Психологическое занятие с элементами тренинга для детей и их родителей "Любовь и дети"
«Любовь и дети»
Занятие для детей и их родителей
Гудовщикова Александра Игоревна,
педагог-психолог,
КГУ «Общеобразовательная школа №3 акимата города Шахтинска», Карагандинская область
Проведен: 18 января 2013 года
Дети и родители 10 «А», 11 «А»,
11 «Б» классов
«Миг промелькнет – и дети подрастут
Как научить, как убедить их сложно,
Что наша жизнь – единственный сосуд,
Который лишь самим наполнить можно…»
М.Зельцер
Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье, повышение культуры внутрисемейных отношений; обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций; формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии; формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Звучит легкая музыка. Родители и дети рассаживаются по кругу.
Начало семинара-тренинга: «Добрый вечер, дорогие родители и любимые дети. Я благодарю вас за то, что вы пришли на семинар-тренинг. Встреча пройдет в виде тренинга. Психологический тренинг — это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Участники тренинга все делают сами. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.
Тема сегодняшнего тренинга — «Любовь и дети».
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. На тренинге можно представиться так, как вам хотелось бы, чтобы к вам обращались».
Упражнение “Круг знакомств”
Цель: создать условия для эмоционального сближения членов группы;
Оборудование: доска для записей.
Часть 1. Участники группы садятся в круг. Ведущий задает вопрос: "Как вы думаете, кто сегодня здесь собрался?" и записывает на доске варианты ответов – мамы и дети, люди, взрослые и не очень, и т.д. Когда вариантов набирается достаточно много, ведущий предлагает: "Давайте знакомиться!", и начинается вторая часть упражнения.
Часть 2: игра "Паутинка". В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родитель. Можно задавать разные вопросы, например:
Какая твоя мама?
Что она любит делать?
Что ей нравится, что ей не нравится?
Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: "На что похоже то, что у нас получилось?". Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.
В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их. (15 минут)
2. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: формирование хорошего настроения в группе и сближение участников.
Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.
Инструкция: «сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня… кто любит мороженое… у кого есть брат».
Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим. (10 минут)
3. Упражнение “Комплимент”.
Цель: повышение культуры внутрисемейных отношений;
Оборудование: листочки бумаги, ручки
У каждого родителя на столе лежит тетрадный листок. На счет 1, 2, 3 каждый должен разорвать свой листок. У кого-то получается 2 части, у кого-то 3 и т.д.
Далее родители на каждом листочке пишут предложение, начиная со слов «Мой сын…» «Моя дочь…”. Сказать нужно столько хороших слов в адрес ребенка, сколько частей листка получилось.
Обсуждение что написали, как это было писать и что вы чувствовали? (12 минут)
После 3 упражнения родители остаются в кабинете, дети выходят в коридор. В кабинете продолжается работа с родителями, детям – дается задание.
Задание для детей: Составление единого коллажа на тему «Мы любим вас, родители!» (ватман, журналы, газеты, клей, ножницы). (20 минут)
Работа с родителями: (20 минут)
Упражнение 4. « Слово – эстафета»
Цель: формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Оборудование: игрушка-рюкзак с маленькими игрушками внутри
Родители должны продолжить начатое предложение. “Мой ребёнок будет успешным, если я…”. Для большей организованности родители будут передавать игрушку-рюкзак, доставая из нее маленькие игрушки-помощники им в их родительском деле.
Упражнение 5. Чтение стихотворения «Родителям…»
Цель: решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье, психопрофилактика возможных трудностей в общении родителей с их ребенком;
Стихотворение читают классные руководители:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
После прочтения стихотворения – просмотр видеоролика «Родители глазами детей».
И приглашение самих детей с составленным коллажем.
Памятки-рекомендации (на доске, фоном)
Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
Контроль над старшеклассником требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
Поддерживайте старшеклассника. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к старшекласснику, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Успехов Вам!
Упражнение 6. "Я хочу сказать…" (8 минут)
Цели: рефлексия
Участники в круге обмениваются информацией о себе, о прошедшем тренинге.
Можно помочь, задавая определенные вопросы:
Что вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
Что показалось необычным?
Что для вас было особенно трудно выполнить?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ