Педагогический опыт учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
МОУ «Гимназия №7» (полного дня)
Результаты деятельности учителя Гринцовой С.Н. по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов, и только целостный образовательный процесс может обеспечить развитие каждой личности. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Моя задача как учителя-предметника и классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее незначительным проявлением, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Воспитательная система класса разработана в соответствии с «Законом об образовании» РФ, концепцией модернизации российского образования РФ и программой развития «Школа полного дня», концепцией воспитательной системы МОУ «Гимназия №7» (полного дня), с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям. Реализация воспитательной системы осуществляется посредством следующих проектов: «Толерантность», «Интеллект», «Творчество», «Здоровье», «Лидер», «Семья».
Цель: воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Задачи: воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни; воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу; способствовать формированию у гимназистов в потребности в созидательном и развивающем образе жизни, сохранение и укрепление здоровья школьников, создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи.
Основные воспитательные технологии используются мною в работе с классным коллективом:
Технология
Назначение воспитательной технологии
Здоровьесберегающая технология Н.Е.Щурковой
Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, сохранение и укрепление здоровья, способствование социальной адаптации гимназистов
Технология интеграции воспитательных воздействий
Встраивание КТД в воспитательную систему, которая должна интегрировать в себя КТД.
Технология будничных дел
Воспитание уважения к будничным трудовым делам, рождаемым повседневной реальностью: дежурство по школе, трудовые десанты, озеленение кабинетов
На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берем Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений, тем самым реализуя цели и задачи проекта «Лидер». Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – староста и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности. Высокая активность учащихся класса в мероприятиях различного уровня достигается благодаря созданию в рамках воспитательной системы класса структуры ученического самоуправления. Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
классное собрание (планирует работу в классе; подводит итоги работы; распределяет поручения между творческими группами);
творческие группы:
дисциплины и порядка (организуют дежурство по школе, в классе);
школьный пресс-центр;
организаторы интересных дел;
школьный интеллектуал (учебно-исследовательская деятельность школьников).
Второй год в классе действует программа «Лидер года», цель которой выявить активных учащихся, способных в будущем участвовать в системе самоуправления не только на уровне класса, но и на уровне гимназии и в последствии представлять интересы гимназистов в общественных молодёжных организациях.
В рамках реализации воспитательных проектов и программ интеграции общего и дополнительного образования учащиеся 6 «Б» класса принимают активное участие в общешкольных и областных акциях и мероприятиях. В рамках реализации проекта «Толерантность» мои учащиеся принимали участие в акции «Дети детям» - для социального приюта «Лучик», организовали сбор вещей, провели мастер-класс и конкурс рисунков, выступили организаторами игры-конференции «Уральские посиделки» для начальной школы с целью изучения родного края и знакомства с национальностями, проживающими в Оренбургской области. Вместе со своими учениками мы активно сотрудничаем с музеями города, с культурно-библиотечным фондом «Доброта», с Военным госпиталем, с музыкальной школой №3, где мои учащиеся являются лауреатами и дипломантами конкурсов. 100% класса посещает спортивную школу по двум направлениям «дзюдо» и «баскетбол» и являются участниками Всероссийской акции «Спорт против наркотиков», в которой стали дипломантами первой степени и разработали программу, на основе которой в МОУ «Гимназия №7» проводятся классные часы и мероприятия, посвящённые Дню дзюдо, проводимого в рамках реализации проекта «Здоровье». 83% учащихся посещают художественную школу и являются дипломантами и призёрами конкурса «Рождественская сказка». Творческая активность учащихся проявляется и в литературно-музыкальных постановках в рамках проведения конкурса «Театральная весна».
Повышение интеллектуального уровня учащихся одна из главных целей моей работы как учителя предметника. В рамках реализации проекта «Интеллект» мы сотрудничаем с Университетским округом, являемся участниками семинаров «Школа исследователей», «Научно-практической конференции учащихся и студентов». Мои учащиеся активно участвуют в интернет-проектах «minobr.ru», фестиваль творческих работ учащихся «Портфолио», где размещают свои исследовательские работы. С целью расширения страноведческих знаний учащихся на базе МОУ «Гимназия №7» в течение года работали преподаватели из Франции.
Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует реализация инновационной целевой программы взаимодействия семьи и школы «Семья», цель которой – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания (формирование модели взаимодействия с родителями через реализацию принципов пяти СО: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности). Мною как классным руководителем был составлен социально-демографический паспорт семьи, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, что позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса. Я изучила условия семейного воспитания и определила тип родительского воспитания.
Результаты диагностики типа родительского воспитания:
ОРО
Симбиоз
Принятие
Кооперация
Отвержение
Маленький неудачник
Авторитарная гиперсоциализация
2007-08
8 %
15 %
14 %
1 %
12 %
18 %
2008-09
5 %
20 %
23 %
0 %
2 %
10 %
Положительная динамика достигается работой по следующим направлениям:
психолого-педагогическое просвещение родителей (100% посещение родительских собраний, занятия по программе всеобуча)
способствование формированию у родителей понимания принадлежности к образовательно-воспитательному пространству (беседы о личностном росте и достижениях учащихся, совместное составление портфолио, работа с родительским комитетом, создание интернет-сайта 6 «Б» класса mybestclass.siteedit.su);
совместная деятельность родителей и детей (подготовка тематических классных часов, проведение традиционных мероприятий, благоустройство территории, совместных конференций и тренингов);
индивидуальная работа с родителями: (индивидуальные консультации с классным руководителем, психологом, учителями-предметниками, помощь в период адаптации новым ученикам).
В классе активно работает родительский комитет, представляя интересы учащихся в Совете Учреждения и сотрудничая с ООО «Родительская общественность г. Оренбурга».
Итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. В настоящее время я являюсь классным руководителем 6 «Б» класса, где дети, их родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах само- и соуправления. Созданию такой атмосферы способствует:
- привлечение учащихся к различным видам деятельности: научно-исследовательская – 73 % учащихся, художественно-эстетическая – 83%, спортивная деятельность – 100 %, общественно-полезная – 92%;
- уровень сформированности классного коллектива: методика В.С. Ивашкина позволила измерить следующие параметры: опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности – 85 %; ценностно-ориентационное единство – 73 %; психологический климат класса – 85 %; результаты методики свидетельствуют о высоком уровне групповой сплоченности, ценно-ориентационного единства в классе.
- уровень сформированности толерантности у учащихся: Тест «Терпимы ли вы?» показал, что у 30 % учащихся терпимость на высоком уровне, у 50 % - средний уровень, у 20% - низкий уровень. Эти данные свидетельствуют о необходимости формирования толерантности у учащихся класса.
- мнение родителей при оценке психологического климата в классе: «Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога» Е.Н.Степанова позволяет выявить степень удовлетворенности работой педагога. Родители дают высокую оценку эффективности воспитательной работы в классе.
Список использованной литературы:
Новые педагогические технологии: Пособие для учителя/Под общ. ред. Полат Е.С. М., 1997.
Копылова В.В. Методика классной работы: Методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
3. Левчук Л., Жинжило В. Проектное обучение и российская школа/ Л.Левчук, В.Жинжило // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2000. - №6. – с. 44-491.
Гринцова Светлана Николаевна МОУ «Гимназия №7» (полного дня), город Оренбург
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ