Пушкин и его портреты. Литературно-художественная композиция
МБОУ «Основная общеобразвательная школа № 17
г. Зеленодольска Республики Татарстан».
«ПУШКИН И ЕГО ПОРТРЕТЫ"
Литературно – художественная композиция, посвященная А.С.Пушкину.
библиотекарь
Валиуллина Тамара Владимировна
2014 г.
ПУШКИН И ЕГО ПОРТРЕТЫ
Литературно-художественная композиция .
Цель: Восстановить образ поэта, раскрыть с помощью портретов Пушкина его внешний облик и душевный мир. Привить любовь к русской литературе.
1- часть. " Души изменчивой порывы перенести на полотно"
Ведущий1: Пушкин давно вошел в жизнь и сердца людей всех возрастов и поколений. Едва малыш начинает понимать человеческую речь, в его сознание, как волшебное заклинание, входит: " У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...", Подрастая, он присоединяется к союзу друзей Людмилы и Руслана, добрым его приятелем становится Онегин и так далее и так далее...
У каждого возраста свой Пушкин. Свой не только по восприятию его произведений, но и по представлению о его духовности и внешнем облике поэта, каким он был этот облик?
Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый образ - вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза, красивые руки с длинными пальцами. Пушкин - гениальный поэт, интересная личность, обаятельный человек-всегда привлекал внимание художников. Создано множество его изображений и создаются все новые и новые. Описание и изучение их составляет целую область пушкиноведения, так называемую иконографию Пушкина.
При жизни поэта было сделано 12 его портретов, но не все они были сделаны с натуры. Портреты Пушкина, особенно написанные с натуры, позволяют нам представить поэта таким, каким он был при жизни. Воссоздать живой облик поэта помогут нам и сохранившиеся воспоминания современников, и стихотворные строки самого Пушкина и стихотворения о нем.
Презентация.
Первой демонстрируется миниатюра неизвестноно художника и читается стихотворение К.Ваншенкина "Неизвестный художник"
Неизвестный художник давнишнего века -
Может, был он известен, но в узком кругу -
Написал на холстине портрет человека
Так, что глаз от него оторвать не могу.
Краска лупится, трещинки как паутина.
Реставратор, волнуясь, трясет головой.
Но живет и поет о бессмертье картина,
Потому что написана кистью живой.
И рождается отзвук в сердцах и на лицах,
Потому что и замысел в сердце рожден.
Неизвестный - в каталогах всех и в таблицах
Меж другими, известными, значится он.
Ведущий2: Перед вами миниатюра работы неизвестного художника, написанная примерно в1802-1803 г. Это портрет, изображающий Пушкина ребенком трех-трех с половиной лет, хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрова, который лечил Пушкиных, когда они жили в Москве во время эпидемии холеры в Петербурге. Этот портрет сделанный крепостным художником ,по семейному преданию,был подарен матерью поэта Н.О.Пушкиной, единственной дочери Мудрова - Софье. В детском портрете видны характерные черты Пушкина, мене определенные, чем в портретах зрелого возраста: выпуклые губы, чуть прижатый кончик носа, открытый вырез ноздрей, глубокая бороздка посреди подбородка. Видно, что мальчика тщательно причесали перед позированием. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз. В настоящее время миниатюра находится в музее Пушкина в Москве.
(Демонстрируется гравюра В.А.Фаворского "Пушкин-лицеист" )
Ведущий -1: Художник Владимир Андреевич Фаворский создал трогательный и обаятельный образ Пушкина - подростка. Это мальчик - поэт. Широко раскрыты его глаза: он видит мир по иному, чем его товарищи.
Ученик читает воспоминание современницы.
"Пушкины жили весело и открыто, и всем домом заведовала больше старуха Ганнибал, очень умная и рассудительная женщина - вспоминала одна знакомая Пушкиных - старший внук ее, Саша, был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет девяти или десяти, со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, нос очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались"
( демонстрируется гравюра Е.И.Гейтмана "Пушкин-юноша" и читается стихотворение М.Лисянского "Первая любовь" )
Ученик
В саду лицейском ветер верховодит,
Кленовый лист припал к стеклу,
М Катенька Бакунина проходит
Царевною по Царскому Селу.
Идет она легко, неторопливо,-
И строгий взор, и недоступный вид,
Из окон все глядят на это диво.
И Саша Пушкин дольше всех глядит.
И не умолкает гулкий голос крови
Не знает Пушкин, что на свете нет
Той самой женщины, которой вровень
Любовь поэта. А ведь он поэт!
Потом стихи придут, как наважденье,
И он напишет «Слезы» и «Окно»,
И «Завещание», и «Наслажденье»,
И «К ней», и «Живописцу» заодно.
Красавица. Художница. Вся в темном
На фоне пламенеющей листвы
Она прошла в порыве непокорном, не повернув надменной головы.
А он к окну приник, стоит…
Пусть ветры след листвою заметут
В тот день он в дневнике своем запишет,
Что был он счастлив целых пять минут.
Ведущий-2 : Гравюра Егора Ивановича Гейтмана была приложена к первому изданию поэмы "Кавказский пленник". Рисунок, с которого сделана гравюра, исполнен, видимо еще до ссылки Пушкина. Поэт Николай Иванович Гнедич, взявший на себя труд по изданию "Кавказского пленника", объявлял в примечании: Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный, Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным".
Тайны гейтмановской гравюры не разгаданы и поныне. Спорят даже о возрасте изображенного на ней поэта. Двенадцати -тринадцатилетний мальчик или юноша, уже закончивший Лицей?.. Но главный вопрос: кто нарисовал портрет? Доказано не сам гравер: он обычно работал по чужим рисункам. Но кто бы ни -был автор рисунка, с которого делал гравюру Гейтман, важно другое: именно по этой гравюре, до возвращения поэта из ссылки, читатели того времени представляли себе его лицо.
Ведущий-1. Но внешность Пушкина с годами изменилась. "Ничего юношеского не было в этом лице"- свидетельствует современник, увидевший поэта вскоре после его приезда в Москву, старый приятель Пушкина тоже сразу замечает, что Александр Сергеевич " очень переменился наружностью"
Сам Пушкин невысоко ценил свою внешность:
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арабский профиль...?
обращается он в стихах к английскому художнику Джорджу Даю, автору почти трехсот портретов генералов 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца, исполнителю с натуры портрета Пушкина, к сожалению, до нас не дошедшего. .
Вот несколько воспоминаний современников о Пушкине;
Ученик читает воспоминания.
"Он был нехорош собой; смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономий более выразительной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармонического голоса, будто нарочно созданного для стихов..."
Один из современников, встречавшийся с Пушкиным" не заметил ничего особенного в его личности и в его манерах" Другой заметил то, что заметил бы всякий встречный " курчавые, растрепанные темно-русые волосы ,нос несколько приплющенный, губы очень красные и широкие, а обнаруженные веселою улыбкой зубы- белизны необыкновенной" Третий о первой встрече с поэтом отозвался так; " В первый раз не знакомятся накоротко, но какая власть высшего таланта! Я нашел в себе чувство кроме невольного уважения." Но этот третий не случайный знакомец, чье. имя было бы забыто, не оставь он несколько строк о Пушкине, этот третий - генерал Ермолов. .
(демонстрируется портрет Пушкина Кисти В.А. Тропинина и читается стихотворение Ю.Олеши "Пушкин"
Ведущий -1 В начале 1827 года портрет Пушкина пишет замечательный московский художник Василий Андреевич Тропинин.
Скульптор Рамазанов - современник и собеседник Тропинина рассказывает -" Тропинин написал портрет Александра Сергеевича Пушкина по его собственному желанию, для подарка г. Соболевскому, Соболевский хотел иметь портрет Пушкина домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричесанного и не приглаженного... Заказчик желал, чтобы Пушкин был написан в его домашнем халате, с длинным ногтем на большом пальце и с кольцом на другом. Пушкин ходил к Тропинину на улицу Ленивку».
Тут самое важное ,что портрет написан по Его - то есть Пушкина собственному желанию, Это подтверждает и Соболевский -"Портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память"
"Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, людей его любящих"-так объяснял свою задачу художника Тропинин. Он знал гения, беседовал с ним с глазу на глаз, о чем вспомнит годы спустя со счастливой гордостью…
Художник должен был собрать и открыть зрителям все, что живет для них в имени, слове, понятии – Пушкин. И это ему удалось.
В повороте головы видна задумчивость, но поворот величествен и горд, широко развернуты плечи, в фигуре поэта видна уверенность и сила. Слегка встрепанные завитки волос, свободный, расстегнутый ворот, небрежно повязанный шарф, не стягивающий шею, говорят о будничной простоте," домашности" Пушкина, и о вдохновении внезапно его озарившим.
Но лишь божественный глагол
До слуха четкого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Как пробудившийся орел!..-. С душой встрепенувшейся, успокоенным и мужественным предстает Пушкин на тропининском портрете.
"сходство портрета с подлинником поразительно,-радуется Николай Алексеевич Полевой, издатель журнала " Московский телеграф", оповещая читателей о появлении написанного Тропининым портрета Пушкина. Но тут же добавляет:" Впрочем, физиогномия Пушкина-столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее,- вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить ,что один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие"
Номер журнала , где будут напечатаны эти строки, выйдет в свет в те самые дни, когда уже начнется работа над новым портретом поэта.
Часть 2: "Себя как в зеркале я вижу"
(Демонстрируется портрет Пушкина работы Кипренского и читается стихотворение Я.Полонского "Пушкин - эхо славы")
Ведущий -2: Меньше чем за месяц до восстания декабристов Рылеев пишет Пушкину в Михайловское: "На тебя устремлены глаза России: тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и Гражданин"
В ту пору , когда многие старались отказаться от себя и стать " как все", подавляли в себе лучшие душевные порывы и прятали глаза, чтобы блеск их не выдал этих порывов души, перед Кипренским оказался человек, который в каждом слове, каждом взгляде, каждой своей черточке оставался самим собою - Поэтом , Гражданином, Пушкиным.
Новый портрет поэта, как и тропининский, сознавался тоже "для памяти любящих" К Кипренскому привел Пушкин друг поэта -Дальвиг, тоже поэт, издатель альманаха "Северные цветы ".Дельвиг очень интересовался изящными искусствами- так именовали тогда живопись, ваяние и зодчество. "Художников друг и советник"- назовет его Пушкин. Наверное "советник" художников Дельвиг обсуждал с Кипренским мысль будущего портрета. Он заказывает портрет ДЛЯ СЕБЯ - вместе для ВСЕХ, любящих Пушкина.
Работая над портретом Пушкина, Кипренский открывает людям образ Гения Поэзии, наиболее полно в Пушкине воплотившегося. Это портрет человека, не бредом и жаром восторга охваченного, но озаренного тем высоким творческим вдохновением, о котором размышлял Пушкин.
Работая над портретом, Кипренский осознавал, чувствовал, как много могут сказать глаза Пушкина, в которых, по словам одного из друзей Пушкина, "отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых его душою"
Глаза Пушкина На портрете Кипренского видят и внимают. "Внимать" первоначально означало "слушать", но со временем смысл слова расширился: "жадно поглощать слухом, усваивать себе слышанное, устремлять на это мысли и волю свою", толкует это слово В.Даль, друг Пушкина, в своем знаменитом Словаре.
В глазах Пушкина способность живо и жадно схватывать впечатления и вместе с тем напряженная ,глубокая работа ума. Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью.
Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки-любимая поза поэта- подчеркивают его замкнутость в себе, сосредоточенность.
Художник избегает всяких внешних выигрышных приемов:Эффектного жеста, ракурса, поворота. Он не акцентирует творческую силу, темперамент поэта, не подчеркивает в нем ганнибаловские черты. Так же сдержаны и краски- портрет написан в коричневато зеленоватых тонах. Только лицо дано теплым розовым тоном и ярко выделена подкладка наброшенного на плечи плаща.
Ведущий -1 : Есть достоверные сведения ,что поначалу на холсте не было бронзовой фигуры Музы, богини- покровительницы Поэзии ,с лирой в руке, стоящей справа за плечом поэта. Когда работа была окончена ,друзья Пушкина попросили Художника дополнить портрет изображением Гения Поэзии. Они имели в виду изваяние Музы. "Но я уже изобразил Гения Поэзии "-отвечал Кипренский: он имел в виду Пушкина. И все-таки он уступил просьбам. Вряд ли требовательный и серьезный художник сделал это лишь для того, чтобы угодить заказчикам. Появление бронзовой Музы за плечом Пушкина без сомнения, что-то изменило в готовом портрете. Наверное, образ Поэта, сопрягаясь со скульптурой, стал более величествен, скульптурен.
Пушкину портрет очень понравился. Он написал Оресту Адамовичу Кипренскому дружеское послание:
Любимец моды легкокрылый,
Хоть не британец , не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня ,питомца чистых муз,
- И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз,
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Ведущий - 2: Художник Н.И.Уткин (178о-1836 г) сделал с портрета гравюру, довольно значительно отступив от оригинала.
(демонстрируется гравюра Уткина )
Он еще больше сгладил "арапские черты. Гравюра впервые была воспроизведена в альманахе Дельвига"Северные цветы на 1828 год". Отец и многие друзья поэта находили гравюру Уткина наиболее похожим портретом.
Портрет работы Кипренского и гравюра Уткина - самые популярные портреты великого поэта. Они множество раз копировались и репродуцировались. Образ Пушкина, созданный Кипренским, лег в основу произведений многих художников и скульпторов последующих поколений .
Часть 3 ; « Образ бережно хранимый»
Ведущий 1. Создание образа гениального поэта, великого человека и вместе с тем человека необычайно живого, подвижного, пылкого - нелегкая задача. С ней не всегда могли справиться даже и очень большие художники, искренне любившие Пушкина.
В "Словаре достопамятных людей русской земли доставленном Бантышом- Каменским- изданном в 1847 году- в статье о Пушкине, написанной на основе сведений ,полученных от отца, брата и друзей , написано:
Ученица читает :"Александр Сергеевич Пушкин, среднего роста, худощавый, имел в младенчестве белокурые курчавые волосы, сделавшиеся потом темно-русыми: Глаза светло- голубые: улыбку насмешливую и вместе приятную: носил на умном лице отпечаток африканского своего происхождения, которому соответствовали живость и пылкость характера, раздражительного, но доброго, услужливого чувствительного. Он в особенности отличался большими своими бакенбардами и длинными ногтями, которыми щеголял. Любезность, острый ум необыкновенная память и заманчивый веселый рассказ делали его украшением и душою общества
Ведущий 2- Знакомый Пушкина по Кишеневу В.П. Горчаков записал в дневнике первое свое впечатление от встречи с поэтом:
"...особенно обратил мое внимание вошедший молодой человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором необыкновенно живой... часто смеющийся в избытке непринужденной веселости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие, очерки его лица были неправильны и некрасивы..."
Ученица: Вот как вспоминал Пушкина Другой его современник, М.В.Юзефович, увидевший поэта в 1829 году на Кавказе:
"Как теперь вижу его, живого, простого в обращении, хохотуна, очень • подвижного даже вертлявого ,с великолепными большими, чистыми и ясными глазами... с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Он вовсе не был смугл ,ни черноволос... а был вполне белокож и с вьющимися каштанового цвета волосами ... В его облике было что-то родное африканскому типу... черты лица у него были приятные ,и общее выражение очень симпатичное"
Ведущий 1- вот так каждый по своему видел Пушкина , для одних он был некрасив, Для других очень симпатичен .Но мы очень благодарны всем, кто оставил для нас свои воспоминания о нем.
Ведущий -2 Начальными месяцами 1836 года, январем - мартом, датируются две записки Жуковского к Пушкину.
В одной: "...Завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором по утру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти:
В другой;" Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаянья, дома, то найдешь у меня живописца..."
О каком портрете Пушкина идет речь? О каком живописце ? (демонстрируется портрет Пушкина работы Ивана Логиновича Линева )
Ведущий 1- В середине 80 -х годов прошлого столетия, через полвека после гибели Пушкина, в доме одного Петербургского артиста находят портрет поэта - о существовании этого портрета никто прежде и не слыхивал. Но портрет не только потому неожиданный, что о нем до той поры ничего не слышали: само лицо на портрете неожиданно - такого Пушкина ни один художник, писавший его при жизни ,не изображал.
Это «Трагический»,Пушкин последних лет, уже готовый ко "взрывочному возмущению" против судьбы.
Волосы поредели, не вьются как прежде. Пожелтело, осунулось лицо. Тревога, тоска, острая боль, которую нет сил таить, светятся в ярко сияющих, словно озаренных страданием глазах. Портрет выполнен не очень умело сразу видно, что живописец не искушен в мастерстве, но с каким чувством написал он портрет, как глубоко понял душевные муки Пушкина.
Надпись на портрете И.Л" По этим двум буквам и по особенностям живописи сотрудники Эрмитажа того времени сразу после обнаружения портрета признали его работой Ивана Логиновича Линева. И.Л.Линев, храбрый боевой офицер и живописец - любитель, был знаком с Жуковским .Мы пока еще слишком мало знаем о самом Линеве и его отношениях с Жуковским. Но самое главное: у нас есть портрет Пушкина, созданный в последний год его жизни. Портрет удивительный! С высочайшей точностью и глубоким сочувствием рассказывает он о трагедии поэта, о "главном его несчастии", которые овладели им, вели его к гибели. Портрет созданный рукой друга, рожденный в душе друга - такой Пушкин скорее бы мог появиться под кистью сегодняшнего живописца: мы лучше знаем о роковых событиях жизни поэта, чем большинство его современников
Портрет работы Линева становится в один ряд с показаниями самых откровенных свидетелей последних лет Пушкина.
При последнем свидании с братом в июне 1836 года Ольга Сергеевна, сестра поэта, поражена его худобою, желтизною лица и расстройством его нервов... Студент, увидевший Пушкина незадолго до его смерти на лекции в университете, помнит его огненные глаза и желтоватый нервный лик...
Юный Иван Сергеевич Тургенев, делавший первые робкие шаги в литературе, наблюдает Пушкина за несколько дней до поединка на светском концерте: ему тоже западает в память смуглое, небольшое лицо, африканские губы, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом...
Люди рассказывают о последних встречах с Пушкиным, как бы поглядывая на линевский портрет.
Ведущий 1 - "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная" писал Пушкин. Если мы держим в намята образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет "самую занимательную науку "! Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руках ,улавливая и исследуя его живой образ.
Пушкин на своих при жизненых портретах похож на свои произведения. Да и может ли быть иначе? Ведь искусный живописец добирается до глубины души поэта, постигает все, что заставляет его радоваться и страдать, то составляет смысл его жизни и побуждает браться за перо, что оживает в создаваемых им образах, - и передает это в лице портрета .
Мы знаем немало значительных портретов Пушкина, созданных и последующее время. Тема Пушкина остается вечно живой в изобразительном искусстве Образ поэта, его жизнь, его трагическая гибель волнуют художников каждой эпохи.
Литература.
1.Кудрявцева, Л.С. Себя как в зеркале я вижу [Текст]/ Л.С. Кудрявцева// малыш, 1986.
2.Пушкин в живописи [Электронный ресурс] //http://www.den-za-dnem.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
3.Головина, Л.Л. Два хрестоматийных портрета[Текст]//Л.Л. Головина// Юный художник. 1999. № 4. С.6.
4. Стихотворение Я.Полонского "Пушкин - эхо славы".
5. Стихотворение М.Лисянского "Первая любовь"
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ