Современные подходы в воспитательной работе


МОУ СОШ с. Бессоновка

Август 2009 года


Современные подходы к воспитательной работе


Искусство умственного и нравственного воспитания есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не просто сообщение сведений и назиданий.

П.Ф.Каптерев







В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и молодежи. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативно-правовых документов: Национальной доктрины образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.; Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и др. В значительной мере эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательными процессами в системе общего образования в целом и конкретного образовательного учреждения в частности.

Создавая программу воспитания и модель выпускника школы, нужно использовать рекомендации, которые даны в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», где говорится, что школа призвана воспитывать учащихся – будущих выпускников так, чтобы:

-научить их учиться;

-научить жить;

- научить жить вместе;

-научить работать и зарабатывать.

Система воспитания в школе результативна, если строится на основе:

- концепции воспитательной системы школы, района, области;

- современных принципов воспитания;

- учёта индивидуальных особенностей учащихся;

- учёта возрастных особенностей учащихся класса;

- учёта особенностей контингента родителей учащихся школы;

- компетентности людей, ответственных за процесс воспитания.


Каковы же основные подходы к учебно-воспитательной работе, ставшие актуальными в современных условиях:

1. Возрастной подход.

От возраста к возрасту дети меняются, меняются и их потребности. Что же хочется большинству детей в разные периоды жизни?





Возраст

Младшие школьники

(7-10 лет)

Младшие подростки

(11-12 лет)

Старшие подростки

(13-14 лет)

Юноши и девушки

(15-18 лет)

Потребность

Учиться

Казаться взрослыми

Быть взрослым

Потребность самоопределения

Условия, когда уроки и мероприятия нравятся

Если он что-то узнаёт

Если показывают, что он взрослый

Если относятся к нему как к взрослому

Если дают заниматься тем, что необходимо после школы

Ожидания от взрослых людей

Любят всех учителей

Есть любимые и нелюбимые: главный критерий деления – справедливый или нет

Уважают взрослых, которые выступают в роли советчика

Позиция «взрослый-консультант», дающий советы, когда спрашивают

Вывод:


Вопросы:


2. Деятельностный подход

Опирается на деятельность учащихся.

Это:

-познавательная;

-игровая;

-творческая;

-трудовая;

-досуговая;

-коллективная.

Здесь важно помнить: если нет сочетания различных видов деятельности, то воспитанники устают, утомляются, теряют интерес.


Например, в учебной деятельности есть своя структура:

  1. Мотив, который может по разным причинам менятся:

- деловой мотив (кончить школу);

- соревновательный мотив (быль лучше);

- познавательный мотив (интересно).

2. Цель (С какой целью я учусь?)

3. Способы учебной деятельности.

(Простое воспроизведение усвоенных знаний недостаточно для развития самостоятельного мышления школьников и студентов. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность)

4. Результат.


Основные каналы потери информации:

- та, которую не поняли;

- та, которая не связана с ранее изученной и реальной жизнью («абсолютная новизна»)

- та, которая со временем забывается

(здесь можно оговориться: «Это запомнить на всю жизнь», «Это запомнить до конца темы», «Это не надо запоминать»)

- та, которая не требуется в жизни и на практике.


Примеры:


Вопросы:



3. Личностно-ориентированный подход или гуманистический.

Ориентир на некоего среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности.

В современной практике выделяют детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, детей и подростков «группы риска». Каждая группа требует своей системы методов педагогического воздействия.

Так, например, школьники с высоким интеллектом отличаются от других ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, широтой интересов. Эта группа детей требует от педагогов-воспитателей особого внимания.

Необходимые условия для развития одарённых детей:

-атмосфера сотрудничества;

- творческая обстановка;

-разносторонняя познавательная деятельность.



Примеры:


Вопросы:




Особого внимания требуют к себе «педагогически запущенные» дети, так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность.

Важно правильно организовать перевоспитание.


Пример: занятия юношей футболом с представителями правоохранительных органов, работа в объединении «Юный столяр».


Вопрос:

Есть ли в вашей практике положительные примеры использования личностно-ориентированного подхода?

Осуществляется личностно-ориентированный подход:

- через внеурочную и урочную деятельность, когда возникает потребность развить себя, есть стремление к самопознанию.

- через самоопределение. Ребёнок должен побывать в разных ситуациях, узнать свои сильные и слабые стороны.

- через самоутверждение,


Пример: самоутверждение через срыв уроков, здесь необходимо переключить ребёнка с негативной деятельности на полезную и самоутверждение через занятия в студии «Венец»



Современные воспитательные технологии:

- Личностно-ориентированное коллективное творческое дело, с акцентом на индивидуальные вклады; на авторство идей, предложений.


4.Гендерный подход.

Гендер – английское слово, что в переводе означает «пол».

Гендерное воспитание отличается от полового воспитания.

Биологическое воспитание – пол.

Социальное, т.е. гендерное – социальный пол.


Например:

Мужчина жил в облике женщины:

Его биологический пол – мужчина, а социальный или гендерный – женщина


Социальный пол – это поведение человека в обществе в соответствии с биологическим .

Проблема несоответствия социального поведения биологическому полу.


Причины несоответствия:

- биологические причины;

- воспитание;

- психическое развитие.


К несоответствию приводят:

  1. Ошибки семейного воспитания;

  2. Проблемы образования.


Ошибки семейного воспитания

Родители – главные воспитатели. Всё основное закладывается в семье.


В детях подсознательно заложено:

Папа – это будущий я – сын, а моя жена как мама.

Или мама – это будущая я – дочь, а мой муж как папа. Это заложено в детях изначально, с рождения. Если даже нет одного из родителей, в подсознание всё равно запись существует, и она ориентирована на того родителя, которого нет.

Если ребёнок-сын, мама – это моя будущая жена, а где же я? Подсознательно там пустота, папа нет, но пустота заполняется самим ребёнком. В образе «я» будет любой другой: «мамин друг», дед, крёстный, тренер, педагог дополнительного образования, директор школы, может быть, сосед.

Ребёнок как одежду примеряет для себя каждый образ и выбирает своё я.


Именно в подростковом возрасте у мальчика в голове происходит щелчок – женщина мной командовать не должна! Именно в этот момент мужское слово имеет весомое значение.

Исправить ситуацию можно:

1. Помочь ребёнку найти положительный мужской образ.

2. Не идти на открытый конфликт.

3. Помочь пережить этот период. Ему самому в этот момент плохо.


5. Системный подход.


Документы, регламентирующие нормативно-правовую базу воспитательной работы:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1996 года.

2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99г.

3. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23.11.1994 года «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения».

4. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 28.06.1995 года «Об опыте взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения в интересах семьи и личности ребёнка».

5. Долгосрочная целевая Программа «Молодежь Пензенской области (2009-2011 годы)», утверждённая постановлением Правительства Пензенской области от 15 октября 2008 года № 661-пП

7. Закон Пензенской области от 10 апреля 2006 года № 987-ЗПО «Об областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Пензенской области (2006-2010 годы)».

8. Закон Пензенской области от 14.11.2006 № 1140-ЗПО «О профилактике правонарушений в Пензенской области».


! ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2007-2010 ГОДЫ

Принят Законодательным Собранием Пензенской области 8 ноября 2006 года


Сроки реализации Программы — 2007-2010 годы


Перечень подпрограмм —

  • «Здоровое поколение»;

  • «Одаренные дети»;

  • «Дети и семья», эта подпрограмма реализуется по следующим направлениям:
    «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    «Семья с детьми-инвалидами»;
    «Дети-сироты»

Долгосрочная целевая Программа «Молодежь Бессоновского района на 2009-2011 годы» от 1 декабря 2008 года.

Подпрограмма 1.

  • «Молодёжная политика, летний отдых, оздоровление и занятость детей и подростков»:

Подпрограмма 2.

  • «Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа»

Подпрограмма 3.

  • «Развитие футбола, мини-футбола».


Долгосрочная целевая программа Бессоновского района «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Бессоновском районе на 2009–2012 годы» от 10 декабря 2008г.

  • Подпрограмма «Комплексные меры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в Бессоновском районе на 2009-2012 годы"

Районная целевая комплексная программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Бессоновского района, на 2009-2011» годы»


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ