Особенности обучения письму и чтению леворуких детей старшего дошкольного и младшего школьного в 2

Левша -человек загадка?

                   «Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.»

 

    Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой -  правое. Ученые выделили степень доминирования: сильно выраженное ( «стопроцентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженное ( м.б. 1-2 признака «левшества» - ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая). Есть люди, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами – амбидекстры.  Таких людей немного, но по исследованиям ученых,  их количество постоянно растет. 

        Если человек – «стопроцентный» правша, у него наблюдаются такие признаки :

        Пишет и выполняет большинство  действий, особенно сложных, правой рукой

        Трубку телефона прикладывает к правому уху

        Ведущие глаз, ухо – правые

        Ведущая нога тоже правая ( она толчковая, с нее человек начинает идти)

    Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют «скрытыми левшами».

   Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей  несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

     Большинство людей являются «частичными» левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

     У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами.  Считается, что до года  закладывается основа развития мозга , а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша – ведущая.

   Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей

    ( хотя они полностью не доказаны и спорны):

        Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов , среди которых  малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды , применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного, т.д.)

        Особенности воспитания ( когда взрослые перекладывают ложку в «правильную» руку, наказывают за проявления леворукости)

        Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.

Гена, отвечающего за левшество/ правшество пока не найдено. И на вопрос «Откуда берутся левши?» нет точного ответа.

  

                       За что «отвечают» полушария?

     Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь ( примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно ( т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах . Отвечает за эмоции, интуитивные способности, «помогает» понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции ( ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

    Любая деятельность «делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга. 

 

Какие проблемы возникают  у детей – левшей и амбидекстров ( оба полушария работают одинаково).

        Обучение письму,  грамоте  рассчитано на праворуких детей, жесткие требования ( класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться , нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают  грамматические ошибки.

   Часто дети в начале освоения навыков  письма изображают буквы, цифры зеркально ( «Е» и «З», «6» и «9», т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за «правильность» не стоит.

   Обычно дети-левши хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и ( у каждого индивидуально) возникают проблемы.

   Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

    Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом  особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

 

 


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ