"Толерантность"
Внеклассное занятие: «Толерантность»
Сливкова Юлия Владимировна
воспитатель
КОУ «Петропавловский детский дом»
Муромцевского района Омской области
Тема: «Толерантность»
Цель: Знакомство воспитанников с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования.
Задачи:
1. Расширить кругозор воспитанников по данной теме.
2.Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
3.Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, к окружающим тебя людей желание и умение прощать.
Ход проведения
1.Вступительное слово
-Здравствуйте. Я рада видеть вас сегодня на занятии. Я надеюсь, что на занятии вы будете внимательно слушать и активно работать.
Прослушивание песни «Я, ты, он, она…»
“Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается очень популярная песня в нашей стране.
Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными, входя в такие социальные образования, как “страна”, “семья”, “город”, “школа”, “класс”.
В школах, классах, семьях очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
- Что вы понимаете под словом терпимость?
-Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
2.Сообщение темы и цели.
Тема сегодняшнего занятия: «Толерантность».
-На этом занятии вы познакомитесь с понятием толерантность; познакомитесь с правилами толерантного общения; будете делать различную практическую часть; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в семье может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
3. Беседа по теме «Толерантность»
- Чтобы узнать с вами что, же обозначает на самом деле толерантность мы с вами обратимся к советскому энциклопедическому словарю, и посмотрим как же в нем трактуется данное понятие. Откройте, пожалуйста, словарь и найдите в нем определение к слову – толерантность. Алена зачитай данное понятие.
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
-Понятие толерантности связано с человеком, изображённым на портрете.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигора. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
-Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
У вас на столах карточки 1, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: "Что общего в определениях?"
(Дети зачитывают)
1.Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский).
2.Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
3.Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
4.Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
5.Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)
-Теперь послушайте определение толерантности, данное в "Декларации принципов толерантности" (подписана 16 ноября 1995года в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая и Россию. 16 ноября считается днем - толерантности Символ толерантности - радужный флаг).
Толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира".
- Что общего в этих определениях?
-Умение жить в мире и согласии со всем миром.
-Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, взлётами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
- Какими качествами должен обладать толерантный человек?
Постарайтесь ответить на вопрос. У вас на столах лежат карточки 2, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывания, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
а) соотнесение высказывания с заповедью
"Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сёстрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения". (Возлюби ближнего своего)
"Не делай другому того, от чего больно тебе". (Золотое правило)
"Ничто притворное не может быть продолжительным" (Не лги).
"Любовь к родителям - основа добродетелей". (Почитай отца своего и матерь свою)
"Воровство порождает лень и жадность". (Не кради)
- Так какими же качествами должен обладать толерантный человек?
-Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. И чтоб человек правильно общался с людьми, придумали правила толерантного общения.
Правила толерантного общения
Уважай собеседника
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично
Ищи лучшие аргументы
Будь справедливым, готовым принять правоту другого
Стремись учитывать интересы других
Прощай
Уважай права другого
Уважай человеческое достоинство
Принимай другого таким, каков он есть
Сострадай
Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
- Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться.
-К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его случаях. Не является исключением и школа, семья.
-Следует отметить, что предметом нетерпимости может выступать, как национальная, социальная, принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
- По каким причинам возникают конфликты между людьми? (национальность, вероисповедание, социальное положение, материальное положение и т.д.)
- Какие самые яркие проявления нетерпимости вы знаете? (агрессия, невыносимость, злость, нетерпимость, фашизм, ксенофобия, национализм, экстремизм, скинхеды...)
-Как вы думаете каким одним словом мы назовем эти понятия?
- Как вы думаете, что означает слово «интолерантность»?
-Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (непохожими на нас) людьми; интолерантность проявляется через конфликтное, агрессивное поведение.
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У вас имеются карточки 3 с заданием. Соотнесите слова которые относятся к понятиям «толерантность» и ««интолерантность»- правильно молодцы ребята
-А как вы думаете какое общение в нашей семье «толерантное» и ««интолерантное?
-Теперь предлагаю посмотреть на слайд и ответить на следующий вопрос
Вопрос: С кем из данного списка вы бы поехали в одном купе?
Цыганка
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком
Человек с деревни с большим мешком
Африканский студент
Подросток, похожий на наркомана
Бывший заключённый
Милиционер
Инвалид со складной коляской
Китаец, который ест странно пахнущую еду
Человек, говорящий на непонятном языке
-Почему в некоторых случаях было трудно проявлять толерантность?
( Чувство страха, брезгливость, непонимание)
-как вы думаете что они почувствуют увидев ваше недовольство?
-как лучше всего поступать в таких случаях?
Вывод: Толерантность должна быть обоюдной.
4. Заключительная часть
- Ну и на последок мы с вами составим эмблему толерантности (составить свой лозунг)
-Давайте вспомним о чем мы говорили на занятие?
-Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что знания, которые вы получили на сегодняшнем занятии, вам пригодятся в жизни. Главное помните, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в семье, так и в обществе.
Список использованной литературы
1.Малова Е.Г., Шашкарова О.И. О тебе и твоих друзьях. Формирование установок толерантного сознания и поведения у детей и подростков. Методическое пособие для воспитателей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей. Чебоксары: Изд-во ЧРИО,2004
2.Рожков М.И. и др. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ