ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «Введение в мир профессий» для учащихся 8-9х классов







ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«Введение в мир профессий».

для учащихся 8-9х классов ГБС(К)ОУ школы- интерната №7

ст. Казанской Краснодарского края
















Автор:

социальный педагог

ГБС(К)ОУ школы-интерната №7

станицы Казанской

Краснодарского края

Хлыстова Т.В.

Профориентационная программа

«Введение в мир профессий» для учащихся 8-9-х классов (VIII вида)

Основными целями программы являются:

  • актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда

  • развитие у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • способствовать формированию мотивов саморазвития, личностного роста;


Актуальность программы:

Современными социально-психологическими исследованиями установлено, что выбор молодыми людьми будущей профессии часто происходит под влиянием субъективных факторов: престижность профессии в кругу сверстников, мнение друзей, действие рекламы и т.д. Представления о профессии у подростков неадекватны реальности вследствие ограниченности их взглядов на современную ситуацию в сфере социально-экономических отношений. Необоснованно завышенные требования к уровню заработной платы при отсутствии необходимых знаний и навыков, не связанные с рынком труда карьерные притязания ставят подростка вне рынка труда, делают его неконкурентоспособным при трудоустройстве.

Особенно это касается учащихся с нарушениями интеллектуального развития, воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях, которые отстают в развитии от сверстников, обладают негативным социальным опытом, имеют искаженное представление о современных реалиях экономической ситуации. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с нарушениями в развитии наряду с общим образованием является подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью, профессиональным самоопределением.

«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…» говорится в Законе РФ об образовании (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12 – ФЗ с изменениями на 22 января 2004 года).

Актуальность этой проблемы отражена и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Целью профориентационной работы в школе является оказание помощи учащимся в правильном выборе профессии.

Длительность программы 2 года


Программа реализуется на основе тестирований, наблюдений, анкетирова-

ний, мероприятий“Введение в мир профессий”, экскурсий.


Программу реализуют социальный педагог Хлыстова Татьяна Владимировна и педагог-психолог Серопян Оксана Александровна


Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, пси-

хологического обследования


Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных осо-

бенностей детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь обучающемуся выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Главная цель программы «Введение в мир профессий» заключается в постепенном формировании у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе.

Настоящая программа составлена для учащихся 8- 9 классов (VIII вида).

По результатам наблюдений за обучающимися 8-9 классов школы- интерната в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями, был выявлен ряд причин, факторов препятствующих выбору будущей профессии обучающихся: наследственно-характерологические; резидуально-органические; социально-бытовые; ситуационные; психические; социальные. Эти факторы учитывались при составлении данной профориентационной программы. Это позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения, поможет обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.

CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Дата

Т е м а з а н я т и я:

Кол-во часов:


8 класс


сентябрь

Введение в мир профессии

1

сентябрь

Беседа на тему: “Что влияет на выбор профессии”

1

октябрь

Круглый стол: «Начальное профессиональное образование»

1

октябрь

Анкетирование: «Мои профессиональные предподчтения»

1

ноябрь

Беседа: «Профессия – «Повар»

1

ноябрь

Экскурсия в школьную столовую

1

декабрь

Диспут: «Конфликты»

1

декабрь

Профессия – «Швея»

1

январь

Экскурсия в ЧП «Ворочек»

1

январь

Тренинг на тему: «Мои качества»

1

февраль

Профессия – «Младший обслуживающий персонал»

1

февраль

Экскурсия в Казанскую участковую больницу

1

март

Экскурсия в детский сад.

1

март

Беседа: «Профессия – «Парикмахер»

1

апрель

Экскурсия в парикмахерскую

1

апрель

Беседа: «Профессия – «Маляр-штукатур»

1

май

Экскурсия в ООО «Александр»

1

май

Беседа: «Профессия – « Вышивальщица»

1


9 класс


сентябрь

Диспут на тему: «Эмоции и здоровье»

1

сентябрь

Беседа: «Профессия – «Строитель»

1

сентябрь

Поведенческая терапия, направленная на расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1

октябрь

Беседа: «Профессия – «Каменщик»

1

октябрь

Анкета “Интересы и досуг”

1

октябрь

Профессия – «Каменщик»

1

ноябрь

Беседа: «Ответственность в профессиональной деятельности»

1

ноябрь

Профессия – «Кухонный рабочий»

1

ноябрь

Экскурсия в школьную столовую

1

декабрь

Профессия – «Дворник»

1

декабрь

Профессия – «Уборщица»

1

декабрь

Тренинг : «Я в мире профессий»

1

январь

Беседа: «Конфликты на работе»

1

январь

Беседа: «Умение принимать решения в профессиональной деятельности»

1

январь

Беседа: «К чему люди стремятся в жизни»

1

февраль

Викторина: «Изучаем профессии»

1

февраль

Профориентационная анкета

1

февраль

Беседа на тему: «Мои таланты»

1

февраль

Лекция: «Твоя профессиональная карьера”

1

март

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1

март

Тренинг: «Мои жизненные планы, перспективы и возможности»

1

март

Беседа на тему: «Как я ориентируюсь в мире профессий»

1

март

Профессия и специальность

1

апрель

Диспут: «Востребованность профессий в районе»

1

апрель

Беседа: «Ошибки и затруднения при выборе профессии»

1

апрель

Круглый стол на тему: «Выбираем свой путь»

1

апрель

Тренинг: «Мой выбор».

1

май

Изучение памяток «Выбираем профессию»

1

май

Беседа: «Куда пойти учиться»

1

май

Изучение профессиональных намерений и планов учащихся

1


Всего: 48 часов



Эффективность реализации программы.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит:

  • повысить компетентность учащихся о мире профессий;

  • скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в самопознании;

  • увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;

  • расширение знаний о профессиях;

  • обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы-интерната 8 вида


ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИЕСЯ СМОГУТ:

- изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

-получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

-получить информацию о правилах выбора профессии;

-определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.


К КОНЦУ ГОДА У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;

- чувство единства, умение действовать согласованно;

- представление о своей будущей профессии;

- самопознание с выбором будущей профессии;

-психологическая готовность к трудовой деятельности;

- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

-целостная психолого-педагогическая культура.

- нравственно-моральные качества.

Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

  2. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.

  3. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классы в школе «Моя будущая профессия» - Ростов-на-Дону, 2007 г.

  4. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988 г.

  5. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.

  6. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.

  7. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003

  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.

  9. Немов Р.С. Психология образования.- М., 2003 г.

  10. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.

  11. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1984 г.

  12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996

  13. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998 г.,

  14. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.

  15. Школьный психолог - М., 2003 г

  16. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 классов. – М., 2007 г.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ