Рабочая программа моей малой Родины, 5 класс
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
станицы Чернореченской муниципального образования Лабинского района
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тематическая
(тип программы)
Большая история моей малой Родины
(наименование)
8 недель
(срок реализации программы)
5 класс
(возраст обучающихся)
Разработчик:
Купчина Е.Н.
Социальный педагог
20113г.
Пояснительная записка.
Тематическая программа духовно - нравственного и патриотического воспитания «Большая история моей малой Родины» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет формировать у школьников духовно - нравственное и патриотическое самосознание, культуру, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе, что для наших детей в связи с особенностями развития, является затруднительным фактором. Чтобы помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности, используется педагогический потенциал социального окружения.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом.
По этой причине, на данном этапе система духовно-нравственного и патриотического воспитания является актуальной. Программа основана на системном подходе к формированию духовно-нравственной, патриотической позиции школьника, создании условий для его самопознания и самовоспитания.
Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания происходит через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание атмосферы содружества предполагается достигнуть положительных результатов в ходе реализации программы.
Вся воспитательная работа строится на основе знакомства с огромным исторически ценным и интересным материалом из истории родного края.
Цель и задачи программы:
Цель:
Формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей, взглядов, ориентаций, установок, мотивов деятельности и поведения у обучающихся, воспитанников.
Данной цели подчинён весь воспитательный процесс, интегрируя различные виды занятий, разнообразные виды деятельности воспитанников.
Задачи:
* Создание в школе духовно-нравственного и патриотического пространства, способствующего организаторской деятельности по созданию условий для эффективного духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся;
* Создание условий для формирования духовно-нравственного и патриотического сознания обучающихся на основе исторических ценностей Родного края.
* Создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся;
* Приобщение к богатству общечеловеческой культуры, развитие традиций духовно- нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе знакомства с исторически ценным и богатым материалом Родного края.
* Повышение качества духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся посредством применения разнообразных форм и методов работы.
Методы взаимодействия педагога и учащихся:
Программа предполагает такие методы работы как:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Методы взаимодействия учащихся и учителя: беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, эксперименты, групповые, комбинированные, практические занятия.
Занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки, пение, рисунки), стимулируется самостоятельное творчество.
Продолжительность занятий строится в основной школе из расчёта – 1 час в неделю.
Объём учебного времени составляет 8 часов
Сроки реализации: 2013-2014 гг.
Программа обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные).
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего, час
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Аудитор
ные
Внеуади
торные
1.
1.1
1.2
Культура Кубани, народы и языки.
Кубань – родина Кубанского казачества.
Понятие культура, её ключевые компоненты (костюм, язык, фольклор)
1
1
1
1
Беседа. Знакомство с культурой Кубанского казачества.
Показ презентации
Исполнение гимна Кубани.
Пение казачьих песен
2.
2.1
Традиционная культура Кубанских казаков.
Понятие традиционной культуры как системы жизнеобеспечения народа.
1
1
Календарные обряды, обрядовый фольклор, игры, песни, хороводы.
Коллективные народные игры на природе.
2.2
Жилище в детских играх и фольклоре
1
1
Игры в доме, КТД строительство жилища, разучивание фольклорных песен.
2.3.
Казачья кухня. Традиции
1
1
Пост и постные блюда. Свадебная и поминовальная пища. Пища в фольклорных текстах: сказках, колыбельных песнях.
Посещение жительницы- «сторожилы» знакомство с традициями казачьей кухни.
2.4
Поэзия родного края
1
1
Литературный журнал. Знакомство с поэзией наших земляков.
2.5
Дневной кинозал «Православные храмы Кубани».
1
1
Просмотр фильма «Храмы земли Кубанской»
2.6
Фольклорный праздник
1
1
Выставка детских работ. Пение фольклорных песен на природе.
Итого:
8
4
4
3. Содержание программы
Культура Кубани, народы и языки. (2 часа)
Кубань – родина Кубанского казачества. Знакомство с понятием культура, её ключевыми компонентами (костюм, язык, фольклор)
Зарисовки элементов казачьего костюма.
Исполнение фольклорных песен.
Традиционная культура Кубанских казаков. (6 часов)
Понятие традиционной культуры как системы жизнеобеспечения народа. Жилище в детских играх и фольклоре.
Знакомство с традициями казачьей кухни: свадебная и поминовальная пища. Пища в фольклорных текстах: сказках, колыбельных песнях.
Поэзия наших земляков. Православные храмы Кубани.
4. Предполагаемые результаты реализации программы:
В процессе изучения тематической программы «Большая история моей малой Родины» в 5 классе должны быть достигнуты следующие результаты:
1 уровень результатов:
«Приобретение социальных
знаний»
2 уровень результатов:
Формирование
ценностного отношения к социальной реальности
3 уровень результатов: Получение самостоятельного общественного действия
1) личностные качества:
Знания традиций Кубанского казачества, чувств гордости за культуру нашей малой Родины;
уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом;
сформированность эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
2) универсальные способности
умение видеть и воспринимать традиции Кубанского казачества в окружающей жизни
3) опыт в художественно-творческой деятельности
эстетическая оценка событий окружающего мира;
1) личностные качества:
навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
2) универсальные способности
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
3) опыт в творческой деятельности
1) личностные качества:
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
2) универсальные способности
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе коллективного творчества
3) опыт в творческой деятельности
выражение в коллективном творчестве отношения к
традициям и культуре Кубанского казачества
5. Формы подведения итогов:
В течение года реализации программы учащиеся
примут участие в выставке «Кубань рукотворная».
Создадут презентацию «У истоков».
6. Методические рекомендации
Для организации занятий по программе «Большая история моей малой Родины» нужен оформленный и оборудованный кабинет Кубановедения.
Кабинет необходимо оснастить музыкальными инструментами, ТСО, экраном для демонстрации слайдов, видеофильмов.
В кабинете должны находиться музейные экспонаты.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.
1
2
Жиганова С.А. Детские вокальные жанры в традиционной культуре Кубани.
1
3
Матвеев О.В. История и культура Кубанского казачества
1
4
Шпикалова Т.Я. Знаменательное событие в культурной жизни Кубани.
1
2. Технические средства обучения
1
оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
1
3. Оборудование кабинета
1
Мебель, стенды, музейные экспонаты.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ