Родительское собрание "Единство семьи и школы"
Единство семьи и школы
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно они должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Почему сейчас так остро встаёт вопрос о единстве семьи и школы? Да, несомненно, школа даёт очень многое. Но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь не может от них освободиться.
Но, к сожалению, приходиться констатировать и другое. Многие родители стали всё больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на государственные учреждения ( детсад, школа) подменяя вакуум общения ложной любовью или желанием посытнее накормить или приодеть. Вот и растут подчас дети сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, завистливыми, ленивыми, жестокими.
Именно родители закладывают основы счастья в будущем своего ребёнка. Поэтому должны стать лучшими помощниками, заинтересованными союзниками единого педагогического процесса.
Осваивая темы программы, мы с детьми обязательно обращаемся к опыту их совместной семейной жизни. Многих своих предков дети знают только по фотографиям и рассказам родителей. Но есть и большие семьи, где мирно и дружно уживаются сразу несколько поколений бабушек и дедушек, где помнят свои корни, свой род. И растёт в такой семье ребёнок, постигая мудрость жизни, учась добру и уважению, уступать и прощать. Не это ли пример добра и уважения?
Пословицы: «Наши детки - наша старость.»
«Корми деда на печи - сам там будешь»
На уроке окружающего мира дети рисовали генеалогическое древо своей семьи, и у некоторых было очень «ветвистое» древо, учащиеся с удовольствием рассказывали о своих предках, показывали фотографии. С каким удовольствием всей семьёй рисовали « Герб своей семьи», подбирая и девиз своей семьи. Но встречаются семьи, где бытует представление, что мужчине предназначается работа, женщине - домашний очаг. Давно уже нарушено это представление, давно уже жёны работают наравне с мужьями, но устройство домашней жизни и воспитания детей по- прежнему кое-кто считает уделом женщин. Конечно, роль женщины-матери очень велика, во многом от нее зависит микроклимат в семье, благополучие, добрые, уважительные межличностные отношения.
Вот, например, рассказывает мама одного мальчика. Наша семья благополучная. Дети учатся хорошо, но не хватает душевного тепла, общих интересов. Последние годы я билась над проблемами воспитанием детей сама. Мужу некогда отвечать на многочисленные вопросы детей, очень устаёт на работе.
Сейчас обратимся к результатам анкетирования «Родители глазами детей».
На вопрос « К кому из родителей ты чаще всего обращаешься за помощью? Ответы распределились так: к маме-82%, к папе-41%
Какие качества личности ты ценишь в своих родителях? Доброта- 90%, внимание- 83%, взаимопонимание- 79%.
В семье дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях. Человек проводит в семье большую часть своего времени.
Родители заботятся об укреплении семьи, их отношения строятся на взаимной любви и уважении, они создают благоприятные условия для нравственного воспитания детей. Примером для детей являются не только отношения внутри семьи. Дети зорко следят за тем, как и с кем дружат их родители, старшие братья и сёстры, как они относятся к коллективу по работе, как к ним относится коллектив.
Например, родители Валентины живут очень уединённо. К ним никто не приходит в гости, сами тоже ни к кому не ходят. С соседями живут недружно, ссорятся из-за пустяков, шумно ведут себя в квартире. Не удивительно, что и Валентина растёт девочкой чёрствой, эгоистичной, неприветливой. Её не дружелюбие проявляется и к ребятам по классу. Однажды мальчик у доски не мог решить задачу. Валентина решила её, но нарочно потихоньку подсказала неправильное решение. Когда мальчик получил замечание, Валя была рада, на её лице сияла улыбка - усмешка.
- Начало обучения в школе характеризует выход ребенка из-под тотального влияния семьи. Возникает много ситуаций, где поступки ребенка перестают контролироваться родителями. К тому же появляется другой взрослый – Учитель – авторитет, которого в начальной школе часто превосходит авторитет родителей.
Несмотря на это, семья для ребенка продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного психосоциального развития. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры служат моделями поведения.
Однако часть родителей с началом школьного обучения ребенка считают, что функцию воспитателя теперь должна взять на себя школа, а их роль в воспитании – помогать учителю или ничего не делать. Такое заблуждение исходит из смешения воспитательных функций школы и семьи. Воспитательный процесс в школе, как правило, касается широких социальных норм и культурных ценностей – социальное воспитание. Семья же передает ребенку более узкие – семейные традиции, роли, установки, т.е. личностное и индивидуальное воспитание.
Возраст 7-10 лет является периодом интенсивного периода личности, особенно таких ее главных составляющих, как самооценка и самоотношение. В новой для ребенка социальной ситуации – ситуации начальной школы, стиль семейного воспитания оказывает решающее влияние на формирование таких личностных особенностей, как самостоятельность, высокая самооценка, уверенность в себе, принятие себя и др.
Психологи и психиатры утверждают, что условия строгих, но противоречивых требований и запретов могут способствовать возникновению невроза навязчивых состояний. В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие возможности для развития своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может свободно проявлять не только свою радость, но может и поплакать, не боясь насмешек и унижения. Этим и создается чувство «полной защищенности».
Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получал необходимого тепла, заботы, чувствовал пренебрежение к себе. Изучение неуверенных в себе учащихся начальных классов показывает, что причины этого лежат в детско-родительских отношениях. Как правило, родители неуверенных в себе детей стремятся изолировать своего ребенка от детского окружения, лишают его самостоятельности. Для них характерно постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, оскорбление, унижение, высмеивание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенка его полноценности.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой? Радоваться успехами ребенка и умело преодолевать трудности, поддерживать связь с классным руководителем и учителями-предметниками, регулярно посещать р/с, принимать непосредственное участие в праздниках, различных мероприятиях класса и школы, проводить свободное время с детьми.
Взаимоотношения в семье должны быть доверительными. Ребенок не должен испытывать страх перед тем, как рассказать о своей неудаче в школе.
Контакт с детьми никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить
Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция "над" ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим.
Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: "Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!", "Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!", "Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!".
Всем родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не "люблю, потому что ты - хороший", а "люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть".
У психологов есть понятие тактильного голода. Бывает он у детей, которые живут в достатке, но они обделены лаской со стороны родителей.
В наш стремительный век мы становимся всё закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Говорю это не голословно. Знаю многие и многие семьи, где боязнь избаловать детей вытесняет родительскую ласку, а призывы относиться к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.
Однажды я случайно услышала, как : «По телевизору говорили, что если не гладить никогда ребенка по головке, то сухотка спинного мозга наступит». Не знаю, что такое «сухотка спинного мозга», но думаю, что ничего страшного со спинным мозгом всё-таки не произойдет. И пусть смешна подобная народно-наукообразная интерпретация, но в ней для всех родителей, предупреждение: не лишать детей, растущих в семье, главного преимущества семьи. В нашем стремлении воспитывать правильно, не стараться уподоблять наше общение с ребенком общению учителя и ученика. Учитель, в первую очередь, обращается к мысли ребенка, а вы, родители, к душе. Учитель спросит у ученика: «Что ты понял из прочитанного?». А мама с сыном заплачут на последних страницах книги, прижмутся друг к другу и ничего не надо будет говорить. И, может быть, воспоминания об этом горько сладком миге останутся с сыном надолго, уйдут с ним во взрослую жизнь и будут волновать сердце внезапной теплой волной до самых седин. А память, которая, к сожалению, не удержит многое из времени детства, этот миг сохранит, и через десятилетия воспроизведет в точности ощущение мягких, но надежных маминых рук, прижимающих и ласкающих.
Так давайте подарим детям такие ощущения, чтобы они остались с ними на всю жизнь.
Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети – это не только наше будущее, но и наше настоящее.
.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ