Открытый урок "Россия-наша Родина" 5 Класс


 

 

 

 

 

Открытый урок

по Основам православной культуры,

проведённый в 5 классе 25.10.2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Россия-наша Родина.

Цель:

воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, сопричастности к единому государству.

Задачи:

воспитание чувства уважения и принадлежности к многонациональному народу России;

развитие интереса к истории и культуре Отечества;

расширение представлений о культурном наследии Родины;

укрепление и сохранение народных традиций своего родного края.

 

Просмотр видеоролика « Летят перелетные птицы»

Учитель:Ребята, вы посмотрели видео и прослушали песню

- О чем она?

-как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

- какая тема нашего сегодняшнего урока ?

Да, ребята , все вы правы.Тема нашего урока « Россия – наша Родина» слайд 1 Откройте тетради , запишите число , каассная работа. ниже запишите тему нашего сегодняшнего урока

Эта тема всем вам близка и понятна . Поэтому я прошу вас , ребята. показать нашим гостям все свои знания.


Эпиграфом к нашему занятию я взяла слова Вадима Щефнера.

(2 слайд)«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.»

Сегодня наш урок посвящен самому важному в жизни каждого человека.Мы будем говорить о Родине, о её традициях.


3-й слайд ( ученик)

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.Ты отражала в глади вод,

И первый Кремль, и город новый,что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой».


Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое Родина? Где бы мы ни родились в России, с детства мы помним: это страна – наша.

(Слайд 4) Ясное голубое небо. Лесные тропинки.  Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Это – Россия…

(Слайд 5. Необозримая ширь полей. С детства знакомые образы

О нашей Родине сложено много песен, стихов, прославляющих её красоту и величие.

слайд 6

У русского поэта Ивана Саввича Никитина есть стихотворение «Русь»:

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

Почему поэт называет Русь матерью? (Ответы детей)

Да, Родина у каждого человека одна, как и мать. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (Ответы детей)

О Родине сложено немало и пословиц. На экране даны части пословиц, нам нужно попытаться их соединить.(7 слайд)

Нет в мире краше Родины нашей.

  • Всякому мила своя сторона.

  • Везде хорошо, но милее Родины нет.

  • На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

А что объединяет эти все пословицы? Любовь к своей родине.

В старину говорили: «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило». Как вы понимаете эти слова? Обоснуйте своё мнение.

(8 слайд) Куда бы ни забросила судьба: от Курска до Магадана, от Корсакова до Сочи – везде говорят по-русски, везде вас встретят хорошие люди, добрые и открытые. Это и есть Россия. Огромная добрая земля.

На этой огромной территории у каждого есть своя маленькая Родина. А в целом – это наше Отечество. Для нас Россия – Отечество.

А почему мы называем Родину, Россию Отечеством? (ответы детей)


И у нас сегодня ребята тоже приготовили стихи о Родине.
 слайд 8
(дети читают стихи)



Что мы Родиной Зовем?

Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
 
За распахнутым окном.



Учитель: На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
Ее мы Родиной зовем
А Родина – одна

на экране изображение карты России (9слайд)
Учитель: Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Прекрасны российские поля, леса, реки. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые, добрые люди. Издавна красота русской природы воспевалась поэтами, писателями, художниками, музыкантами. 
Какое дерево считается символом русской красоты?
(10 слайд)

 



Дети: Русская береза.

(ученик читает стихотворение о березе)

 

(11 слайд)

Учитель: Россия – официальное название – Российская Федерация

- Столица - Москва

- Россия – самое крупное государство на земном шаре.

- Население 148 мл. человек.

- Россия – страна многонациональная, а значит, многоязыковая. Учёные – лингвисты насчитывают в России 150 языков.

- Глава государства – Президент Российской Федерации

Совета Федерации.

- У каждой страны есть свои особые знаки отличия, которые означают суверенитет (независимость) государства и подчёркивают значимые страницы нашей родины, государства.

Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку мы с вами заранее договорились, что у нас будут работать несколько творческих групп.
(12слайд)

(выступление творческих групп)

 

(1 группа 1 – й ученик -Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, документах-это герб.

( 2-й ученик) Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; , в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона.

1-й - Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток, т.е. орел в нашем гербе является символом единства народов России.Корона на голове орла символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, а держава – символ могущества страны.

 

2-й - На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

3-й- Итак Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и символ победы добра над злом. Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

Учитель.

ребята, а скажите есть ли герб у нашей малой Родины, Ростовской области слайд 13

Нам о нем расскажет _________________________

(2 группа рассказывает о флаге)

(14 слайд) 1  - У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во спортивных побед. Например, за время последних Олимпийских игр в Пекине наш флаг был поднят 23 раза, именно столько золотых медалей выиграли российские спортсмены. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. 

 

2 -Как выглядит наш флаг?Если посмотреть на изображение государственного флага Российской Федерации, то мы увидим, что он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

 

1 -Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Мы вам прочитаем стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага., а вы определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает

.15 слайд

2 Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

 

16 слайд 2- - Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

 


17слайд

3-Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

 

1 -Давайте посмотрим что у нас получилось. слайд 18 Белый, синий, красный. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. У России флаг трёхцветный. Что означает каждый из них? Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; цвет силы, красоты. Это цвет крови, пролитой за Родину, её независимость.Синий цвет – это небо, благородство,вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Белый – совершенство, чистота, цвет мира. Он говорит о миролюбии, чистых помыслах нашей страны.

Историки утверждают, что отцом российского флага был император России Пётр 1.

А какой флаг у Ростовской области?

слайд19 Ученик_____________________________

(3 группа рассказывают о гимне)

(20 слайд) 1 -Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

2-Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. В нём проявляется величие страны, т.к. в нём обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе.Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

3-й Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Ребята , вы знаете , что наша Область тоже имеет свой гимн.

слайд 21

О нем расскажет______________________

Артём -Запомните эти символы. Каждый гражданин должен знать символы своей страны, гордиться ими, своей родиной, быть её патриотом.

Перед тем как перейти к следующей части нашего урока закрепим полученные знания.

Слайд 22

На доске небольшой тест из пяти вопросов . в своих тетрадях напишите : задание 1. и ответьте на вопросы

1. какие цвета мы видим на флаге России

а. белый, синий, красный

б. красный, синий, белый

в. синий, красный, белый м

2. Каким цветом отличаются флаги России и Ростовской области

а. желтым

б.черным

в. зеленым

3.На гербе России мы видим изображение

а. двуглавого орла

б. серпа и молота

в. креста и полумесяца

4.На гербе Ростовской области есть изображение знаков казачьи отличий

а. да

б. нет

в. не помню

5. Когда играют гимн нужно

а. Стоять смирно

б. можно разговаривать

в. нужно танцевать

Слайд 23

проверьте себя







Учитель-Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

слайд 24

Ребята. вы знаете . что история нашей страны имеет немало печальных страничек. Россия всегда была лакомым куском для недобрый соседей. русский народ не раз поднимался на защиту своей страны. В памяти народной остались имена героев . не пожалевших своих жизней в борьбе с врагами Родины. Как мы называем таких людей? ( Защитники Родины, отечества)

Ребята. откройте свои учебники на странице ___________________.


(физминутка) СЛАЙД 23

Учитель: Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. 
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы знаем поверхностно.
 
К сожалению это очень плохо, что мы стали забывать многие традиции, обряды, праздники - без которых люди раньше не могли обходиться.Если бы мы могли окунув прошлое, тогда, когда ещё жили наши прабабушки и прадедушки, и посмотреть, как скадывался их уклад жизни, их быт, их традиции - то это было бы и только интересно, но и возможно приобрело бы нравственно - поучительный оттенок в наших глазах.
 
“Обеднели мы красотою. Из жилищ, из утвари, из нас самих, из задач наших ушло все красивое”, -сказал Николай Рерих. Сегодня, в XXI веке, очень хочется опровергнуть эти слова. Ведь

Россия всегда отличалась своей самобытностью от других стран. И одной из отличительных особенностей являлись народные промыслы и традиции. Их красота неповторима, вызывает восторг и радость. Сегодня мы попытаемся воспроизвести некоторые моменты праздник, которыЙ наиболее почитаем на Руси. (4 группа)

СЛАЙД 24

Масленица

1 человек -Не было на Руси семьи, дома, двора, селения и города, где бы не отмечали масленичную неделю. 

Ваня -Пришёл месяц бокогрей, 
Бок корове обогрей,
 
И корове, и быку,
 
И седому старику.

Второй участник: Масленица была русским карнавалом, справлявшимся шумно, весело и разгульно.

(25 СЛАЙД)1 участник: Древний смысл этого праздника был в том, чтобы сегодняшним изобилием вызвать ещё больший достаток в будущем. С первых дней Масленницу старались отпраздновать как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее.

2 участник: На Масленицу главный, даже уважаемый, грех — обжорство,это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем.

1 участник: По красоте, поэтичности, озорству - это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников. 
В народном календаре февраль называется "сечень", тo есть месяц отсекающий зиму. И хотя ещё поскрипывает снег под ногами, а мороз пощипывает щеки, это не пугает.
 
В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
 
В первый день праздника дети обходили дома, поздравляли с наступающей Масленницей и выпрашивали угощения.

Ваня просит у гостей блины: 
Тинка, тинка, подай блинка,}
 
Оладника - подзабавьника, } 2 раза
 
Масленница, не скупися, }
 
Масляным блином поделися. }

 

(26 СЛАЙД) 2 участник -Конечно же главным, непременным угощением были блины, непременный атрибут масленицы, они имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.. Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу:"Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев." 
Блины на Масленницу пекут каждый день.
 Вот как о блинах народ говаривал:

Блин не клин - брюха не расколет.

(27 СЛАЙД) 1 участник-Каждый день Масленицы имел своё название: 
(28-29 СЛАЙД) участник: Во вторник - "заигрыш". Начинались уличные гуляния. Закрывали лица смешными масками. В этот день устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городк, летели снежки, опрокидывались санки, и со смехом все летели в снег.

(30-31 СЛАЙДЫ) Первый участник: Праздник набирал силу. Со среды "лакомка" и четверга - "разгуляи" - "четвержок" еще его называли "широкий четверг" начиналась "широкая Масленница", на которую звали гостей со всех волостей. Выездные сани украшали коврами, раскладывали на них подушки в ярких наволочках. Гости нарядные едут по родне от селения к селению.

Парень с кумом: 
Что есть в печи, все на стол мечи!


Дима -Запрягу я коня вороного, 
Посажу я кума дорогого
 
Масленница счастливая,
 
Протянися подольше!

(32 СЛАЙД) Второй участник: Наступала пятница. В пятницу выезжали на "тещины вечерки", то есть "к теще на блины". Это событие было распространено по всей Руси. В некоторых местах "тещины блины" приходились на среду или на четверг, но чаще всего они бывали в пятницу.


Ведущий:(33 СЛАЙД)
После "пятничных сборов" наступала суббота - "заловкины посиделки". И наконец, последний день - воскресенье. Его называли по-разному: "Прощённый день", "Поцелуечный день". В этот день существовал хороший обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя.
 
Восьмой участник: Здесь враги и недруги приносят друг другу извинение. Обнимались и приговаривали: "Да не зайдёт солнце в гневе нашем".
Россияне в этот день как бы были одной большой семьёй. В этот день ходили на кладбище, поминали родителей, оставляя на могилах блины.

(34-35 СЛАЙДЫ)2 участница: Ну и конечно же были проводы масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра - жечь Масленицу: ельник, березник. В этот день с утра у детей работа - снеговую бабу слепить, в санки усадить, да с обледенелой горы скатиться. В последний день Масленицы отмечали ее проводы. В этот день с утра у детей забота- снеговую бабу слепить, в санки усадить да с обледенелой горы скатить.

(36 СЛАЙД) 1участник: У Масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен.

О русской Масленице сохранились поговорки: (37 СЛАЙД)

АРТЁМ : Не житье, а Масленица, 
Масленица семь дней гуляет.
 
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
 
Это Масленица идет, блин да мед несет.

2 участник: Масленица — это веселые проводы зимы. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в древние времена.
(38 СЛАЙД) 1 участник : Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», « объедуха»,"широкой", "пьяной", "обжорной","разорительницей" .

2 участник : Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — это сжигание самодельного чучела Зимы. 
Россия - страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы- всегда праздник. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль, пили чарками вино, пекли румяные и горячие, как само солнце , блины и веселились от души.

 

1 участник: Вот и закончился весёлый и радостный праздник в жизни земледельца. Да, у наших предков было, что вспомнить, что-то оставалось в их душе - то, чего, возможно, никогда не испытаем. Мы разучились радоваться жизни, как это делали наши предки. И не дай Бог, чтобы это перешло к нашим потомкам.

Не бывает праздника без праздничного настроения.

УчительПришло время подвести итог нашегозанятия.Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины — России, её традициями. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Катя: (читает стихотворение о Родине)

(ребята становятся вместе и держатся за руки)

Сундучок комплиментов

Учитель: сегодня я принёсла с собой сундучок комплиментов. Комплименты крылаты, как бабочки, и если сундук открыть, то они вылетят на свободу. Открывая сундучок, учитель говорит комплимент кому-то из учеников. Тот, кто получил комплимент, должен выбрать следующего участника и сказать комплимент ему, пока все не получат по комплименту. Нужно сразу договориться, что нельзя повторяться и что комплименты должны быть искренними.

Рефлексия. ( на листочках напишите, что вы больше всего запомнили на уроке, что понравилось, а что нет, т. е. изложите свои впечатления)

Учитель: Всем спасибо.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ