Роль заведующего и старшего воспитателя в постановке экологического воспитания
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОУ ВПО «НЕВИННОМЫССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа
По дисциплине: « Теория и методика экологического образования детей»
НА ТЕМУ: «Роль заведующего и старшего воспитателя в постановке экологического воспитания»
Выполнил:
Студентка гр. Пз - 216
Косачева Елена Дмитриевна
Работа защищена
С оценкой____________ Проверил
К.п.н. доцент
Сыпко Е.В.
Невинномысск
2011г.
«Роль заведующего и старшего воспитателя в постановке экологического воспитания»
Составлен: зам. заведующей I категории МДОУ № 25"Теремок" Косачевой Еленой Дмитриевной
Учитывая весьма загрязненное состояние окружающей природной среды в России, занимающей 3 место в мире по выбросам и 74 место среди самых экологически чистых стран мира и переживающей острый экологический кризис, переход к устойчивому развитию для нашей страны задача не из простых.
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. "Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер".
Главным идеологом всей экологической работы является заведующая детского сада и зам. зав. по УВР, которые своевременно ставят и осуществляют организационно-содержательные задачи, координируют связь с внешними учреждениями, создают атмосферу всеобщей заинтересованности в работе коллектива, создают условия для экологического воспитания и эколого-оздоровительной работы с детьми.
Под руководством зам. заведующей педагогический коллектив дошкольного учреждения обобщил опыт работы по проблеме: "Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста".
В МДОУ разработана педагогическая технология, в которой выделены следующие приоритетные задачи:
развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой; формирование экологического мировоззрения;
накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
установление зависимости между объектами и явлениями природы, формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
воспитание любви к природе родного края.
Пути реализации:
использование программы "Юный эколог" С.Н.Николаевой,
разработка занятий для старших дошкольников по разделам:
Времена года;
Вода и воздух;
Деревья;
Животный мир;
Птицы;
Насекомые;
Травы;
Космос. Звезды. Вселенная;
организация работы кружка, лаборатории;
создание эмоционально-насыщенной атмосферы в дошкольном образовательном учреждении.
Основными направлениями в работе являются:
Первое направление - распределение функциональных обязанностей членов коллектива в экологическом образовании, в первую очередь разработка и утверждение должностных обязанностей воспитателя при общей признанной модели - эколога, которая существует в нашем детском саду. У нас создана творческая группа для разработки педагогической технологии по теме: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к природе родного края".
Второе направление - это тесное сотрудничество с городским управлением отдела дошкольного образования. Участие во всех предложенных отделом образования конкурсах и смотрах.
Третье направление - повышение самообразовательного уровня в области экологического образования через различные формы: педсоветы, консультации, семинары, конкурсы, курсовые подготовки МО.
В детском саду проводятся смотры-конкурсы: "Уголок природы"; "Огород на окне"; "Лесные фантазии", детские праздники «День рождение земли», развлечения: «Поле чудес», все вопросы по экологическому воспитанию. Конкурсы: «Наш огород богаче всех», «Самая яркая клумба», воспитатели совместно с детьми занимаются оформлением Красной книги «Растения Ставропольского края», летом проводят конкурс «Лучший участок детского сада», а так же воспитатели проводят с детьми экспериментирование с водой, песком, воздухом (опытническая деятельность детей), Занимаются оформлением папок-передвижек на тему: «Экология вокруг нас», Принимают участие в ежегодном городском конкурсе рисунков «Мир глазами ребенка» и мн. др. в процессе которых, происходит становление нового мировоззрения у педагогов. Решение задачи формирования экологического сознания в педагогическом коллективе осуществляется на протяжении нескольких лет работы детского сада по экологическому направлению.
Выступления на педсоветах, консультациях по таким темам как: "Мировая сеть охраняемых природных территорий"; "Особо охраняемые природные территории", имеют особое значение для становления нового мировоззрения у педагогов. Стержнем таких сообщений встают вопросы об экологии планеты, проблемах загрязнения окружающей среды.
В конце учебного года проходят педсоветы согласно задачам годового плана "Итогами инновационной деятельности в экологическом воспитании дошкольников ДОУ, где обсуждаются общие итоги воспитательно-образовательной работы с детьми.
Организуя работу с педагогическим коллективом, мы стремимся к познанию самых красивых мест природы Ставропольского края. Стараемся не упустить возможности посетить заповедные места и обратится к поэзии поэтов нашего региона, и конечно же, нашего города. Для этого приобретаем книги о родном Ставрополье, фотографируем природу родного края, приобщаем наших детей к культурному наследию, быту и традициям.
Четвертое направление - создание предметно-развивающей экологической среды.
литературы, дидактических игр, животных, растений и т.д.).
Шестое направление - работа с родителями - это проведение родительских собраний на темы: "Берегите природу", "Лекарственные растения на страже здоровья"; совместные акции: "Посади дерево", "Не рубите елочку"; конкурс плакатов: "Берегите природу".
Хорошим подспорьем в решении задачи формирования экологического сознания родителей стал экологический стенд, который отражает происходящее событие в мире, стране, регионе, детском саду.
Седьмое направление - координация работы с другими учреждениями. У нас тесная связь со школой № 12, краеведческим музеем, детской центральной библиотекой.
С ними заключены договора и составлены планы совместной деятельности. Данная связь оправдывает себя и становится формой эколого-педагогической работы детского сада.
Педагогами детского сада были даны открытые занятия:
тема "Спасем океан" (по ознакомлению с окружающим, День открытых дверей , 09.05.2009 г.);
тема "Дикие животные" (по развитию речи, для молодых специалистов МДОУ, 13.03.2010 г.);
тема "Чудо-овощи" (по обучению рассказыванию, для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей при МО, 15.02.2010 г.).
Проведенная работа по экологическому образованию детей и взрослых позволила:
воспитать заинтересованность в постановке данной проблемы всего педагогического коллектива и родителей;
сформировать экологическое мировоззрение воспитанников;
научить понимать и ценить природу;
повысить умственные способности, что наблюдается в результатах диагностирования детей (на начало 2009-2010 учебного года - 2,0 балла, на конец 2009-2010 учебного года - 2,6 балла);
Подводя итоги хочется отметить самую наиболее трудную сторону в данной работе: - это финансовое обеспечение, укрепление и расширение материально-технической базы.
Наша перспектива: углубить связь с НГГТИ с целью совершенствования работы по экологическому воспитанию на научной основе.
Мероприятия по проведению экологической акции «Сохраним природу
Ставропольского края» МДОУ № 25 «Теремок» на 2010 год.
№ п/п
Мероприятия
Группы
Сроки
Ответственные
1.
Создание коллажа на тему «Моя планета»
Группа № 9
22.01.2010г.
Рындина Г.В.
2.
Конкурс рисунков «Мир глазами ребенка»
Группа № 3, 8, 9
с 01.02. по 02.02.2010г.
Чаленко Л.И. Петренко Л.Г. Евдощенко С.В.
3.
Оформление папок-передвижек на тему: «Экология вокруг нас»
Группа № 4, 11, 10, 6, 3, 8, 9
19.02.2010г.
РахмановаА.А.Егисман Н.А.
4.
Экскурсия по родному городу к реке Кубань
Воспитатели групп № 9, 8, 4, 3, 11
17.03.2010г.
ПоляковаИ.И.Бурухина И.А.
5.
Экскурсия на станцию юных натуралистов
Воспитатели групп № 9
15.04.2010г.
Евдощенко С.В.
6.
Детский праздник «День рождение земли»
Группа № 9, 3, 8
21.04.2010г.
Бородкина И.Н.
Воропинова Н.И.
7.
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» (в летний период)
Педагоги всех групп
03.06.2010г.
Зам.зав.МДОУ
8.
Экспериментирование с водой, песком, воздухом (опытническая деятельность детей)
Группы № 3, 4, 8, 11
с 01.06. по 30.06.2010г.
Таганова Н.В.
Петренко Л.Г.
9.
Конкурс «Лучший участок детского сада»
Участвуют все группы
с 01.07. по 31.07.2010г.
Зам.зав.МДОУ
10.
Оформление Красной книги «Растения Ставропольского края»
Группы № 3, 8
с 02.08. по 27.08.2010г.
Чаленко Л.И.
Телица Л.Е.
11.
Экскурсия на станцию юных натуралистов
Воспитатели групп № 3, 8
08.09.2010г.
Петренко Л.Г.
Таганова Н.В.
12.
Конкурсы: «Наш огород богаче всех», «Самая яркая клумба»
Участвуют все группы
с 14.09. по 17.09.2010г.
Зам.зав.МДОУ
13.
Оформление выставки «Дары природы» поделки из природного материала.
Педагоги всех групп
с 04.10. по 05.10.2010г.
Кузьмина В.А.
Кравцова И.В.
14.
Развлечения: «Поле чудес», все вопросы по экологическому воспитанию.
Группа № 3, 8
29.10.2010г.
Телица Л.Е.
Чаленко Л.И.
15.
Составление коллажа из осенних листьев «Осенняя сказка»
Группы № 3, 8, 4, 11
с 15.11. по 16.11.2010г.
Кравцова И.В.
Бурухина И.А.
16.
Экологическая акция на территории детского сада «Чистый участок»
Педагоги всех групп
25.11.2010г.
Земскова В.В.
Гро Л.П.
17.
Экскурсия на станцию юных натуралистов
Группы № 4, 11, 3, 8
09.12.2010г.
Полякова И.И.
Рындина Г.В.
18.
Оформление плакатов на тему: «Сохраним природу ставропольского края»
Группы № 4, 11, 3, 8
с 22.12 по 23.12.2010г.
Петренко Л.Г.
Евдощенко С.В.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ