«СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
«СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
(Из опыта работы)
Старшов Павел Павлович
Муниципальное образовательное учреждение «Урусовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области». учитель физической культуры.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой.
Большое внимание уделяется здоровью и в воспитательном процессе.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Для того, чтобы ребенок стал физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы учитывались следующие проблемы:
Ухудшение социального положения семей обучающихся;
Необеспеченность детей полноценным питанием;
Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
Невысокий уровень общей культуры населения.
Поэтому учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Я, как учитель физической культуры, провожу целенаправленную работу с обучающимися по формированию здорового образа жизни через повторение правил безопасного поведения на уроках физической культуры, вводные и текущие инструктажи, через ведение внеклассной работы по предмету. В этом мне помогает реализуемая в школе программа «Здоровье», которая позволяет вести учет состояния здоровья детей через анализ медицинских карт учащихся, через учет посещаемости занятий, через контроль за санитарно-гигиеническими условиями работы классов, через учет возрастных условий детей, через анкетирование учащихся и родителей и, главное, пропагандировать здоровый образ жизни среди детей и подростков.
В МОУ «Урусовская СОШ» проводится определённая работа по внедрению в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, в учебный процесс введён третий час физической культуры для учащихся 1-11 классов, преподается курс ОЗОЖ. Педагоги используют здоровьесберегающие технологии на своих уроках, в том числе и я.
В воспитательном процессе программа предусматривает организацию и проведение спортивных соревнований, Дней здоровья, тематических бесед по вопросам профилактики вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.
Участвуют наши дети в районных соревнованиях. Здесь есть некоторые победы: Серова А., Сверчкова Е. грамоты победы в кроссе (2011, 2012 годы), 3 место команды учащихся 7 класса в президентских состязаниях в 2012 году, 3 место в соревнованиях по волейболу в апреле 2013 года. В 2012 – 2013 учебном году учащиеся 9 класса успешно выступили в президентских состязаниях: 1,2, 3 места в личном зачете у Серовой А., Бычковой Т., Голубенкова В., 2 место среди сельских школ в общем зачете. 3 место в районных соревнованиях по волейболу в 2013 году. Два раза в год составляется диагностика уровня физического развития учащихся школы, где наблюдаются положительные тенденции роста результативности ОФП обучающихся.
Ежегодно мною совместно с заместителем директора школы по УВР составляется паспорт здоровья школы, в котором рассматриваются динамика распределения учащихся по группам здоровья, динамика распределения учащихся по физическим группам, формируется список диспансерных детей.
На основании данных паспорта здоровья школы мы имеем за последние годы положительные тенденции:
Динамика распределения учащихся по группам здоровья:
Группа здоровья
2010 – 2011 учебный год
2011 – 2012 учебный год
2012 – 2013 учебный год
1 группа
21 человек
24 человека
27 человек
2 группа
33 человека
35 человек
32 человека
3 группа
8 человек
7 человек
2 человека
4 группа
-
-
-
5 группа
-
-
-
Всего
62 человека
66 человек
61 человек
Наблюдается увеличение числа учащихся, имеющих 1 группу здоровья (здоровые дети): 2010 – 2011 учебный год – 33,8%, 2011 – 2012 учебный год – 36,7%, 2012 – 2013 учебный год – 44,3%. Положительная динамика: рост на 23,4%.
Снижение количества учащихся, имеющих 2 группу здоровья (дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья): 2010 – 2011 учебный год – 53,2%, 2011 – 2012 учебный год – 53%, 2012 – 2013 учебный год – 52,5%.Положительная динамика: снижение роста: на 15,8%.
Увеличение и снижение количества учащихся, имеющих 3 группу здоровья (учащиеся с хроническими заболеваниями): 2010 – 2011 учебный год – 12,9%, 2011 – 2012 учебный год – 10,6%, 2012 – 2013 учебный год – 3,2%.Положительная динамика: снижение на 6,3%
В 2009 – 2010 учебном году 1 учащихся (инвалид), что составляет 1,6% от общего количества учащихся. Далее таких детей в школе нет, данный ребёнок окончил обучение.
Динамика распределения учащихся по физическим группам:
Группа здоровья
2010 – 2011 учебный год
2011 – 2012 учебный год
2012 – 2013 учебный год
Подготовительная
-
-
-
Основная
58 учащихся
62 учащихся
59 учащихся
Специальная
4 учащихся
4 учащихся
2 учащихся
Всего
62 человека
66 человек
61 человек
В процентном отношении: 2010 – 2011 учебный год – основная группа – 94% учащихся, специальная группа – 6 %. 2011 – 2012 учебный год – основная группа - 94% учащихся, специальная группа – 6%, 2012 – 2013 учебный год – основная группа – 96,7%, специальная группа – 3,3%.
Снижение количества учащихся, имеющих основную физическую группу: сохранение количества учащихся в 2011 – 2012 учебном году, увеличение на 1,7% в 2012 – 2013 учебном году.
Вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников заинтересовала и обучающихся МОУ «Урусовская СОШ». На протяжении четырех лет обучающиеся, при участии в районной научно-практической конференции обращаются к темам, связанным с сохранением и укреплением здоровья.
Так в 2009 году обучающийся 9 класса Ефремов А. подготовил работу на тему: «Влияние физических нагрузок на осанку». В этой работе обучающийся рассмотрел проблему ухудшения осанки учащихся школы в период обучения в школе. Им было проведена диагностика осанки обучающихся школы, причины ухудшения осанки и рекомендованы способы улучшения осанки. В 2010 году обучающийся 9 класса Кудимов А. для исследования выбрал тему: «Регулирование массы тела». Ученика заинтересовал вопрос о влиянии физической нагрузки на вес и на конституционные особенности организма. Правильное регулирование массы тела повышает работоспособность. Основными компонентами массы тела являются мышечная, костная и жировая ткань. Их соотношение в значительной мере зависят от условий двигательной деятельности и питания. Некоторым школьникам необходимо увеличить мышечную массу, а другим, наоборот, уменьшить. В работе рассматривались методы оценки массы тела (отклонения от возрастной нормы), методика повышения массы тела за счет увеличения мышечной массы школьника.
2011 году обучающийся 7 класса Голубенков В. защищал работу по теме: «Влияние физических нагрузок на сердечно сосудистую и дыхательную систему органов». Обучающийся рассматривал вопросы: оценки функционального состояния сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
2012 год Кондратьев О. ученик 7 класса для исследования выбрал тему:
«Зависимость росто - весовых показателей при физических нагрузках». В работе рассматривал вопросы: метод оценки массы тела; результаты оценки росто – весовых показателей; функциональные исследования состояния сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Пришел к выводу о необходимости занятий физкультурой и спортом для улучшения росто – весовых показателей как необходимых условий хорошей работы сердечно – сосудистой и дыхательных систем.
Проводимая нами работа позволила в нашем образовательном учреждении создать определенные здоровьесберегающие условия и улучшила здоровье обучающихся, о чем говорили проведенные мною выше примеры, то есть мы добились положительных результатов через правильно и грамотно организованную работу, которая формирует личность детей духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его, работая над собой.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ