Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся


Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся.


В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение.



Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

  •         познавательную;

  •         коммуникативно-развивающую;

  •         социально-ориентационную.



И позволяет:

  • реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;

  • формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;



  • усилить мотивацию к изучению предмета;

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;



  • исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

  • самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;



  • отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.



Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет различий в стилях познания;

  • поисковые и исследовательские методы;

  • игровые методы.



Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

  • задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);



  • в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

  • учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.



Во многом мне помог семинар в г. Москве по курсу «Устойчивое развитие», который весь проходил в интерактивном режиме.



Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.



Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:

  • Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.

  • Концентрация внимания на тему обсуждения;

  • Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;

  • Завершить обсуждение;

  • Фиксировать тему и цель урока на доске.


  • Нет навыков игровой деятельности

  • Более подробно объяснять условия;

  • Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным.


  • Затягивание дискуссии, обсуждения

  • Ввести и выполнять специальные правила;

  • Установить временной барьер.


  • Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя

  • Дать индивидуальное задание;

  • Определить роль наблюдателя, члена жюри.


  • Нет активности

  • Ввести проблемный вопрос или противоречие;

  • Смена деятельности;

  • Если от недопонимания, то уточнение.



  • Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены)

  • Аутотренинг;

  • Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;

  • Элемент неожиданности.


  • Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин:

Нарушение речи (заикание, дефекты)

    Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри);

    При работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)

Речь не развита

    Стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления;

    Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);

    Рассказ по готовой схеме.



Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил.

Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.

И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики.



Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем биологии, меняется лишь содержание. Более подробно с формами и приемами, представленными на слайде, Вы можете познакомиться на методической выставке.



Мы все несем одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней.

И если я свой край нелегкий брошу,

То всем немного станет тяжелей.

П. Сергеев

А сейчас, уважаемые коллеги, я хочу познакомить Вас с некоторыми интерактивными приемами, которые применяю на своих уроках.

Прошу всех встать в круг, взять карточку. Сегодня Вы будете выступать от имени конкретного представителя живой или неживой природы.

Организационная часть. Подготовка к проведению игры.


Английский зоолог и писатель-натуралист Джеральд Даррелл, сказал когда-то: «Мы не плетем паутину жизни. Мы просто нить в ней. Что бы мы не делали с паутиной, это касается и нас».

Задание заключается в следующем. Держа нить одной рукой, другой – перекинуть клубок тому, кто как-то связан с вами. Связи допускаются любые – прямые, обратные, косвенные.


Проведение игры до тех пор, пока все не окажутся связаны «паутиной жизни». Далее идет обсуждение конкретных природных и антропогенных ситуаций, которые могут повлиять на сообщество.


- Какие изменения могут произойти, например, в результате засухи? («вода» натягивает нить, те, кто почувствовал натяжение, поднимает руку и сам натягивают нить. В результате все участника почувствуют влияние засухи).


- Какие еще примеры ситуаций Вы можете предложить?

- Какой вывод можно сделать исходя из результата игры? (Изменение одного компонента природной системы приводит к изменению других компонентов и всей системы в целом)



Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот.

Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвется и умрет.

Л. Куклин



Такой вид игры я применяю не только при изучении тем по экологии, но и в ботанике, анатомии, где нужно проследить взаимосвязь между органами. Во время проведения факультатива «Устойчивое развитие», а в последнее время на классном часе проводила такую игру по взаимосвязям школьного сообщества.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ