Профессии которые выбираем мы


VII Городская (открытая) научно-практическая конференция

молодых исследователей «ШАГ В БУДУЩЕЕ – 2005»










Исследовательская работа


Проект «Профессии, которые выбираем мы»



Россия, Тюмень

Выполнила

Елина Екатерина Владимировна

ученица 11 класса МОУ СОШ №70 г. Тюмени

Научный руководитель

Комар Елена Викторовна

учитель русского языка и литературы

зам. директора по НМР



Этапы создания проекта


Этап постановки задач, распределения обязанностей по проекту


Задачи этого этапа:

1. Познакомиться с этапами создания проекта.

2. Организовать творческие группы (по 4 - 5 человек в группе).

3. Распределить обязанности между участниками творческой группы.

Распределение обязанностей:


Задачи

Ответственные за решение задачи

Срок

1. Организовать из учащихся класса творческие группы (профессии «человек-человек», «человек- техника», «человек-знак, «человек-художественный образ», «человек-природа»)

Староста класса (возможна помощь классного руководителя)

24.01.05

2. Определить, какие профессии станут объектом исследования в каждой группе – т.е. о каких профессиях группа будет искать материалы и представлять их

Члены группы

Руководитель проекта (староста, классный руководитель)

24.01.05

3. Найти материалы об исследуемых профессиях:


К 10.02.05

а) когда появились эти профессии?


К 10.02.05

б) что было причиной появления этих профессий?


К 10.02.05

в) какие знания нужны человеку, чтобы овладеть этими профессиями?


К 10.02.05

г) какие качества личности нужны человеку, чтобы служить этим профессиям?


К 10.02.05

д) на каких предприятиях нашего города необходимы специалисты, владеющие этими профессиями?


К 10.02.05

е) сколько учащихся нашего класса решили выбрать для себя эти профессии и почему?


К 10.02.05

4. 0формить дневник проекта


К 17.02.05.

5.0рганизовать экскурсии на предприятия и в организации, в которых трудятся родители

Представители родительского комитета – кураторы творческой группы

10.02.05 –

19.02.05

6. Оформить материалы проекта (любая форма: альбом, книга, стенд, стенгазета и др.)


К 22.02.05

7. Подготовить защиту проекта


24.02.05

8. Защитить проект перед публикой


25.02.05

Сравнительно-аналитический этап


Задачи этого этапа:

1. Сосредоточить внимание на исследуемых профессиях: увидеть «плюсы» и «минусы» (привлекательные стороны и трудности);

2. Сравнить с другими профессиями;

3. Сделать выводы.


Профессия

«Плюсы»

«Минусы»

Программист

1.Возможность быть первым в создании новых компьютерных технологий.

2. Постоянный личностный профессиональный рост.

3. Возможность совершенствования знания других языков.

1. Ночная работа за компьютером (рабочего дня никогда не хватает). В дальнейшем, как правило, нарушения здоровья (болезни глаз, нервной системы).

Логопед

1. Помощь людям, особенно детям.

2. Постоянный личностный профессиональный рост.

1. Нет минусов

Врач

1. Помощь людям.

2. Личностный профессиональный рост.

3. Разнообразие в общении с людьми.

1. «Ты не всегда всесилен».

2. «Принятие» болезней на себя.

3. Постоянная личная ответственность за своего пациента.

Археолог

1. Возможность быть первооткрывателем.

2. Ощущение неразрывности времён и эпох.

3. Возможность хорошо знать историю прошлого.

1. Летом ты не живёшь со своей семьёй, а находишься на раскопках.

Писатель

1. Возможность творить и быть духовно независимым.

2. Возможность продвигать свои идеи, быть духовным лидером.

3. В полном смысле, это не профессия, а статус личности.

1. Ненормированная заработная плата.

2. Путь признания долог.


Выводы


В каждой профессии есть свои «плюсы» и «минусы». Однако «плюсов» значительно больше, если ты будешь заниматься любимым делом.


Этап внутришкольного мониторинга по проблеме проекта


Справка:

Мониторинг - исследование, изучение ситуации, общественного мнения: на основе мониторинга принимают те или иные решения, начинают изменения в учреждении, в стране.

Мониторинг можно провести, используя следующие формы:

  • фронтальные или выборочные опросы по теме проекта (фронтальные значит, спрашивают весь коллектив, например, класс; выборочные - значит, спрашивают выборочно, например, одного человека - от педагогов, одного от родителей, одного - от уборщиц, одного - от успешных учащихся, одногоот тех учащихся, кому учеба дается с трудом и т.д.);

  • дискуссии (научный спор по теме проекта, где высказываются противоположные точки зрения и приводятся аргументы (доказательства) в пользу той и другой;

  • «мозговой штурм» - когда за короткое время команда предлагает как можно больше идей, а потом все вместе их анализируют и отбирают самое целесообразное.

Вопрос для мониторинга: профессии какой сферы приложения человеческих сил («человек-человек», «человек- техника», «человек-знак», «человек-художественный образ», «человек-природа») наиболее востребованы среди учеников вашего класса?


Результаты мониторинга


Мы провели анкетирование среди учащихся 9-10-х классов. Вот каковы результаты. См. на следующей странице.


Анализ анкеты «Я выбираю профессию...»


Анкетируемые: учащиеся 9б, 9в, 9г, 9д, 10б, 10в классов


Цель проведения анкетирования:

  1. Отследить, каков процент учащихся определился в выборе своей будущей профессии.

  2. Определить группу профессий, наиболее предпочтительных для учащихся (См. Приложение №6).

  3. Получить данные по мотивации выбираемой профессии.


Вопросы анкеты:

  1. Определился ли ты в выборе профессии?

  2. Если да, то назови свою будущую профессию.

  3. В каком учебном заведении получают квалификацию по выбранной тобою профессии.

  4. Чем обоснован выбор твоей будущей профессии?

  5. Насколько твоя будущая профессия востребована на рынке труда?

  6. Имел ли ты причастность к выбранной профессии? Какую?



Класс

1

2

3

4

5

6

10б

17 чел.

Да – 9

Нет – 6

Не знаю - 2

Врач, экономист, журналист, юрист, футболист, милиционер, политик, маркетолог, PR-менеджер

ТГУ, строительная академия, ТГНГУ, МГУ, медицинская академия, техникум, колледж

Интерес, знание предметов, всем нравится, Родину защищать, помогать людям, воплощение идей

Востребована – 9

Не востребована – 2

Не знаю – 6

Да – 11

Нет – 6

10в

21 чел.

Да – 14

Нет – 6

Не знаю – 1

Социальный работник, секретарь, технолог, психолог, журналист, краснодеревщик, стоматолог, тренер, предприниматель, чиновник, банкир, налоговик, менеджер, туристический агент, автомобильный бизнес, рекламное дело, модельер, дизайнер, водитель крытого тягача

Институт техники и транспорта, ТГНГУ, ТГУ, Институт Культуры, ОГУ, медицинская академия, лесотехническая академия

Нравится, люблю работать с бумагами, общение с людьми, оказание духовной поддержки людям, познание нового, детская мечта, большая прибыль, хочу посвятить этому жизнь, люблю путешествовать, люблю машины, люблю моду

Востребована – 14

Не востребована – 2

Не знаю – 6

Да – 10

Нет – 10


22 чел.

Да – 11

Нет – 11

Дизайнер-модельер, директор компании, адвокат, бизнесмен, психолог, экономист, программист, журналист, менеджер, предприниматель

ТГУ, ТГНГУ, ПТУ, строительная академия, техникум

Нравится большая прибыль денег, общение с людьми, независимость, интерес

Востребована – 8

Не знаю – 4

Да – 12

Нет – 3



22 чел.

Да – 10

Нет - 12

Инженер, автомеханик, стоматолог, дизайнер, архитектор, адвокат, предприниматель

Колледж, университет, ТГНГУ, медицинская академия, строительная академия, лесотехническая академия

Нравится, большая прибыль

Востребована – 9

Не знаю – 1

Да – 7

Нет – 2

22 чел.

Да – 16

Нет – 6

Юрист, милиционер, строитель, косметолог, экономист, архитектор, токарь, бухгалтер, дизайнер, менеджер, программист, журналист

ТГУ, ТГНГУ, Архитектурно-строительная академия, Оксфордский университет, Высшая школа милиции, лицей, колледж

Семейная традиция, нравится, просто хочется, выбор родителей, интересно, общение с людьми

Востребована – 8

Не востребована – 2

Не знаю – 12

Да – 14

Нет – 8

23 чел.

Да – 10

Нет – 13

Экономист, бухгалтер, водитель, программист, спортсменка

Институт

Желание, интерес, большая прибыль

Востребована – 3

Не знаю – 1

Да – 8

Нет – 15


Анализ ответов на вопрос №2. Назови свою будущую профессию (выбранные профессии распределены по типам: «человек-человек», «человек- техника», «человек-знак, «человек-художественный образ», «человек-природа»)















Этап работы над проектом


Объектом нашего исследования являются профессии: программист, врач, логопед, археолог, писатель


Ход нашего исследования

Профессия

История возникновения профессии

Знания, необходимые для овладения этой профессией

Качества личности, необходимые для служения этой профессии

Эта профессия востребована на следующих предприятиях нашего города

Сколько учащихся вашего класса решили выбрать для себя эту профессию и почему?


Сфера деятельности «человек-знак»

Программист

Скорее всего, связана с историей возникновения телеграфа (19 век). Хотя если связывать историю возникновения профессии программист с историей развития криптографии (шифрования), то вполне корнями её можно отнести и к значительно более древним временам.

Собственно же компьютерные технологии стали бурно развиваться в 70-е годы ХХ века.

Математика Отличная память

Физика

Английский язык

Отличная память

Чёткое логическое

мышление

Способность к анализу

Скрупулёзность

Дотошность

Педантизм

Высокая аккуратность и точность

Востребованы только

высококвалифицированные специалисты, особенно в банковском деле и в отрасли нефти и газа

2


См. Приложение №1.



Сфера деятельности «человек-человек»

Врач

Корнями, безусловно, уходит в историю зарождения человечества.

Высокий уровень развития получила в Древней Греции

Анатомия

Химия

Физика

Биология

Психология

Милосердие

Чуткость

Хладнокровие

Высокое чувство ответственности

Требуются только высококвалифицированные специалисты

2

Логопед

Древняя Греция (развитие риторического

образования, когда оратор должен был обладать отлично поставленным голосом и чёткой дикцией)

Анатомия

Русский язык Психология

Сочувствие

Высокая ответственность Безупречная грамотность и речь

Востребована

1

Археолог

Грабительской археологией люди занимались с глубокой древности (грабители вскрывали и разоряли могилы). В России же появилась как профессия в эпоху Петра I

История

Философия

Психология

Упорство

Выносливость

Аккуратность

Педантичность

Умение держать язык за

зубами

Целеустремлённость

Физическое здоровье

Всегда нужны, тем более, что в настоящее время развивается такое осветление в археологии, как практическая археология (реконструкция исторических предметов)

2

См. Приложение №2, 3, 4



Сфера деятельности «человек-художественный образ»

Писатель

Древний Египет (Книга Мёртвых)

Русский язык

Философия

Естествознание

Риторика

История

Непоколебимость

Уверенность в своих

силах

Искренность

Честность

Высокая степень

Нравственности

Патриотизм

Популярна, но не актуальна,

т.к. рынок перенасыщен

всевозможной литературой, в том числе

и псевдолитературой

1

См. Приложение №5.


Экскурсия


Во время работы над проектом наша творческая группа посетила
  1. Тюменскую медицинскую академию (встреча с Суплотовой Людмилой Александровной, проректором ТГМА по лечебной работе, доктором медицинских наук, профессором)

  2. Институт гуманитарных исследований при Тюменском Государственном Университете

  3. Археологический музей ТГУ (встреча с преподавателями Университета, директором музея Алёной Николаевной)

  4. Школьный логопункт нашей школы (встреча с логопедом школы Шматок Светланой Юрьевной)

  5. Школа компьютерных технологий «Дельфи» (встреча с преподавателем Ириной Сергеевной)


Профессия, которую мы исследовали, востребована здесь


  • Везде востребованы высококвалифицированные специалисты и молодые творческие умы

  • Не востребована профессия программист в лице женщины

  • В настоящее время ставки логопеда в детских садах и школах сокращаются


Наше внимание привлекло следующее


  • Люди, с которыми мы встречались, посвятили всю свою жизнь служению выбранной профессии, поэтому перед нами были действительно настоящие профессионалы


Нам было интересно


  • Общаться с профессионалами

  • Рассматривать музейные экспонаты

  • Снимать наших героев

  • Задавать им вопросы

  • Воочию видеть место работы собеседника


Выводы


Работая над социально-uсследовательским проектом, мы:

узнали

  • В каждой профессии интегрированно сочетаются различные знания

  • В каждой профессии есть медицинские ограничения

  • «Плюсы» и «минусы» профессий

  • Возможности своих партнёров по проекту

  • О множестве новых профессий

открыли для себя

  • Что прежде чем выбрать профессию, надо получит хотя бы минимум практики по ней

  • Перспективы различных профессий

  • Что любая профессия требует знания компьютера

  • Что любая профессиядело ответственное

  • Что не все одноклассники исполнительны и ответственны

поняли

  • Что не все одноклассники исполнительны и ответственны

  • Что выбор профессии дело нелёгкое

  • Что начатое дело доводить до конца трудно

  • Что нельзя останавливаться на достигнутом

  • Что лучше всего добиваться самим, не надеясь ни на кого

  • Что пора уже серьёзно определяться с выбором будущей профессии

заинтересовались

  • Ещё больше своей выбранной профессией

  • Исследовательской деятельностью

  • Возможностями Интернета

  • Компьютерными программами

научились

  • Создавать компьютерную презентацию проекта

  • Систематизировать материал

  • Из огромного объёма информации выбирать самое необходимое

  • Выручать друг друга

  • Ценить своё время и время других людей

  • Писать статьи по волнующей проблеме


Мы хорошо поработали


Приложение №1


Поговорим о программистах


Давайте порассуждаем об одной из современных профессий – программист! О ком идёт речь? О том, кто составляет программы для совершения сделок купли-продажи, банковских дел, президентских проектов, мировых сетевых глобальных взаимодействий? Да! Мы ещё забыли – это хакер, гамер… извините?.. они, что тоже программисты? В какой-то степени да, и они тоже! Современный мир… немыслим он без компьютера. Как он нам облегчил и усложнил одновременно жизнь. Облегчил, потому что мы можем черпать и черпать информацию, общаться с миром, за которым стоят простые люди, а может, они уже и не люди вовсе… Красота! Мы можем не писать своим кривым почерком, а вот так красивенько набирать и набирать свои мыслишки… Вся мировая система предприятий, военных действий, финансовых систем и, конечно же, «кнопочка» Президента – во власти компьютера! Может быть, всё-таки спросите вы: а где человек? где его мир и душа, так ведь и уйти во Вселенную недолго, а мы тут, на земле бренной – травка здесь, цветочки, кошки, птахи всякие… Вот трудность-то в чём! С человеком бы пообщаться, вот так просто сесть и говорить с ним обо всём, по снегу походить, упасть в него и наглотаться его холодного, скрипучего, а потом перевернуться и смотреть на небо, тяжеловатое, местами голубое с ослепительным солнцем. Мир реальный и ирреальный, зацифренный, кодифицированный, клонированный… А рядом, простите, моя мама и мои дети, моя земля, моё солнце и небо. «Где здесь про программиста-то?» - спросишь ты.

Итак, вернёмся всё-таки к профессии. Что мы можем прочитать в справочнике абитуриента? Работа это, говорится там «повседневная и монотонная». Подождите, тут в статье одной программист один пишет: «Если тебе хоть немного нравится писать код, алгоритмы, то работа скучной не будет. Каждый день приходится изучать что-то новое, каждый день решаешь какие-то интересные задачи. Скучной такую работу не назовёшь»*. Идём дальше. Образовательные требования следующие: хорошие оценки в школьном аттестате по предметам: математика, физика, английский язык. Тут против ничего и не скажешь. Кстати, одна наша знакомая по профессии «программист» тоже утверждала о том, что без математики в этом деле не обойтись. Далее читаем в справочнике о психофизиологических требованиях: «внимательность, отличная память, чёткое логическое мышление, способность к анализу; умение организовать себя на длительную, однообразную работу; склонность к профессиональному самосовершенствованию». Прямо скажем, на дурака не проскочишь.

Какие знания закладывают в учебном заведении? Вопрос тоже немаловажный. Читаем в одной статье про компьютерных мальчиков: «программированию как таковому практически никто не учит, потому что это бессмысленно. За время учёбы технологии сменяются. А значит, придётся переучиваться. Учат думать, решать задачи «шевелить мозгами», строить алгоритмы. Самое главное – разработать алгоритм, формулу»*. В этой же статье читаем, что существует негласное правило, что программист должен каждые два года менять место работы, чтобы избежать застоя в мозгах. Тоже немаловажно! А то, что этот же товарищ пишет, что хороших программистов мало, и отрицать не следует. В любой профессии хороших специалистов наперечёт.

Ещё в одном источнике прочитали мы о то, что формально профессионалов-программистов можно разделить на следующие категории: по уровню детализации задачи – постановщики задач и кодировщики; по области работы – прикладные и системные; по специфике задачи – специалисты по RAD – системам и создатели массовых коммерческих продуктов; по способу зарабатывания денег – любители, хакеры, наёмные специалисты, контрактники.** Нам это пока не очень-то и понятно. Ничего, разберёмся в будущем.

Интересует нас, конечно же, и зарплата. Читаем, опять же, в статейке одной: в Москве программист с хорошим опытом работы получит зарплату в размере 800-1200 долларов; а если опыта маловато, то – 200-600 долларов; на периферии – от 200 до 600 долларов.*** Но в любом случае это побольше, чем зарплата у рабочего или даже бухгалтера. В другом источнике нам встретилась информация о том, что разработка программного обеспечения в России обходится на 70% дешевле, чем на Западе.**** Обидно, но мы патриоты, и будем не плакать, а Россию поднимать!

Спрос на профессию остаётся высоким. Так что лет на 10-20 вперёд можно рассчитывать, что ты нужен на рынке труда.

Тут ещё одну мысль подцепили, пастора некоего: «Действительно, «кодер» (кодировщик, программист) уже не звучит так гордо, как лет 20 или 30 назад…». «Лично для себя, - продолжает наш пастор, - я бы поставил профессию программиста (кодера) в один ряд с такими профессиями как водитель рейсового автобуса или дальнобойщик».* Извините, уважаемый пастор, водитель рейсового автобуса к тому, что стоит в ситуации мгновенного выбора тысячу раз в день, ещё и за жизнь людей отвечает, программист же напрямую за жизнь и здоровье такого количества людей не отвечает. Дальнобойщику обыкновенному надо груз многомиллионный довезти в целости и сохранности. Так что если я сижу в банке и составляю программу для перевода денег, то от меня зависит, насколько эти деньги благополучно дойдут до нужного адресата, но я хоть на пути никого не перееду.

Вот такие пироги с профессией программист! Да, чуть не забыли, когда интервьюировали даму одну по профессии программист, то одна мысль её очень поразила и нейдёт из головы: «Программисты женщины в России не востребованы». Может это действительно работа не для женщин. Они же, женщины, эмоциональные такие. Пусть будут на Земле, а мы пока поиграем в Космические игры. Мужчины ведь глобалисты, мыслят масштабно. Мир реальный и ирреальный… сходятся они иногда. Может на миг, и то хорошо. Вспомним на это счёт Ф.И. Тютчева:


Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.


Комар Игорь, 10б


Приложение №2


Самое главное в профессии врача – милосердие


Я поднимаюсь по широкой освещенной лестнице Тюменской Государственной Медицинской Академии. Вокруг меня проходят люди в белых халатах. Здесь царит какая-то загадочная обстановка, и кажется, что ты попала в другой мир. Я поднялась на этаж, а вот и нужная дверь! На табличке написано «Суплотова Л.А., проректор ТГМА по лечебной работе, доктор медицинских наук, профессор». Мне сюда.

- Здравствуйте Людмила Александровна!

- Добрый день!

- Я из газеты «Здоровье», у нас была назначена встреча, - я посмотрела украдкой на часы.

- Конечно, я помню, присаживайтесь, пожалуйста.

И Людмила Александровна указала рукой на стул.

- Спасибо. У вас тут так интересно! Я прошлась по коридору, по моему, тут здорово учиться.

- Да, и очень интересно.

- Людмила Александровна, какие черты характера, по вашему мнению, надо иметь, чтобы пойти учиться на врача?

- Самое главное, это милосердие.

- Да, без него нельзя… А почему вы выбрали эту профессию?

Людмила Александровна на секунду задумалась.

- Мною двигало желание помогать людям. Вообще, мне очень нравились две профессии: учитель и врач. И только между ними я делала выбор, а в результате стала врачом и преподавателем ТГМА.

- Как всё удачно получилось. Но это очень сложная и ответственная работа. Какие сложности сопровождают врача?

- Главное, это постоянная ответственность за жизни людей.

И лицо моего респондента стало серьёзным.

- Вы врач со стажем 26 лет. За это длительное время произошло ли на ваших глазах какое- нибудь чудо?

- Для меня было и остаётся чудо рождения жизни.

- Вы с детства хотели стать врачом и, закончив институт, вам поскорее хотелось применить свои знания на практике. Не так ли? Вы помните вашего ПЕРВОГО пациента?

- Конечно, помню. Это не забывается, - ответила Л.А. улыбаясь, - а с первыми пациентами, которых я лечила ещё в четвёртой поликлинике, когда только начинала работать, мы общаемся до сих пор.

- Наверняка в вашей профессиональной жизни были курьезные моменты. Не могли бы вы припомнить хотя бы один забавный случай из практики?

- Даже не знаю, что вам рассказать…- доктор на минуту задумалась, - может это покажется вам смешным. Когда я ещё училась в институте, один молодой человек из нашей групп, Серёжа Я., на занятиях на кафедре анатомии перегрыз сухожилие у влажного препарата. Оказалось, он поспорил с другими ребятами из группы на бутерброд.

Я сообразила, что такое влажный препарат, и подумала: «Как же интересна студенческая жизнь!».

- Весьма забавно. Это ж надо было до такого додуматься! Ну а что вы можете рассказать о клятве Гиппократа?

- Мы давали клятву Врача Советского Союза. Всё это проходило при получении диплома на выпускном вечере. Разумеется, в торжественной обстановке.

Как это интересно. Чтобы вы могли пожелать нашим читателям и будущим студентам ТГМА?

- Наши двери всегда открыты для вас! Приходите, мы вас ждём!

Я попрощалась с Людмилой Александровной. И задумчиво шла к остановке, оставляя за спиною Тюменскую Академию.

- Врачи…- про себя подумала я.

Вдруг начался снег. Я подставила свою ладошку, и пушистая снежинка опустилась мне на руку. Но, не оставив время полюбоваться собой, превратилась в мокрую каплю…

  • А ведь мы как снежинки… наша жизнь находиться в руках этих людей с самого рождения…


Суплотова Татьяна, 10б


Приложение №3


Что я узнала о профессии логопед


I. Теория. Предмет и задачи логопедии


Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) – и в переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения – человек (индивидуум), страдающий нарушениями речи.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие её задачи:

  1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

  2. Определение распространённости, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

  3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

  4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

  5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

  6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

  7. Систематизация речевых расстройств.

  8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

  9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

  10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяются как теоретическая, так и практическая её направленность. Теоретический её аспект – изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект – профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо:

  • Использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и её нарушения (психологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

  • Обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

  • Осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

  • Распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Связь логопедии с другими науками

Логопедия тесно связана со многими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: методиками обучения родному языку, математики; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).

Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различно уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребёнком норм языка способствует утончению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического развития ребёнка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребёнка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психологического развития в целом. Знание этого поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.


Личность логопеда


Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:

  • Гуманистическая убеждённость;

  • Гражданская нравственная зрелость;

  • Познавательная и педагогическая направленность;

  • Увлечённость профессией;

  • Любовь к детям;

  • Требовательность к себе и окружающим;

  • Справедливость, выдержка и самокритичность;

  • Педагогическое творческое воображение и наблюдательность;

  • Искренность, скромность, ответственность, твёрдость и последовательность в словах и действиях и др.


II. Практика. Задание №1


В моей исследовательской работе принимали участие 9 учеников 1-ых классов (исследуемые), мой ассистент, замеряющий время, и я – исследователь. Каждому ребёнку предстояло выполнить два задания. На каждое задание давалось по одной минуте. Задача первого задания заключалась в том, что ребёнок должен был грамотно составить рассказ на тему: «Что я подарю на восьмое марта?». Цель моей работы – проверить уровень связной речи у первоклассников и сделать её качественный анализ, (т.е. проанализировать уровень связной речи и смысловую целостность предложений в рассказах детей) выразить анализ в диаграмме. Оценивала же я по критериям, которые указаны в таблице №1. Посмотрим как дети справились с этим заданием:

«Я хочу подарить маме бусы, платье, серёжки. Ну, например, поделки, которые я сделаю на прикладном занятии и в изостудии. Маму зовут Надя. Мы всегда отмечаем этот праздник семьёй». Итог: 28 слов. 10 баллов.

Юля.

«Мама – Ирина. Всегда отмечаем этот праздник. Я иногда дарю подарки. В этом году я подарю маме украшение, бусы, открытки с цветами, которые мы делаем на уроках ИЗО. Мои подарки будут средних размеров». Итог: 32 слова. 8 баллов.

Полина.

«Мама, я тебя очень люблю. Я хочу тебе пожелать, чтобы папа тебя любил и дарил тебе много подарков, чтобы ты не болела. Я хочу, чтобы мама хорошо работала на работе и дома. Я передаю маме привет! Мама – Татьяна Петровна». Итог: 39 слов. 8 баллов.

Лиза.

«Маму зовут Света, ей подарю сковородку. Бабушку зовут Женя, ей подарю утюг. Собаке Джерри подарю косточки. Я их люблю». Итог: 19 слов. 5 баллов.

Евгений.

«Я хочу маме подарить на 8-ое Марта счастье, радости. Я хочу, чтобы она не болела. Маму зовут тётя Оля. Я её очень люблю. Она красивая». Итог: 26 слов. 10 баллов.

Денис.

«Мама – Татьяна Викторовна. Я её люблю. Я бы хотел подарить второго ребёнка (младший брат). Моя мама добрая и красивая». Итог: 19 слов. 5 баллов.

Даниил.

«Я вот Бабе уже подарила открытку. Тёте не смогу подарить, но желаю счастья, здоровья и любви. Маму Наташу, я поздравила открыткой из солёного теста». Итог: 24 слова. 5 баллов.

Сусанна.

«Мама – Татьяна. Тётя – Надя. Сёстры – Полина, Таня, Ксюша, Настя. Бабушка – Анафея Савична. Я подарю им цветы – тюльпаны». Итог: 17 слов. 3 балла.

Александр.

«Моя мама – Ира. Я подарю ей открытку, а ещё она попросила зубную щётку. Сестра Оксана попросила помаду. Я их люблю». Итог: 20 слов. 5 баллов.

Даша.


Задание №2


Второе задание состояло в следующем: составить пересказ в виде сказки или рассказа по картинке (время выполнения задания– 1 минута).

На картинке изображена комната, в которой находятся медведь коричневого цвета, розовый шарик, божья коровка в красных сапожках; в комнате есть окно, за которым видны деревья, ещё в комнате есть цветок в горшке, висящий на стене, красная машинка, пол и стены жёлто-оранжевого цвета. Задачей моего ассистента по-прежнему оставался замер времени, а моя задача – записывать рассказ или сказку со слов детей и проверка словарного запаса ребёнка. Моя цель осталась прежней. Посмотрим, как теперь дети справились заданием:

«Я вижу, что здесь машинка. Мишка играет с шариком. Обои оранжевые. За окном деревья. Шарик на ниточке. Розовый горшок с цветком. Машинка красненькая». Итог: 23 слова. 3 балла.

Юля.

«Мишка играет в мячик, а раньше он играл с машинкой. В этом доме расцветает цветок. Пол и обои одного цвета. Шарик летит за окном. Мишка играет в мячик с божьей коровкой». Итог: 31 слово. 8 баллов.

Полина.

«Мишка спрашивает божью коровку: “Что это такое?”. Божья коровка отвечает: “Это шарик”. Они сидят на полу и хотят в него поиграть. На полу две игрушки. Они идут на улицу играть». Итог: 30 слов. 10 баллов.

Лиза.

«Деревья, облака, стена, божья коровка, красная машина, коричневый мишка, чёрные пятна на божьей коровке. Красный цветок, зелёные лепестки, окно, жёлто-оранжевая стена». Итог: 22 слова. 3 балла.

Евгений.

«Я вижу цветы в горшке, стену, шарик, машинку, божью коровку, пол, кактусы, небо, мячик. Плюшевый мишка Боба и божья коровка играют в мячик». Итог: 22 слова. 5 баллов.

Денис.

«Вот из-за окна вылез мишка, он шёл из леса. В комнате была божья коровка. Она начала с ним играть. Цветочек рос. Мишке было интересно играть с божьей коровкой. Божья коровка была в красных сапожках. Мишке нравился розовый цвет. У мишки была белая шейка». Итог: 43 слова. 10 баллов.

Сусанна.

«Я вижу цветок, мишку, шарик, красную машинку, божью коровку, стену, пол. Божья коровка с медвежонком играет в розовый шарик». Итог: 19 слов. 3 балла.

Александр.

«Однажды мишка гулял по лесу и зашёл в комнату. Он увидел машинку, шарик, цветок и окно. Он хотел поиграть с божьей коровкой. Машина «Жигули» их сторожила». Итог: 26 слов. 8 баллов.

Данил.

«Я вижу мишку, который играет с божьей коровкой в розовый шарик. Им весело. Потом мишка играет с машинкой». Итог: 18 слов. 5 баллов.

Даша.

А теперь следующий этап моей работы – обработка результатов. Из 9 исследуемых один идеально справился с заданиями, 5 хорошо справились с заданиями, 1 справился не очень хорошо с заданиями, 2 плохо справились с заданиями.


Вывод: те дети, которые плохо справились с заданиями, нуждаются в помощи логопеда.


III Заключение


Для себя я выбрала профессию логопед, потому что в науке логопедии много «белых пятен», что меня и привлекает. Также я очень люблю детей и считаю, что им всегда нужна помощь старших. Ведь многие дети комплексуют из-за своих дефектов речи, и моя будущая профессия сможет помочь этим детям. И ещё. Логопедия связана со многими науками. Основные из них: анатомия, педиатрия, психология. И я хочу ими заниматься.


В работе использованы следующие источники


  1. «Логопедия учебник для ВУЗов»; Москва; «Владос»; Волкова Л.С., Шаховский С.Н.

  2. Консультации Шматок Светланы Юрьевны (школьного логопеда).

  3. Пособие (картинки) логопедов школы №70.

  4. Исследуемые 9 учеников 1-ых классов (1б 1в классы).

  5. Мои заметки, выводы и заключение.


Приложение № 4


Кто такой археолог


Романтично звучит слово «археолог». Представляется человек - такой громадный, сильный, с бородой стоит на краю кургана с лопатой в руках и мечтательно смотрит вдаль. Мои познания об этой профессии очень малы. Но, пообщавшись с людьми этой профессии, я имею некоторое представление об этих романтиках-трудягах. Пока мои представления таковы.

Эта профессия требует незаурядных познаний в истории и культурологии, а также терпения и настойчивости, так как приходится продолжительное время заниматься одной и той же работой, а потом ещё всё, что накопал и нашёл приходиться реставрировать, склеивать и даже собирать «головоломки».

Чтобы чего-нибудь добиться на этом поприще, нужно обладать не только выше перечисленными качествами, но и уметь держать язык за зубами. Причина вот в чём: случайная находка может искалечить жизнь археолога. Так, если какому-либо журналисту или лжеучёному вдруг «не понравиться» “находка”, либо то или иное заявление археолога – и в результате это разобьёт плод многолетних трудов (этот человек или лжеучёный будут всячески вставлять палки в колёса, дело может даже дойти до убийства археолога).

Но не надо представлять всё в мрачных тонах. В археологии есть и свои плюсы. Например, всё всегда узнаёшь первым, а также нескончаемая романтика: ночи в палатках, работаешь всего три месяца в год, а всё остальное время сидишь у себя в кабинете, пьёшь кофе или чай, рассматриваешь свои находки и пишешь докторскую диссертацию.

Чтобы побольше узнать о профессии археолога, я отправился в институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета. Там со мной разговаривала археолог Татьяна Сергеевна. Вот какой разговор у нас с ней состоялся.

  • Скажите, как Вы начали своё знакомство с археологией?

  • Моё знакомство с археологией началось с прочтения книги про Древний Египет.

  • Татьяна Сергеевна, давайте поговорим о Тюменской области.

  • В Тюменской области обнаружены и представлены все археологические эпохи, начиная с мезолита. В эту эпоху были изобретены лук и распространилось скотоводство. А охота становится более индивидуальной. На рубеже 6-5 тысячелетий до нашей эры человек научился изготовлять керамическую посуду с помощью обжига глины. В ту пору на юге нашей области было распространено скотоводство и земледелие, а на севере – охота и собирательство. В 4-ом тысячелетии настаёт эпоха меднокаменного века. Здесь люди уже начинают использовать медь и некоторые её сплавы. Но каменные орудия занимают доминирующее положение. В начале 2-го тысячелетия до нашей эры люди научились обрабатывать медь холодным и горячим способом. В бронзовом веке люди научились делать бронзу, и оружие становится разнообразнее. В связи с чем начинает развиваться протогосударства (государства-города). В 5-ом веке до нашей эры начали обработку железа, но каменные орудия всё ещё используются. Со временем появляются новые общественные организации, появляются кочевники, складываются новые кочевые империи, а также появляются люди, в руках которых сосредотачиваются власть и средства. Соответственно, в дальнейшем налаживаются мировые связи между регионами, связи с Китаем, Ближним востоком и Египтом.

Далее Татьяна Сергеевна предложила мне пройти в Музей археологии Тюменского государственного университета. Увидел я там много интересного, хотя понятно, что в этом музее хранится лишь малая часть того, что накопали наши археологи. Фотографии прилагаю.

Об истории возникновения профессии археолог могу сказать, что первооткрывателями в этой области вполне могли быть банальные грабители. И только в XVIII веке в Европе и в 1917 году в России появляются люди, которые занимаются археологией профессионально.

Николай Станищук, 10б


Приложение №5


Мои размышления о профессии «писатель»


С древнейших времён и по современные дни письменное Творчество содержащее искру божью не потеряло своей актуальности. Так что же такое книга? Кто такой Писатель? Обратимся к Древнему Египту. Уже тогда существовали зачатки письменной культуры – загадочная Книга Мёртвых – поистине является одним из начал Литературы. Фактически это первая литература эзотерического плана. Позднее возникают различные легенды. Каждое отдельное государство имело свою историю, свою культуру и менталитет. Поэтому Книгу можно назвать своеобразным зеркалом времени, позволяющим взглянуть на быт и верования людей. Теперь давайте перенесёмся из Древнего Мира в позднее Средневековье. Именно тогда профессия Писатель начала формироваться как личное творчество – знаменитые на весь мир баллады и сонеты Шекспира. Позднее наступает золотой век русской литературы, в XIX веке Писатель становится общепризнанной личностью, достигает своего апогея в обществе. Писатель становится путем для человека, ступившего на него, вырастают духовные критерии, и поистине Россия в это время показывает все богатство, истинное «золото людей». В это время пишут А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и многие другие. Век XX: появление футуристической литературы и фэнтази, столь любимые современной молодежью. К сожалению, классика в наше время не пользуется популярностью, значение Писателя как духовно развитой личности утрачивается, творчество становится все менее глубоким. Своеобразный парадокс: перенасыщенность рынка книгами различного содержания не воспитывает в читателях нравственность. Писатель как профессия достаточно популярна, но не для всех актуалена. Какими качествами должен обладать настоящий Писатель? Примером может послужить образ великого Русского писателя Льва Николаевича Толстого. Уверенный в собственных силах, глубоко верующий, патриот своей страны, он оставил глубочайший след в русской литературе. Духовно развитый человек, умеющий смотреть вглубь себя, Толстой вкладывал душу в свои произведения, искренне любя свое дело, этот человек наряду со своим творчеством может послужить примером, и не только Писателю. Но в чем поистине прекрасна эта профессия - это возможностью ТВОРИТЬ. Творить истории, жизни, быть судьей и подсудимым, художником и картиной, человеком и Богом, ТВОРИТЬ. Книга это окно в неведомость – и мы люди можем познать его. Писатель как гений, как личность и индивидуальность никогда не познает исчезновения, ПОТОМУ ЧТО ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕ ВРЕМЕНА, БЫЛ И БУДЕТ ПИСАТЬ.


Батурин Даниил, 10б

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ