Пути и формы реализации научно-исследовательской деятельности в вузе



Панов А.М., ДМГ-102



Пути и формы реализации научно-исследовательской

деятельности в вузе.

Чем лучше работа,

тем короче она может быть дополнена.1

Петр Капица.2





План:

Введение.

1.Определение понятия “научно-исследовательская деятельность ” и необходимость ее проведения в вузе.

2. Системный подход к организации научной работы студентов.

Заключение.

Список литературы.





Введение.

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в вузе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

Целью этой работы является определение главных составляющих, структуры научно-исследовательской деятельности, её формирование средствами проблемного обучения, рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.

1. Определение понятия “научно-исследовательская деятельность ” и необходимость ее проведения в вузе.

В этой части работы будут описаны методы и формы привлечения студентов к научному исследованию, которым относится курсовое и дипломное проектирование. Рассматриваются элементы теории и методологии научно-технического творчества. Важным элементом научной деятельности является готовность к этой деятельности, поэтому в работе рассматриваются уровни готовности студентов в вузе. Рассмотреть методы и формы эмпирических3 и теоретических исследований. Определить понятие готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения.

И так, научно-исследовательская работа - это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса.4 Он делится на 2 временных отрезка, во время которого происходит обучение: учебное и внеурочное.

Основной формой научной работы студентов, выполняемой во вне учебное время, является участие студентов в научных исследованиях, проводимых преподавателями кафедр и сотрудниками научных учреждений вуза по госбюджету и хоздоговорной тематике.

В процессе научного исследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез5; обобщение научных фактов; доказательство правильности гипотез, суждений. Так же необходимо обратить внимание на методы реализации этих этапов: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование6, формализация7, анализ и синтез8, индукция9 и дедукция10, аналогия11, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический12, гипотетический, исторический и системный методы.13

Руководство НИРС14 является обязательным элементом деятельности профессоров и преподавателей вузов, аспирантов и организуется в процессе учебного процесса. В каждом вузе организуется совет по НИРС, возглавляемый ректором; на факультете – деканом; на кафедре – заведующим кафедрой. Главными задачами советов являются: оказание всесторонней помощи руководству вуза в создании условий для широкого участия студентов в научно-исследовательской, конструкторской и творческой работе; организация научно-технических конференций, выставок, конкурсов, смотров, лекций, семинаров, дебат, практических.

Так же, научное творчество связанно с познанием окружающего мира. Научно-техническое творчество имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями, которые делятся на три группы: биологические, социальные и идеальные (подсознательные). Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческая личность обладает рядом особенностей и прежде всего умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе или проблеме.

Общая схема решения научно-технических задач:

1) анализ систем задач и выбор конкретной задачи;

2) анализ технической системы и разработка ее модели;

3) анализ и формулировка условий технической задачи;

4) анализ и формулировка условий изобретательской задачи;

5) поиск идей решения (принципа действия);

6) синтез нового технического решения.15

Далее решается проблема осознанности и необходимости научно-исследовательской деятельности для студентов, и её положительное влияние на весь учебный процесс. Эта проблема освещается постановкой таких задач, как готовность студентов к научно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо, во-первых раскрыть структуру готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, во-вторых рассмотреть условия формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, а также выявить сущность понятия научно-исследовательская деятельность. Необходимо раскрыть возможности проблемного обучения и его роль в научно-исследовательской работе.

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле.

У большинства студентов представления о научно-исследовательской деятельности достаточно общие и неполные, кроме того, умения, соответствующие научно-исследовательской деятельности, практически отсутствуют или присутствуют фрагментарно. Большинство студентов не осознает социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, 30 % студентов имеют низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности, 70 % - средний уровень.

И так, научно-исследовательская деятельностью студентов - это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Структура научно-исследовательской деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов: мотив, цель, объект, предмет, процесс, продукт.

Педагогические условия формирования готовности к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения:

1) использование возможностей проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности;

2) активизацию научно-исследовательской деятельности студентов на основе создания и разрешения проблемных ситуаций в учебном процессе;

3) взаимосвязь традиционного и проблемного обучения.16

Именно эти шаги должны предприниматься педагогом в ВУЗе для формирования готовности студента к научно-исследовательской работе.

2. Системный подход к организации научной работы студентов.

Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников высшей школы. Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности. Многие из разработчиков интересующей нас проблемы отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к творческому выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов.

Под системным подходом мы будем понимать такую организацию научной работы, при которой все ее компоненты находятся во взаимообусловленности, постоянной рефлексии17 и коррекции18 результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности, формирование качеств личности будущего специалиста, позволяющих ему нестандартно решать профессиональные задачи, владеть инновационными технологиями и методикой научной деятельности.19

Структура системного подхода:

  1. определение целей и задач научной работы;

  2. создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности;

  3. определение структурных20 компонентов этой системы;

  4. установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности научной работы;

  5. выбор форм, методов, средств реализации намеченной программы;

  6. выбор приемов рефлексирующей, диагностирующей21 и корректирующей деятельности студентов в области научного поиска.22

Осуществление системного подхода носит поэтапный характер. В организации и проведении научной работы со студентами большое значение придается мотивационному, диагностическому, проективному, деятельному23, рефлексивному и коррекционному этапам. Реализация системного подхода предполагает поэтапное решение задач: выработка концептуальных положений, создание материальной и научно-методической базы; разработка графика научной работы в соответствии со спецификой факультета и границами учебного процесса; обеспечение грамотным научным руководством студентов; включение их в научно-исследовательскую деятельность с учетом уровня их подготовленности и опыта научной работы.

Заключение.

На основе рассмотренного в данной работе можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская работа это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса. Результативность научной работы в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности во многом определяется своевременным стимулированием (моральным и материальным).

Научная работа – важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, поэтому она должна занимать ведущее место в условиях высшего образования.

Задача высшей школы состоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в высшей школе студент будет активно участвовать в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами, факультетами.





Список литературы:

  1. Большой словарь иностранных слов. М.: ИДДК. 2007.

  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ. 2008.

  3. Душенко К.В. Большая книга афоризмов. М.: Эксмо. 2007.

  4. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3-х томах. М.: АСТ, Астрель, Харвест. 2006.

  5. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо. 2006.

  6. Коточигова Е.В. Психология педагогического мышления. М.: ИП РАН. 1998.

  7. Коточигова Е.В. Психология педагогической ситуации. Яросл.: Ярославский Государственный Университет. 1996.

  8. Коточигова Е.В. Ярославский педагогический вестник. Выпуск 2-й. М. – Яросл.:Российское психологическое общество. 2000.

  9. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. 1-е издание. СПб.: Норинт. 1998.

  10. Лауреаты Нобелевской премии Энциклопедия: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1992.

  11. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение. 1993.

  12. Москвин А.Ю. Большой словарь иностранных слов. М.: Центролиграф. 2003.

  13. Никитина Е.Ю. Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции. Ставр. 2006.

  14. Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова. М.: Оникс. 2010.

  15. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Принт. 2005.

1 См.: Душенко К.В. Большая книга афоризмов. М.: Эксмо. 2007. с.411.

2 См. подробнее: Лауреаты Нобелевской премии Энциклопедия: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1992. с.288.

3 Эмпиризм - философское направление, признающее опыт единственным источником познания и отрицающее значение научных обобщений, абстракций. См. подробнее: Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт. 2005. с.502.

4 См. подробнее: Никитина Е.Ю. Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции. Ставр. 2006. с.87.

5 Гипотеза - научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых. См. подробнее: Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт. 2005. с.184.

6 Абстрагирование - Рассматривать предмет или явление, выделяя их существенные, закономерные признаки и отвлекаясь от их несущественных сторон, свойств, связей. См. подробнее: Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова. М.: Оникс. 2010. с.15.

7 Формализация - сводить сущность вещи, явления к их форме, формальным признакам. См. подробнее: Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. 1-е издание СПб.: Норинт. 1998. с.549.

8 Синтез - метод исследования , установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа. См. подробнее: Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт. 2005. с.352.

9 Индукция - Способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. См. подробнее: Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова. М.: Оникс 2010. с.218.

10 Дедукция - логический способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих - от общего к частному. См. подробнее: Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо. 2006. с.148.

11 Аналогия - соотношение двух сходных предметов; выводы из сравнительных заключений. См. подробнее: Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ. 2008. с.68.

12 Аксиомический - Явный, очевидный, не требующий доказательств. См. подробнее: Москвин А.Ю. Большой словарь иностранных слов. М.: Центролиграф. 2003. с.33.

13 См. подробнее: Коточигова Е.В. Ярославский педагогический вестник. Выпуск 2-й. М. – Яросл.:Российское психологическое общество. 2000. с. 85.

14 Руководство НИРС – руководство по научно-исследовательской работе студентов.

15 См. подробнее: Коточигова Е.В. Психология педагогического мышления. М.: ИП РАН. 1998. с.115.

16 См. подробнее: Коточигова Е.В. Психология педагогической ситуации. Яросл.: Ярославский Государственный Университет. 1996. с. 86.

17 Рефлексия - размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания. См. подробнее: Большой словарь иностранных слов. М.: ИДДК 2007.

18 Коррекция – исправление. См. подробнее: Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт 2005. с.231.

19 См. подробнее: Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение. 1993. с. 186.

20 Структура - взаиморасположение и связь составных частей, элементов чего-либо. См. подробнее: Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3-х томах. М.: АСТ, Астрель, Харвест. 2006. т.2 с.756.

21 Диагностирующий – служащий для установления проблемы. См. подробнее: Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. 1-е издание СПб.: Норинт. 1998. с.192.

22 См. подробнее: Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение. 1993. с. 189.

23 Деятельный - энергично работающий, проявляющий особенную активность. См. подробнее: Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт 2005. с. 201.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ