Разработка занятия для учащихся четвертого класса «Мастерство общения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 городского поселения Терек»

Разработка занятия для учащихся четвертого класса

Автор педагог-психолог МОУ СОШ № 2 ГП Терек Бузыкина Н.Н.

Тема «Мастерство общения»

Цели: Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу

Формировать навыки эффективного общения.

Отработка навыков группового взаимодействия, эффективного сотрудничества с другими людьми.

Ход занятия

Упражнение «Назови ласковым именем»

Упражнение формирует у подростков доброжелательное отношение друг к другу.

Дети садятся в круг. В центр выходит один ребенок - ведущий. Все остальные по очереди называют  ласковые варианты его имени (или называют ласковым словом: котик, принцесса и т.п. или делают комплимент). Затем ведущий выбирает, какой ласковый вариант своего имени ему больше всего понравился.

Желательно, чтобы каждый из подростков побывал в роли ведущего.

Упражнение «Список качеств, важных для межличностного общения» 

Педагог – психолог. Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен обладать некоторыми особыми качествами и умениями. Давайте сейчас составит список этих качеств.
Каждый участник составляет свой список качеств, которые, на его взгляд, являются самыми важными при общении. Затем в группе обсуждается выбор каждого и выделяются 5–7 качеств, наиболее важных для общения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему ты считаешь эти качества наиболее важными?

  2. Все с этим согласны? А как на твой взгляд?

  3. Всех устраивает данный список?

Примерный список качеств:

Эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать поступки с их же позиций.

Доброжелательность — способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.

Аутентичность  умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Конкретность  отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных высказываний и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать на вопросы однозначно.

Инициативность — склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому, чтобы идти вперед, а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность  умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.

Открытость  готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку людям интересен сам человек, а не его тайны.

Принятие чувства — отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.

Конфронтация — умение общаться с другими людьми с глазу на глаз с полным осознанием своей ответственности; в случае несходства мнений — готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Упражнение «Собери квадрат»

Участники делятся на группы по 4 человека и получают задание собрать квадраты из разрезанных кусочков.
Правила: 
• Не разговаривать
• Не забирать кусочки у другого
• Не отказываться, если вам предлагают свои кусочки квадрата

Обсуждение: – Какие трудности вы испытывали, собирая квадраты

Упражнение «Мое дерево»

Педагог - психолог предлагает учащимся представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?

После того, как учащиеся представили себе каждый свое дерево, педагог - психолог предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый учащийся подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?

После того, как учащиеся закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации. Также можно взять большой ватман и краски и нарисовать общее для группы дерево, каждый вносит частичку себя на картину. Она сохраняется.

Упражнение «Живая анкета» 
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

  • Что тебе понравилось на этом занятии?

  • Что не понравилось на этом занятии?

  • Какого цвета сейчас твое настроение? 

Ритуал прощания.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Спасибо, до свидания".


Список использованных источников

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991

Годовникова Л. Программа групповых занятий с младшими подростками из классов КРО Школьный психолог. – 2006. – № 1

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ