Социально-педагогические особенности современной семьи



СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ





Введение

Фундаментальным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Очевидно, что семьи бывают разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

В связи с кризисом семейного института в нашей стране, который связан с нестабильной социально-экономической обстановкой, даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения между родителями и детьми. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Исходя из этого, возникает острая необходимость в помощи «извне», т.е. со стороны социального педагога. Сфера его деятельности – социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, психологические и психические моменты данных отношений, социально-культурные условия развития. Основной же объект его деятельности – семья и отношения в ней.



Актуальность темы данного курсового исследования состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций, «незримо» ощущая необходимость в помощи социального педагога.

Предварительный анализ современной литературы по проблеме исследования показал, что семья рассматривается как социальное (А.И. Антонов, Ю.В. Василькова, И.С.Кон и др.), психологическое (М.Р. Земская, Д.Б. Эльконин и др.), собственно педагогическое явление (В.Г.Бочарова, В.Н. Гуров и др.). В настоящее время раскрыто влияние семьи на становление личности ребенка (И.С. Кон, В.М. Медков и др.), охарактеризована значимость семьи как первичного института социализации (Н.В. Волкова, И.С.Кон, А.В.Мудрик и др.); значительное внимание уделено изучению вопроса влияния семьи на социализацию подростка (И.С.Кон, Д.Б.Эльконин и др.).

Следует особо подчеркнуть, что среди множества наук, составляющих базовую основу социальной работы, важное место занимает социальная педагогика. Представляя собой одну из научных основ этого специфического вида человеческой деятельности, она раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-педагогической практики по различным проблемам современной семьи. В тоже время в имеющейся сегодня психолого-педагогической литературе деятельность социальных работников, социальных педагогов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке, рассматривается чаще всего лишь в общем виде. Во многом такое упрощение обусловлено, с одной стороны не разработанностью психолого-педагогической теории социальной работы с семьёй, а с другой – не развитостью методик и технологий оказания помощи конкретной семье. Всё это закономерно порождает расширенное толкование самого понятия «социальная работа с семьёй», за которым в реальной практике не учитываются специфические социально-психологические процессы семьи и её воспитательные возможности как активной социальной системы.

Объект исследованиясемья как социальный институт.

Предметсоциально-педагогическая деятельность с семьей.

Цель исследования – изучить теоретические основы социально-педагогической деятельности с семьей.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие и определить социальную сущность семьи, дав ее классификацию в современной науке.

  2. Проанализировать функции семьи.

  3. Охарактеризовать семью как среду и фактор социализации.

  4. Выявить социально-педагогические проблемы современной семьи.

  5. Определить принципы эффективного взаимодействия социального педагога с семьей.

Основным методами исследования явились:

  1. сравнение,

  2. сопоставление,

  3. обобщение теоретического материала.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.











1. Социально-педагогическая характеристика семьи

    1. Понятие и социальная сущность семьи

Семья является одним из наиболее древних социальных институтов, т.к. возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена её «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания [6, с. 12].

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. В современных условиях жизни – переменчивой, стремительной и нестабильной – понятие семьи еще более социализировалось. Обратимся к дефиниции и определению социальной сущности указанного понятия.

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии и педагогики. Очевидно, что интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять «редукцию социетальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и позволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера» [6, с. 13-14].



Исходя из этого, определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства. Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая их этих наук стремится дать свою дефиницию семьи.

Итак, с философской точки зрения, семья – это вид социальной общности, важнейшая форма организации личностного быта, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизведении самого человека, в продлении человеческого рода [18, с. 411].

С точки зрения психологического содержания, структуры и форм семьи есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются:

1) гетеросексуальная связь,

2) система родственных отношений,

3) обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности,

4) осуществление определённой экономической деятельности [9, с. 12-33].





В рамках нашего исследования наиболее важна социальная сущность данного понятия. В целом семья, с позиции социологов, представляет собой «малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью» [5, с. 5]. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественно половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путём рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

Дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, её структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на её биологическую, биосоциальную и экономическую основу.

Социальная сущность семью обусловлена своим двойственным характером. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как «санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений» [13, с. 11].

Очевидно, что семья, прежде всего, создаётся отношениями «родители-дети», а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнёрства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и основанную на правовом аспекте защиты.

В контексте социально-правовой сущности, на наш взгляд, необходимо указать на законодательные основы защиты прав ребенка в семье, к которым в нашей стране относят следующие документы:

      1. Конвенция ООН о правах ребенка.

      2. Конституция Российской Федерации.

      3. Закон «Об образовании».

      4. Ряд других законов и нормативно-правовых документов.

Вопросами социальной защиты и поддержки семьи занимаются различные Министерства и ведомства: Министерство общего и профессионального образования, Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения, Министерство юстиции [3; 4; 8; 10; 12 и др.].

Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существование членов семьи на основе социально-правовых аспектов. Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Следует подчеркнуть, что социология и педагогика семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры семьи и ее типов, т.е. обращается к классификации семейного понятия.





    1. Классификация семей в современной науке

Структурно-содержательная сторона семьи – это не только её количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений её членов в конкретных социально-экономических условиях. Так, урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская, имеющая специфическое отношение к браку. Важно подчеркнуть, что структура семьи далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но всё-таки разных социальных явлений.

По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:

  1. Моногамия – это брак между одной женщиной и одним мужчиной;

  2. Полигамия – брак между одним и несколькими дружными индивидами;

  3. Групповой брак – брак между несколькими мужчинами и женщинами.

В зависимости от предпочитаемого партнёра брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определённой социальной группой, например, внутри племени) (см. об этом [16; 17; 19 и др.]).

Данные группы коррелируют (связаны) с типологией семьи – наиболее важного аспекта данной части курсовой работы.

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу семьи:

  1. нуклеарные,

  2. расширенные [4].

Нуклеарная семья – это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая семья считается важным и даже основным социальным объединением. Расширенная семья – это такая семейная структура, которая помимо нуклеарной семьи (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку или бабушку, внуков, дядю, тётю и т.д.

В современной науке существует множество других типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.

1) Типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.

2) Типология семьи по ее функциональной состоятельности.

3) Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями [4; 13].

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием «испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи» [13, с. 112].

Типология семьи по типу воспитательных ошибок включает в себя:

    1. Семьи с попустительски-снисходительным стилем воспитания

    2. Семьи с позицией круговой обороны воспитания

    3. Семьи с демонстративным стилем воспитания

    4. Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания

    5. Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания

    6. Семьи с увещевательным стилем воспитания

    7. Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания

    8. Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи»

    9. Семьи с непоследовательным стилем воспитания [13].

В контексте данной работы для нас наиболее интересны подходы М.А. Лалагузовой, Л.В. Мардаханова, Т.И. Шульги и М.В. Шакурова (см. об этом [13]), которые в частности предусматривают выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Именно социально-адаптивный аспект и является основой определения функционального потенциала работы социального педагога. Представляется важным охарактеризовать каждый из указанных типов семей.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Асоциальные семьисемьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства [13, с. 55-62].

К сказанному о классификации семей по уровню социальной адаптации следует добавить, что для современной семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Отсюда и кризисные моменты в развитии семейного института, связанные с неуверенностью в будущем, в частности, с реальной оценкой невозможности выполнения целого ряда функций.

Наконец большинство семей можно классифицировать и по степени их воспитательного воздействия на детей [9]. Так, благоприятным для формирования личности семьи могут явиться полное взаимопонимание, демократический стиль общения. Материальное положение такой семьи, как правило, хорошее. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.

Выделяют и нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем.

Для социально-педагогического понимания проблемы семьи особо важно изучение педагогически несостоятельных семей, часто ошибочно называемых «неблагополучными» [19]. В их основе не финансовая несостоятельность, а неспособность родителей к социально-половому и социально-педагогическому воспитанию. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи. Духовные потребности здесь второстепенны. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Часто это приводит к развитию еще одного типа семьи – криминогенного.

Исходя из освещенных в данном подразделе типов семейных отношений, становится очевидной необходимость дополнительного контакта с семьями – особенно с несостоятельными. Отсюда вытекает важность работы социального педагога как с родителями, так и с детьми.

2. Особенности работы социального педагога с семьей

    1. Функции современной семьи

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что «речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия, характеризуют роль семьи как социального института. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, т.к. все семейные функции – главные» [11, с. 33].

Итак, семья выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, культурного наследия, социального контроля, эмоционально-психологического стабилизатора и т.д. Подробнее охарактеризуем наиболее важные из них.

  1. Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это – самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 25-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей.

  2. Функция культурного наследия поддерживает культурную непрерывность общества путём передачи культурного наследства следующим поколениям. Родители в данном контексте есть своеобразные передатчики культурного сигнала поколений, разрыв которого приводит к ухудшению внутрисемейного климата.



  1. Функция социального контроля занимает у молодого поколения особое место. Её содержание составляют моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация обязательств между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и младшего поколений. Сюда входит формирование и поддержание моральных и правовых санкций при нарушении социальных норм членами семьи.

  2. Функция эмоционально-психологического стабилизатора заключается в том, что семья обеспечивает индивидам удовлетворение эмоциональных потребностей, потребление интимной совместной жизни, даёт ощущение безопасности, обеспечивает эмоциональное равновесие, а поэтому предотвращает дезинтеграцию личности.

  3. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. С ней тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим. Совместное ведение хозяйства повышает удовлетворённость обоих супругов как бытовой устроенность семейной жизни, так и хозяйственностью супруга, но одновременно снижает уровень социальной напряжённости и конфликтности, возникающей тогда, когда в семье хозяйничает один из супругов.

  4. Досуговая функция семьи имеет своей целью организацию рационального и благотворного для членов семьи проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов (см. об этом: [8]; [13]; [14] и др.).

Важно отметить, что функции семьи носят как индивидуальный, так и общественный характер, т.к. указанный институт имеет, как отмечалось ранее, двойственную природу. Представляется целесообразным свести функциональный потенциал семьи в следующую таблицу.


Таблица 1 [11]

Функции семьи

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве.

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособные членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

Социально-статусная

Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей






Очевидно, что в полноценной нормальной семье все эти функции взаимосвязаны между собой. Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно-непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

В своем единстве все перечисленные в разделе функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Наличие указанных функций позволяет понять, что семья – это не только человеческий материал и отношения между членами семьи, но и само место проживания, бытовые условия их существования, внесемейный ареал общения и т.д.

Безусловно, игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска, где осложнена социализация ребенка, для которой будет выделен целый подраздел исследования.











    1. Семья как среда и фактор социализации ребенка

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, «от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка» [19, с. 158]. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя.

Безусловно, семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные «члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи» [9, с. 15].

Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п.


Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь [9].

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи – в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное – затормаживается. То же самое может происходить с взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений [15, с. 37]

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Рассматривая социализирующую роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества [19]. С точки зрения социальной психологии супружество – особая группа, состоящая из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности, решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своей жизни, совместно создают экономическую базу семьи.

Очевидно, что основы семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая роль в семье обычно принадлежит тому супругу, который имеет большее влияние, умеет принимать решения при возникновении проблем в процессе совместной жизни. Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещение главенства в семье в сторону женщины, так и равноправие супругов. Само собой, что при определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а, следовательно, и на распределение ролей в семье серьезное влияние оказывают изменения, происходящие в социальной микроструктуре. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности [19].

В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем, используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Социальное поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых. При этом положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность – «завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая» [5, с. 13].

Не подвергается сомнению то, что дети с неадекватной самооценкой впоследствии создают проблемы и себе, и своим близким, поэтому с самого начала родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.

Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка-то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются [16].

Главным «социализирующим институтом» является семья, которая формирует и развивает ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. В современных условиях все заметнее становится социальный кризис, а с ним и кризис семьи как фундаментального института общества. Данный кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Неудивительно, что наблюдается скептицизм по отношению к оценке относительно успехов по созданию счастливой семьи с повышением уровня жизни, а также по оценке отношений в своих семьях в настоящее время. Отсюда явственна необходимость оптимизации деятельности социального педагога.

Главная задача специалистов социально-педагогической сферы в указанном контексте – найти наиболее адекватную форму помощи, которая обеспечит максимальную активность и искренность участников, веру в свои силы и возможности, и решить её можно с помощью профессионального и творческого подхода к проблеме.

Думается, что успешность деятельности социальных служб во многом зависит от принципов, лежащих в её основе. Вот главные из них:

  • Личностно-опосредованный характер отношений между всеми участниками процесса: открытость, диалогичность, альтернативность, доверие и равноправие.

  • Коллективная организация помощи.

  • Принцип рефлексивности – осознание целей, способов и средств реализуемой деятельности, характера собственных изменений.

  • Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы.

Социально-педагогическая работа с семьей открывает неограниченные возможности в повышении ее роли в социализации личности ребенка. Однако при организации продуктивной работы с дисфункциональной семьей следует обратить внимание на некоторые моменты. Главное правило действий специалиста в этом случае – осторожность и корректность в действиях и словах, т.к. дисфункциональная (неблагополучная) семья крайне уязвима к внешним воздействиям [8, с. 67-72].

Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы (см. Приложение – Д.Б.) с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальный как в теоретическом, так и в практическом плане.




Заключение

Проведенное исследование по теме курсовой работы позволяет сделать некоторые выводы.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. При этом, исходя из того или иного аспекта, в современной науке принято деление семей на нуклеарнаые и расширенные; благополучные и неблагополучные, семьи с прямым и косвенным десоциализирующим влиянием и т.д.

В социально-педагогическом контексте исследования наиболее важным является социально-адаптивный контекст, который предусматривают выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Весьма распространены педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей, т.е. наблюдается нарушение социально-педагогического момента семейного воспитания.

Семья как социальный институт выполняет ряд функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, генеративную и др. Фундаментальной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях.



Список использованных источников

Нормативно-правовые источники

  1. Семейный кодекс Российской Федерации. – 4-е изд. – М.: Ось-89, 2000. – 96 с.

  2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Известия от 12 июля 2007 г.

Научная и учебная литература

  1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник / М.В. Антокольская. М., 2002. – 312 с.

  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов. М., 1996. – 402 с.

  3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Аргус, 1994. – 207с.

  4. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова. – М.: ИЦ «Академия», 1999. – 511 с.

  5. Волкова Н.В. Социально-педагогическая служба школы – направления работы / Н.В. Волкова // Социальная педагогика – 2007 г. – №2. – С. 87.

  6. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: Учеб. пoсoбие для студ. ВУЗов / В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 191 с.

  7. Земская М.Р. Семья и личность / М.Р. Земская. – М.: Прогресс, 1999. – 233 с.

  8. Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России. Автореферат докт. дис. / Е.И. Зритнева. Ставрополь, 2006. – 50 с.

  9. Кон И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. – М.: МОДЭК. – 560 с.

  10. Лежнина Ю.Л. Семья в ценностных ориентациях / Ю.Л. Лежнина // Социс, 2009. – №12.

  11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000. – 200с.

  12. Мустаева Ф.К. Социальные проблемы современной семьи / Ф.К. Мустаева // Социс, 2010г. – №5.

  13. Назарова С.К. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями / С.К. Назарова // Социальная педагогика. – 2007 г. – №1.

  14. Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений. Автореферат докт. дис. / Л.М. Панкова. СПб, 2003. – 45 с.

  15. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Под ред. Е.С. Рапацевич. – М.: АСТ, 2005. – 701 с.

  16. Философский словарь / Под ред. И.Т Фролова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 655 с.

  17. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2007. – 272 с.

  18. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия. – 384 с.











Приложение

Терминологический словарь

  • Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязательствами по отношению друг к другу [5, с. 5].

  • Семья нуклеарная (от лат. nucleus- ядро) – семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Семья неполная – семья, в которой есть только один родитель, заботящийся о детях. Как привило, это семья, где глава – женщина. Типы неполной семьи: Внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся, а также отцовская и материнская [4, с. 15-33].

  • Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам [17, с. 33-55].

  • Социализирующие факторы. А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

  1. Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

  2. Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

  3. Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

  4. Микрофакторы – непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум [13, с. 33-37].

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ