Рабочая программа ОЗОЖ 9 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балашова Саратовской области»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
___________/Муратова Т.В../
Протокол №____
от« »__________2014___г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________/Максимова Л.А./
Протокол №_____
от « » _____________2014___г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ №3
_________/ЗенкевичЛ.А./
Приказ №______
от « » ________2014__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОЗОЖ
9 класс
Разработана: Муратовой Т.В., учителем первой квалификационной категории
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. по биологии, экологии, физической культуры, обществознания.
- Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.
- рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.
-учебного плана МОУ СОШ №3 г. Балашова,
-основной образовательной программы МОУ СОШ №3 г. Балашова.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы развивающего образования, направленные на формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь, что соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования и социальному заказу участников образовательного процесса:
а) личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б)культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, креативный принцип).
Основные идеи курса ОЗОЖ:
- интеграции учебных предметов (ОЗОЖ, ОБЖ, экология, биология, физическая культура, история); гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников; личностной ориентации содержания образования; пробуждение у пятиклассников интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера; формирование у учащихся нового отношения к своему здоровью на уровне установок, навыков и умений; формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности).
Данный учебный курс актуален в настоящее время, так как у школьников наблюдается ухудшение физического и психического здоровье, растет число соматических заболеваний, нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.В этих условиях курсу «Основы здорового образа жизни» отводится особая роль по подготовке подростков к взрослой жизни.
Цель курса: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи курса:
Предметно-информационные: формирование у школьников знаний о взаимосвязи компонентов природы; формирование у учащихся системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния своего физического и психического здоровья;способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с различными источниками знаний, наблюдать и описывать природные и социальные объекты и явления, сравнивать их, вести наблюдения в природе и за жизнедеятельностью человека;создать условия для формирования у учащихся компетентностей: здоровьесберегающей, познавательной деятельности, ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданской.
Деятельностно-коммуникативные: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, художественных произведений, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика; развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения психологических, правовых, семейных, медицинских проблем, стремления к распространению знаний о здоровом образе жизни и личному участию в практических делах по сохранению жизни своей и окружающих.
Ценностно-ориентированные: возникновение потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение своего здоровья, ответственного отношения к окружающей среде как фактору здоровья, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, в процессе выполнения творческих и работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.
В 9 классе на реализацию курса «Основы здорового образа жизни» согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 35 учебных часа (из расчёта 1 ч/нед.).
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Ожидаемый результат изучения курса «Основы здорового образа жизни» в 9 классе направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения собственного здоровья. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, творческие и практические работы, исследования, сообщения, проекты.
С целью поддержания и стимулирования учебной мотивации школьников, поощрения их активности и самостоятельности, расширения возможностей обучения и самообучения, а также развития навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся планируется ввести современную эффективную форму оценивания – портфолио работ. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в исследованиях конкурсах, конференциях.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
9 класс «И каждый миг - неповторим!» (1 час в неделю, всего-34 часа)
Этический блок (5 часов)
Человек. Семья. Общество. Основные этапы становления современных представлений.
Семья и государство. Государственная политика в области социальной защиты семьи.
Современная демографическая ситуация в России. Я - семьянин. Я - гражданин. Карьера и семья.
Психологический блок (8 часов)
Возможности и пути проявления индивидуальности.
Связь биологического, психического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. Темперамент, характер, тип высшей нервной деятельности. Акцентуации характера, темперамента. Общение и индивидуальные особенности способов общения. Дистанция в общении, мотивы общения. Осознание мотивов межличностных отношений.
Выражение чувств. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности и их анализ. Выработка терпеливого отношения к людям. Перспективы развития.
Правовой блок (5 часов)
Права человека. Свобода и равенство в достоинстве и правах. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Правосубъектность. Равенство перед законом. Право на защиту моральных и материальных интересов.
Права гражданина России. Нормативные документы, регламентирующие права и обязанности гражданина России.
Право на жизнь. «Международное общество защиты прав нерожденного ребенка». Уголовная ответственность за детоубийство и жестокое обращение с детьми.
Семьеведческий блок (7 часов)
Проблемы семьи и одиночества. Современное состояние российской семьи: статистика браков, разводов, рождаемости. Причины одиночества и пути решения проблем одиноких людей. Помощь в поиске спутника жизни и создании семьи; клубы общения, службы знакомств.
Личные интересы супругов и общие интересы семьи. Барьеры общения в семье. Причины трудностей в семейной жизни: совмещение супружеских обязанностей с учебой или трудовой деятельностью, отсутствие хозяйственных навыков, недостаток знаний в области педагогики, психологии, медицины. Значение этики семейного общения. Похвала, поддержка, одобрение, комплимент. Спор и ссора. Признаки ссоры. Критика. Понятие конструктивной и неконструктивной критики. Правила конструктивной критики.
Семейный бюджет. Его роль в жизни семьи. Основы ведения семейного бюджета. Режим экономии в семье. Распределение семейного бюджета. Участие всех членов семьи в составлении, ведении и контроле семейного бюджета.
Медико-гигиенический блок (9 часов)
Анатомия и физиология пола.
Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Венерические заболевания, их симптомы, особенности заражения, лечение и профилактика.
Аборт и контрацепция.
Интимность, как нравственное понятие.
Режим дня и его особенности во время экзаменов. Профилактика переутомления при подготовке и сдаче экзаменов.
Итоговый урок (резерв) (1 час)
Учебно – тематическое планирование
по ОЗОЖ
Класс 9
Количество часов 35
Всего:
в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 0,
тестов 0 ч.
№
Наименование темы
Кол-во часов по теме
Количество контрольных работ
Количество практических работ
1
Этический блок
5
2
Психологический блок
8
3
Правовой блок
5
4
Семъеведческий блок
7
5
Медико-гигиенический блок
9
6
Итоговый урок (резерв)
1
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать: Основные этапы становления современных представлений. владеть категориями: Человек. Семья. Общество. Государство.Нормативные документы, регламентирующие права и обязанности гражданина России.понимать значение профилактики заболеваний иммунной системы, инфекционных и неинфекционных заболеваний. Физиологические особенности человека в подростковом возрастеоб уголовной ответственности за детоубийство и жестокое обращение с детьми.
Учащиеся должны уметь: владеть навыками возможностями и путями проявления индивидуальности, владеть навыками конструктивной критики, владеть навыками распределения семейного бюджета, противостоять в ситуациях принуждения. анализировать и оценивать свой образ жизни; вести профилактику утомляемости применять в своей жизни режим дня во время экзаменов, работать с дополнительной литературой и другими источниками знаний; проводить исследования в соответствии с задачами, объяснять результат; проводить анкетирование и обрабатывать анкетные данные, делать выводы. излагать свои мысли по вопросам формирования здорового образа жизни;
Формируемые ключевые компетентности:
- компетентность здоровьесбережения: знаний и соблюдений норм здорового образа жизни, знание опасности, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека;
- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;
- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;
- компетентность социального взаимодействия: с коллективом, семьёй, друзьями, конфликты, их погашение;
- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
- компетентность деятельности игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, исследовательская деятельность, проектирование, моделирование.
Список литературы:
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.
Вообрази себе: поиграем - помечтаем. М.: Центр «Эйдос», 1990.
Газман О. Педагогика свободы. Педагогика необходимости // Учительская газета. 13 мая 1997.
Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотерапии. М.; Л., 1967.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1987..
Гребенщиков И. В. Семья: воспитательные возможности. М., 1985.
Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.
Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики. Опыт, проблемы, решения.М., 1993.
Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 54-62.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 86-92.
Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти.// Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 41-45.
Заика Е.В., Лаптушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 58-62.
Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб.: Питер-пресс, 1996.
Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.
Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебн. пособие к спецкурсу. Л., 1969.
Казанский О.А. Игры в самих себя. М.: Роспедагентство, 1995.
Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.
Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 98-107. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Киев, 1989. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. Макеев Т. А..
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Пер. с англ. / Под ред. Г.А.Ягодина М.: Прогресс, Пангея. 1993. Моисеев Н.Человек и ноосфера М.: Молодая гвардия. 1990. Мы живем среди людей. Кодекс поведения М.: 1989.
Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье 1995.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.
Розанов В.В. Основы учения об окружающей среде. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984..
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: 1990.
Руководство практического психолога. М.: 1995.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: Феникс, 1997.
Словарь по этике. М.: Изд-во политической литературы, 1963.
Смолка Е. Правила хорошего тона. М.: Прогресс, 1980.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1995.
Харчев А.Г. Быт, семья, досуг. М.: Просвещение, 1969.
Шварцман К.А. Философия воспитания. М., 1989.
Шнайдер К. Как снять стресс. М., 1993.
Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск: 1996.
Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб., 1997.
Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб., 1997.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ