Сценарий "Праздник урожая"
МБОУ «Сытьковская СОШ»
Цели и задачи:
1. Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы.
2. Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к хлебу; труду хлеборобов. профессий.
3. Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей.
4. Обучать культурному поведению на коллективных мероприятиях.
Оформление праздника:
1. На доске плакат «Хлеб- всему голова!».
2. Класс украшен листьями, поделками из природного материала.
Предварительная работа:
Подготовка сценаристов (разучивание стихов, песен), изготовление костюма, изготовление поделок, яблоки, пироги с капустой.
Действующие лица:
Ведущий, Хлебушко, ученики начальных классов.
Праздник подготовила и провела:
учитель начальных классов
Некрасова Марина Анатольевна
2012г.
Ведущая:
Вот художник, так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?..
ДЕТИ (хором): Осень!
Ученики читают стихотворения:
1.Осень за окошком
Ходит не спеша.
Листья на дорожках
Падают, шурша.
2.Тонкие осинки
В лужицы глядят,
На ветвях дождинки
Бусами висят.
3.Лебеди лениво
Плещутся в пруду,
Тихо и красиво
Осенью в саду.
4. Тянутся за птицами
Веточки берёз.
На белых сарафанчиках
Следы прощальных слёз.
Ученики исполняют песню(см.ноты в приложении):
1. Осень взмахнула осенним крылом,
Сказочно зазолотилось кругом.
В яркий багрянец оделись леса,
В танце вальсирует Осень-краса.
Припев:
Лист золотистый кружится,
Тихо на землю ложится,
Осенью нам с тобой радует взор
Пестрый осенний ковер.
2. В вальсе осеннем березки кружат,
Дарят земле золотой листопад.
В теплые страны летят журавли,
В небе прощально курлычут они.
Ведущая. Наступила осень. Кто из вас, ребята, расскажет, какое это время года? Что происходит осенью? (Дни становятся короче и холодней, птицы улетают на юг, листва на деревьях меняет свой цвет, люди начинают теплее одеваться.)
А еще осенью созревают на полях, в садах и в огородах овощи, фрукты и другие дары природы. Скоро нас ждет долгая зима, поэтому осенью каждый день дорог: надо постараться собрать весь выросший урожай, чтобы ничего не пропало – ни один колосок, ни одно зернышко, ни одно яблоко. И мы все вместе отправимся в сад и огород за урожаем, за дарами природы осени.
(Школьники маршируют на месте, одновременно исполняя ритмическую попевку.)
Урожай, урожай,
Его дружно собирай.
Не ленись, не спи, вставай,
Будет добрый урожай.
Ведущая. Мы пришли на хлебное поле. Главный урожай, который выращивают на наших полях, – это зерна пшеницы и ржи. Эти зерна потом смелют в муку, а из нее испекут для всех нас вкусный, душистый хлеб.
Исполнение монтажа «Урожай зерна».
1-й ученик.
На полях, как на параде,
Осень в праздничном наряде.
По полям она идет,
Точный счет зерну ведет.
2-й ученик.
Колоски кругом шуршат,
Много хлеба у бригад,
Собран хлеб еще не весь,
Так что трудно его счесть.
3-й ученик.
Сколько – знают агроном
И амбары под зерном,
На дорогах тягачи,
Хлебопеки у печи.
Все вместе (хором).
Принимай скорей, страна,
Добрый урожай зерна!
Навстречу ведущей и детям выходит Хлебушко с колосками хлеба в руках.
Хлебушко (кланяется). Здравствуйте, дети.
Ведущая. Ребята, давайте поздороваемся с нашим гостем. Кто вы такой, наш уважаемый гость?
Все вместе (хором). Здравствуйте!
Хлебушко. Вы заговорили о том, что самый важный урожай у нас в стране тот, из которого потом намолотят зерна для муки. Все верно. А из муки испекут хлеб. Хлеб у нас – самая важная пища. Недаром говорится: «Хлеб – всему голова».
1-й ученик. А еще говорят: «Хлебушек ржаной – наш отец родной».
2-й ученик. Принято про хлеб всегда говорить с уважением, даже называют его ласково – хлебушко.
3-й ученик. Не раз приходилось слышать и такое: «Ржаной хлебушко – всем калачам дедушка».
Хлебушко. Правильно, я и есть тот самый дедушка по имени Хлебушко, пришел в гости для того, чтобы помочь вам славный урожай собрать и узнать, что изготавливают из зерна. Назовите все хлебобулочные изделия которые вы знаете.
(Дети перечисляют)
Ведущая: Авы знакомы с Бординским хлебом? А кто знает почему он так называется? Расскажите нам всем.
Легенда о Бородинском хлебе
1На Бородинском поле шло сраженье,
Картечи визг, как по стеклу ножом,
И вот французов лёгкою мишенью
Стал наш обоз с мукой и фуражом.
2То ли ядро шальное, то ли мина,
То ли снаряд в фургон с мукой попал,
А следом шёл фургон с корицей, тмином,
И взрыв муку и тмин перемешал.
3Ну а солдат кормить-то чем-то надо?
Негоже продовольствие бросать!
Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…
Так стали «Бородинский» выпекать.
4И говорят, что даже сам Кутузов,
А может быть, и сам Багратион,
Нахваливали меткость тех французов,
Что так удачно вмазали в фургон.
5Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или с чесноком!
Ведущая: вот почему он так называется. Дедушка много знает народных игр. А есть ли игра для нашего прздника?
Хлебушко: Конечно есть.
Хлебушко предлагает участникам исполнить народную музыкальную игру «Как хлеб на поле вырос».
Звучит произвольная плавная музыка. Ведущая и Хлебушко показывают детям движения и произносят слова, которые те должны повторить.
Слова служат комментариями к жестикуляции.
Вот хлеб сеют. (Дети шагают на месте, делая правой рукой взмах в сторону, словно что-то разбрасывая.)
Вот он начинает прорастать. (Присаживаются на корточки и постепенно, в полуприседе, поднимаются вверх.)
Вот хлеб созревает. (Подбочениваются, надувают щеки и оглядываются вокруг.)
Вот хлеб начинает колоситься. (Поднимают руки и делают ими наклоны вправо и влево.)
Вот хлеб созрел. (Подпрыгивают вверх с вытянутыми руками и кричат: «Хлеб созрел, хлеб созрел, пора убирать!»)
Хлебушко. Но ведь на зерновых полях растут не только рожь и пшеница. Там еще сажают гречиху и овес, просо и рис. А из этих зерен какое главное блюдо готовят, кто знает? (Кашу.)
Ведущая. Верно, кашу. Кто из вас, ребята, знает поговорки про кашу?
4-й ученик. Щи да каша – пища наша.
5-й ученик. Хороша кашка, да мала чашка.
6-й ученик. Кто кашу ест, тому она никогда не надоест.
7-й ученик. Каша – мать наша.
8-й ученик. Кашу маслом не испортишь.
Ведущая. В каше – сахарный песок, в каше – масляный глазок. Кто из вас какую кашу любит? (Ответы детей.) С самого раннего детства все мы знаем поговорку про то, как сорока-ворона кашку варила. Давайте исполним ее для дедушки Хлебушко.
Ученики имитируют руками процесс варки каши. Одной рукой изображают чашку, а пальцем другой руки «мешают» в ней кашу. Вслух произносят слова поговорки: «Сорока-сорока, кашку варила, на порог скакала, деток созывала, дети во двор, каша на стол».
Ведущая предлагает вспомнить сказки, в которых упоминалась каша. Школьники дают ответы: «Каша из топора», «Лиса и журавль», «Горшок каши». Можно показать инсценировки отрывков из этих сказок.
Хлебушко. Для того чтобы вырастить зерно для хлеба и каши, надо много потрудиться – и от непогоды его уберечь, и от засухи, и от птиц, которые хотят зерно выклевать, и от мышей, которые хотят его к себе в норки утащить. Так что зерно нам нелегко дается.
Ведущая. Спасибо тебе, дедушка Хлебушко, теперь наши ребята будут знать, что зерно для хлеба и каши вырастить – дело нелегкое. Поэтому с хлебом надо обращаться бережно – не крошить его без толку, не сорить им, не ронять.
1Знаете, однажды я увидел
Как старик прощение просил.
Он буханку хлебушко обидел
Тем, что вдруг на землю уронил
2Перед нею встал он на колено,
В пополам согнувшись, кое-как.
Сор стряхнул с горбушки… Неумело
На себя навесил крестный знак.
3«Ты прости меня краюха хлеба,
Я неловким стал на склоне лет.
Станет пусть свидетелем синь неба,
Ничего важней тебя здесь нет.
4Ты была наградой хлеборобу,
Утешеньем путнику была.
За тебя молитвы слали Богу,
И вершили ратные дела.
5А ещё я вспоминаю детство,
Трудные военные года.
Горе, что досталось нам в наследство
И плохая, скудная еда
6И мальцам как пряники, как сладость
Выдавался маленький кусок
Хлеба чёрного – простая радость…
Разве кто на землю бросить мог?»
7Постоял ещё старик немного,
И куда-то вдаль побрёл один.
Помните о хлебе, ради Бога,
С ним народ вовек непобедим.
Про труд хлеборобов у нас тоже есть пословицы.
9-й ученик. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
10-й ученик. Когда человек трудится – земля не ленится.
11-й ученик. Мастерство тому дается, кто весь делу отдается.
Хлебушко. Молодцы, крепко вы запомнили все, о чем мы с вами говорили. Тогда я с вами прощаюсь. (Машет детям рукой и уходит.)
Ведущая. Теперь мы переходим на другое поле. Какие названия овощей вы знаете? (Дети вспоминают названия овощей.) Я вижу, что многие из вас знают овощ под названием капуста. Давайте вспомним, как капусту заготавливают на зиму. Сейчас мы все вместе займемся засолкой вкусной капусты. Но для этого надо проделать несколько ритмических действий под музыку.
Учащиеся поочередно демонстрируют, какие действия при этом производят, затем показывают их в сочетании с пением.
Мы капусту рубим, рубим. (Дети выполняют поочередные взмахи выпрямленными кистями рук вверх и вниз.)
Мы капусту трем, трем. (Трут кулачками рук друг о друга.)
Мы капусту солим, солим. (Потирают пальцами, собранными в щепотку, словно сверху посыпают капусту солью.)
Мы капусту жмем, жмем .(Энергично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.)
А потом ее жуём!
Ведущая: Заготовили капусту. Пора и отдохнуть.
Исполняется хороводная песня «Капустка», в которой могут принять участие и зрители
1. Вейся, вейся, капустка,
Вейся, вейся, белая.
Как же мне, капустке, не виться,
Белою-белою не родиться.
2. Как вечор на нашу капусту,
Как вечор на нашу белую
Чистый дождик поливает,
Нас с тобой домой загоняет.
3. Дома нас хозяин встречает,
Дома нас богатый встречает.
Он к столу нас приглашает,
Пирогом с капустой угощает.
Выходит ученик, угощает пирогами с капустрй.
Ведущая. Действительно, осенью, когда люди запасались капустой впрок, хозяева всех угощали капустным пирогом. Вот это был праздник! А что это за овощ, о котором в загадке говорится?
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Этот овощ называется морковь.)
Раньше была такая шутка. Говорили, что морковь – это самое обожаемое лакомство гномов, и если отнести в лес вечером миску с морковью, то наутро найдешь ее с золотом. Так отблагодарят тебя гномы за лакомство.
Итак, и на поле мы побывали, и в огороде. Теперь нам осталось посетить сад. Шагаем в сад.
Какие фрукты собирают в наших русских садах осенью? Правильно, но главными среди всех фруктов по праву считаются яблоки. К этим фруктам у нас в России принято относиться с уважением. Помните, есть даже русская народная сказка про молодильные яблоки: если кто-то из старых людей ел такие яблоки, он сразу становился молодым и здоровым.
Ведущая предлагает поиграть в игру с яблоками «Угадай!».
В пакет насыпают мелкие яблоки. Дети на ощупь должны угадать, сколько яблок в пакете. Кто угадает или хотя бы назовет число, близкое к правильному, получает яблоко в подарок.
Ведущая: Наш праздник заканчивается, но обязательно встетимся в следующем году.
1.Земля остыла,
Улетели птицы.
3. Закончился в природе листопад.
4. Колючим холодом
И первым снегом
Укроется наш бедный сад.
5. Ну, а мы грустить не будем,
Просто на прощанье,
Скажем дружно Осени:
«До скорого свиданья!»
Ведущая: Дети, мы с вами совершили удивительное путешествие. Праздник урожая всегда заканчивался весельем. Предлагаю завершить наш сбор урожая весёлым танцем. (Звучит русская народная песня «Барыня», дети танцуют)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ