Отчет по результатам тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 67 «Яблонька»












Отчет

по результатам тематического контроля

«Организация воспитательно-образовательной работы по

нравственно - патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста»









подготовила

старший воспитатель

Евсевьева Елена Николаевна













Вологда

2015 г.

В МДОУ «Детский сад № 67 со 02.03.2015 г. по 13.03.2015 г. старшим воспитателем Соловьевой Е.Н. осуществлялась тематическая проверка по следующим направлениям:

  • наблюдение педагогического процесса;

  • оценка профессиональных умений воспитателя;

  • анализ средовых условий в группе;

  • наличие и анализ планирования воспитательно-образовательного процесса;

  • анкетирование педагогов;

  • оценка форм взаимодействия с родителями воспитанников по данной проблеме.


Во всех возрастных группах педагогами проведена большая работа по данному направлению:

  • собран обширный материал по данной теме (книги, иллюстрации, карты, альбомы, картотеки, тематические папки, художественная литература, портреты известных людей, защитников города, края и т.п.);

  • с детьми проведено: НОД, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;

  • организована работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации, наглядная информация, проведены совместные мероприятия (экскурсии к памятным местам города, утренники «Наши защитники», «Мама милая моя», тематические беседы); родители привлекались к изготовлению тематических папок, альбомов, рисунков, поделок, созданию фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города, края.


Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка».

Родителям предлагалось ответить на такие вопросы, как:

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

  2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?

  4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами?

  5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?

Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. 28% ответивших на анкеты, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.

При ответе на вопрос о возможности патриотического воспитания в детском саду, все родители (100%) считают, что не только возможно, но и нужно обязательное знакомство с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны.

60 % ответивших родителей считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей должна нести семья, 15 % – что семье должен помогать детский сад, и еще 25% - что ответственность за патриотическое воспитание дошкольников должны нести и семья, и детский сад.

Всего лишь 2 человека (0,4 %) отрицательно ответили на вопрос о том, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами.

На вопрос об ознакомлении с родословной семьи, все родители (100%) отметили не только актуальность этой темы, но и необходимость изучения истории своей семьи, как части общества, возникновения своей фамилии.

На вопрос о семейных традициях, 15% родителей затруднились ответить или ответили отрицательно. А остальные отметили, что семейные традиции, в основном, это семейные праздники, дни рождения, проведение совместного отдыха, прогулки всей семьей по выходным.

Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Педагогам были выданы анкеты «Готовность к работе по патриотическому воспитанию». Им предлагалось ответить на такие вопросы, как:

  1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

  2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?

  3. Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города, края?

  4. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе?

  5. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные вам источники.

  6. Возникают ли у вас трудности в создании развивающей среды группы, стимулирующей развитие социальной и культурной компетентности дошкольника? Назовите их.

  7. Какие мероприятия, посвященные 70-летию Победы в ВОВ, вы уже провели или планируете провести с воспитанниками?

  8. Какими профессиональными умениями по данному вопросу Вы могли бы поделиться с коллегами?

Проанализировав 9 анкет, можно сделать следующие выводы. Все 100 % педагогов считают, что гражданское воспитание нужно начинать с дошкольного возраста, так как дошкольный период – это период становления личности человека, когда закладываются основы гражданственности.

3 педагога (33%) ответили, что недостаточно хорошо знают культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру. Но, по моему мнению любой педагог сможет рассказать детям дошкольного возраста (!) о своем городе.

Способы повышения своего уровня компетенции в вопросах культуры и истории родного города педагоги назвали экскурсии в музеи, на выставки, посещение МО, чтение литературы, интернет-ресурсы.

Источников литературы по данной тематике было отмечено немного (всего 7).

Трудностями в создании развивающей предметно-пространственной среды группы были названы лишь материальные затруднения.

Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в ВОВ, на всех группах проводятся и планируются проводиться далее (это НОД, беседы, рассматривание и люстраций, встречи с интересными людьми и т.д.).

На последний вопрос о том, могли бы вы чем-нибудь поделиться с коллегами, только 3 педагога (33%) ответили положительно.

Из всего вышесказанного видно, что педагоги работают над темой нравственно-патриотического воспитания, посещают МО, ходят на выставки, в музеи, но всем нужно более широко изучать литературу по данной тематике и повышать уровень затрудняющимся педагогам для более доступного предоставления материала воспитанникам и распространения собственного педагогического опыта.

Анализ проведения НОД показал готовность педагогов к работе по патриотическому воспитанию на хорошем уровне. 2 марта было проведено интегрированное занятие в старшей группе «Вологда, Вологда, нет роднее города». Воспитатель Курова О.Н. использовала следующие методы и приемы: беседа, художественное слово, ИКТ, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, физкультминутка и т.д. Также 2 марта было проанализировано занятие по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе № 2 «Русская матрешка». Педагог Кудина Т.Ю. также применила множество педагогических методов и приемов, была проведена вступительная беседа о матрешках, видах росписи матрешек, откуда произошло название – матрешка и т.д. А по окончании воспитанники украшали заготовку матрешки красками. 3 марта воспитатель Согина Н.А. показала НОД в средней группе по художественно-эстетическому развитию. Тематика – «Наша Родина – Россия». Педагог использовала сюрпризный момент и интересный прием по складыванию разрезных картинок, на которых были изображены герб и флаг. Была проведена игра «Закончи предложение». А по окончании дети украшали русскую матрешку. Также 3 марта было показано занятие в подготовительной группе № 1 по социальному миру «Я – гражданин России». Слепова А.В. беседовала с детьми о символике, о русских именах, о семье. Физкультминутка была также про семью. А по окончании воспитанники рассматривали иллюстрации о профессиях, нарисованные их мамами. 12 марта было проведено и проанализировано занятие по речевому развитию во второй младшей группе «Моя семья». Алова Л.В. беседовала с воспитанниками о семье, задавала вопросы о семьях детей. Физкультминутка под названием «Дружно маме помогаем» очень понравилась ребятам, они с удовольствием повторяли движения за воспитателем. Также в непосредственно-образовательную деятельность была включена пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций и словесные игры с движениями. 13 марта было проведено и проанализировано занятие по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе педагогом Сирковой Е.С. Сначала дети рассматривали иллюстрации с изображением транспорта, отвечали на вопросы. Далее была проведена физминутка «Самолеты». И затем дети лепили самолет из пластилина. Музыкальный руководитель Попова О.В. в рамках городского методического объединения подготовила и провела развлечение «Милая сторонка, русская сторонка» с привлечением педагогов Саловой Л.В., Кузиной О.Н., Каниной Т.Ю. Положительные отзывы коллег показали высокий уровень подготовки по данному направлению.

Проверка и анализ комплексно-тематического планирования образовательной деятельности показал следующие результаты.

В первой младшей группе педагогами запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по речевому и художественно-эстетическому развитию на тему «Мама». В совместной деятельности педагога и детей отмечены беседа о семье, создание игровых ситуаций «Как мама и папа встречают гостей», рассматривание иллюстраций в центре речевого творчества, индивидуальная работа по развитию эмоций «Успокоим куклу», по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы». Во взаимодействии с родителями предложено чтение стихов про маму, работа по художественно-эстетическому развитию «Для любимой мамочки испеку я прянички».

Во второй младшей группе педагогами запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Пирог для мамы», «Бусы для мамы», по социально-коммуникативному развитию «Все начинается с мамы». В совместной деятельности педагога и детей выделены дидактическая игра «Как Хрюша поздравлял маму», сюжетно-ролевая игра «Семья», беседа «Кем работает моя мама», чтение стихов о маме и бабушке. Самостоятельно детям предложено рассматривание альбома «Мамы разные нужны», сюжетно-ролевая игра «Мама собирается на работу» и «В гости к бабушке». Во взаимодействии с родителями запланирован конкурс «Веселый праздничный букет», подбор скороговорок, пословиц о маме и стендовая консультация «Патриотическое воспитание» и информация-поздравление с Международным женским днем.

В средней группе педагогами запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Моя семья», по речевому развитию «Составление рассказа по картинке «Семья», по художественно-эстетическому развитию «Рисование матрешки». В совместной деятельности педагога и детей выделены сюжетно-ролевая игра «Семья», чтение пословиц и поговорок о семье, словесная игра «Посиделки» (о русских народных традициях), беседа о правах граждан. Самостоятельно детям предложено рассматривание иллюстраций о городе. Индивидуальная работа по закреплению понятий – внук, брат, сын и повторению домашнего адреса. Во взаимодействии с родителями запланирована выставка «Мир женских увлечений», совместное детско-родительское творчество «Наша улица вечером», предложение для родителей сходить к памятнику – вечному огню.

В старшей группе педагогами запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Наши защитники», по речевому развитию «Наша Армия», по художественно-эстетическому развитию «Воздушный парад». В совместной деятельности педагога и детей выделены дидактическая игра «Наша Родина», беседа «Военные профессии», ситуация на общение «Где служили наши папы», составление рассказов. Самостоятельно детям предложено рассматривание иллюстраций о дне защитника Отечества. По индивидуальной работе можно отметить занятие по конструированию «Самолет», аппликация «Изготовление подарков для папы». Во взаимодействии с родителями запланировано заучивание стихотворения «Моя Родина», выставка «Солдатушки, бравы ребятушки», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Моряки».

В подготовительной группе № 1 педагогами запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Я – гражданин России», речевому развитию «Российская символика» и «Что мы расскажем гостям о своей стране», по художественно-эстетическому развитию «Подарок маме». В совместной деятельности педагога и детей выделены беседы «Вежливая семья», «Семейные традиции», «Как помочь заболевшей маме», составление рассказов по картине «Моя семья». Самостоятельно детям предложена театрализованная игра «Мы – защитники девочек» и сюжетно-ролевая игра «Семья». Во взаимодействии с родителями запланировано предложить заучивание пословиц и поговорок о семье, наглядная информация «Моя семья - спортивная семья», «Патриотическое воспитание дошкольников через наблюдение».

В подготовительной группе № 2 педагогами запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Моя мама лучше всех», по художественно-эстетическому развитию «Рисование матрешки», «Подарок маме», по речевому развитию «Чтение произведения «Сестра». В совместной деятельности педагога и детей выделены словесная игра «Кто назовет больше ласковых и добрых слов о маме», «О чем расскажет символ», беседа «Женщина на защите Отечества», дидактические игры «Где находится памятник», «Вежливые слова». Самостоятельно детям предложено творческая игра «Позвони бабушке и поздравь ее с праздником», игра на развитие внимания «Улица, на которой я живу», постройка макета из крупного строителя «Строим Вологду», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Семейные предпразничные хлопоты». Индивидуальная работа с детьми по художественно-эстетическому развитию - аппликация «Платье для мамы» и рисование «Мама». Во взаимодействии с родителями запланировано предложить рисование на тему «Мама дома», заучивание стихотворений о маме и бабушке, экскурсии и совместные прогулки к памятным местам Вологды, беседы о празднике 8 марта.

Проанализировав планы педагогов, хочется высказать пожелание - вносить в план информацию о героях ВОВ, имена которых носят улицы нашего города.

Наблюдая за воспитанниками старшей и подготовительных групп в игровой деятельности, также рассмотрев развивающую предметно-пространственную среду для игр по нравственно-патриотическому воспитанию, можно сделать вывод о достаточном количестве дидактического материала и заинтересованности детей в играх по данному направлению.

В старшей группе педагог Кузина О.Н. организовала деятельность детей, разделив их на две группы – девочки и мальчики. Девочки складывали разрезные картинки с изображением герба, флага России, а мальчики участвовали в сюжетно-ролевой игре «Мы – будущие солдаты», которая включила в себя еще несколько фрагментов и других игр («Парашютисты», «Разведчики»)

В подготовительной группе № 1 педагог Слепова А.В. разделила воспитанников на несколько подгрупп – одни играли в сюжетно-ролевую игру «Пограничники», другие – в сюжетно-ролевую игру «Семья», где девочки готовили завтрак, укладывали кукол спать, накрывали на стол. Также дети этой группы занимались постройкой военной базы из мелкого строителя и военной техники из ЛЕГО. Остальные воспитанники играли в дидактические игры «Разрезные картинки» и «Пазлы» с изображением символики нашего государства.

В подготовительной группе № 2 педагог Бояринова Ю.С. сначала показала проведение словесной игры с мячом «Дружба», где она задавала детям вопросы: «Кто такой друг?», «Что такое дружба?», просила рассказать о своем друге. Затем воспитанники стали участниками сюжетно-ролевой игры «В гости». Девочки накрывали на стол, а мальчики пошли в магазин за подарками, т.к. в гости с пустыми руками не ходят. Поэтому в одной большой игре было задействовано несколько фрагментов других сюжетно-ролевых игр.

Коллектив принял активное участие в смотре уголков нравственно - патриотического воспитания среди групп ДОУ, целью и задачами которого были:

  • активизация деятельности воспитателей по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников;

  • пополнение в группах развивающей предметно – пространственной среды по данному разделу;

  • привлечение родителей воспитанников к проблемам нравственно – патриотического воспитания.


Педагоги первой младшей группы подготовились к смотру на среднем уровне. В уголке присутствовали изображения семьи, города и 2 дидактические игры о семье. Рекомендовано пополнить уголок художественной литературой по фольклору (песенки, потешки, поговорки). Наглядная информация для родителей отсутствовала.

Педагоги второй младшей группы показали все разделы, которые должны присутствовать в данной возрастной группе. В уголке можно было видеть иллюстрации о семье, фотографии разных строений, города, художественная литература, элементы государственной символики, материал для ознакомления с защитниками Отечества и т.д. Наглядная информация для родителей оформлена в виде консультации и папки-передвижки.

У педагогов средней группы материал для уголка по патриотическому воспитанию полностью соответствовал критериям. Оформлено несколько тематических папок, подобраны иллюстрации по данному направлению, фотографии города, герб, флаг. Есть русские народные игрушки-фигурки, художественная литература по фольклору, материал для ознакомления с защитниками Отечества и т.д. Наглядная информация для родителей воспитанников представлена в виде папки-передвижки, консультации и памятки.

Воспитатели старшей группы подготовились к этому смотру основательно. Распечатано очень много информации по данной тематике, присутствуют все разделы, предназначенные для уголков по нравственно-патриотическому воспитанию для старшей группы детского сада. Присутствуют такие разделы, как «Достопримечательности Вологды», подборка стихов о Вологде, материал, знакомящий детей с достопримечательностями нашего края, фотоматериал «Памятники воинской славы» и т.д. Дополнительно хочется отметить наличие книги вологодской писательницы Т.Петуховой, папок «Народные промыслы», раскрасок о защитниках Отечества и богатырях для занятий детям. Наглядная информация для родителей воспитанников представлена в виде папки-передвижки, консультации и памятки.

У педагогов подготовительной группы № 1 также отмечается наличие множества альбомов, тематических папок, наборов открыток, иллюстраций. Присутствуют дидактические игры по символике России. Отдельно можно выделить богатый материал по народным промыслам (кружево с коклюшками, самовар, утварь), также наличие художественной литературы вологодских поэтов и писателей. Наглядная информация для родителей воспитанников представлена в виде двух консультаций, стенда и памятки.

Педагоги подготовительной группы № 2 отличились богатством дидактического и наглядного материала по нравственно-патриотическому воспитанию. Просматривалось наличие «Генеалогического древа» всех воспитанников, семейных фотоальбомов, множество иллюстраций и тематических альбомов. Особенно хочется отметить альбом «Улицы вологодских героев», видеофильм о Вологде «Резной палисад», аудиодиск «Военные песни в исполнении детей», наличие медалей героев ВОВ. Наглядная информация для родителей воспитанников представлена в виде папки-передвижки и двух консультаций.


Интерес педагогов к заявленной теме подтверждается результатами тематической проверки. Работа находится на этапе активного развития. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных форм, развивать изучение механизма и этапов формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству.


Рекомендации.

1. Отметить хорошую работу педагогов возрастных групп по нравственно –

патриотическому воспитанию.

2. Воспитателям старшей и подготовительной к школе групп разработать конспекты занятий по ознакомлению детей с героями, имена которых носят улицы нашего города.

3. Более широко использовать разнообразные формы работы с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

4. Разработать план мероприятий с детьми и родителями к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

















Список литературы и интернет-ресурсов:


  1. Полностью авторская разработка.

10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ