Самообразование, как основная часть научно-исследовательской работы студента

13
































ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. «Самообразование, как основная часть научно-исследовательской работы студента»…………………………………………………………………….4-6

Глава 2. «Научно-исследовательская работа студентов»……………………………………………………………………7-8

Глава 3. «Основные виды и формы» ………………………………… 9-10

Заключение………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………...12



















Введение


Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса.

Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.

Исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых.

Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.

Цель этого реферата рассмотреть известные виды и формы научно- исследовательской работы студентов в системе высшего образования.









Глава 1. «Самообразование, как основная часть научно-исследовательской работы студента».

Для овладения профессией недостаточно посещения учебных занятий. Большую роль в профессиональной подготовке играет самообразование.

Самообразование — специально организованная, самостоятельная познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: на удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. [3, с. 74]

Самообразование осуществляется в ходе самостоятельной работы. Активность студента и интенсивность его самостоятельной работы во всех видах занятий способствуют повышению качества профессиональной подготовки.

Как бы хорошо ни занимался студент в высшем учебном заведении, усвоить все необходимые знания невозможно. Лавина информации просто обрушивается на современного человека, а часть ее быстро устаревает. Появляются новые подходы, методы, приемы, средства обучения и воспитания, новые законодательные акты и документы, регламентирующие образовательный процесс.

Овладеть умениями самостоятельно приобретать знания — значит открыть для себя путь к исследовательской деятельности.

Внеаудиторная работа включает в себя следующие элементы: ознакомительное чтение материала по указанному вопросу, определение его места и связи в системе изучаемых предметов; повторение; вдумчивое чтение с составлением плана прочитанного, выделением главного по каждому его пункту, запись отобранного материала своими словами с использованием общепринятой символики и т.д.

С другой стороны, самостоятельная работа — это систематическая, планомерная, целенаправленная работа студента в ходе аудиторных, обязательных по расписанию занятий, где он слушает и самостоятельно делает записи по ходу объяснения преподавателя на лекции или семинаре.

Степень самостоятельности в разных формах учебной деятельности студентов различна и зависит от организации учебного процесса, методики проведения занятия, личности и уровня интеллектуального развития молодого человека, его подготовленности, а также от педагогической квалификации и стиля работы преподавателя.

Различна и структура этой работы. Она складывается из следующих элементов:

восприятие и осмысление учебного материала на лекциях, составление конспектов лекций;

работа с книгой, изучение учебной литературы (учебники, учебные пособия, первоисточники);

переработка учебной информации и превращение ее в личностные знания студентов;

закрепление знаний в процессе выполнения упражнений, дополнительных заданий, решения задач;

подготовка к выступлениям на семинарских и практических занятиях;

работа в предметных кружках, факультативах и студенческих научных обществах;

выполнение рефератов, курсовых и дипломных работ.[3, c. 75]

Эти и другие элементы самостоятельной работы могут изменяться и усложняться в соответствии с изменением содержания образования, методов и форм обучения.




































Глава 2. «Научно-исследовательская работа студентов».

Научная работа - неотъемлемая составляющая образовательной программы всех ступеней высшего профессионального образования, имеющая в вузовской практике свои специальные организационные формы. Кроме того различные элементы и виды научно-исследовательской деятельности широко используются также и в учебном процессе на протяжении всех лет обучения, начиная с первого курса. [1,c. 29].

Может возникнуть вопрос: «А зачем это нужно? Ведь далеко не все выпускники вуза становятся учеными, научными работниками». Это, конечно, так. Однако полноценное становление специалиста высшей квалификации невозможно без его приобщения к науке.

Действительно, отличительной особенностью научного взгляда на мир является стремление понять и объяснить его, познать его тайны и разгадать загадки, выявить законы и закономерности, которые лежат в основе тех или иных процессов и явлений, наконец, сделать более совершенным. И достигается это в науке сознательно, т. е. путем выдвижения конкретных целей и задач, применения определенных познавательных приемов (методов) и операций для их решения.

Я считаю, что овладение в процессе обучения методами и формами научного мышления способствует глубокому усвоению знаний. Формирует у студентов такие качества личности, как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность и т. п. Все эти качества очень помогут в будущей работе. Такой специалист, даже если он не станет профессиональным ученым, всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в своей профессии.

Чтобы успешно учиться, глубоко и прочно, а главное, самостоятельно усваивать любой предмет, изучаемый в высшем учебном заведении, студенту необходимо обладать умениями учебного труда.

Хотя эту истину никто не оспаривает, практический опыт и многочисленные исследования свидетельствуют о слабой готовности к самостоятельной познавательной деятельности студентов. Они не умеют работать с книгой, выделять главное, правильно фиксировать прочитанное и т.д.

Овладение этими умениями позволяет студентам подняться на более высокий уровень и выполнять сложные работы с исследовательскими компонентами.



















Глава 2. «Основные виды и формы».


В учебно-исследовательской деятельности студентов главное значение имеют рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Их успешное исполнение зависит от методологической культуры. Она предполагает знание педагогом определенных методологических норм, или правил научного познания, умение их применять в процессе решения педагогических задач.[3,c. 11]

Работа с научной литературой и исследовательская деятельность являются необходимой частью овладения студентами профессией. Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа -виды учебно-исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов, доказательством их знаний по избранной теме или проблеме.

Реферат — это краткое изложение в письменной форме или в виде публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по конкретной теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой им проблемы.

Курсовая работа - более глубокое и объемное исследование проблемы курса, первая ступенька в овладении методикой исследовательской работы. Она помогает студенту расширить, обобщить и систематизировать знания по психолого-педагогическим и методическим проблемам.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) - форма проверки качества подготовки специалиста. В процессе ее выполнения студент углубляет, расширяет и систематизирует знания по избранной психолого-педагогической проблеме, совершенствует навыки самообразования и исследования.

Овладение элементами исследовательской деятельности является частью профессиональной подготовки педагогов. Студенты приобретают умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских задач:

видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент;

анализировать ход поиска решения задач.

Помимо этого студенты в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ учатся пользоваться библиографическими указателями, изучают определенный минимум литературы по избранной теме и накапливают нужную информацию. А также излагают состояние изучаемого вопроса, собирают, анализируют и обобщают передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений, усваивают сущность некоторых методов научного исследования и принципы разработки собственных элементарных методик исследования, включаются в опытно-экспериментальную работу, обрабатывают полученный эмпирический материал, из которого делают соответствующие выводы.

В стенах педагогических учебных заведений студенты делают лишь первые шаги в исследовательской деятельности. Все перечисленные умения являются частью методологической культуры. Чем лучше они сформированы, тем выше качество студенческого исследования и уровень профессиональной подготовки выпускника.




Заключение


Я считаю, что научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста.

Она развивает самые главные качества в студенте, такие как - самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.

А также помогает студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.






















Список использованной литературы


  1. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н.Азбука студента. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 80 с.

  2. Исследовательская деятельность студентов: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -96 с.

  3. Е. В. Бережнова Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. 5-е изд., стер. —-М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 128 с.

  4. Тесля А. И. Социальное образование: академические стратегии: монография/ А. И. Тесля, В.Н. Клипинина.- Мн. УП «Технопринт» ,2004.- 406 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ