Урок КВН на тему Занимательное материаловедение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Череповецкий Государственный Университет
Институт Педагогики и Психологии
кафедра: профессионального образования
Реферат по дисциплине: Методика профессионального обучения
Тема: Урок-КВН на тему «Занимательное материаловедение»
Выполнил студент:
группы 4 ПО - 42
Слизнёв Д.И.
Проверил:
к.п.н., доцент
Николаев В.В.
Череповец
2007
Цели:
Обобщить, систематизировать и обеспечить повторение базовых понятий материаловедения, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках.
Способствовать развитию практического опыта, необходимого для работы в небольших группах.
Способствовать формированию навыков принятия решения, анализа информации и способности излагать свою точку зрения и ведения дискуссии.
Участники и действующие лица: ведущий, две команды, 3 члена жюри.
Предварительная подготовка: Заранее происходит разделение на группы. Даётся задание: придумать название команды, выбрать капитана. Повторите темы курса материаловедения от понятия о науке материаловедение до механических свойств, определяемых при ударных испытаниях, а также испытание на жидкотекучесть. Маркировка различных сталей.
Оборудование: Карточки заданий: «Кроссворд», «Карточка марок сталей», «Список слов», «Задания для ящика». Ящик Пандоры. Бланки для жюри.
Ход урока
Ведущий:
Сегодня мы предлагаем вам, принять участие в игре, которую мы назвали «Занимательное материаловедение».
Представляю вам наше жюри:
Слизнёв Даниил Игоревич - председатель жюри.
Смирнов Александр Валентинович - член жюри.
Никифорова Татьяна Николаевна - член жюри.
А теперь хочу представить вам две команды участников нашей игры, команда «Виктория» и команда «Ягуар».
Команды поприветствуйте друг друга.
После приветствия ведущий объявляет конкурсы.
1-й конкурс - разминка.
Ведущий задаёт вопросы для разминки:
Вопросы первой команде:
Внутреннее устройство материала (Структура)
Способность материала разрушаться без предварительной пластической деформации (Хрупкость)
Процесс перехода вещества из жидкого в твёрдое состояние (Кристаллизация)
Разница между фактической и теоретической температурой кристаллизации называется (Степенью переохлаждения)
Пустой узел кристаллической решётки (Вакансия)
Вопросы второй команде:
Структура, наблюдаемая с помощью микроскопа (Микроструктура)
Способность материла выдерживать напряжения не разрушаясь под действием приложенных сил (Прочность)
Процесс смены кристаллической решётки металла в твёрдом состоянии (Перекристаллизация)
Температура, при которой энергия Гиббса жидкого и твёрдого состояния равны (Равновесная)
Дефекты размеры, которых малы в одном измерении (Поверхностные)
2-й конкурс - Решить кроссворд.
Кроссворд для первой команды.
Способность сопротивляться кислотам называется.
Способность материалов в расплавленном состоянии давать жидкую хорошо текущую струю и хорошо заполнять форму называется.
Древовидный кристалл.
Способность материала сопротивляться хрупкому разрушению.
Она связана с активным движением дислокаций.
Явление упрочнения металла в процессе пластической деформации называется.
Взаимное уничтожение межузельных атомов и вакансий, движущихся по кристаллу называют.
2
ж
1
к
и
с
л
о
т
о
с
т
о
й
к
о
с
т
ь
д
к
7
5
п
о
л
и
г
о
н
и
з
а
ц
и
я
т
н
3
д
е
н
д
р
и
т
н
к
и
у
г
ч
и
е
л
с
я
6
т
ц
4
н
а
д
ё
ж
н
о
с
т
ь
и
а
я
к
л
ё
п
Кроссворд для второй команды.
Способность материала сопротивляться окислению при нагреве называют.
Процесс зарождения и развития в металле трещин приводящие к разделению его на части.
Количество циклов, которые проработает материал от появления усталостной трещины до полного разрушения называется.
Она определяется как работа, затраченная на пластическую деформацию материала.
Все изменения тонкой структуры и свойств (в деформированном металле), которые не сопровождаются изменениями микро структуры называют.
Форма, в которую наливают металл.
Кристалл неправильной внешней формы.
3
ж
6
и
з
л
о
ж
н
и
ц
а
в
у
2
ч
р
е
1
о
к
а
л
и
н
о
с
т
о
й
к
о
с
т
ь
з
5
т
р
4
в
я
з
к
о
с
т
ь
у
о
ш
з
е
в
н
7
з
е
р
н
о
и
а
е
т
3-й конкурс - Расшифровка марок сталей.
Игрокам выдаются карточки заданий и коллективно нужно написать расшифровку марок сталей.
Карточка заданий для первой команды.
Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.
Ст 1 кп - г) 65 Г - ж) Г 13 -
А 11 - д) 30 ХГСА -
10 кп - е) ШХ 15 -
Эталон ответа:
а) Ст 1 кп - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными механическими свойствами без гарантии химического состава группа А, 1-й категории, кипящие.
б) А 11 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,11%, с повышенным содержанием серы и фосфора.
в) 10 кп - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,1%, кипящая.
г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.
д) 30ХГСА - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,3%, хрома, марганца, кремния каждого до 1,5%.
е) ШХ 15 - сталь конструкционная, шарикоподшипниковая, со средней массовой долей хрома 1,5%, с содержанием углерода около 1%.
ж) Г 13 - сталь конструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца 13%.
Карточка заданий для второй команды.
Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.
а) В Ст 2 - г) 65 Г - ж) Г 13 -
б) А 20 - д) 12Х2Н4А -
в)30 - е) ШХ 20 СГ -
Эталон ответа:
а) В Ст 2 - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными химическим составом и механическими свойствами группа В, 2-й категории, спокойная.
б) А 20 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,2%, с повышенным содержанием серы и фосфора.
в) 30 - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,3%, спокойная.
г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.
д) 12Х2Н4А - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,12%, хрома 2%, никеля 4%.
е) ШХ 20 СГ - сталь конструкционная, шарикоподшипниковая, со средней массовой долей хрома 2%, кремния и марганца до 1,5%, с содержанием углерода около 1%.
ж) Г 13 - сталь конструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца 13%.
4-й конкурс - Непроизвольная память.
Приглашают по 1 человеку от каждой команды. Вам будет предложено по 2 задания, причём сначала текст задания, а потом указание, что вы должны сделать. После того, как прочтёте текст задания, закройте его рукой и отвечайте на вопрос к нему. Отвечайте быстро.
Задание для игрока первой команды.
Укажите, в каком из слов: зерно, базис, структура, материал, упругость есть буква «Л»? (Материал)
В перечне слов: окалиностойкость, жидкотекучесть, прочность, хладостойкость, что относится к механическим свойствам. (Прочность)
Задание для игрока второй команды.
Укажите, в каком из слов: ковкость, базис, структура, твёрдость, упругость есть буква «З»? (Базис)
В перечне слов: окалиностойкость, жидкотекучесть, прочность, хладостойкость, что относится к технологическим свойствам. (Жидкотекучесть)
5-й конкурс - Разбор понятий.
Из предложенного списка одна команда выбирает понятия, относящиеся к механическим свойствам, а другая относящиеся к технологическим свойствам.
Цвет, ударная вязкость, окалиностойкость, жаропрочность, ковкость, износостойкость, кислотостойкость, прочность, хладостойкость, обрабатываемость резанием, пластичность, жидкотекучесть.
Эталон ответа:
Механические свойства:
Ударная вязкость.
Прочность.
Пластичность.
Технологические свойства:
Ковкость.
Обрабатываемость резанием.
Жидкотекучесть.
6-й конкурс - Ящик Пандоры.
Этот конкурс предназначен для капитанов. Капитаны команд поочерёдно должны достать из «Ящика Пандоры» задание и выполнить его.
Задания, находящиеся в ящике:
Сущность испытания на растяжение.
Сущность испытания на твёрдость.
Сущность испытания на ударную вязкость.
Сущность испытания на жидкотекучесть.
По каждому испытанию, необходимо рассказать на какой установке оно проводится, и в чём его сущность.
Ну, вот наша игра и подошла к концу, а теперь попросим членов жюри объявить победителей.
На протяжении всего мероприятия жюри заполняло таблицу.
Сводная оценка результативности
№ конкурса
Количество очков
Максимальное количество
Команда
«Виктория»
Команда
«Ягуар»
Конкурс №1
За правильный ответ 1 балл
5 баллов
4
5
Конкурс №2
7 баллов
7
6
Конкурс №3
7 баллов
5
6
Конкурс №4
2 балла
2
2
Конкурс №5
3 балла, но за неправильно вписанное свойство снимается 1 балл
2
3
Конкурс №6
За правильный ответ 3 балла
3 балла
3
2
Количество очков
23
24
Какая же команда одержала победу? Победила команда «Ягуар».
Проводится анализ игры: восприятие игры учениками, положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, даётся оценка деятельности участников игры и обсуждаются возможности совершенствования.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ