Урок на тему "Эскиз педагогического осмысления интерактивных технологий в развивающей системе Л.В. Занкова"
Управление образования администрации
Петровского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №3
имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова
ЭСКИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА
Название предмета и возраст учащихся: русский язык, математика, окружающий мир.
Методические рекомендации для работы с учащимися начальной школы.
Подготовила учитель начальных классов
Тимощук Светлана Васильевна
г. Петровск
2013
I. Введение
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предъявляют к выпускнику школы особые требования. Он должен быть креативным, мотивированным к познанию и творчеству, самообразованию, готовый к построению личной профессиональной перспективы, способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения.
Чтобы сделать правильный выбор, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. В связи с этим, в условиях современного мобильного мира интерес к дидактическим системам, в основу которых заложен принцип развивающего обучения, усиливается.
Именно дидактические принципы развивающей системы Л. В. Занкова позволяют успешно реализовывать задачи, поставленные перед современной школой и обществом:
1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы.
4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова.
В данной системе, методике присуще свойство вариативности, а организационным формам учебных занятий – динамичность и гибкость. Одна из важнейших задач учителя – занковца - создание условий для активного включения учащихся в процесс познания, самостоятельного добывания знаний.
В системе Л.В. Занкова важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка. Содержание образования данной системы насыщено материалом на основе вышеперечисленных общеучебных интеллектуальных умений.
Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.) убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с пяти до одиннадцати лет.
Важно отметить, что в исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация.
В работах В.В. Давыдова и А.Н. Леонтьева выделены условия онтогенетического развития мышления ребёнка, которыми являются предметная деятельность и общение, процесс освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме воспитания и обучения.
Как отмечает Р.С. Немов, мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно этому ученый выделяет следующие логические операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.
Младший школьный возраст, по мнению психологов, (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) - это этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Опираясь на материалы исследования Московского института мозга, ряд учёных (Л.В. Занков, Я.З. Неверович и др.) сошлись во мнении, что наиболее сложные лобные области созревают окончательно к 6-7-летнему возрасту. В этих отделах мозга наблюдается бурное развитие ассоциативных зон, в которых формируются мозговые процессы, определяющие проявления сложнейших интеллектуальных действий, связанных с логическим мышлением.
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Обобщение – выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными.
Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации и сериации, которые являются важнейшими приемами логического мышления, позволяющими систематизировать знания.
Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.
Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.
Сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, находится в определенных отношениях с соседними элементами: выраженность в нем варьируемого признака одновременно больше, чем в одном из них, и меньше, чем в другом.
Таким образом, мыслительные операции, которыми являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация и классификация, обеспечивая логику любой деятельности человека, определяют ее эффективность.
Поиск новых подходов к процессу обучения актуализируют внимание педагогов к достижениям в области информационных технологий.
Идеи безграничных возможностей информационных технологий для
образования были сформулированы Пайпертом более двадцати лет на-
зад. Обращает на себя внимание приведенная мысль, сформулированная Йонассеном, о важности использования компьютера «вовлекая учеников в представление знания, манипулирование им и рефлексию о том, что они знают, не сводя работу с компьютером к механическому воспроизведению того, что им говорят».
Вдумаемся, насколько актуальны эти идеи сейчас, когда мы делаем
первые шаги, обобщающие опыт учителей по включению интерактивных
технологий в свою повседневную практику подготовки сценариев уроков с
данным инструментом.
Перефразируя классическую формулировку, можно предположить,
что интерактивные технологии могут стать инструментом для поддержки мышления.
На данном этапе в отечественную систему образования активно внедряются инновационные технологии, в том числе и информационные. Они дают возможность педагогу строить учебный процесс по системе Л.В.Занкова на качественно новом уровне.
Новые стандарты образования предполагают широкое использование ИКТ в учебной деятельности. ИКТ должны быть не только средством представления учебного материала, инструментом, облегчающим работу преподавателя, они должны стать средством изменения всего учебного процесса. В настоящее время в образовательных учреждениях большинства развитых стран, в число которых входит Россия, широко используется интерактивное презентационное оборудование.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что «…нужно изучать не только достижения прошлого, но и опираться на технологии, которые будут актуальны в будущем. Компьютер должен быть постоянным спутником детей, они должны видеть и понимать его возможности…». Виртуальный мир для учащихся становится привычной средой обитания, в которой они чувствуют себя комфортно и уверенно, а у педагогов появляется возможность, используя информационно-коммуникационные технологии, представляющие комплекс прогрессивных и эффективных педагогических приемов, реализовать самые смелые, неожиданные идеи и самые уникальные проекты.
Так случилось, что в моей педагогической биографии произошло два аналогичных события с разницей в 9 лет. Я участвовала в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года». Сегодня, не могу без улыбки вспоминать, как шла в 2001 году на защиту методической идеи с молотком и гвоздями, чтобы повесить в аудитории огромный плакат. Ну а в 2009 году мне было достаточно только флешки. За несколько лет в отечественном образовательном пространстве произошёл огромный прорыв в области информационных технологий, который ощутила лично на себе. Всего 5 лет назад я дала первый и единственный урок в учебном году с мультимедийной презентацией, а сейчас, я не представляю себе ни одного учебного дня без ИКТ.
Начиная работать с новым оборудованием (интерактивной доской
TRACEBOARD) и интерактивными учебными пособиями, я понимала,
что в современной российской школе все большая роль отводится методам
активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным
программам, предполагающим использование принципиального новшест-
ва, вносимого компьютерными технологиями в образовательный процесс -
интерактивности, позволяющей развивать активно-деятельностные формы
обучения. Но при этом у меня появилось несколько важных, на мой взгляд,
вопросов:
- Как достичь того, чтобы урок, на котором применяются новые
технологии, был познавательным, учитывал интересы учащихся, оставлял
некоторую недосказанность и побуждал к творчеству, чтобы, закончив
урок со звонком, ребятам хотелось прийти еще и вновь, с интересом и ув-
лечением раскрывать новые тайны изучаемого предмета?
- Какие формы деятельности, активизирующие образовательный
процесс, целесообразно применять на уроке?
- Существенно ли изменится качество знаний учащихся, эффективность их самостоятельной работы и в целом эффективность учебного процесса, если использовать на уроках интерактивные технологии?
По данным современной психологии, вербально усваивается только 15% информации, зрительно – 25%, а если использовать оба канала восприятия, то эффект усвоения увеличивается до 65%. Таким образом, именно яркий, выразительный, динамичный, вызывающий интерес наглядный материал помогает включить ученика в активную работу и обеспечить наиболее полное восприятие целостного образа изучаемой ребёнком информации.
Выбирая технический инструментарий для развития мыслительных операций, которые являются базовыми в развивающей системе Л.В.Занкова, я исходила из возможностей программного обеспечения презентационного оборудования и собственного опыта владения ИКТ. В школьной практике мультимедийные презентации чаще всего применяются в качестве пассивного наглядного иллюстративного материала. Я считаю, что такой подход не отвечает принципам развивающего обучения.
Для системы Л.В. Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.
Отличительную особенность уроков в системе Л.В. Занкова я вижу в акцентировании внимания на таких видах мыслительной деятельности, как наблюдение, сравнение, группировка, классификация. Таким образом, я сделала вывод, что именно применение интерактивной доски позволит мне эффективнее реализовать дидактические принципы развивающей системы.
Оценка полученных результатов осуществляется через проведение мониторинга качества знаний учащихся, мониторинга уровня удовлетворённости участников процесса обучения, мониторинга степени заинтересованности работы учащихся с интерактивным оборудованием.
II. Основная часть
Получая новое компьютерное оборудование, учителя сталкиваются с проблемой методически грамотного включения его в образовательный процесс. И у меня возникло, конечно, первоначально много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических принципов?
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом аудио-визуального представления данных, а так же сенсорных ощущений.
Большую помощь в освоении программного обеспечения ИД мне оказали курсы по теме «Использование интерактивной доски для повышения эффективности образовательного процесса» в ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» 11.03.2008г. В 2009г., уже имея определённый навык работы с интерактивным оборудованием, я стала рассматривать возможности освоения содержания учебного материала системы Л.В.Занкова с применением ИД.
Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами
позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
Я выделила следующие основные преимущества работы с интерактивной доской:
- усиливает подачу материала, позволяя эффективно работать с различными ресурсами;
- предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
- делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;
- развивает мотивацию.
Использование интерактивной доски предоставляет мне широкие возможности в создании алгоритма разработки и проведения уроков:
- определение темы, цели и типа урока с учетом межпредметных связей;
- выбор формы проведения урока;
- разнообразие видов деятельности учащихся.
При создании и демонстрации материалов, выполненных с помощью программного обеспечения интерактивной доски и предназначенных для работы с учащимися, учитываю их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации.
Соблюдаю рекомендации по оформлению слайдов, предназначенных для работы на интерактивной доске:
- фон слайдов не должен быть слишком ярким;
- изображения в слайдах должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;
- изображения должны быть достаточно крупными, позволяющими
четко их видеть с любого места;
- на каждом слайде может быть размещено не более 7–9 объектов;
- для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;
- общее количество слайдов, демонстрируемых на уроке, должно
соответствовать возрастным особенностям учащихся (например, для уча-
щихся начальных классов количество слайдов не должно превышать 8–12);
- время демонстрации слайдов 10-15 минут, в соответствии с требованиями СанПиН.
- стремиться вовлечь в процесс восприятия, возможно, все органы
чувств: зрение, слух, осязание.
Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 83% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
С первых дней сентября мои первоклассники познакомились с возможностями «волшебной доски». Они убедились, что она может не только показывать тексты и рисунки, как обычная, но и говорить, двигать и прятать объекты, изменять их размеры и форму. Процесс обучения я стала строить таким образом, чтобы не только учитель, но и учащиеся стали активными пользователями ИД.
Программное обеспечение ИД позволяет мне в рамках реализации системы Л.В. Занкова широко использовать дидактические игры, организовывать интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
На уроках я использую следующие формы работы с интерактивной доской:
- работа с текстом и изображениями;
- работа с электронными энциклопедиями и хрестоматиями;
- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
- демонстрация и нанесение заметок поверх сканированных страниц рабочих тетрадей и учебников;
- демонстрация презентаций, созданных учащимися;
- использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.
Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
На уроке я использую следующие основные функции интерактивной доски:
1. Рисование маркером.
Маркером можно сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Преимущества интерактивной доски в том, что записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Этот метод может быть удобен на различных уроках – любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.
В 1 класс приходят дети с разным уровнем готовности к обучению. Одной из главной трудностей для начинающего школьника является умение ориентироваться в пространстве. Каждый раз в этом убеждаюсь, когда начинается работа в рабочих тетрадях, прописях, с учебниками. Дети не умеют видеть нужную строку, с трудом находят задание. Приходится оказывать индивидуальную помощь таким ученикам, а если их в классе не 2-3, а 10-12? Как помочь каждому, никого не оставить без внимания? Например, у учителя в руках такая же пропись, что у детей на партах, но с дальней парты плохо видно, кто-то не может отождествить показанный образец на доске с образцом в тетради. С таким подходом к организации урока существенно снижается его эффективность, замедляется темп урока, у более подготовленных учеников теряется интерес.
Решение данной проблемы я нашла путём применения такой возможности ИД, как нанесение заметок маркером поверх электронного слайда. Я отсканировала рабочие тетради по математике, прописи, нужные страницы учебников, заготовила шаблоны в клетку и линию.
Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. На доске, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием. Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения ещё не уравновешены.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Так на уроке письма я открываю нужную страницу прописи в электронном виде и демонстрирую написание букв и их элементов маркером поверх сканированной страницы. Теперь детям легче сориентироваться на странице и быстро найти нужное задание.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.
Примеры заданий на установление соответствия с помощью маркера:
1 класс. Система Л.В.Занкова. Урок письма в период обучения грамоте по теме «Письмо заглавной буквы О». Пропись стр. 25. Задание «Рассмотри картинку. Соедини предмет с соответствующим словом».
Это задание учащиеся выполняют самостоятельно в прописях, а потом выполняется проверка. Учащиеся на доске маркером соединяют рисунки «волка» и «колобка» со словами. Подчёркивают букву «о». И каждый ученик соотносит свой выбор с вариантом на доске.
.
На с.12 задание «Дорисуй животных» у детей появляется возможность потренироваться, пофантазировать, а затем в прописи нарисовать более удачный вариант.
1 класс. Система Л.В.Занкова. Урок письма в период обучения грамоте по теме «Письмо заглавной буквы Ю». Задание «Прочитай. Спиши, расставляя знаки препинаний и заменяя, где нужно, строчные буквы прописными. Подчеркни в предложениях главные члены предложения».
Проводится коллективное обсуждение, затем 2-3 учащихся на доске по печатному тексту выполняют задание. Потом весь класс записывает предложения письменными буквами на разлиновке в прописях. Данный приём позволяет в разы сократить количество ошибок.
2. Перетаскивание объектов.
Эта функция доски позволяет перемещать по её поверхности рисунки, надписи, фотографии. Их можно копировать, вращать, изменять размер
и форму. Это позволяет составлять логические цепочки, схемы, размещать
информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах. Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении, можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.
Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученика класса с лёгкостью обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия».
Пример использования функции перетаскивания объектов:
При знакомстве с цифрами, очень удобно на ИД «собрать» и «разобрать» её, показать детям отдельные элементы, место расположения в клетке, что на обычной доске просто нереально.
1 класс. Система Л.В. Занкова. Математика.
2 класс. Система Л.В. Занкова. Математика.
№ 216 1) Не выполняя сложения, расположи суммы в порядке возрастания сложности вычисления (если ты считаешь, что есть суммы одинаковой сложности, подчеркни их одним цветом)
Учащиеся передвигают выражения.
Подчёркивают выражения.
2 класс. Система Л.В. Занкова. Русский язык.
Упражнение 72.
Составь из данных слов предложения. Какой знак поставишь в конце предложения?
2 класс. Система Л.В. Занкова. Русский язык.
Тема урока: « Правописание мягкого знака в середине слова»
Задание: распредели слова по группам.
Занковцы не боятся ошибок. Их девиз: «Ошибка – находка для учителя!». Так при проверки тетрадей после урока по теме «Перенос слов», я вынесла на ИД ошибки, допущенные учащимися в разделении слов для переноса. И включила работу над ошибками на следующем уроке в виде игры «Найди свою ошибку!» Учащиеся передвигали черточку, делящую слова на слоги в соответствии с правилом, объясняя свою ошибку.
2 класс. Система Л.В. Занкова. Русский язык.
2 класс. Система Л.В. Занкова. Русский язык.
Задание: определи время глаголов.
Интерактивная доска даёт широкие возможности для проведения дидактических игр. Например, дидактическая игра по русскому языку «Собери мячи!» Цель: научить различать части речи, классифицировать слова по признакам частей речи «существительное-глагол».
Мне очень импонирует такой приём в занковской системе, как многовариантность решения учебной проблемы и возможность выбора. Слушая в 2009 г. на курсах «Реализация педагогической системы Л.В. Занкова на современном этапе образования» в ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» Нечаеву Н.В. автора «Азбуки» и руководителя ФНМЦ им. Л.В. Занкова, запомнилась её фраза «Нет выбора - нет развития!». Учитывая данный тезис, готовлю задания на ИД с возможностью выбора.
Например, по русскому языку при изучении темы «Безударные гласные» предоставляю несколько вариантов проверочных слов и пропущенных безударных гласных.
3 класс. Система Л.В. Занкова. Русский язык.
Тема «Удвоенные согласные»
На уроках окружающего мира наиболее часто применяю функцию «Перетаскивание объекта» для классификации, группировки объектов по признакам.
1 класс. Азбука географии. Кто где живёт.
1класс. «Живая и неживая природа»
1 класс. «Растительноядные животные и хищники»
3. Электронная ширма.
При объяснении новой темы или при проверке знаний ширма может
скрыть рисунок, схемы, числа, которые потом можно открыть в нужный
момент. Вместо электронной ширмы я иногда использую фигуры (цветные круги, прямоугольники и т.д.), закрывающие объекты, тем самым сохраняю сам принцип работы этого приёма.
Примеры использования функции «Электронная ширма»
2 класс. Система Л.В. Занкова. Русский язык.
Тема урока: « Правописание мягкого знака в середине слова»
Задание: образуйте однокоренные слова с мягким знаком в середине слова.
2 класс. Система Л.В. Занкова. Русский язык.
Работа со словарными словами.
Задание: из данных букв составьте словарное слово. Каких букв не хватает? Добавьте гласные.
2 класс. Система Л.В. Занкова. Русский язык.
Работа по развитию речи.
Задание: замените глаголы подходящими синонимами.
2 класс. Система Л.В. Занкова. Русский язык.
Тема «Парные согласные»
Интерактивная доска позволяет организовать аналитико-синтетическую работу на уроке. Например, при составлении таблиц, обобщающие морфологические признаки частей речи. Таблица открывается постепенно в ходе урока.
На ИД я провожу различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. Так на уроках русского языка использую электронный тренажёр «Фраза». Эффективность данного вида работы очень высока. Например, во 2 классе при изучении темы «Правописание парных согласных на конце и в середине слова» за один урок свои знания проверили 13 учащихся. Компьютер поставил оценку «5» - 10 учащимся, «4» - 3 учащимся. Я тут же заносила эти оценки в классный журнал и дневники учащихся.
Раньше при подготовке к уроку часто сталкивалась с проблемой построения геометрических фигур на обычной доске. А на интерактивной доске все эти трудности легко преодолеваются с помощью встроенных шаблонов. Кроме того, в коллекции доски большое количество математических объектов: многогранников, окружности, треугольники и т. д. При этом чертежи получаются аккуратные. Инструменты экранной панели (линейка, транспортир) позволяют в ходе изучения геометрического материала на уроках математики демонстрировать правильную работу с инструментами, делать измерения.
Используя ИД, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Очень важно, что можно сохранять созданные записи уроков. К ним всегда можно вернуться, чтобы повторить пройденный материал. Кроме того, всегда можно вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты урока.
Таким образом, то, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. В отличие от традиционных методов демонстрации наглядности, интерактивная доска позволяет увидеть действие. Учащиеся мысленно могут совершить это действие вместе с объектом, «прожить» его, «прочувствовать», что способствует более качественному усвоению знаний, помогает разнообразить работу на уроке, применяя научную организацию труда, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Объединение текстовой, графической, аудио-видеоинформации при помощи интерактивной доски, а также использование анимации способствует повышению качества преподносимой на уроке информации. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале, тем самым повышается познавательная активность и мотивация к обучению, а это является залогом успешного урока.
III. Заключение.
Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения и эффективность моего учительского труда.
Отвечая на вопрос об эффективности учебного процесса, отмечу, что
мои ученики на протяжении последних трех лет демонстрируют устойчивый интерес к обучению, который выражается в следующем:
- согласно мнению родителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Внимание повышается естественным образом, детям интересно, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение.
- мониторинг качества знаний учащихся 2 «Б» класса показывает результативность: качество знаний 85%, успеваемость – 100% и позитивную динамику качества знаний 3 %.
- «Мониторинг уровня удовлетворённости учащихся процессом обучения» демонстрирует высокий уровень - 82, 8% .
Для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. А это немаловажный фактор в оздоровлении детей. В 1 «Б» классе медицинским работником школы проведено обследование учащихся, где подтверждается сохранность здоровья учащихся. Из 21 учащихся 80,9 % с I группой здоровья, 95,2% - с основной физкультурной группой, 80, 9% не состоят на диспансерном учёте.
Перечисленные формы работы позволяют учащимся овладеть конкретными практическими навыками, а также общеучебными умениями, которые являются важнейшим компонентом овладения информационной грамотностью и информационной культурой, помогают детям подготовиться к полноценной жизни в современном обществе.
- все ученики моего класса являются активными пользователями ИД на уроке, способны самостоятельно работать с электронными тренажёрами.
Таким образом, опыт, который я представляю, может быть использован в образовательных учреждениях города, и я готова поделиться своими наработками с теми, кто также интересуются данным вопросом.
Несмотря на то, что практически каждый день я использую интерактивную доску, у меня есть планы дальнейшей работы по выбранной проблематике. Это освоение такой функций ИД, как подключение к доске цифрового фотоаппарата, видеокамеры, сканера, участие в он-лайн конференциях, проведение видео-уроков.
Классические символы школьной жизни – доска и мел – безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке – это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.
Итак, интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся с педагогом на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, становятся собранными, внимательными. Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся, потому что с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.
«Зима» 1 «Б» класс. Так дети учились рисовать.
Использованные интернет-ресурсы.
1. Агаева, Е. Формирование элементов логического мышления [Текст] /Е. Агаева. //Дошкольное воспитание. - № 1. – 1999. С. 15 – 18.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст]: Т.2 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] /В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1992.
4. Первое заседание Совета по развитию информационного общества
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://miackuban.ru/news/8-2010-04-09-12-35-36.html.
5. Стандарты ИКТ-компетентности для учителей: Стратегические осно-
вы. – М., 2009.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электрон-
ный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru.
http://nachalka.ucoz.ru/publ/39-1-0-51Общеучебные умения и навыки
7. М.Н.Солоневичева, методист (Региональный центр
оценки качества образования и информационных технологий)
Общие подходы к подготовке занятий с использованием интерактивной доски
8.Ю.А.Васильева, канд.пед.наук, доцент, методист СПИО НМЦ Адмиралтейского р-на Особенности использования интерактивного оборудования в обучении.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ