Программа по внеурочной деятельности кружок «Здоровячок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г. ИПАТОВО ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
УТВЕРЖДЕНО:
на заседании педагогического совета
МКОУ СОШ №4 с. Киевка
Протокол № 1 от « 30» августа 2012 г.
Директор:______ Коваленко С.В.
Программа по внеурочной деятельности
кружок «Здоровячок»
Срок реализации: 1год
Рассчитана: на детей младшего школьного возраста
Составитель:
Головинова С.И., учитель начальных классов,
МКОУСОШ №4, с. Киевка, Апанасенковский район
с.Киевка,2012 г
Пояснительная записка.
Данная программа занятий составлена для учащихся 1 - 4 классов начальной школы.
Целью курса «Здоровячок» в начальных классах – сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Организация внеурочной деятельности младших школьников в кружке основывается на следующих принципах:
- добровольности участия детей;
- научности;
- доступности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- доступности;
- связи теории с практикой;
- индивидуального подхода к учащимся и др.
Учитель при необходимости может изменять и дополнять содержание программы.
Каждое занятие включает четыре этапа:
Информация (краткое изложение теоретических сведений).
Фантазирование.
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
Психогимнастика.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.
С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на занятиях проводится психотренинг.
Под руководством учителя дети учатся снимать усталость, раздражительность, недовольство и т. п.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Основными формами подачи материала могут быть разными: игра – путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т. п.
В начале занятия учитель дает детям необходимую информацию из области анатомии, гигиены, физиологии.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т. д. В одной беседе могут быть затронуто одно или несколько направлений.
На этих занятиях учитель использует различные формы фантазирования. В процессе игры дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны. Эти игры «Хорошо – плохо» дают возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.
Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т. д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укреплении позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.
На этих занятиях оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.
Прогнозируемые результаты.
К концу 4 класса учащиеся научатся:
- правильно ухаживать за полостью рта, органами слуха и зрения;
- соблюдать правила посадки при письме, следить за своей осанкой;
- оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ушибах, ожогах, укусах насекомыми, кровотечении из носа;
- выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, позвоночника;
-правильному обращению с животными;
- тренировать свою память, внимание, повышать самооценку;
- составлять распорядок рабочего дня.
К концу 4 класса учащиеся познакомятся:
- с анатомическими особенностями тела человека и правилами личной гигиены;
- с правилами здоровыми образа жизни;
- с признаками некоторых болезней и причинами их возникновения;
- с работой внутренних органов и профилактикой заболеваний;
- с комплексом упражнений для снятия усталости и укрепления организма, с психогимнастикой.
К концу 4 класса учащиеся приобретут навыки:
- уважительного отношения к членам классного коллектива, к членам своей семьи и к их мнению;
-работы с научной литературой;
- публичных выступлений;
- работы в паре, в группе;
- релаксации.
Программа внеурочной деятельности
( спортивно-оздоровительное направление)
Кружок «Здоровей-ка»
для учащихся начальной школы
(4 класс)
Дата
Тема занятия
Цель занятия
1 четверть
8 часов
06.09
Заповеди здоровья. Подвижные игры на свежем воздухе.
Установки на здоровье и долголетие.
13.09.
Установки на здоровье и выносливость. Подвижные игры.
Снятие утомления, закаливание, сплочение в дружный коллектив.
20.09
О пользе воды.
Довести до сведения, что вода обеспечивает нормальную деятельность всех жизненных систем.
27.09
Водный курс. Подвижные игры.
Довести до сведения, что фильтрованная вода полезнее, чем кипячёная.
04.10
Каким должно быть здоровое питание?
Убедить в том, что пища должна быть разнообразной, сбалансированной с учётом индивидуальных особенностей организма.
11.10
Установки на здоровье и выносливость. Осенняя рыбалка.
Закаливание, выносливость, пребывание на свежем воздухе.
18.10
Три «кита» здоровья. Какие продукты полезны?
Довести до сведения, что наиболее полезны тёмно-зелёные, жёлто-красные овощи, оранжево-жёлтые фрукты и тёмно-красные ягоды.
25.10
О пользе горячего питания в школьной столовой. Питание с учётом группы крови.
Экскурсия в школьную столовую, разнообразие меню, условия приготовления. Научить составлять дневной рацион с учётом калорийности пищи, режим питания. Рекомендации по питанию для обладателей каждой группы крови.
2 четверть
8 часов
8.11.
Установки на здоровье и выносливость. Экскурсия в парк.
Закаливание, выносливость, пребывание на свежем воздухе.
15.11
Движение – основа здоровья.
Довести до сведения, что движение – основа жизни.
22.11
Позаботимся о своём позвоночнике. Вечное движение.
Довести до сведения, что позвоночник, оставленный без движения быстро слабеет, возраст человека определяется здоровьем и гибкостью его позвоночника.
29.11.
Хороший сон – залог здоровья. «Жаворонки» и «Совы».
Довести до сведения, что лучший отдых – это сон.
06.12
Правила здорового сна.
Познакомить с правилами здорового сна.
13.12
Процедуры, укрепляющие здоровье. Закаливание и баня.
О пользе закаливания и бани.
20.12
Целительный солнечный свет.
Довести до сведения о целительной пользе солнечного света.
27.12
Установки на здоровье и выносливость. Игры на снегу..
Закаливание, выносливость, пребывание на свежем воздухе.
3 четверть – 10 часов
10.01.14
Все болезни от нервов! Побереги себя сам: оказание первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах насекомыми, кровотечении из носа;
Убедить заботиться о нервной системе: сохранять самообладание и жить с позитивным настроем.
17.01
Наши главные враги: курение, алкоголь.
Помочь осознать в полной мере степень этой опасности.
24.01
О вреде наркотиков.
Помочь осознать в полной мере степень этой опасности.
31.01
Энергетика растений
О пользе фитотерапии
07.02
О пользе витаминов.
Довести до сведения, что витамины поступают только с пищей.
21.02
Спортивный праздник
Движение, радость общения
28.02
Установки на здоровье и выносливость. Катание с горки.
Закаливание, выносливость, пребывание на свежем воздухе.
07.03
Здоровье внутри нас: лечение словом.
Научить быть внимательным и чутким к людям.
07.03
Как выбирать себе друзей.
Довести до сведения, что какой твой друг, такой и ты сам.
14.03
Спорт – мой друг.
Движение, радость общения
21.03
Спортивный праздник. Игры, весёлые эстафеты на свежем воздухе.
Закаливание, выносливость, пребывание на свежем воздухе. Движение, радость общения
4 четверть – 8 часов
04.04
Какой я сам? Мои привычки и поступки.
Дать понятие о привычках, вредных для здоровья. Показать, как можно повысить самооценку
11.04
18.04
Добрым быть гораздо лучше, чем завистливым и злым.
Щедрость и жадность
Раскрыть понятия щедрости и жадности. Определить, в каких случаях необходимо драться, а в каких нет.
25.04
Установки на здоровье и выносливость, подвижные игры на свежем воздухе.
Закаливание, выносливость, пребывание на свежем воздухе.
02.05
Красота и здоровье зубов.
Научить правильно чистить зубы.
16.05
Драться или не драться. С кем бы ты хотел дружить?
Определить, в каких случаях необходимо драться, а в каких нет.
23.05
Занятие любимым делом – залог душевного равновесия.
Практическое занятие любимым делом.
30.05.
Установки на здоровье и выносливость. Летний отдых.
Закаливание, выносливость, соблюдение правил по технике безопасности.
Итого: 34 занятий
Список использованной литературы:
“Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005год.
“50 уроков здоровья”, Н.Коростелев, М., 1991год.
Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51 - 55.
Шабалина Н.С. «Большая энциклопедия народной медицины». ДИЛ, 2010 г.
Интернет-ресурсы:
Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/
Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ