Родительское собрание "Формирование культуры здоровья младших школьников"
Формирование культуры здоровья школьников.
Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.
Притча.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.
И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал «Всё в твоих руках, человек!»
И сегодня в век максимальных скоростей и науки, когда современное образование требует от школьника колоссальных интеллектуальных усилий, с которыми может справиться только абсолютно здоровый ученик, сегодня мы поговорим о здоровье школьников. Ведь сохранить и укрепить здоровье школьников – в ваших силах, и это в ваших руках. И это ваша обязанность, которая … Конвенцией о правах ребёнка. Я думаю, что на ваших родительских собраниях классные руководители не раз обращались к этой теме. Ведь так?
Но, не смотря на это, почему-то часто мы, взрослые, считаем и убеждаем детей в том, что для того, чтобы стать успешным в жизни, самое главное – это хорошо учиться и относим на 2-3 позиции роль здоровья как одного из факторов успешности ребёнка. Не потому ли здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье.
Что надо делать, чтобы дети росли здоровыми? Ведь вряд ли можно найти родителей, которые не хотят этого. Кроме того, давайте посмотрим на эту проблему с точки зрения будущего вашего ребёнка, с точки зрения его профессиональной успешности. Ведь все вы прекрасно знаете, какие жесткие требования предъявляют современные компании, ведущие предприятия к своим сотрудникам: это и отсутствие вредных привычек и больничных листов, и умение чётко организовывать свой рабочий день, и участие в спортивных мероприятиях. Ко всему этому мы можем приучить ребёнка с детства, и это в наших руках.
Ну, а каков он, здоровый ребенок?
(весёлый, бодрый, жизнерадостный, энергичный, крепкий, сильный, не больной)
Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный. Здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому. Как правило. Он не нуждается в каких либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь дан “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.
- Да, есть факторы, на которые мы повлиять не сможем, например, наследственные заболевания. Но ведь и от вас: от родителей, от семьи тоже многое зависит – и всё в ваших руках.
Итак, согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохране-ния, здоровье это физическое, психическое и социальное благополучие.
Иными словами здоровье можно представить в виде суммы трёх слагаемых, трёх компонентов:
«Здоровье = Рациональное питание +Двигательная активность +Положительные эмоции»
Рациональное питание.
- Посмотрите, на 1 месте стоит рациональное питание. А как вы понимаете слово «рациональное»? (правильное, разумное, полезное)
- Это качественное питание, которое обеспечивается путем употребления безопасных пищевых продуктов, в результате чего полностью удовлетворяются потребность организма ребенка в питательных веществах.
- Разговор о питании стар, как мир. Ещё древние мыслители говорили о здоровом питании.
- Рац. питание – это сбалансированное питание. Основу рациона должны составлять натуральные продукты (овощи, фрукты, крупы …), количество полуфабрикатов и консервов следует свести к минимуму.
- А что любят ваши дети?
Советы:
Попытайтесь наглядно продемонстрировать ребенку преимущества здорового
питания.
Мальчиков можно «воодушевить» с помощью объяснения, что здоровые продукты
– путь к физической силе, высокому росту.
На девочек можно повлиять с помощью рассказов о красоте волос и кожи.
Проиллюстрируйте им возможные последствия переедания сладкого или жирного: кариес, ожирение, выпадение волос, угревая сыпь.
Важно не только то, что едим, но и в какое время.
- Сколько раз в день должен принимать пищу школьник? (4-5 раз в день маленькими порциями)
- Меню школьных завтраков одобрено специалистами и включают в себя все питательные вещества, необходимые школьнику. Ведь не зря медики ставят на первое место именно рац. питание?
- При недостаточности питательных веществ
-Потеря внимания
-Слабость и переутомляемость
-Ухудшение памяти и работы мозга
-Легкий доступ к вирусными инфекционным заболеваниям
Таким образом, здоровое питание должно стать неотъемлемой частью жизни всей семьи. Итак, обеспечить ребёнка рациональным питанием – это в ваших руках.
Одно из направлений сохранения здоровья - режим дня.Правильно составленный режим дня способствует формированию организованности, дисциплинированности, самостоятельности,. В правильном режиме дня должна предусмотрена смена видов деятельности: занятия в школе, выполнение д/з, чтение, просмотр телевизора должны чередоваться с подвижными играми, прогулками, помощью по дому.
Двигательная активность.
Известный французский врач 18 века Тиссо считал: “Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить движения”.
С наступлением учебного года двиг. активность детей снижается практически вдвое. Занятия в школе, посещение учреждений доп. образования, выполнение д/з, чтение книг, просмотр телевизора – всё это характеризуется малой подвижностью. А ведь движение для человека – это не только необходимость, это сама жизнь. Без движения нет нормального роста и развития.
- Как же нам повысить двигательную активность наших детей?
- С чего должен начинаться день любого человека?
Зарядка:
Способствует формированию правильной осанки,
Улучшает деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Укрепляют мускулатуру, увеличивают подвижность суставов.
Упражнения, укрепляющие мышцы туловища (наклоны). Предупреждают
нарушение осанки.
Увеличивают гибкость позвоночника, предупреждают сутулость.
-Ещё как вы можете повысить двигательную активность детей? (занятия спортом, физминутки, подвижные игры на улице)
Для того чтобы быть здоровым необходимы регулярные занятия спортом. И уроков физкультуры здесь недостаточно. А когда родители стараются достать справку об освобождении от этих уроков, в этом случае вообще непонятно, кому они хотят сделать лучше.
Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать — не вырастишь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов».
Конечно, сам ребёнок ни с того, ни с сего не начнёт делать зарядку или физминутку между выполнением д/з. Только личный пример родителей заставит ребёнка утром встать без капризов, сделать зарядку, а вечером пробежаться по аллеям парка, сходить в выходные дни в в парк, в бассейн, на каток или же покататься на лыжах. Нужно показать на своем опыте, что здоровье - это важно. И это в ваших силах.
- Ещё как можем повысить двиг. активность детей? (Ограничить время за компьютером)
- Давайте посмотрим, каковы же гигиенические нормы.
- Несоблюдение этих норм вызывает нарушение многих систем организма. Очень часто страдают глаза, нервная, сердечно-сосудистая система, костно-мышечная система, снижается иммунитет. Сегодня многие учёные приходят к выводу, что ранняя компьютеризация развивая разнообразные психологические расстройства. Поэтому всерьёз обучать детей компьютерным навыкам лучше с 12-13 лет, когда основные интеллектуальные, эмоциональные, двигательные и поведенческие функции в основном сформировались.
Положительные эмоции – это третье слагаемое здоровья.
Чтобы ребёнок был здоровым, он должен большую часть жизни испытывать положительные эмоции. Причин для стресса у ребёнка немало. Это и проблемы в учёбе, и какие-то межличностные конфликты. И, казалось бы, кто как ни семья должна стать колыбелью спокойствия и взаимопонимания, тем самым источником положительных эмоций. Но и в семье он так же сталкивается с критикой в свой адрес.
Подумайте, что испытывает Ваш ребенок, независимо от его возраста, когда слышит от вас: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? И в кого ты у меня такой? Что только из тебя вырастет?» Ребенок перестает верить в себя, становиться замкнутым, тревожным, гиперчувствительным. Поставьте себя на его место – Вы бы были полностью Здоровы и Счастливы? Думаю, ответ напрашивается сам собой.
Любовь, понимание и одобрение так же нужны маленькому человечку для здоровья, как кальций, йод, солнечный свет и воздух.
- Как бы вы поступили в этой ситуации: «Ребёнок пришел с улицы на час позже, чем обещал. Вы встречаете его и готовы отругать. Ваши действия……..(помните: не должно быть отрицательного эмоционального всплеска)»
Коллекция советов психологов, которые помогут установить благоприятный микроклимат в семье , доверительные отношения с ребёнком.
ИТОГ
К сожалению, на данный момент здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если вы личным примером будете демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что в будущем ваши дети будут здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически. Ведь быть здоровы – это модно.
А в заключении я попрошу вас продолжить высказывание «Теперь я всегда буду...»
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Успехов вам всем, дорогие родители, крепкого здоровья и отличного настроения!
Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или таким, как Вы хотите. Помогите ему стать собой.
Не требуйте от ребенка платы за все, что вы для него делаете.
Не вымещайте на ребенке свои обиды.
Не относись к проблемам ребёнка свысока.
Не унижайте ребёнка!
Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести.
Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё.
Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому того, что не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым.
Говорите своему ребенку, что он самый лучший и самый любимый.
Если вы хотите вырастить здорового ребёнка, начните тратить на него в 2 раза меньше денег и уделять в 2 раза больше времени
Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
Оставляйте ссоры и скандалы за пределами дома и семьи.
Любите друг друга, своих детей, и вся ваша семья будет Здорова и Счастлива!
Если же ребенок что-то сделал не так, совершил какую-то ошибку, начните со слов «Я тебя люблю, но то, что ты сделал, может нанести тебе вред»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ