Урок на тему «Одарённый ребёнок»

ОбсужденоУтверждаю:

на заседании Директор школы

методического совета __________Е.И. Кудрина

Протокол № ______ «_____»___________2014 г.

от «____»__________2014г.




МБОУ «Бачатская ООШ»

Дошкольная группа







«Одарённый ребёнок»

Вариативная примерная

образовательная программа

по развитию одарённости у дошкольников

2014 – 2019

учебный период


Сроки реализации 2 года




Составитель: Шипунова Т.В.,

воспитатель дошкольной группы











Беловский район

Одарённость – потенциал, раскрывающийся в любой области человеческой деятельности: интеллектуальная, спортивная, художественно-эстетическая, музыкальная.

Пояснительная записка.

Программа по развитию одарённости у ребёнка разработана на основе программ:

  • по развитию интеллекта у дошкольников «Ступеньки» В.И. Логиновой,

  • Программы психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению Т.В. Ананьевой,

является примерным вариативным документом воспитателя, с учётом требований ФГОС № 30384 от 14.11.13. Пункт 1.7.

Содержание программы направлено на развитие основных видов деятельности детей –игра и учение, организацию педагогического процесса, направленного на формирование внутренних предпосылок одарённости дошкольника и внешних условий, способствующих становлению субъекта учебной деятельности.

Цель: - Раскрытие познавательного потенциала дошкольника – учёт

интересов, возможностей, склонностей.

- Развитие одарённости – нравственное начало.

- Эффективное сопровождение дошкольника на этапе

подготовки к школе.

- Формирование способности в дальнейшем самостоятельно

приобретать нужные знания и умения, решать вновь

возникающие задачи на основе приобретённых знаний и ранее

выработанных умений и навыков.

Задачи:

  • Выявить детские способности в разных областях.

  • Расширить содержание образования. Ввести разнообразные кружки.

  • Создать условия для потенциального развития дошкольников.

  • Стимулировать развитие познавательных способностей у детей.

  • Работать дифференцированно, осуществляя индивидуальный подход.

  • Обобщить критерии диагностики.

Методы работы:

  • Наблюдение.

  • Беседа – метод, предполагающий диалог между воспитателем и ребёнком преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует мышление, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – задача, которую решает дошкольник.

  • Диалог. Методика диалога используется в театрализованной деятельности при заучивании роли. Применяется в детских праздниках и развлечениях.

  • Демонстрационный материал – методический приём – показ на занятии таблиц, схем, моделей, репродукций, ярких иллюстраций.

  • Дифференцированный подход – метод организации с учётом интересов и уровня подготовленности дошкольника.

  • Практическая методика:

-исследовательский метод – методический приём, опирающийся на практическую деятельность: наблюдение –-

повествование---

вопрос—

вывод.

-частично-поисковый метод: - методический приём, опирающийся на поиске истины: проблема—

исследование – сравнение –-

вывод.

Формы организации:

  • Творческие задания

  • Театрализованные выступления

  • Интеллектуальные упражнения, игры

  • Занятия в кружках

  • Участие в проектах совместно с взрослыми

Основные принципы:

- Обогащение детского развития.

- Учёт индивидуальных особенностей детей и дифференцированный подход к каждому ребёнку.

- Признание ребёнка полноценным участником образовательного процесса.

- Поддержка инициативы детей.

- Формирование познавательных интересов.

Образовательные области:

      • Речевое развитие

      • Познавательное развитие

      • Социально-коммуникативное развитие

      • Художественно-эстетическое развитие

      • Физическое развитие

Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о событиях ближнего окружения; умение выполнять анализ художественных произведений, выражать собственную точку зрения.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий. Развитие эмоционального интеллекта, сопереживания. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

Художественно-творческое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие включает приобретение опыта в таком виде деятельности, как труд в природе. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.











Система интеллектуальных характеристик

и психологических свойств

личности дошкольника



Знания – результат познания мира. Знания являются основой познавательного отношения к действительности. Распознавание известного и неизвестного, существенных и различительных признаков известных и неизвестных явлений опирается на прежнее знание. Чем богаче, системнее знания, тем шире возможности дальнейшего самостоятельного познания человека. Знания формируют идейную направленность личности, ценностные её ориентации, научного мировоззрение. Знание всегда сопровождается осознанием истины. Глубокое проникновение в закономерности развития природы и общества, осознание этих законов порождает убеждения, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, систему взглядов, соответствующую научному пониманию мира.

Умения определяются как знания в действии, как система приёмов, которую последовательно выполняет человек в каком-то виде деятельности для достижения результата. Умения можно подразделять в соответствии с видами деятельности.

Умения познавательной деятельности включают умения поставить задачу познания, найти способы её решения, произвести действия практического, экспериментального характера, сформулировать результат познания в устной (или письменной речи).

Умения умственной деятельности позволяют выделить сущность задачи, провести в соответствии с ней анализ ситуации, вычленить существенные стороны ситуации для решения задачи, произвести направленное обобщение, сформулировать вывод.

Умения учебной деятельности – умения слушать и понимать воспитателя, действовать в соответствии с его указанием, наблюдать, видеть то, на что направляется восприятие. Умения решать различные задачи: считать, читать, писать; умение слышать в тексте главное, формулировать выводы.

Умения речевой деятельности включают умения выслушать и понять речь, чётко и ясно сформулировать свои мысли и выразить их понятно для слушателя, пользуясь лексическими, фонематическими и грамматическими нормами и нормами речевого общения.

Умения общения и поведения в обществе – умения, направленные на установление контактов, достижение взаимопонимания.

Группировка умений носит условный характер. В практической деятельности они теснейшим образом взаимодействуют: познавательные, умственные, речевые, поведенческие.

Навык определяется, как способность выполнять в процессе деятельности какие-то её элементы с минимальным контролем сознания. Это хорошо отработанные действия, сформированные путём упражнений. Любой вид умения требует хорошо отработанных навыков. Навыки различны по содержанию:

- навык умственной деятельности (счёт, чтение, анализ явлений, правильно воспроизводить задаваемый воспитателем образец);

- навык поведения (определённым образом вести себя в определённых условиях, усваивать социально выработанные нормы и правила);

- речевой навык (строить предложение, владеть определённым тоном, темпом речи, чистотой артикуляции).

Умения и навыки формируются в процессе целенаправленной деятельности. Для их закрепления требуется длительное время и специальные упражнения в тесной связи с приобретением знаний.

Внимание – направленность сознания на определённый объект, имеющий для дошкольника устойчивую значимость. Благодаря вниманию происходит сосредоточение психической деятельности на объекте и торможение всего, что к объекту не относится. Внимание воспитывают последовательной системой требований к дошкольникам, постоянным контролем. Внимание воспитывается и в иге, и в учении.

Речь. Речью называют правильное использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегуляции. Правила употребления лексических и грамматических знаков языка называют нормой языка. Обучение ребёнка речи – значит оказание помощи ему в усвоении норм языка: тренировать органы речи, тренировать интеллект (усваивать лексический и грамматический строй речи), учить выражать оценку реальности (тренировать эмоции и чувства), облегчать запоминание литературной нормы, тренировать память. Речьканал развития мысли, способ её формирования и формулирования. Поэтому развитие речи детей в процессе обучения является важнейшим способом развития логического мышления.

Мышление – процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания; особая идеальная деятельность человека, которая возникает, формируется, развивается. Развитие логического мышления происходит в учебной деятельности при выполнении заданий логической направленности. Наибольшей эффективностью в развитии логического мышления обладают познавательные задачи, элементы проблемного обучения, построение алгоритмов решения различных задач образовательных областей дошкольного развития. Основой развития логического мышления является усвоение системы языковых понятий, понимание структуры языка, закономерностей его функционирования. Условием успеха в развитии логического мышления являются высокая познавательная активность дошкольников, развивающее обучение (расширение содержания образования – введение разноуровневых кружков)

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях. Память состоит в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении дошкольником его знаний, опыта. На основе памяти действуют мышление и воображение.

*Виды памяти:

-по содержанию – двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая (речевая),

-по цели деятельности – произвольная и непроизвольная,

-по продолжительности сохранения материала – долговременная, кратковременная и оперативная.

Хорошо развитая память – залог успешного обучения. Черты хорошей памяти: скорость, точность, прочность запоминания, готовность к воспроизведению, активность. Для синтеза речевых высказываний важен значительный объём оперативной речевой памяти, который мог бы обеспечить «упреждающий синтез»достаточно большого объёма. Все виды памяти можно тренировать, при этом в тренировке памяти важен принцип значимости, интереса. В системе обучения необходимо запомнить достаточное количество слов и их значения. Полезно запоминать тексты, стихи. В языковой памяти важна основа запоминания и сохранения в памяти: зрительная, слуховая, логическая память. Для развития памяти используются упражнения в запоминании с одного, двух прочтений.

Воображение – способность сознания создать образы, представления, идеи; отражение реальной действительности в новых непривычных неожиданных сочетаниях.

Восприятие - способность воспринимать пространственные характеристики.

Познавательный интерес - один из важнейших мотивов учения, главный фактор успешности овладения знаниями; активное отношение дошкольников к предлагаемым заданиям, соответствующий настрой. Источником сильной мотивации учения является разнообразие содержания обучения.

Инициативность – активность в начинании

Интеллект - (от латинского – понимание, познание) – многофункциональная открытая платформа, предназначенная для создания комплексной системы знаний. Это качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способность к обучению на основе опыта. По мнению учёных, понятие «интеллект» относится к разряду врождённых качеств, а не приобретённых. Следует помнить, речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Интеллект развивается только при непременном условии овладения речью.

Произвольное поведение – сознательное поведение дошкольника, определяемое поставленной целью. Раннему возрасту развития ребёнка соответствуют действия, носящие непосредственный характер, так как они направлены на удовлетворение интересов, желаний, физиологических потребностей. Произвольное поведение проявляется с появлением мотива, поддерживающегося устойчивым интересом.

Способность управлять своим поведением, уравновешенный, спокойный; психический процесс равновесия преобладает над возбуждением, рассудительный; в соответствии с возрастом дошкольника способен планировать свои действия.

Обладает предпосылками учебной деятельности – удерживает в памяти при выполнении мыслительных действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение15-20 минут, есть желание учиться.

Любознательность– склонность к приобретению новых знаний, пытливый, задаёт вопросы, интересуется непонятным.

Активный – деятельный, энергичный.

Эмоциональный– склонный проявлять эмоции на произведение искусства – музыкальное, поэтическое, художественное.

Отзывчивый– легко отзывается на чужие нужды, готовый помочь.

Общительный – легко входящий в общение, незамкнутый, открытый, умеет поддерживать беседу, работает коллективно, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.



Структура программы:

1. Раздел. Целевой (целеполагание, задачи, принципы, психологические характеристики)

2. Раздел. Содержательный (Занятия в кружках, индивидуальные упражнения, подгрупповые занятия)

3. Раздел. Диагностический (По итогам первого и второго года развития)

  • Содержательный раздел программы представляет собой работу кружков:

1. «Мастерская слова»

2. «Истоки»

3. «Юный эколог»

4. «Основы безопасности жизни»

Организация кружков во II половину дня.

        • Диагностический раздел содержит:

1 год развития - три блока:

  1. «Знакомство», включающий 4 занятия,

  2. «Мои любимые занятия», включающий 8 занятий,

  3. «Смотрите, что я умею», включающий 12 занятий.

2 год развития - три блока:

1) «И снова здравствуйте», включающий 4 занятия,

2) «Мои любимые занятия», включающий 8 занятий,

3) «Смотрите, что я умею», включающий 15 занятий.


Ожидаемый результат:

  1. Убеждённая потребность познавать.

  2. Умеет слушать и понимать обращённую речь, отвечать на вопрос в соответствии с его содержанием.

  3. Проявляет инициативу.

  4. Обладает богатой фантазией, воображением.

  5. Развито чувство юмора и самокритичность.

  6. Оптимист.

  7. Восприимчив к прекрасному.

  8. Яркое проявление интересов.

  9. Сформированная способность самостоятельно

приобретать нужные знания и умения, решать вновь возникающие задачи на основе приобретённых знаний и ранее выработанных умений и навыков.


Календарное планирование

диагностического исследования

«Одарённый ребёнок»

1 год развития


Сроки

Блоки раздела

Темы упражнений

Сентябрь - октябрь

«Знакомство»

  1. «Знакомьтесь – это я»

  2. «В подарок - хорошее настроение»

  3. «Цветок»

  4. «Цветочное имя»

Январь - февраль

«Мои любимые занятия»

  1. «Угадай предмет»

  2. «Придумай слова»

  3. «Ухо - нос»

  4. «Я и не Я»

  5. «Назови одним словом»

  6. «Назови противоположное»

  7. «Кит или кот»

  8. «Четвёртый – лишний»

Май -Июнь

«Смотрите, что я умею»

  1. «Рассказ по картинкам»

  2. «Ответ на вопрос»

  3. «Что мне нравится в себе»

  4. «Расскажи, чему ты научился»

  5. «Дорисуй рисунок»

  6. «Разрезанные картинки»

  7. «Лепестки»

  8. «Смысловые ряды»

  9. «Найди ошибки»

10.«Сказка про дружбу»

11. «Правила дружбы»

12. «Правила первоклассника»



Календарное планирование

диагностического исследования

«Одарённый ребёнок»

2 год развития


Сроки

Блоки раздела

Темы упражнений

Сентябрь - октябрь

«И снова здравствуйте»

  1. «Приветствие - улыбка»

  2. «Рассказ про себя»

  3. «Отдых на берегу»

  4. « Я собираюсь на занятие»

Январь - февраль

«Мои любимые занятия»

  1. «Доброе пожелание»

  2. .«Придумай слова»

  3. «Невесомость»

  4. «Волшебная планета»

  5. «Да и нет»

  6. «Возьмёмся за руки»

  7. «Сочиняем сказку»

  8. «Бабочки»

Май-Июнь

«Смотрите, что я умею»

  1. «Солнечный лучик»

  2. «Необычный рассказ»

  3. «Подарок другу»

  4. «Добрый день»

  5. «Закончи предложение»

  6. «Радуга настроения»

  7. «Цветные домики»

  8. «Хвалюшка»

  9. «Нарисуй свою радость»

10. «Мир и я»

11. «Фестиваль фантазёров»

12. «Буквы алфавита»

13. «Я радуюсь, когда…»

14. «Рисуем школьные правила»

15. «Лесная школа»



Диагностический инструментарий

  1. год развития

Блок «Знакомство»- сентябрь – октябрь



  1. Тема: «Знакомьтесь – это я»

Цель: расширение коммуникативных навыков дошкольников, стимулирование лексических процессов, обогащение словаря, развитие речи.

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Для начала предлагаю познакомиться друг с другом. По очереди называйте своё имя – Упражнение с мячом.

Чтоб было весело играть,

Пять правил надо выполнять.

  1. Приветливо улыбаться;

  2. Не перебивать друг друга;

  3. Выполнять все задания:

  4. Обращаться к участникам по имени;

  5. Ответы формулировать полным предложением

        • Сколько тебе лет?

        • Когда у тебя день рождения?

        • Чем ты любишь заниматься в свободное время?

        • Что ты любишь кушать?

        • Как ты отдохнул летом?

        • Назови имя своего друга.

        • Расскажи о своём домашнем любимце.

        • Расскажи о том, что ты любишь.

  1. Тема: «В подарок – хорошее настроение »

Цель: расширение коммуникативных навыков дошкольников, стимулирование лексических процессов, обогащение словаря, развитие речи.

Основная часть.

В. Чтобы наша сегодняшняя встреча прошла интересно, предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением. Давайте каждый по очереди будет называть причину, почему у человека может быть замечательное настроение.

* Ярко светит солнце,

* Люди улыбаются,

* Верные друзья

* Ожидание праздника,

* Мне рассказали смешную историю,

* Подготовка сюрприза и т.д.

Например: «Лёва, у меня сегодня замечательное настроение, потому что утром я увидела, как ярко светит солнце!»

  1. Тема: «Цветок »

Цель: расширение коммуникативных навыков дошкольников, стимулирование лексических процессов, обогащение словаря, развитие речи.

Основная часть.

В. Здравствуйте, ребята! После традиционного приветствия друг друга переходим к нашим занятиям. Становимся в круг и внимательно слушаем мою инструкцию. Садимся на корточки, сжимаемся в комочек, закрываем глаза, опускаем голову на руки. Представьте себе, что вы – маленькое зёрнышко, которое осенью спряталось в землю, чтобы не замёрзнуть в зимнюю стужу. Но вот наступила весна, появилось солнышко, прогрело своими лучами землю, и зёрнышко стало прорастать.

Поднимаем голову, вытягиваем вверх ручки! Греет солнышко – растёт наше зёрнышко, превращаясь в растение – цветок, дерево, ягода и т.д. Потихоньку поднимаемся на ноги, потягиваемся. Расправляем воображаемые лепестки. Опускаем ручки, ставим их на пояс. А теперь поворачиваемся к солнышку то левым, то правым боком, влево-вправо, чтобы наше воображаемое растение подставило каждый лепесток под тёплые лучи. Опускаем руки, встаём ровно.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие названия растений вам известны. Говорит тот, у кого мяч в руках.

Цветы:

Астра бегония бархатцы бальзамин

Василёк виола гладиолус герань

Годеция дельфиниум жасмин ирис

Ирбис клещевина колокольчик львиный зев

Лилия мак мальва настурция

Незабудка одуванчик пион портулак

Роза ромашка тюльпан флокс

Фацелия фиалка шафран цинния

Деревья:

Берёза тополь ель яблоня груша

лиственница сосна ясень дуб липа

рябина черёмуха карагач осина ольха

клён туя

Ягода:

Малина клубника слива вишня крыжовник

Смородина кислица ирга

  1. Тема: «Цветочное имя»

Цель: расширение коммуникативных навыков дошкольников, стимулирование лексических процессов, обогащение словаря, развитие речи, мышления.

Основная часть.

В. Здравствуйте, ребята! После традиционного приветствия друг друга переходим к нашим занятиям.

Мы говорили о цветах. Сегодня нам пригодятся эти названия. Мы попробуем представиться друг другу новым способом – при помощи цветочных имён. Например, Татьяна – тюльпан, Мария – мак, Ольга – одуванчик, Александр – астра, Глеб – гладиолус и т.д.



Блок «Мои любимые занятия»-январь - февраль

  1. Тема: «Угадай предмет»

Цель: развитие мышления

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение с мячом. Я называю предмет, а вы даёте характеристику. Например, лиса. Какая она?

Д. – Рыжая, живёт в лесу, гоняется за зайцами, в сказках хитрая.

Заяц тигр

Жираф ёж

Медведь слон

Волк зебра

  1. Тема: «Придумай слова»

Цель: развитие мышления и слухового восприятия

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем наше занятие с упражнения, которое будет постепенно усложняться. Сначала по очереди будем называть слова на букву А.

проводится 1 тур.

Андрей, Америка, Англия, Астрахань, абрикос, Антарктида, апельсин..

Теперь меняем правило – надо придумать слово, которое заканчивается на букву Т:

Кот, зонт, полёт, хвост, ворот, рот, аист, лист, стоит, шёпот, март, август, старт, рассвет, грохот, нет, зовёт, поёт, гремит, спит, светит, свет, цвет, чинит, ответ, держит.

  1. Тема: «Ухо - нос»

Цель: развитие внимания

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем наше занятие. По команде: «Ухо» вы должны схватиться за ухо, по команде: «Нос» - за нос.

А теперь усложняется задание:

Услышав слово, вы должны определить, что показать – ухо или нос.

Аромат звук

Запах шелест

Дым грохот

Столовая стук

Ресторан визг

Беляш крик

  1. Тема: «Я и не Я»

Цель: развитие слухового внимания

В. Здравствуйте, ребята! Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны внимательно слушать и отвечать «Я» и «не Я» не вслух, а жестом:

«Я» - поднять руки вверх,

«не Я» - спрятать руки за спину.

Кто здесь взрослых уважает?

Кто друзей не обижает?

Кто хоть раз ходил в кино?

Кто мячом разбил окно?

Кто играть умеет в прятки?

Кто стреляет из рогатки?

Кто же скромный?

Кто не знает?

Кто молчит?

Кто всё время «Я» кричит?

  1. Тема: «Назови одним словом»

Цель: развитие мышления (классификация предметов)

В. Здравствуйте, ребята! Предлагаемое задание потребует от вас смекалки и внимания. Вы наверняка сталкивались с тем, что что многие предметы (и не только предметы) можно объединить в одну группу. Самый простой пример: сын, дочь, мама, папа, бабушка, дедушка. Каким словом можно объединить всё, что я назвала? Верно – это общее слово «семья». А теперь пробуем дальше!

Кот, корова, собака, лошадь, овца -…

Заяц, лев, лиса, лось, волк -…

Кузнечик, бабочка, муравей, жук, таракан, стрекоза, комар, муха, шмель, оса, пчела -…

Кукла, мяч, юла, погремушка -…

Ромашка, колокольчик, одуванчик -…

Кукушка, сова, дятел, сорока – лесные птицы

Гуси, лебеди, утки – водоплавающие птицы

земляника, клубника, малина, ежевика, крыжовник, смородина, кислица, ирга – ягода

Груша, яблоко, вишня, слива – фрукты

Лена, Наташа, Глеб – имена

Иванов, Петров, Кузнецов, Савченко – фамилии

Весна, осень..- времена года

Понедельник, вторник… - дни недели

Утро, вечер – части суток

Автобус, автомобиль – транспортные средства

Портфель, пенал, тетрадь, учебник, дневник, папка для бумаг – школьные принадлежности

  1. Тема: «Назови противоположное»

Цель: развитие слухового внимания; знакомство с понятием «характер» и его характеристиками.

В. Здравствуйте, ребята! Мы уже говорили о том, что каждый человек имеет свой характер, свои вкусы и привычки, собственную внешность, манеру поведения и т.д.

Особенности характера могут быть различными: каждый из нас имеет определённые качества, которых может не быть у другого человека. Я буду называть вам какую-либо черту человека, ваша задача – выбрать противоположную черту и назвать её. Итак, начинаем:

  • Трудолюбивый - …ленивый

  • Щедрый - …жадный

  • Отзывчивый - …безучастный

  • Добрый -…злой

  • Внимательный -…рассеянный

  • Дисциплинированный -…шаловливый

  • Вежливый - …грубый

  • Общительный -…замкнутый

  • Простодушный -…хитрый

  • Целеустремлённый -…легкомысленный

7.Тема: «Кит или Кот»

Цель: развитие мышления (сравнение, классификация)

В. Здравствуйте, ребята! На доске написаны слова.

1 вариант задания: Чем, на ваш взгляд отличаются кит от кота. А чем отличаются слова? (одной буквой)

Чем отличаются – «каша» и «кора»

«нора» - «гора»

«сон» - «сом»

«банк» - «бант»

«гром» - «гном»

  1. вариант задания: назовите общие признаки

-яблока и груши

-клубники и малины,

-берёзы и ели

-кошки и собаки

-птицы и человека

8.Тема: «Четвёртый лишний»

Цель: развитие мышления, речи и слухового внимания.

В. Здравствуйте, ребята! Я буду предлагать картинки, а вы по очереди называть лишнюю и откладывать в сторону, картинки, которые остались, назвать одним словом.

  • Заяц, белка, зубная щётка, медведь

  • Яблоко, груша, огурец, лимон

  • Суп, кисель, стол, картошка

  • Берёза, осина, дерево, ель

  • Курица, петух, кукушка, утка

  • Платье, юбка, шляпа, сарафан

  • Дряхлый, старый, изношенный, большой

  • Смелый, храбрый, решительный, злой

  • Собака, корова, лошадь, лось

  • Дом, сарай, изба, здание

  • Гнездо, нора, муравейник, курятник


Блок «Смотри, что я умею» - май -июнь

  1. Тема: «Рассказ по картинкам»

Цель: развитие речи

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение – составить рассказ по картинке.

  1. Тема: «Ответ на вопрос»

Цель: развитие мышления

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение с мячом. Задаём друг другу вопрос, у кого мяч – отвечает. Вопросы по любой теме.

  1. Тема: «Что мне нравится в себе

Цель: развитие мышления, умение видеть в себе и окружающих доброе, хорошее.

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение с мячом. У кого мяч начинает.

Например, «В себе мне нравится то, что я добрый»

-весёлый,

- честный,

- целеустремлённый

  1. Тема: «Расскажи, чему ты научился»

Цель: развитие мышления, развитие мотивации к школьному обучению

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение с мячом. Каждый из вас должен ответить на вопрос «Чему он научился на наших занятиях»

  • Выразительно читать стихотворение

  • Составлять рассказ по картине

  • Писать своё имя

  • Различать родовые понятия и т.д.

  1. Тема: «Дорисуй рисунок»

Цель: развитие воображения

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение – перенести шаблон на лист и дорисовать недостающий элемент – узор, одежда, животное, растение

  1. Тема: «Разрезанные картинки»

Цель: развитие произвольности поведения, внимания

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей.Начинаем упражнение – собрать разрезанную картинку в целую, затем наклеить в альбом и раскрасить

  1. Тема: «Лепестки»

Цель: развитие воображения, мышления

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение. Каждому из вас я раздам цветные лепестки. На них надо написать своё имя и нарисовать что-то, что имеет отношение к школе. А на обратной стороне – мордочку, чтобы было понятно, какое у вас настроение. Затем все лепестки мы соберём в один большой цветок. Когда вы придёте в школу 1 сентября, этот цветок появится в вашем классе.

  1. Тема: «Смысловые ряды»

Цель: развитие мышления

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение. Я называю смысловой ряд, а вы должны догадаться, каким будет четвёртое слово. Нельзя выкрикивать ответ, а поднимать руку и отвечать только после того, как я спрошу.

  • Карандаш -Бумага, мел – …доска. То есть карандаш пишет по бумаге, а мел - по доске

  • Дом-крыша, книга - …обложка

  • Птица – яйцо, растение -…семя

  • Квадрат – куб, круг - …шар

  • Хорошо – лучше, медленно -…медленнее

  • Электричество – выключатель, вода - …кран

  • Одежда – голый, обувь -…босой

  • Школа – обучение, больница -…лечение

  • Человек – ребёнок, собака -…щенок

  • Птица – гнездо, человек -…дом

  • Пальто – пуговицы, ботинок -…шнурки

  1. Тема: «Найди ошибки»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение. Сравнить два рисунка, выделить отличия. На новом листке нарисовать – повторить узор одного из вариантов

  1. Тема: «Сказка про дружбу»

Цель: обучение навыкам и формам общения.

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Послушайте историю… Как вы думаете, чем она закончилась?

  1. Тема: «Правила дружбы»

Цель: обучение навыкам и формам общения

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, зачем дружат люди? Кого можно считать своим другом, а кого –нет? Какие правила необходимо выполнять, если хочешь, чтобы с тобой дружили?

- не обижать

- помогать и т.д.

  1. Тема: «Правила первоклассника»

Цель: формирование условий для принятия статуса школьника

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Чтобы прийти в школу настоящим учеником, нужно знать правила поведения в школе. Передаём мяч друг другу и называем по одному правилу:

- не опаздывать на урок

- аккуратно обращаться с учебником

-соблюдать порядок в тетрадях

-выполнять домашнее задание и т.д.



Диагностический инструментарий

  1. год развития

Блок «И снова здравствуйте»-сентябрь-октябрь



  1. Тема: «Приветствие - улыбка»

Цель: расширение коммуникативных навыков дошкольников, стимулирование лексических процессов, обогащение словаря, развитие речи.

-Поздороваться, улыбнуться. Рассказать, что интересного было летом

  1. Тема: «Рассказ про себя»

Цель: расширение коммуникативных навыков дошкольников, стимулирование лексических процессов, обогащение словаря, развитие речи.

-Поздороваться, улыбнуться. Назвать своё имя.

-Любимое занятие,

-Понравившийся сказочный персонаж,

-любимое время года

-любимая игра

-кем мечтаешь стать

-где мечтаешь побывать

  1. Тема: «Отдых на берегу»

Цель: расширение коммуникативных навыков дошкольников, стимулирование лексических процессов, обогащение словаря, развитие речи.

В. Здравствуйте, ребята! После традиционного приветствия друг друга переходим к нашим занятиям. Становимся в круг и внимательно слушаем мою инструкцию. У кого в руках мяч, называет жителя, обитателя моря или океана, можно и реки.

- тюлень, морж, касатка, акула, чайка, кит, окунь, ёрш, дельфин, б. медведь

4. Тема: «Я собираюсь на занятие»

Цель: расширение коммуникативных навыков дошкольников, стимулирование лексических процессов, обогащение словаря, развитие речи, мышления.

В. Здравствуйте, ребята! После традиционного приветствия друг друга переходим к нашим занятиям.

Что надо брать на занятие? Если вы согласны с вариантом ответа – руки на пояс, если нет – руки за спину:

Портфель

Диванную подушку

Сменную обувь

Краски, кисти и костюм маляра

Воздушный шар,

Ручки,

Карандаши,

Учебник,

Самовар,

Желание учиться.

Блок «Мои любимые занятия»-январь - февраль

  1. Тема: «Доброе пожелание»

Цель: развитие мышления

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение с мячом. Продолжаем пожелания друг другу:

- Я желаю вам отличного настроения

-…здоровья

-…успехов

-…удачи и т.д.

2. Тема: «Придумай слова»

Цель: развитие мышления и слухового восприятия

Основная часть. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем наше занятие с упражнения, которое будет постепенно усложняться. Сначала по очереди будем называть слова на букву И.

проводится 1 тур.

Индюк, игра, игла, ирис, Ирина, июнь, июль, Индия, Игорь, Инна, известно..

Теперь меняем правило – надо придумать слово, которое заканчивается на букву О:

Окно, слово, интересно, необычно, кино, мыло, яблоко, небо, хорошо.

3. Тема: «Невесомость»

Цель: развитие воображения

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем наше занятие. Вспомним известные нам созвездия и планеты:

М. и б. медведица, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Уран, Нептун, Плутон.

4. Тема: «Волшебная планета»

Цель: развитие творческого воображения

В. Здравствуйте, ребята! Попробуем нарисовать волшебную сказочную планету.

5. Тема: «Да и нет»

Цель: развитие мышления

В. Здравствуйте, ребята! Сейчас я буду задавать вам вопросы, ответить на них можно лишь «да или нет». Кто ошибается, выбывает из игры.

- ты мальчик?

- тебе уже сто лет?

-Ты любишь мороженное?

-Ты ходил когда-нибудь в зоопарк?

-Ты кормил верблюда кактусом?

-у тебя есть домашнее животное?

- ты умеешь плавать?

- у тебя есть друзья?

- ты любишь своих родителей?

- на тебе одет красный свитер?

- ты прилетел на занятие на вертолёте?

- ты видел когда-нибудь осьминога?

- у тебя есть жёлтая кепка?

- ты вчера ложился спать?

- ты любишь кататься зимой на роликах?

- ты умеешь ездить на велосипеде?

- ты умеешь играть в футбол?

- ты умеешь летать?

- ты умеешь читать?

- ты когда0нибудь обманывал?

- тебе нравится у нас на занятиях?

6. Тема: «Возьмёмся за руки»

Цель: развитие слухового внимания

В. Здравствуйте, ребята! Сейчас я буду задавать вопрос, а вы по очереди – отвечать:

-Что бывает белого цвета - сахар

-какой сахар на вкус - сладкий

-куда добавляют сахар – в компот

-из чего варят компот – из яблок

-какой формы яблоко – круглое

-что имеет круглую форму – луна

- когда можно увидеть луну – ночью

-почему бывает ночь и т.д.

7. Тема: «Сочиняем сказку»

Цель: развитие речи

В. Здравствуйте, ребята! Сейчас нам предстоит придумать сказку.

Жил да был…

Однажды утром…

8. Тема: «Бабочки»

Цель: развитие творческого воображения

В. Здравствуйте, ребята! Перед вами бабочки. Их надо раскрасить, чтобы было понятно, эти бабочки грустные или весёлые.


Блок «Смотри, что я умею»-май-июнь

  1. Тема: «Солнечные лучики»

Цель: развитие речи

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение. Я раздаю лучики, на котором вы должны нарисовать предмет, который начинается на букву С

-сапог, свечка, сыр, санки, Снегурочка, сосулька, самолёт, светофор и т.д.

  1. Тема: «Необычный рассказ»

Цель: развитие внимания – назвать нелепости, которые подметили.

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Я прочитаю текст, который вы должны внимательно выслушать. Если что-то вам покажется странным, не говорите об это сразу, а просто запомните. Пока не будет прочитан весь текст, говорить ничего нельзя. Слушайте внимательно. С 23

  1. Тема: «Подарок другу»

Цель: развитие творческого воображения

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Постараемся нарисовать подарок другу.

  1. Тема: «Добрый день»

Цель: формирование культурного поведения

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Сейчас каждому участнику выразим свою признательность, улыбаясь:

-«Добрый день, Игорь. Я рад тебя видеть»

5.Тема: «Закончи предложение»

Цель: развитие познавательных процессов (внимание, мышление)

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение с мячом. Я буду называть начало предложения и отдавать мяч тому, кто будет его заканчивать. Будьте внимательны.

  • Летом тепло, а зимой…

  • Птицы летают, а змеи…

  • Осенью листья желтеют, а летом…(зелёные)

  • Сахар сладкий, а лимон…

  • Собака лает, а кошка…

  • Огурец зелёный, а помидор…

  • Земля коричневая, а снег…

  • Камень твёрдый, а пластилин…

  • Яблоко красное, а груша…

  • Собака злая, а щенок…

  • Утром светло, а ночью…

  • Солнце тёплое, а лёд…

  • Жираф пятнистый, а зебра…

  • Трамвай короткий, а поезд…

  • Кошка пушистая, а ёжик…

  • Слон большой, а слонёнок…

  • Кубик квадратный, а мячик…

6.Тема: «Радуга настроения»

Цель: первичное знакомство с настроением и эмоциями

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Вы знаете, что такое настроение? Это то, что отвечает за наше самочувствие: хочется ли нам смеяться или плакать, капризничать…давайте подумаем, на что может быть похоже наше настроение - -

-на какую погоду

- на какое время года и т.д. – предположения детей в рисунках

  1. Тема: «Цветные домики»

Цель: знакомство с характером эмоций

Детям раздаются контуры домиков. Задание, раскрасить каждый домик цветом, выражающим настроение того, кто живёт в домике – всего восемь жильцов: Радость, Грусть, Печаль, Веселье, Доброта, Обида, Злость, Счастье. По окончании объяснить свой выбор цвета.

  1. Тема: «Хвалюшка»

Цель: развитие мышления, коммуникативных навыков

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Посмотрите внимательно на своего соседа и расскажите, что он умеет делать лучше всего.

-«Рядом со мной сидит Илья. Он самый замечательный на свете. Он умеет рассказывать удивительные истории»

  1. Тема: «Нарисуй свою радость»

Цель: развитие творческого воображения

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. На что похожа наша радость. Какого она цвета? Постарайтесь передать ваши мысли.

10.Тема: «Мир и Я»

Цель: формирование позитивной атмосферы.

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. У меня в руках волшебный мяч, который помогает увидеть в человеке только хорошее. Я буду передавать мяч, приготовьтесь:

-«Мир без тебя был бы неинтересен, потому что ты весёлый»

-…щедрый,

-…добрый,

-…заботливый

11.Тема: «Фестиваль фантазёров»

Цель: развитие мышления, воображения

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Я произнесу предложение, в котором есть заведомая ошибка. Надо разобраться, что правда, а что – фантазия.

-Сегодня утром по дороге в школу я встретила слона в шляпе. И др.

12.Тема: «Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Каждый участник станет буквой. Я буду называть слова. Если слово начинается на букву, которая вам присвоена, надо сделать шаг вперёд.

13.Тема: «Я радуюсь, когда»

Цель: знакомство с эмоцией радости

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Начинаем упражнение с мячом со словами:

-«Я радуюсь, когда улыбается мама»

-покупают новую игрушку

-папа читает сказку на ночь и др.

14.Тема: «Рисуем школьные правила»

Цель: развитие творческого воображения

Что в школе придумано, чтобы можно было отдохнуть – перемена. Придумайте интересные правила школьной перемене и нарисуйте их.

15.Тема: «Лесная школа»

Цель: развитие памяти, мышления

В. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Представьте, что мы в лесу на солнечной полянке, проведём урок:59

Ёж: Начинаем наш урок, повторять мы будем счёт.

Зая, заинька, скажи, сколько будет 2+3?

Заяц: Ой, не знаю, ой боюсь, почему-то весь трясусь.

Ёж: Отвечать ты должен смело, а робеть – плохое дело.

2+3 - будет 5. Это надо твёрдо знать.

А теперь ответь, лиса, сколько будет 2+2

Не подглядывай, лиса, ты куда косишь глаза,

Надо честно отвечать, не подсматривать в тетрадь.

Пусть проквакает лягушка, лета красного подружка –

Сколько будет 2+3?

Лягушка: ква, ква, ква!

Ёж: Очень ты поторопилась, потому со счёту сбилась. Ты подумала б сначала, а потом бы отвечала.

Лягушка: ква, ква, ква. Ква, ква.

Ёж: Молодец

Прожужжит теперь нам мушка – лета красного подружка. Сколько будет 5+5

Жужжит 10 раз

Ёж: Ты отлично отвечала, на 5 прожужжала

Отвечай нам, волк, скорей, сколько лапок у зверей.

Волк: Знают звери во всём мире – дважды два – всегда 4,

Столько ж лапок у зверей, у моих лесных друзей.

Ёж: Из тебя, мой милый, волк тоже будет толк.

Вы друзья должны стараться, все прилежно заниматься, чтоб иголки все мои, сосчитать вы вмиг могли.

До свидания, друзья, наш урок окончил я.

Уровневый показатель, определяющий успешность будущего школьника

по программе «Одарённый ребёнок»

Год проведения ________________________

Итоговая оценка, начало(конец) года

п/п

ФИ ребёнка





1 год развития

Речь

Память

Мышление

Произвольное поведение

Инициативность

Познавательный интерес

Самокритичность

Оптимизм

1










2










3










4










5










6










7










8












Критерии исследования

Развитие речи

Лексический объём: «Хорошее настроение»

Здравствуйте Ожидание праздника

Доброе утро верные друзья

Ярко светит солнце, Мне рассказали смешную историю

Люди улыбаются, Подготовка сюрприза

Цветы:

Астра бегония бархатцы бальзамин

Василёк виола гладиолус герань

Годеция дельфиниум жасмин ирис

Ирбис клещевина колокольчик львиный зев

Лилия мак мальва настурция

Незабудка одуванчик пион портулак

Роза ромашка тюльпан флокс

Фацелия фиалка шафран цинния

Деревья:

Берёза тополь ель яблоня груша

лиственница сосна ясень дуб липа

рябина черёмуха карагач осина ольха

клён туя

Ягоды:

Малина, клубника , крыжовник, смородина кислица ирга

Слова на букву А.

Андрей, Америка, Англия, Астрахань, абрикос, Антарктида, апельсин..

          • Придумать слово, которое заканчивается на буквуТ:

Кот, зонт, полёт, хвост, ворот, рот, аист, лист, стоит, шёпот, март, август, старт, рассвет, грохот, нет, зовёт, поёт, гремит, спит, светит, свет, цвет, чинит, ответ, держит, енот, компот, кит, бегемот, крот, пакет.

Сначала по очереди будем называть слова на букву И.

проводится 1 тур.

Индюк, игра, игла, ирис, Ирина, июнь, июль, Индия, Игорь, Инна, известно..

Теперь меняем правило – надо придумать слово, которое заканчивается на букву О.Окно, слово, интересно, необычно, кино, мыло, яблоко, небо, хорошо.

            • Множественное число

Брюки, ножницы, щипцы, колготки, бигуди, ползунки,

заросли, топи, деньги, дрожжи, коньки, лыжи, гусли, лосины,

джинсы, шорты, кружева, очки, джунгли, саночки.

Формирование грамматических навыков

Что делал? Что сделал?

Выходил, заходил, переходил. Вышел, зашёл, перешёл

Рисовал нарисовал

Лепил, слепил, вылепил

Строил надстроил, выстроил, построил

Мыл вымыл, помыл

Играл поиграл

Гулял погулял

Делил разделил

Пел запел, спел

Шумел зашумел

Сто сделаю? Что делаю?

Дострою достраиваю

Дочитаю дочитываю

Прыгну прыгаю

Крикну кричу

        • Петя начал поправляться. Петя стал выздоравливать

        • Я умею лепить, но не умею ещё читать.

Обозначение оценки

Хорошо, плохо, выразительно, быстро, медленно, тихо, громко

Время

Сегодня, завтра, давно, летом, зимой, иногда…

Завтра у нас утренник.

На этой неделе мы поедем в кукольный театр.

У нас физкультурное занятие в понедельник, после обеда.

Целевое отношение

Этот корм для птиц, а этот для рыбок.

Суп едят ложкой, а салат – вилкой.

Место

Здесь, там, тут, справа, слева, высоко, низку, туда

Причинно –следственные связи

Вова заболел, потому что простудился.

Мама взяла зонт, потому что на улице дождь.

Дети легли спать, потому что уже поздно.

Я взял мяч, чтобы играть в футбол.

Толя взял сачок, чтобы ловить бабочек.

Пошёл дождь, и мы не пошли на прогулку.

Дети были рады, так как они спасли маленькую птичку.

Ночью лил дождь, поэтому на асфальте лужи.

Завтра мне не нужно идти в садик, потому что воскресенье

Использование причастий

Падающий лист,

Рисующий художник,

Пляшущий артист,

Желтеющая листва на берёзе.

Гудящий самолёт пронёсся над селом.

Читающий школьник,

Лающая собака,

Журчащий ручей,

Сияющее солнце,

Дующий, воющий ветер.

Порхающая над цветком бабочка.

Синонимы – ветер, буря, ураган; вращаться, кружиться, виться,

вертеться; спешить, торопиться, бежать, нестись

Развитие памяти

Продолжи стихотворение:

*Как хорошо уметь читать… Не надо умолять сестрицу

Не надо к маме приставать, «Ну прочитай ещё страницу»

Не надо бабушку трясти: не надо звать, не надо ждать

«Прочти, пожалуйста, прочти» А можно взять и почитать

сли встанешь на заре –

Крыши в сером серебре…

...Длинно тень ложится,

Долго лист кружится,

Если выйдешь по утру –

Галки стынут на ветру…

Вьётся над парами

Вслед за тракторами.

Разгуляется денёк,

В полдень сядешь на пенёк,

Смотришь на припёке

Прыгает сорока

А в обед совсем теплынь-

Пахнет горькая полынь.

Только этому не верь,-

Осень всё-таки теперь:

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Лексический материал:

Ест – суп, мясо, хлеб, лапшу, котлету, пирожное

Пьёт – чай, молоко, компот, воду, лимонад

Лепит – гриб, утку, домик, волка, корзинку

Рисует – собаку, дом, машину, цветы

Моет – пол, лицо, уши, раму, посуду

Несёт – лейку, банку, мяч, игрушку

Чистит – зубы, пальто, ботинки, шубу, картошку

Надевает – пальто, шарф, шубу, валенки, носки, перчатки

Собирает – землянику, игрушки

Поливает – двор, деревья, капусту, клумбу, помидоры

Копает – землю, глину, песок

  • У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью

Кот учёный … Продолжи…

        • Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

Мы хоти, как поросята…»

А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, …» Продолжи…

        • Одеяло убежало, улетела…

И подушка, как лягушка…

Я за свечку, свечка …

Я за книжку, та …

И вприпрыжку … Продолжи…

Развитие мышления

«Ухо - Нос»: Аромат, столовая, звук, стук, запах, ресторан, шелест, дым, визг, беляш, грохот, крик

Родовые понятия. Цвет и форма:

Фиолетовый, оранжевый, красный, зелёный, синий, жёлтый, коричневый.

Трапеция, прямоугольник, круг, овал, треугольник, квадрат, ромб, многоугольник.

Одежда: платье, рубашка, куртка, шорты, брюки, майка, шарф, плащ, шапка, свитер, юбка, шуба.

Овощи: капуста, перец, помидор, морковь, огурец, лук, чеснок, горох, картофель.

Фрукты: груша, банан, яблоко, ананас, апельсин, алыча.

Домашние и дикие животные: свинья, собака, лошадь, корова, кошка, коза, кролик, овца; белка, лось, медведь, лиса, волк, зебра, слон…

Транспорт: поезд, корабль, самолёт, троллейбус, трамвай, грузовик, автобус, автомобиль.

Мебель: шкаф, табурет, стул, кровать, стол, диван, кресло, тумбочка, комод.

Грибы:подосиновик,лисичка,груздь,мухомор,опёнок,рыжик,подберёзовик, шампиньон, бледная поганка, сыроежка, белый гриб, маслёнок.

Кузнечик, бабочка, муравей, жук, таракан, стрекоза, комар, муха, шмель, оса, пчела -…

Кукла, мяч, юла, погремушка -…

Кукушка, сова, дятел, сорока – лесные птицы

Гуси, лебеди, утки – водоплавающие птицы

земляника, клубника, малина, ежевика, крыжовник, смородина, кислица, ирга – ягоды

Груша, яблоко, вишня, слива – фрукты

Лена, Наташа, Глеб – имена

Иванов, Петров, Кузнецов, Савченко – фамилии

Весна, осень..- времена года

Понедельник, вторник… - дни недели

Утро, вечер – части суток

Автобус, автомобиль – транспортные средства

Портфель, пенал, тетрадь, учебник, дневник, папка для бумаг – школьные принадлежности

  • Мир природы

        • Какой из этих предметов не относится к живой природе

Дерево, бабочка, рыбка, камень, река

        • Что растёт на грядке

Апельсин, лимон, яблоко, свёкла

        • Что растёт на дереве

Груша, огурец, помидор, дыня

        • Плодом какого дерева являются жёлуди

Ель, берёза, сосна, дуб

  • Какой из этих цветов садовый

Гладиолус, василёк, ромашка, колокольчик

  • Если затронуть это растение, можно очень больно обжечься

Мать-и-мачеха, подорожник, крапива, клевер

  • Какое из этих животных не является домашним

Свинья, коза, ёж, кот

  • Кто из этих животных живёт на крайнем севере

Белка, белый медведь, обезьяна, зебра

  • У какого из этих животных есть копыта

Курица, тигр, лошадь, крокодил

  • Какая из этих птиц улетает на зиму в тёплые края

Голубь, воробей, журавль, дятел

  • Какая птица зимует в наших краях

Скворец, снегирь, ласточка, жаворонок

  • Какое из этих животных впадает в зимнюю спячку

Лисица, медведь, ёж, волк

  • Кто из этих животных не живёт в норе

Лиса, мышь, белка, олень

  • У какого из этих животных есть панцирь

Лягушка, пингвин, улитка, черепаха

  • У какого из этих животных есть чешуя

Ёж, дятел, волк, ёрш

  • Кто из этих животных является рыбой

Дельфин и кит – млекопитающие

Акула,

Осьминог –моллюск

  • Кто из этих животных не живёт в море

Медуза, краб, морская звезда, щука

  • Выбери животное, которое не несёт яиц

Кенгуру, кобра, курица, крокодил

  • Какое из этих животных дышит жабрами

Цыплёнок, улитка, карп, пчела

Смысловой ряд:

  • Карандаш -Бумага, мел – …доска. То есть карандаш пишет по бумаге, а мел - по доске

  • Дом-крыша, книга - …обложка

  • Птица – яйцо, растение -…семя

  • Квадрат – куб, круг - …шар

  • Хорошо – лучше, медленно -…медленнее

  • Электричество – выключатель, вода - …кран

  • Одежда – голый, обувь -…босой

  • Школа – обучение, больница -…лечение

  • Человек – ребёнок, собака -…щенок

  • Птица – гнездо, человек -…дом

  • Пальто – пуговицы, ботинок -…шнурки

Закончи предложение:

  • Летом тепло, а зимой…

  • Птицы летают, а змеи…

  • Осенью листья желтеют, а летом…(зелёные)

  • Сахар сладкий, а лимон…

  • Собака лает, а кошка…

  • Огурец зелёный, а помидор…

  • Земля коричневая, а снег…

  • Камень твёрдый, а пластилин…

  • Яблоко красное, а груша…

  • Собака злая, а щенок…

  • Утром светло, а ночью…

  • Солнце тёплое, а лёд…

  • Жираф пятнистый, а зебра…

  • Трамвай короткий, а поезд…

  • Кошка пушистая, а ёжик…

  • Слон большой, а слонёнок…

  • Кубик квадратный, а мячик…

  • Летом тепло, а зимой…

  • Птицы летают, а змеи…

  • Осенью листья желтеют, а летом…(зелёные)

  • Сахар сладкий, а лимон…

  • Собака лает, а кошка…

  • Огурец зелёный, а помидор…

  • Земля коричневая, а снег…

  • Камень твёрдый, а пластилин…

  • Яблоко красное, а груша…

  • Собака злая, а щенок…

  • Утром светло, а ночью…

  • Солнце тёплое, а лёд…

  • Жираф пятнистый, а зебра…

  • Трамвай короткий, а поезд…

  • Кошка пушистая, а ёжик…

  • Слон большой, а слонёнок…

  • Кубик квадратный, а мячик…

                  • Цепочка «От буквы к букве»


ОбруЧаСапогИркутсКлоуНоЖалобАлександРешетО


ЩепкАртисТумаНарцисСалОреХвосТраПлаЩ


ЦилиндРучеЙоДруГрадусниКонеЦ

УткАрмиЯстреБегемоТеплОтрезоКенгурУ

МолокОгуреЦаплЯгодАвтобуСнеГноМ

ШубАпельсиНоСтуКрыМыШь

ЧайниКусТанЯблокОдуванчиКлюЧ

ЗонТарелкАпельсиНиткИндюКактуСветАрбуЗ

ХорошОтеЦыплёноКаретАквариуМячИваноВоздуХ

ФлаГирИндиЯзыКросСтоГольФ

          • Природные явления

Листопад, роса, водоворот, облака, торнадо, восход, айсберг,

солнечное затмение, дождь, ветер, молния, туман, радуга,

сосульки, извержение вулкана, иней, снег, метель, водопад,

шаровая молния, цунами, закат, северное сияние, град.



Сроки

Блоки раздела

Темы упражнений

Сентябрь - октябрь

«Знакомство»



1 г. развития

1«Знакомьтесь – это я»12

2«В подарок - хорошее настроение»14

3«Цветок»16

4«Цветочное имя»19

Январь - февраль

«Мои любимые занятия»

1«Угадай предмет»50

2«Придумай слова»52

3«Ухо - нос»54

4«Я и не Я»55

5«Назови одним словом»58

6«Назови противоположное»60

7«Кит или кот»63

8«Четвёртый – лишний»64

Май -Июнь

«Смотрите, что я умею»

1«Рассказ по картинкам»82

2«Ответ на вопрос»82

3«Что мне нравится в себе»84

4«Расскажи, чему ты научился»84

5«Дорисуй рисунок»45

6«Разрезанные картинки»78

7«Лепестки»85

  1. «Смысловые ряды»74

9«Найди ошибки»65

10. «Сказка про дружбу»72

11. «Правила дружбы»73

12. «Правила первоклассника»83



Сроки

Блоки раздела

Темы упражнений

Сентябрь - октябрь

«И снова здравствуйте»



  1. г. развития

1«Приветствие - улыбка»12

2«Рассказ про себя»12

  1. «Отдых на берегу»13

  2. « Я собираюсь на занятие»29

Январь - февраль

«Мои любимые занятия»

1«Доброе пожелание»14

2.«Придумай слова»52

3«Невесомость»16

4«Волшебная планета»17

5«Да и нет»18

6«Возьмёмся за руки»19

7«Сочиняем сказку»20

8«Бабочки»21

Май-Июнь

«Смотрите, что я умею»

1«Солнечный лучик»22

2«Необычный рассказ»23

3«Подарок другу»23

4«Добрый день»24

5«Закончи предложение»24

6«Радуга настроения»25

7«Цветные домики»26

8.«Хвалюшка»26

9«Нарисуй свою радость»27

10. «Мир и Я»28

11. «Фестиваль фантазёров»30

12. «Буквы алфавита»31

13. «Я радуюсь, когда…»32

14. «Рисуем школьные правила»43

15. «Лесная школа»47, 59



Критерии оценки

Развитие речи

  1. Названия цветов:

  1. балла – до 32 названий,

  1. балла –до 28 названий

  1. Названия деревьев

  1. балла – до 17 названий,

  1. балла – до 15 названий

  1. Название ягод

  1. балла – до 6 названий,

2 балла – до 5 названий

  1. Место звука в слове

3балла – определяет свободно

2 балла – испытывает затруднения

  1. Слова множественного числа

3 балла – до 20 слов,

  1. балла – до 19 слов

  1. Формирование грамматических навыков

  1. балла – не допускает ошибок,

2 балла – допускает одну ошибку

  1. Сочинение истории по сюжетным картинкам

3балла – в предложении до 7 слов,

2балла – в предложении меньше 5 слов

  1. Использование в речи синонимов, антонимов

3балла – до 15 пар,

2балла – до 13 пар

  1. Артикуляция звуков речи – чёткое произношение скороговорки (шла Саша по шоссе и сосала сушку)

3 балла – не допускает ошибок,

2 балла – допускает одну ошибку

  1. Модулирование силы голоса – показать голосом интонацию вопроса, повествования, восклицания

3балла – не допускает ошибок,

2 балла – допускает одну ошибку

  1. Произношение законченной интонации:

*интонация перечисления

*интонация обращения

3балла – не допускает ошибок,

2 балла – допускает одну ошибку

Итоговый результат – развитие речи


Оценка

Количество баллов

5

33 баллов

4

30 баллов


Критерии оценки

Развитие памяти

  1. Знает до 5 стихотворных произведений:

3балла – легко вспоминает,

2балла – с помощью взрослого

  1. Продолжает по памяти

3балла – легко

2балла – с помощью взрослого

  1. Называет известных писателей, поэтов сказочников

3балла – до 7 авторов,

2 балла – до 5 авторов

  1. Запоминает повествовательный текст

3балла – легко

2 балла – средне умеренно

  1. Различает произведения по жанру

3балла – легко,

2балла – допускает 1 ошибку

  1. Знает пословицы, поговорки

3балла – до 6 пословиц,

2 балла – до 5 пословиц

  1. Название страны, главный город – столица, родной посёлок, адрес, имя, отчество родителей, место работы, достопримечательности Кузбасса

3балла – не затрудняясь,

2 балла – задумывается


Итоговый результат – развитие памяти


Оценка

Количество баллов

5

21баллов

4

20 баллов



Критерии оценки

Развитие мышления

  1. Упражнение «Ухо – Нос

3балла – легко,

2балла – допускает 1 ошибку

  1. Родовые понятия. Цвет и форма:

3балла – легко,

2балла – допускает 1 ошибку

  1. Одежда:

3балла – до 12 названий,

2балла – до 11 названий

  1. Овощи:

3балла – до 9 названий,

2балла – до 8 названий

  1. Фрукты:

3балла – до 6 названий,

2балла – до 5 названий

  1. Домашние и дикие животные:

3балла – легко различает

2балла – допускает 1 ошибку

  1. Транспорт:

3балла – до 8 названий,

2балла – до 7 названий

  1. Мебель:

3балла – до 9 названий,

2балла – до 8 названий

  1. Грибы:

3балла – до 12 названий,

2балла – до11 названий

  1. Смысловой ряд:

3балла – легко,

2балла – допускает 1 ошибку

  1. Цепочка «От буквы к букве»

3балла – легко до 10 цепочек,

2балла – до 9 цепочек

  1. Природные явления

3балла – легко до 24 явлений,

2балла – до 23 явлений

  1. Закончи предложение

3балла – легко, быстро

2 балла – задумывается, медлит


Итоговый результат – развитие мышления


Оценка

Количество баллов

5

39 баллов

4

37 баллов



Критерии оценки

Формирование произвольного поведения

  1. Сформированность культурно-гигиенических навыков

3балла – самостоятельно, постоянно

2 балла – имеет замечания

  1. Правильное представление о соблюдении режима дня, правильном питании, роли активности на свежем воздухе

3балла – полный правильный ответ

2 балла – задумывается, медлит

  1. Следит за правильной осанкой

3балла – самостоятельно, постоянно

2 балла – имеет замечания

  1. Выполняет ОВД, соблюдает интервал, навык перестроения, выполняет физические упражнения из разных исходных положений

3балла – легко, быстро

2 балла – задумывается, медлит

  1. Умение найти способ решения задачи

3балла – легко, быстро

2 балла – задумывается, медлит

  1. Умение найти способ примирения, анализировать поступки, мотивы поступков, предполагаемый результат

3балла – легко, быстро

2 балла – задумывается, медлит

  1. Есть желание учиться, сосредоточенно работает мысленно 20-22 минуты.

3 балла – легко

2 балла – меньше 20 минут

  1. Инициативность - самостоятельно предлагает новую игру; распределяет роли среди сверстников; придумывает оригинальный конец у сказки

3 балла - часто, всегда

2 балла – не всегда

9. Самокритичность - становление сознания: проявляет сдержанность негативных эмоций в своём настроении, самостоятельно регулирует собственные действия - метод наблюдения – 3 балла

10.Оптимизм - жизнерадостный, открытый для общения, не конфликтует с ровесниками – 3 балла

Итоговый результат – произвольное поведение

Оценка

Количество баллов

5

30 баллов

4

29 баллов





































Уровневый показатель, определяющий успешность будущего школьника

по программе «Одарённый ребёнок»

Год проведения ________________________

Итоговая оценка, начало года

п/п

ФИ ребёнка





1 год развития

Речь

Память

Мышление

Произвольное поведение

Инициативность

Познавательный интерес

Самокритичность

Оптимизм

1










2










3










4










5










6










7










8












Уровневый показатель, определяющий успешность будущего школьника

по программе «Одарённый ребёнок»

Год проведения ________________________

Итоговая оценка, конец года

п/п

ФИ ребёнка





1 год развития

Речь

Память

Мышление

Произвольное поведение

Инициативность

Познавательный интерес

Самокритичность

Оптимизм

1










2










3










4










5










6










7










8












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ