Убеждение как метод воздействия и воспитания личности


Вопрос №16 Убеждение как метод,способ воздействия и воспитания личности.



Средства и методы педагогического воздействия на личность



Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так.

Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и

целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить

учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний,

необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо

сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно

постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать

этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как

минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике

существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства

взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их

следует классифицировать.

Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического

воздействия:

1) учебный процесс;

2) внеаудиторная, внеклассная работа;

3) семейное воспитание;

4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;

5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств

массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).


Убеждение.


Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю

человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от

направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как

доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить

учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его

разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо

обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как

внушение.

Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как

беседа, лекция, диспут.

Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке

событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них

желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и

нравственным обязанностям.

Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое

изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной

проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты,

составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным

отправным моментом.

Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоятельный стиль

мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить

свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления

для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся

не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию.

Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая

личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от

начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.

Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок,

которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает

обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении,

стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем

судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои

взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества

отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания,

добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности,

глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы

вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся

проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр

всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.

По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так,

чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность.

Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит

себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку

зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным.

Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета.

Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпускать

педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается педагогическое

руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из

рук «компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностью

критериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не

носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на

диспуте — продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны

попеременно молодые капитаны.

Пример.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении

воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не

ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно

известно, что слова учат, а примеры влекут.

При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния,

которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем

богатстве их отношений.

Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры,

мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и

культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и

литературные герои.

Педагогические требования к применению методов убеждения.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда

педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников.

Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный

опыт воспитанников.

3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи

воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействие сочетается с

организацией разнообразной практической деятельности.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ