ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «Введение в мир профессий» для учащихся 8-9х классов
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«Введение в мир профессий».
для учащихся 8-9х классов ГБС(К)ОУ школы- интерната №7
ст. Казанской Краснодарского края
Автор:
социальный педагог
ГБС(К)ОУ школы-интерната №7
станицы Казанской
Краснодарского края
Хлыстова Т.В.
Профориентационная программа
«Введение в мир профессий» для учащихся 8-9-х классов (VIII вида)
Основными целями программы являются:
актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда
развитие у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
повысить уровень психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
способствовать формированию мотивов саморазвития, личностного роста;
Актуальность программы:
Современными социально-психологическими исследованиями установлено, что выбор молодыми людьми будущей профессии часто происходит под влиянием субъективных факторов: престижность профессии в кругу сверстников, мнение друзей, действие рекламы и т.д. Представления о профессии у подростков неадекватны реальности вследствие ограниченности их взглядов на современную ситуацию в сфере социально-экономических отношений. Необоснованно завышенные требования к уровню заработной платы при отсутствии необходимых знаний и навыков, не связанные с рынком труда карьерные притязания ставят подростка вне рынка труда, делают его неконкурентоспособным при трудоустройстве.
Особенно это касается учащихся с нарушениями интеллектуального развития, воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях, которые отстают в развитии от сверстников, обладают негативным социальным опытом, имеют искаженное представление о современных реалиях экономической ситуации. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с нарушениями в развитии наряду с общим образованием является подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью, профессиональным самоопределением.
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…» говорится в Законе РФ об образовании (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12 – ФЗ с изменениями на 22 января 2004 года).
Актуальность этой проблемы отражена и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Целью профориентационной работы в школе является оказание помощи учащимся в правильном выборе профессии.
Длительность программы 2 года
Программа реализуется на основе тестирований, наблюдений, анкетирова-
ний, мероприятий“Введение в мир профессий”, экскурсий.
Программу реализуют социальный педагог Хлыстова Татьяна Владимировна и педагог-психолог Серопян Оксана Александровна
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, пси-
хологического обследования
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных осо-
бенностей детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь обучающемуся выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Главная цель программы «Введение в мир профессий» заключается в постепенном формировании у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе.
Настоящая программа составлена для учащихся 8- 9 классов (VIII вида).
По результатам наблюдений за обучающимися 8-9 классов школы- интерната в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями, был выявлен ряд причин, факторов препятствующих выбору будущей профессии обучающихся: наследственно-характерологические; резидуально-органические; социально-бытовые; ситуационные; психические; социальные. Эти факторы учитывались при составлении данной профориентационной программы. Это позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения, поможет обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Дата
Т е м а з а н я т и я:
Кол-во часов:
8 класс
сентябрь
Введение в мир профессии
1
сентябрь
Беседа на тему: “Что влияет на выбор профессии”
1
октябрь
Круглый стол: «Начальное профессиональное образование»
1
октябрь
Анкетирование: «Мои профессиональные предподчтения»
1
ноябрь
Беседа: «Профессия – «Повар»
1
ноябрь
Экскурсия в школьную столовую
1
декабрь
Диспут: «Конфликты»
1
декабрь
Профессия – «Швея»
1
январь
Экскурсия в ЧП «Ворочек»
1
январь
Тренинг на тему: «Мои качества»
1
февраль
Профессия – «Младший обслуживающий персонал»
1
февраль
Экскурсия в Казанскую участковую больницу
1
март
Экскурсия в детский сад.
1
март
Беседа: «Профессия – «Парикмахер»
1
апрель
Экскурсия в парикмахерскую
1
апрель
Беседа: «Профессия – «Маляр-штукатур»
1
май
Экскурсия в ООО «Александр»
1
май
Беседа: «Профессия – « Вышивальщица»
1
9 класс
сентябрь
Диспут на тему: «Эмоции и здоровье»
1
сентябрь
Беседа: «Профессия – «Строитель»
1
сентябрь
Поведенческая терапия, направленная на расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
1
октябрь
Беседа: «Профессия – «Каменщик»
1
октябрь
Анкета “Интересы и досуг”
1
октябрь
Профессия – «Каменщик»
1
ноябрь
Беседа: «Ответственность в профессиональной деятельности»
1
ноябрь
Профессия – «Кухонный рабочий»
1
ноябрь
Экскурсия в школьную столовую
1
декабрь
Профессия – «Дворник»
1
декабрь
Профессия – «Уборщица»
1
декабрь
Тренинг : «Я в мире профессий»
1
январь
Беседа: «Конфликты на работе»
1
январь
Беседа: «Умение принимать решения в профессиональной деятельности»
1
январь
Беседа: «К чему люди стремятся в жизни»
1
февраль
Викторина: «Изучаем профессии»
1
февраль
Профориентационная анкета
1
февраль
Беседа на тему: «Мои таланты»
1
февраль
Лекция: «Твоя профессиональная карьера”
1
март
Ошибки и затруднения при выборе профессии
1
март
Тренинг: «Мои жизненные планы, перспективы и возможности»
1
март
Беседа на тему: «Как я ориентируюсь в мире профессий»
1
март
Профессия и специальность
1
апрель
Диспут: «Востребованность профессий в районе»
1
апрель
Беседа: «Ошибки и затруднения при выборе профессии»
1
апрель
Круглый стол на тему: «Выбираем свой путь»
1
апрель
Тренинг: «Мой выбор».
1
май
Изучение памяток «Выбираем профессию»
1
май
Беседа: «Куда пойти учиться»
1
май
Изучение профессиональных намерений и планов учащихся
1
Всего: 48 часов
Эффективность реализации программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит:
повысить компетентность учащихся о мире профессий;
скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в самопознании;
увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.
Ожидаемые результаты:
повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;
расширение знаний о профессиях;
обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы-интерната 8 вида
ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИЕСЯ СМОГУТ:
- изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
-получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
-получить информацию о правилах выбора профессии;
-определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
К КОНЦУ ГОДА У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;
- чувство единства, умение действовать согласованно;
- представление о своей будущей профессии;
- самопознание с выбором будущей профессии;
-психологическая готовность к трудовой деятельности;
- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
-целостная психолого-педагогическая культура.
- нравственно-моральные качества.
Список литературы, использованной при разработке программы:
Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
Дик Н.Ф. Лучшие профильные классы в школе «Моя будущая профессия» - Ростов-на-Дону, 2007 г.
Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988 г.
Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
Немов Р.С. Психология образования.- М., 2003 г.
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1984 г.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996
Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998 г.,
Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
Школьный психолог - М., 2003 г
Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 классов. – М., 2007 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ