Памятка для родителей будущих первоклассников «Проверьте состояние речи своего ребенка»
Памятка для родителей будущих первоклассников.
«Проверьте состояние речи своего ребенка»
1. Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на слух. Детям нужно уметь четко произносить все звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове. Речь ребенка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной.
2.Словарный запас ребенка к семи годам должен составлять 2500-3000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова, такие как одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т.д.
• Ребенку должны быть известны названия предметов, относящихся к различным группам, например: цветы, деревья, виды транспорта и т.д.
Ребенку нужно уметь:
• Определять название предмета по его признакам, например: кислый, желтый (лимон), зеленый, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т.д.;
• Подбирать слова-признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белый, холодный, пушистый и т.д.;
• Подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?) летает, уж ползет, собака лает и т.д.;
• Подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет, щебет, что наступает, замерзает и т.д.;
• Подбирать слова близкие по значению: храбрый - смелый, хороший – приятный, холод – мороз, стужа, хвалить – одобрять, расхваливать, скучать – тосковать и т.т.
Ребенку нужно знать:
• Чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д.;
• Слова противоположного значения: белый – черный, хороший – плохой, мириться – ссориться, младший – старший, можно – нельзя, полезный – вредный и т.д
•Ребенку нужно понимать переносные значения выражений золотое сердце ,злой язык, голова на плечах и т.д.
3. Уже к четырем годам ребенку нужно владеть системой словоизменения,т.е. уметь изменять слова по числам ,падежам. Например : один –сад, много -сады.
Для того ,чтобы проверить насколько ваш ребенок овладел системой словоизменения, можно предложить ему следующие задания : много -это глаза, а один-…и т.д.
4.Системой словообразования ребенок овладеет к семи годам. При словообразовании меняется значение слова, Например: сад, садик ,садовник, посадки, саженцы и т.д.Важно, чтобы ребенок не только научился образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил из них предложения.
Для того чтобы проверить, насколько ваш ребенок овладел системой словообразования, можно предложить следующие задания.
• Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький-.., маленькая куколка, а большая-…
• Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью-.., воду наливают, а соль-…
• Назови детенышей животных: кто у медведицы? Медвежата. У коровы-.., у овцы-.., у слонихи-.., у овцы… ( И т.д.)
• Если кораблик из бумаги, значит, он бумажный, а шуба из меха какая? –Меховая. ( И т.д.)
• У лисы хвост- лисий, а у зайца-.., у собаки-.., у кошки-… ( И т.д.)
• Если днем жара, то день жаркий, а если мороз-.., ветер-.., дождь-… ( И т.д.)
5. Важно обратить внимание на связанную речь ребенка.
Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребенка в семье.
Необходимо научить ребенка давать полный ответ на вопрос; вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивать о важных для него событиях. Внимательно слушать ребенка и направлять его сбивчивый рассказ с помощью вопросов по содержанию.
Для формирования связной речи можно использовать следующие методы: описание предметов, рисунков, пересказ знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений.
Памятка для родителей
« Проявления речевых нарушений у детей.»
• Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков (например: «матик» - мальчик, «девотька, деатька»- девочка, «тифон, тиихон»-телфон, «пубики, пупики»-кубики, «каваада»-сковорода, « катоська, каттька»-картошка, «кипитики,тититики»-кирпичики, «ф(ш)апоф(ш)ки»-сапожки, «кассий»-красный, «атаму сьта»-потому что).
• Нарушение слоговой структуры слов: пропуски, перестановки, замены слогов (например: «ку»-кубики, «мА»- маленький, «мако»-молоко, «дека»-девочка, «исипед,сипед,апед»-велосипед, «авада,ада»-сковорода, «атуа»-температура, «фон»-телефон, «деи»-делает, «синя»-машина).
• Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушения вариативного использования слов, замены слов звукоподражениями или жестами, пропуски слов, использование непонимание значения и смысла слова, использование непонятных звукокомплексов (например: «вууу, тууу»-уехали; «бибика»-машина; «ко-ко»-яйцо, «чик-чик»-клюв (показывает, что им клюют); «тяй» (чай)-чашка, чайник, кастрюля; показ движениями рук со звукоподражаниями «ууу,ввв» или без звукоподражаний-самолет; «кутитя» (крутится)-юла; «такая горит»-лампочка; «вот там» с показом на окно-дерево).
• Неправильное грамматическое оформление высказывания: лопатой, «нога иглуськи»- много игрушек; « скадет пиамидки»-складывает пирамидку; «деватя и матик таит катеит, а баба сиди камейка»-девочка и мальчик стоят на качелях (в смысле качаются), а бабушка сидит на скамейке; «лет титотьки, лет водитьки»-поливает цветочки, поливает водичкой; «кассий фтаны»- красные штаны; «он упава»-колесо упало, «ису девы»- в лесу растут деревья).
• Непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.п.
• Нежелание слушать сказки, стихи.
• Нарушение связности высказывания: неспособность составлять рассказы по одной или серии сюжетных картинок, выстраивать собственные высказывания на определенную тему.
• Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
• Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов.
• Нарушение общения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ