Урок на тему «ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»

7



ТЕМА

«ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА».

Наверное, раз в четыре года каждый учитель начальных классов задаёт себе вопрос: «Каким будет мой новый класс? Как сделать так, чтобы детям и родителям было комфортно в школе? Как сформировать дружный коллектив? Как создать условия для жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «Школа – семья»?

Классный коллектив - это единое целое, большая семья, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Как же привлечь родителей в школу? - вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

Не зря говорят, если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.

Одной из актуальных проблем в воспитании ребёнка является партнёрство семьи и школы в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Соответственно, задаемся вопросом «Что такое партнёрство?». В «Толковом словаре современной лексики русского языка», авторы Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова слово ПАРТНЁРСТВО означает согласованные, слаженные действия участников общего дела. Взаимные отношения, контакты государств и тому подобное, основанные на взаимовыгодности и равноправии».

Значит, ПАРТНЁРСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ (в данном случае классного руководителя) - это механизм взаимоотношений и способ взаимодействия между родителями, учащимися и педагогами.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной в том случае, если они действительно станут партнёрами. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в различных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, преодоления негативных поступков и проявлений в поведении.

Изучая материалы: “Национальной образовательной инициативы” “НАША НОВАЯ ШКОЛА” мы видим, что современная школа должна решать проблемы недостаточного взаимодействия семьи и школы.

Вот выдержка из этих материалов:

«Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха».

Поэтому в 2010 году, взяв новый класс, я начала работу над воспитательным проектом «Партнёрство классного руководителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива».

Данный проект рассчитан на 4 года.

Цель данного проекта: построение полноценных партнерских отношений между школой и семьей, обеспечивающих удовлетворенность всех участников образовательного процесса и являющихся основой качественного образования и воспитания.

Проект направлен на то, что воспитательная работа с детьми будет достаточно содержательной и эффективной, если активно в ней будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса.

Задачи проекта:

  • Выработка общих целей для построения партнерства;

  • Определение взаимной полезности участников социального партнерства;

  • Проектирование конкретных программ совместной работы;

  • Всесторонняя психолого-педагогическая поддержка семьи;

  • Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности учащихся;

  • Своевременное информирование всех субъектов образовательного процесса

Сроки реализации проекта 2010-2014 гг.

Реализация задач данного проекта осуществляется в три этапа (табл. 1).

Таблица 1



1 этап

2 этап

3 этап

Формирующий

этап реализации Проекта

(2010-2011 уч.г.)

Знакомство

Организационный

этап реализации Проекта

(2011 уч.г.)


Этап Партнерство



(2012-2014 уч.г.)

Совместная деятельность

На первом этапе предусмотрено определение общих целей, общих ценностей и ресурсная база сторон.

Наличие именно общих целей – важнейший фактор для построения партнерства.

На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников, т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга. В число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

На втором этапе приоритет отдается к проектированию конкретных программ совместной работы, исходя из определившихся направлений взаимодействия и ресурсов.

Этот этап предусматривает особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Ожидаемые результаты:

  • сплочение детского коллектива, самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;

  • сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;

  • приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;

  • повышение эффективности и активности сотрудничества классного руководителя и семьи.

Любой классный руководитель работает по пяти основным направлениям.

Рисунок 1

Направления деятельности классного руководителя.

Направления деятельности классного руководителя

Изучение условий семейного воспитания

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Информирование родителей об учебной деятельности ребёнка





Работа с родительским комитетом класса

Совместная деятельность родителей, учащихся и классного руководителя







Я не буду останавливаться на основных 4 направлениях. А остановлюсь на совместной деятельности родителей, учащихся и классного руководителя.

Какие формы занятости предлагаются родителям в классном коллективе? На следующем рисунке мы видим, кем могут выступать родители в классном коллективе.

Рисунок 2

Предлагаемые формы занятости родителей в воспитательной работе класса.

Родители моего класса – это организаторы, судьи, консультанты, ведущие, но не гости. В данной ситуации дети видят своих родителей с другой стороны, в отличие от привычной домашней обстановки.

Следует заметить, что самыми активными формами сотрудничества с родителями в нашем классе являются классные мероприятия, спортивные соревнования, участие в различных конкурсах (школьных, городских, российских), подготовка к различным праздникам.

Так же хочу отметить, что растёт желание участвовать в различных конкурсах (табл.2), не только детей, но и их родителей. Родители систематически интересуются новыми конкурсами.

Таблица 2

Участие учащихся в конкурсах

(месяц - март)

Год обучения

Школьный уровень

Городской уровень

Российский уровень

2010-2011 уч.г.

2

-

3

2011-2012 уч.г.

4

1

4

2012-2013 уч.г.

9

1

10

В данной таблице показано, как изменилось участие детей в различных конкурсах. Данные взяты по годам обучения за март месяц.

На совместных праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Выявляются способности детей. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня

Самые запоминающиеся мероприятия, которые отметили дети и родители:

  • ежегодные совместные выезды на турбазу

  • подготовка к новому году,

  • украшение кабинета,

  • "Творческие мастерские", " Художественные мастерские", в которых родители с детьми познают радость совместного творчества.

  • Выпускают стенгазеты к праздникам

  • «Аты-баты, шли солдаты…»

  • «Папа, мама, я – спортивная семья»

  • «Супер – мама»

  • Фруктовая вечеринка»

  • (дни именинников проходят под необычными названиями «Шпионская вечеринка», «Пиратская вечеринка». Причем названия родители придумывают сами, подыскивают сценарии, моя задача – скорректировать сценарий и провести)

  • В сентябре этого учебного года все учащиеся с родителями приготовили творческий отчет по теме «Как я провёл лето», были представлены презентации об отдыхе детей

В этом месяце мы начали совместный проект родителей и детей «ПРОпуск в ПРОфессию». Это серия классных часов, на которых родители будут знакомить детей со своими профессиями.

Цель данных мероприятий – сформировать у учащихся интерес к выбору профессии,

познакомить учащихся с профессиями родителей, воспитывать у учащихся чувство

уважения и гордости к человеку любой профессии.

Привлечение родителей к общественной работе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе. Вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы объединяют детей и родителей, помогают найти общий язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

Показателем результативности партнёрской работы классного руководителя с родителями являются хорошие отношения к школе, желание учиться и быть активным участником школьных дел, активность в классных и школьных делах даже самых скептически настроенных родителей.

И закончить своё выступление хочется словами Ш.А.Амонашвили:

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ