Разработка занятия для учащихся четвертого класса «Мастерство общения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 городского поселения Терек»
Разработка занятия для учащихся четвертого класса
Автор педагог-психолог МОУ СОШ № 2 ГП Терек Бузыкина Н.Н.
Тема «Мастерство общения»
Цели: Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу
Формировать навыки эффективного общения.
Отработка навыков группового взаимодействия, эффективного сотрудничества с другими людьми.
Ход занятия
Упражнение «Назови ласковым именем»
Упражнение формирует у подростков доброжелательное отношение друг к другу.
Дети садятся в круг. В центр выходит один ребенок - ведущий. Все остальные по очереди называют ласковые варианты его имени (или называют ласковым словом: котик, принцесса и т.п. или делают комплимент). Затем ведущий выбирает, какой ласковый вариант своего имени ему больше всего понравился.
Желательно, чтобы каждый из подростков побывал в роли ведущего.
Упражнение «Список качеств, важных для межличностного общения»
Педагог – психолог. Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен обладать некоторыми особыми качествами и умениями. Давайте сейчас составит список этих качеств.
Каждый участник составляет свой список качеств, которые, на его взгляд, являются самыми важными при общении. Затем в группе обсуждается выбор каждого и выделяются 5–7 качеств, наиболее важных для общения.
Вопросы для обсуждения:
Почему ты считаешь эти качества наиболее важными?
Все с этим согласны? А как на твой взгляд?
Всех устраивает данный список?
Примерный список качеств:
Эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать поступки с их же позиций.
Доброжелательность — способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.
Аутентичность — умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность — отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных высказываний и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать на вопросы однозначно.
Инициативность — склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому, чтобы идти вперед, а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
Непосредственность — умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.
Открытость — готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку людям интересен сам человек, а не его тайны.
Принятие чувства — отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.
Конфронтация — умение общаться с другими людьми с глазу на глаз с полным осознанием своей ответственности; в случае несходства мнений — готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.
Упражнение «Собери квадрат»
Участники делятся на группы по 4 человека и получают задание собрать квадраты из разрезанных кусочков.
Правила:
• Не разговаривать
• Не забирать кусочки у другого
• Не отказываться, если вам предлагают свои кусочки квадрата
Обсуждение: – Какие трудности вы испытывали, собирая квадраты
Упражнение «Мое дерево»
Педагог - психолог предлагает учащимся представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?
После того, как учащиеся представили себе каждый свое дерево, педагог - психолог предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый учащийся подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?
После того, как учащиеся закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации. Также можно взять большой ватман и краски и нарисовать общее для группы дерево, каждый вносит частичку себя на картину. Она сохраняется.
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
Что тебе понравилось на этом занятии?
Что не понравилось на этом занятии?
Какого цвета сейчас твое настроение?
Ритуал прощания.
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Спасибо, до свидания".
Список использованных источников
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991
Годовникова Л. Программа групповых занятий с младшими подростками из классов КРО Школьный психолог. – 2006. – № 1
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ