Родительское собрание на тему: «Здоровый ребенок в начальной школе - основа формирования личности»

Родительское собрание на тему:

«Здоровый ребенок в начальной школе - основа формирования личности»

Учитель первой категории:

Валеева Г. Б.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы - педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%,нарушением осанки- с 1,9 до 16,8%.По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми, 50% учащихся теряют здоровье в начальной школе. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу. А значит, работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

При поступлении в школу, ребенка буквально «приковывают» к парте, не учитывая, что в этот период движения приобретает важную роль в жизни детей. Интересно, что ни один взрослый человек не в состоянии сделать в сутки столько движений, сколько дети шестилетнего возраста, что, в свою очередь, отражается на формировании ребенка. Дети должны иметь возможность в течении всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности, которая составляет для первоклассника минимально 200, и максимально до 9000 движений в час. Для реализации двигательной активности начало учебного дня в начальной школе желательно начинать с зарядки. В таком случае на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных предметов. Учитывая то, что длительность активного внимания младших классов не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультурных минуток. На уроке игровой физкультуры мы с ребятами разучили комплекс утренней гимнастики «Мы - спортсмены». На других уроках дети сами проводят физкультурные минутки не менее 2-3 за урок. Ребята предлагают на любом этапе урока - «Давайте отдохнем!». Это служит сигналом для смены деятельности. На протяжении всего урока необходимо следить за посадкой детей. Но следует помнить, длительное поддержание прямой посадки приводят к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешать учащимся менять положение тела во время урока.

Не следует забывать менять местами учеников не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.

Учебный труд младшей школы связан с усиленной работой зрительного аппарата. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. Для сохранения остроты зрения предполагается использование разнообразных приемов. Один из вариантов- это использование разного вида траекторий, по которым дети «бегают глазами». Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте. Дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя). На уроках чтения проводим упражнения для глаз, релаксационные упражнения для мимики лица. Кроме того, используются упражнения для глаз и во время физкультминутки. Для этого изготовлены карточки, на которых схематично изображены человечки, исполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. И самой важной составной частью здоровьесберегающей работы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Учитель обязан обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относятся и доверительный стиль общения педагога и ученика, и обучение в состоянии успешности, мотивационной включенности, и создание ситуаций со свободной дискуссией по заданной теме, и смена ролей, где ученик может выступать в роли учителя.

Для реализации здоровьесберегающей технологии необходимо использовать некоторые образовательные технологии. Вот некоторые из них, которые я пытаюсь применить на своих уроках.

1)Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.

2)Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

С 1992 года я работаю по системе развивающего обучения “Школа России”. Классификационные характеристики этой технологии, разработанной в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

3)Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”.

Отличительные особенности этой технологии я также применяю в педпрактике. Основное внимание, которого состоят в следующем:

1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

3) в процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”.

4) обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при музыкальной школе.

5) одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.

Подводя итог вышесказанному хочется обратить внимание на один важный момент. Научить детей можно только тому, чем обладаешь сам. Другими словами - может ли пегагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Здоров ли наш учитель?

Исследования специалистов утверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Ученые обнаружили яд переутомления - КЕНОТОКСИН, который вырабатывается в результате химических реакций в организме.

По мнению Луизы Хей, главный вопрос – любите ли вы себя?

Любить себя – значит принять себя таким, каков ты есть, со всеми недостатками и достоинствами, научиться радоваться самому себе.

Давайте попробуем вернуть себе улыбку. У улыбки много чудесных свойств. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

Во-вторых, располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Все эти советы в конечном итоге позволят нам неосознанно творить свое настроение. И помогут выполнить важные условия:

  1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

  2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ