Терминологический словарь по педагогике

Алтайская государственная академия образования

имени В.М. Шукшина











Терминологический словарь

по

педагогике








Выполняла:

студентка заочного отделения

группа Н-ZНО131

Рязанова Светлана Андреевна.








2014 год




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В. п. может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников. Гуманистически ориентированный пед. процесс м. б. только процессом В. п. воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

ВОСПИТАНИЕ (как общественное явление) — сложный и противоречивый соц.-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми соц. институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьёю, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. В. обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

ВОСПИТАНИЕ (как пед. явление) — 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный пед. процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в к-рой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок объект пед. воздействия); 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, соц. и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7) (в самом узком, конкретном значении) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное и т. д. воспитание.

Воспитание духовное — формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Воспитание политическое — формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей.

Воспитание половое — систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

Воспитание правовое — процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения.

Воспитание трудовое — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь В. т. — включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

Воспитание умственное — формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Воспитание физическое — система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание художественное — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно -творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Воспитание экологическое — целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

Воспитание экономическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

Воспитание эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря к-рым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы.

Воспитание этическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЕ — не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности. Для В. с. характерны категорическое отрицание системы воспитания и обучения, основанной на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Сторонники этой модели придавали и придают исключительное значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и тем более исключая к.-л. насилие и принуждение. Они считают, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в его воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление детьми личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Поддерживал идеи В. с. Л. Н. Толстой, организуя жизнь и обучение крестьянских детей в Яснополянской школе. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шацким. В настоящее время вновь возродился интерес к идеям В. с. В Москве и ряде др. городов открыты вальдорфские школы, центры М.Монтессори, разрабатываются отечественные модели свободного, ненасильственного воспитания.

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам соц. проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

ВОСПИТАННОСТЬ — уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. — сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В. р. реализуется воспитательный процесс.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ - совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную соц.-пед. структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Признаки гуманистически ориентированной В. с. ш.: наличие единой концепции развития школьной воспитательной системы, формирование здорового образа жизни, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, разнообразная и многообразная совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений. Примерами гуманистически ориентированной В. с. ш. могут быть школы В. Караковского, А. Тубельского и др.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т. п. развитие и совершенствование.

ВОСПИТУЕМОСТЬ — подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при к-ром достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ -1) основной документ, определяющий образовательный уровень, к-рый должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, к-рыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3) федеральные компоненты Г. о. с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

ГРАМОТНОСТЬ — владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. Один из базовых показателей соц.-культурного развития населения, а применительно к школе — одно из важнейших условий и показателей качества обучения. Г. имеет и более широкое толкование — как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять.

Грамотность компьютерная — часть технологического образования. В структуру Г. к. входит: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции Д.: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная).

Дидактика урока — система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.

Дидактическая система учителя — совокупность документов и дидактических материалов, с помощью к-рых учитель осуществляет обучение, развитие и воспитание детей на уроках и внеклассных занятиях. Включает в себя: стандарт образования, учебную программу, календарные и тематические планы, конспекты уроков, планы воспитательной работы, пособия, наглядные средства и т. п.

Дидактические правила — руководящие положения, к-рые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Напр., одним из правил реализации принципа наглядности является такое: использовать различные виды наглядности, но не увлекаться их чрезмерным количеством.

Дидактические принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Дидактические способности — способности обучать.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством К., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков К. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить К., в к-рых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный К. — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных К.

Идентификация коллективистская — форма гуманных отношений, возникающая в совместной деятельности, при к-рой проблемы одного из группы становятся мотивами поведения других.

Коллектив детский воспитательный — 1) созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2) группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Коллективное самоопределение — психический механизм обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования.

Сплоченность коллектива — степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Формирование С. к. осуществляется в совместной деятельности.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и пед. сознания.

КОНТРОЛЬ (фр. controle) — 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; 2) функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.

Культура интеллектуальная — культура умственного труда, определяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками и оргтехникой.

Культура личности — 1) уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т. п. К. л. формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием соц. среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании.

Культура личности информационная — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Формирование К. л. и. осуществляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и включения современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс.

Культура массовая — культура, доступная и понятная всем слоям населения и обладающая меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Поэтому быстро теряет актуальность и выходит из моды, но пользуется большой популярностью у молодежи, нередко затрудняя процесс овладения ею подлинным искусством. Поп-культура — сленговое название М. к., китч — ее разновидность.

Культура мышления — степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике. Повышает целенаправленность, организованность, эффективность любого вида деятельности.

Культура народная (синоним — фольклор) — культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Включает в себя мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки и т. п. К. н. связана с традициями данной местности и демократична, поскольку в ее создании участвуют все желающие. Ее особенности, тенденции необходимо учитывать при отборе содержания образования.

Культура общения — система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

Культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.

Культура речи — степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением ее нормативности, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливого обращения к собеседникам и умением уважительно отвечать им.

Культура самообразования (самообразовательная культура) — высокий уровень развития и совершенства всех компонентов самообразования. Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом ее духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование.

Культура физическая — уровень сформированности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Культура чтения — комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.), бережно обращаться с произведениями печати.

Культура школы — система отношений, используемая для регулирования поведения пед. коллектива и отдельных его членов в разных условиях и обстоятельствах; коллективное умонастроение, ментальность, общие для пед. коллектива данной школы. К. ш. определяет стандартные пути решения проблем, способствует снижению количества трудностей в новых ситуациях, м.б. ориентирована на роли, задачи, на человека, на власть (силу).

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РЕБЕНКА — среда обучения и жизнедеятельности ребенка, формируемая культурными компонентами содержания всех учебных курсов предметов; культурой собственной активной учебной и самообразовательной деятельности; мультикультурным пространством учебного заведения; культурой общения детей и взрослых, детско-подростковых объединений, культурой среды дополнительного образования.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА — концепция психического развития человека, разработанная в 20—30-е годы Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. Эта теория утверждает примат в психическом развитии человека соц. начала над началом натурально-биологическим. По Выготскому, детерминация онтогенетического развития человека имеет следующие этапы: коллективная деятельность и общение — культура (знания) — присвоение культуры (обучение и воспитание) — индивидуальная деятельность — психическое развитие человека. В разные эпохи и в разных культурах эта абстрактная структура наполняется конкретным содержанием, придающим историческое своеобразие развитию психики индивида.

МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при к-ром умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок.

МЕТОД ПРОЕКТОВ — система обучения, в к-рой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. В 20-х годах получил распространение в советской школе.

МЕТОД РЕЙТИНГА — определение оценки деятельности к.-л. личности или события. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.

МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ — совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ — исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях пед. теории, о принципах подхода к рассмотрению пед. явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.

Методы контроля и самоконтроля — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: пед. наблюдение, беседа, пед. консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.

Методы организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД {коллективное творческое дело).

Методы самовоспитания — методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.

Методы стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

«Взрыв» — метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.

Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т. п.).

Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.

Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.

Принуждение — пед. воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам П. относятся: составление характеристики школьника, в к-рой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению.

Требование — пед. воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Т. реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Т. бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.

Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения.

Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в к-рую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок.

Дискуссия — коллективное обсуждение к.-л. проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В пед. процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема Д. объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе Д. каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п.

Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей.

Конференция (пед.) — коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения.

Лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.

Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию.

Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.

МЕТОДЫ КОММУНИКАЦИИ НЕНАПРАВЛЕННЫЕ - методы соц. педагогики, применяемые в работе с дезадаптированными, пед. запущенными детьми и подростками, заключающиеся в использовании метафор, историй, волшебных сказок, пословиц, поговорок, анекдотов и т. п. с целью уточнения смысла проблем ребенка и путей их решения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Методы контроля и самоконтроля в обучении — методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения. Позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффективность организации, методов и средств обучения и т. д. Подразделяются на устные (индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы); письменные (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т. п.); практические (практические работы, опыты); графические (графики, схемы, таблицы); программированные (безмашинные, машинные); наблюдение; самоконтроль.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности — группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю. К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп. 1) Подгруппа по источнику информации и восприятия: словесные методы (рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение); наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации); практические методы (упражнения, лабораторные опыты, трудовые задания). 2) Подгруппа по логике мышления: индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему); дедуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному). 3) Подгруппа по степени самостоятельности и активности познавательной деятельности учащихся: репродуктивные методы (активное восприятие, запоминание и воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами); проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации).

Методы самостоятельной работы — самостоятельная работа, выполняемая учениками по заданию учителя и осуществляемая при его непосредственном (на уроке, на самоподготовке в группе продленного дня) или опосредованном руководстве, и самостоятельная работа, выполняемая по собственной инициативе ученика (выход на уровень самообразования).

Методы стимулирования и мотивации учения — группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, и включающая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Метод анализа документов — исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т. п.

Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод близнецов — сравнительное изучение психол. особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные) наследственностью. Используется для научного решения вопроса о степени влияния генов или среды на формирование психол. свойств и особенностей поведения человека.

Метод изучения продуктов творчества — диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность. Примеры М. и. п. т.: тест рисования фигуры человека (вариант Гуденафа и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного гипотетического животного и т. д. Метод психол., но очень широко используется в пед. исследованиях и в процессе изучения личности учащихся учителем или воспитателем.

Метод наблюдения — целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных пед. явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения м. б.: сплошными и выборочными; включенными и простыми; неконтролируемыми и контролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях) и т. д.

Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга.

Метод социометрический — исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы, или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формирования детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив или малые группы, так и на отдельных его членов.

Метод терминологический — оперирование базовыми и периферийными понятиями проблемы, анализ пед. явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий.

Метод тестирования — исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения к.-л. стандартизованного задания.

Моделирование (в пед.) — построение копий, моделей пед. материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых пед. систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

ОБРАЗОВАНИЕ — 1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). О. получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно; 2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; 3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 4) многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичнойсоциокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой; 5) формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня (Н. П. Пи-щулин).

Образование глобальное — формирование у учащихся понимания мира на основе холистических (восприятие мира как единого целого) и гуманистических взглядов. Концепция О. г. ориентирована на выработку у учащихся осознания, что Земля является общим домом для всех жителей планеты, все люди — одна семья и каждый человек способен активно участвовать в мироустройстве. Коммуникация, контакт, понимание, эмпатия, симпатия, солидарность, сотрудничество являются основными понятиями О. г.

Образование дополнительное ■— образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях О. д.: учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п. (Закон РФ «Об образовании»).

Образование классическое — тип общего среднего образования, предусматривающий систематическое изучение древних языков и математики в качестве главных предметов.

Образование непрерывное — целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования. Цель О. н. — поддержание общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Организуется на принципах всеобщности, демократизма, доступности, непрерывности, интегративности, преемственности, принципа самообразования, гибкости и оперативности.

Образование политехническое — образование, ориентированное на знакомство учащихся с основными принципами организации современного производства, безотходных и экологически чистых технологий, обучение навыкам обращения с компьютерной техникой и простейшими современными орудиями механизированного и автоматизированного труда.


ОБУЧЕНИЕ — 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Обучение включенное — специально организуемая и планируемая учебная деятельность, направленная на получение практического результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно.

Обучение дистанционное — образовательная технология, при к-рой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или университета. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором современных информационных технологий: учебники и др. печатные издания, передача изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям, кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону и др. О. д. обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, способствует интерактивному взаимодействию обучаемых и преподавателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся.

Обучение интегрированное — совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. О. и. бывает комбинированным (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-дефектолога), частичным (отдельные дети часть дня проводят в спецгруппах, а часть в обычных), временным (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных дел), полным (1—2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).

Обучение контекстное — обучение, в к-ром соединяются предметное и соц. содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. О. к. позволяет преодолеть основное противоречие профессионального обучения, к-рое заключается в том, что овладение деятельностью специалиста должно обеспечиваться в рамках и средствами качественно иной — учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в О. к. за счет реализации динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, напр.) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности. Разрабатывается А. А. Вербицким.

Обучение политехническое — обучение, ориентированное на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства, овладение практическими приемами и навыками обращения с техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии, в тенденциях их развития. В советский период все общеобразовательные школы страны были политехническими. В настоящее время О. п. осуществляется в специальных учебных заведениях, готовящих специалистов технических профессий.

Обучение проблемное — активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом О. п. является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовала обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни. О. п. разработано С. Л. Рубинштейном, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, М. Н. Скаткиным, М. И. Махмутовым, И. Я. Лернером и др.

Обучение программированное — один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, к-рая реализуется обычно с помощью программированных учебников и обучающих машин. При О. п. материал и деятельность обучаемого расчленяются на порции (дозы) и шаги (этапы обучения); выполнение каждого шага контролируется, переход к усвоению последующей порции материала зависит от качества усвоения предыдущей. Такое построение обучения обеспечивает более глубокое и полное усвоение учащимися материала. О. п. разработано Б. Ф. Скин-нером, Н. Краудером (США), отечественными психологами и педагогами — А.И.Бергом, В. П. Беспалько, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Ю. А. Самариным, Т. А. Ильиной и др.

Обучение развивающее — ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. В концепции О. р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (в пед.) — пед. пространство, область, в рамках к-рой находится (содержится) то, что будет изучаться. О. и. пед. науки является сфера обучения и воспитания людей, а предметом — закономерности процессов, происходящих в этой сфере. В рамках О. и. можно говорить о различных предметах исследования.

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации пед. процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, к-рый преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в к-рых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ — 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

ПРЕПОДАВАНИЕ — специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) и обеспечения информирования, осознания и практического применения знаний.

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ - исходные положения педагогики культуры, сводящиеся к следующему: осуществление развития личности возможно только в культурной среде; реализация концепций развивающего образования, педагогики и психологии развития невозможна без целенаправленной организации культурной среды образовательного учреждения; культурная среда создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает свободу культурного самоопределения ребенка; культурная среда учебного учреждения возникает лишь в совместной деятельности детей и взрослых.

ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — основные положения пед. технологии, определяющие успешность осуществления пед. взаимодействия: учет уровня воспитанности детей и подростков (предъявление только таких требований, к-рые адекватны уровню нравственных знаний и поведения воспитанников); ориентация на отношения ребенка к окружающему миру (только отношение воспитанника к тому или иному явлению определяет степень нравственности или безнравственности совершаемых им действий); принцип меры (любое воздействие на воспитанника или взаимодействие с ним эффективно только тогда, когда соблюдена мера в эмоциях, разнообразии используемых пед. средств, форм и методов); принцип динамичности пед. позиции (пед. позиции учителя и ученика, воспитателя и воспитанника подвижны и взаимообусловлены: и учитель, и ученик могут выступать то как субъекты, то как объекты взаимодействия); принцип компенсаторности (не у каждого педагога имеется в наличии вся совокупность пед. способностей, поэтому необходимо решать проблемы за счет тех пед. способностей, к-рые проявляются наиболее полно и ярко); принцип оригинальности и новизны воздействия требует постоянного пополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, к-рые позволят каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся; культурологический принцип пед. деятельности предполагает использование средств, методов и приемов в пед. взаимодействии из различных смежных областей: искусства, психотерапии, медицины и др.; сенсорологический принцип технологичной пед. деятельности определяет, что успешность пед. взаимодействия зависит от тех ощущений, которые его сопровождают: цвет, запахи, звуки и т. п. Разрабатываются Н.Е.Щурковой.

ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (пед.) — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс.

Доступность в обучении и воспитании (в пед.) — принцип, согласно к-рому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. В соответствии с этим принципом преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному. Но этот принцип не может трактоваться как снижение требований, он ориентирует педагога на ближайшие перспективы развития ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.) - Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка — реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, к-рая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными.

Наглядность (в пед.) — принцип, согласно к-рому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Н. в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Научность в обучении и воспитании — принцип, согласно к-рому обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы к-рой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что, сколь бы элементарны ни были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.

Принцип культуросообразности — максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в к-рой находится конкретное учебное заведение.

Принцип природосообразности — исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие — главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека.

Принцип сотрудничества — ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения — принцип, сущность к-рого заключается в том, что овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения.

Связь теории с практикой — принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания.

Систематичность и последовательность — соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. С. и п. позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в определенным образом организованном обучении.

Сознательность, активность, самодеятельность — принцип, сущность к-рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения.

Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему — принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал к-рой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке (см. Мотивация достижения).

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ — документ, в к-ром дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ — процесс пед. взаимодействия, в к-ром в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими соц. и духовным опытом, ценностями и отношениями.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у личности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т.д.

Развитие профессиональное — рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.

Развитие умственное — сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно-историческим условиям, в к-рых он живет, возрастным и индивидуальным особенностям его психики. Уровень Р. у. — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Информация об уровне Р. у. м.б. получена либо путем длительных психол.-пед. наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик.

САМОВОСПИТАНИЕ — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.

САМООБРАЗОВАНИЕ — специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Самообразование учителя профессиональное — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. С. способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению пед. опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования. Виды С. у. п.: фоновое общеобразовательное, фоновое пед., перспективное и актуальное. Разрабатывается Г. М. Код-жаспировой.

САМООБУЧЕНИЕ — процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

САМООЦЕНКА — оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами.

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка пед. процесса, а также разнообразная деятельность, в к-рую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

Средства педагогические программные — пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам.

Технические средства обучения (ТСО) — устройства и приборы, служащие для усовершенствования пед. процесса, повышения эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств.

СУБЪЕКТ (от лат. subjectum — подлежащее) — носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ) — новое (с 50-х годов) направление в пед. науке, к-рое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения к-рых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов пед. процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. П. т. служит конкретизацией методики. В основе Т. о . и в. лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.

УСВОЕНИЕ — овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Проходит в несколько этапов: восприятие, понимание, запоминание, возможность практического использования (применение).

УЧЕНИЕ — особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.

ФОРМА (в пед.) — способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.

Формы организации воспитательного процесса — формы, в рамках к-рых осуществляется воспитательный процесс; система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. Ф. о. в. п. складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического воспитания, физического и т. д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).

Формы организации обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия.

ЦЕЛЬ — 1) один из элементов поведения, сознательной деятельности, к-рый характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; 2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека.

Целеполагание педагогическое — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от пед. ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.

Целесообразность педагогическая — мера пед. вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику.

Цель воспитания — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цель образования — образовательный идеал, задаваемый соц. заказом и реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель Ц. о. — передача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная модель — подготовка учащихся к тем видам деятельности, к-рыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, к-рая поддерживает развитие соц. общности и его собственное развитие. Интенсивная модель — подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.

Цель педагогическая — результат взаимодействия педагога и учащегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с к-рыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.

Цель педагогического исследования — выявление причинно-следственных связей и закономерностей в пед. явлениях и разработка на их основе теорий и методик.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ