ синдрома.
Различие в понимании причин РДА, в протекании РДА.
На 10000 новорожденных, рождается 15-20 детей с РДА. У мальчиков, аутизм встречается чаще, чем у девочек.
Причины РДА:
Генетический фактор. Срабатывает не один вид ген, а группа генов, в результате рождается ребенок с РДА. Генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенность к её развитию. Реализуется при наличии провоцирующего фактора.
Органическое поражение ЦНС.
Психогенный фактор. Неблагоприятные условия развития. Психогенный фактор может быть:
Манифестным для любой формы РДА.
Вносить вклад в формирование третичных образований РДА.
Служит причиной вторичной аутизации , при сенсорных дефектах.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с РДА
Л. Каннер – изучает аутизм в 1943м году и говорит, что основная триада симптома аутизма следующая:
Аутизм с аутическими переживаниями.
Стереотипное однообразное поведение, с элементами одержимости.
Своеобразные нарушения речевого развития.
Аутизм, наиболее ярко проявляется в 3-5 лет.
Характерные проявления аутизма:
Младенец не фиксирует взгляд на глазах взрослого, смотрит в сквозь, или поверху.
Первая улыбка к двум месяцам – существует сама по себе и не адресуется кому-то конкретному.
К окружающим, аутичный ребенок относится индифферентно: на руки не просится, предпочитает находится в кровати, на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается в напряжении, легко идёт на руки к другим людям. Своих близких, аутичный ребенок узнает, но эмоциональной реакции не проявляет.
К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно терпит ласку окружающих, либо проявляет неприязнь.
Не переносит изменения режима питания, жизни, либо совершенно безразличен ко всему.
В 1-2 года наблюдается парадоксальное отношение к одушевленному и не одушевлённому. Нарушается контакт с детьми (ребенок не может установить отношение со сверстниками). К двухлетнему возрасту, у детей с РДА отсутствует реакция на слова.
Феномен тождества
Многократное повторение одних и тех же действий, движений. Стремление к жесткому постоянству в бытовых привычках. Повторение одних и тех же звуков (или слов). Ритмичное постукивание по окружающим предметам. Кроме того, стереотипность проявляется в игре (игра типично однообразная, из одних и тех же действий). Игрушки использует не по назначению. Не равномерность развития моторики. Движения у таких детей угловатые, выраженные. Движения не соразмерны по силе и амплитуде, причем более сложные движения, ребенок аутичный выполняет легче и проще, чем простые. Очень рано появляются страхи. Страхи не конкретные и появляются на уровне тревоги и беспокойства. Страхи у таких детей, как правило снять нельзя, они не поддаются коррекции, а лишь усиливаются. Когда страх усиливается, он переходит в область невроза.
Аутические фантазии:
Оторванность от реальности. Искаженная связь с окружающими.
Особенности речевого развития – в речи может проявляться мутизм (отсутствие речи), эхолалия (повторение слов и фраз), большое количество слов-штампов и фраз-штампов. Позднее проявление личных местоимений. Нарушение грамматического строя речи и звукопроизношения.
Когнитивное развитие детей с РДА
Отличается высокой развитостью отдельных процессов. Некоторые исследователи отмечают интеллектуальную недостаточность у детей с РДА.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ