Психологическое сопровождение одаренных детей
Психологическое сопровождение одаренных детей
Цой С.В., Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №8,
г. Поронайск
Сложно сказать, кто из детей может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем. Одаренность - это не то, что можно выявить по тестам интеллекта, и по различным методикам для определения уровня творческих способностей. Раннее проявление способностей к какой-либо деятельности тоже не является гарантией выдающихся достижений в будущем, равно как и успехи ребенка в школьном обучении далеко не всегда свидетельствуют о его одаренности.
Так что же такое детская одаренность? Среди множества трактовок одаренности, мне наиболее близка концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность это сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческости (креативности), настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Но, раскрывая природу одаренности на уровне теории, данная модель, как и любая другая концепция, все же не позволяет увидеть некоторые частные особенности, характерные для одаренных детей. Концепция обычно очерчивает только главные, наиболее крупные звенья системы. Процесс становления одаренности в реальном, живом ребенке, требует специального рассмотрения, и, конечно же, надо понимать, что успешность обучения одаренных детей зависит от дифференциации и индивидуализации. Дифференциация – это выделение групп в зависимости от вида одаренности детей. А индивидуализация – обучение одаренного ребенка по индивидуальным программам, создание индивидуального учебного плана.
Одно из главных направлений работы с одаренными детьми - создание условий для оптимального развития, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Итак, одаренный ребенок, какой он? Это, чаще всего, яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях. Одаренный ребенок отличается от других выдающимися чертами личности: он эмоционален, необычен, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты. Создается ощущение, что он заранее все знает и умеет. Что другим детям дается большими или меньшими усилиями, трудом, одаренному ребенку дается легко и просто. Нельзя не отметить при этом, что наличие признаков одаренности ребенка почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога - составная часть этой программы.
Признавая за ребенком право, быть индивидуальностью, школьный психолог может определить свои усилия по его развитию. Что же нужно развивать у одаренного ребенка? От чего оградить? В чем заключается психологическое сопровождение одаренных детей?
Во-первых, это активное отношение к окружающему миру. Одаренный ребенок, обладая способностями и склонностями, стремится их применять в своей жизни, деятельности. Поэтому такие дети любознательны, креативны, информированы, активны, непоседливы, любопытны, все время придумывают что-то новое, с ними интересно другим детям, с ними интересно взрослым. Задача психолога в этом случае – помочь направить энергию ребенка в полезное русло, иначе он может ее использовать по обстоятельствам.
Во-вторых, произвольность регулирования своего поведения. Именно с эти личностным компонентом у одаренных детей бывают проблемы. Поскольку им все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными и создается ощущение, что так будет всегда. Но как только одаренный ребенок выходит за рамки области своих способностей, начинаются проблемы. Особенно это касается слова «надо», умения заставить себя делать, то, что неинтересно, умения подчиняться требованиям взрослых, поставленной задаче.
В-третьих, создание мотивации к развитию и обучению. Поскольку одаренному ребенку многое дается легко, то у него может формироваться установка, что и учиться не надо, и развиваться ни к чему.
В-четвертых, адаптация в обществе, коллективе. Случаи, когда одарённый ребёнок попадал в категорию «трудные дети» часто связаны, прежде всего, с неправильным отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Часто одаренные дети доставляют неудобства и вызывают недовольство окружающих в силу своих индивидуализма, различной скорости мышления и письма, нестабильности интересов, проявлении диктаторства, повышенной требовательности и нетерпимости. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека.
В-пятых, социально - психологические трудности. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, повышенной чувствительностью. Протест ребёнка против сложившегося к нему отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании – все это проявляется в таких формах поведения, как, например, асоциальное и агрессивное, уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах.
Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. Формирование социально-уверенного поведения и развития признаков одаренности идет в детском и подростковом возрасте параллельно. Станет ли одаренный ребенок выдающейся талантливой личностью, зависит от того, какие, мы взрослые, создадим для его развития, условия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ