Урок на тему «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр детей раннего возраста»
«Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр детей раннего возраста»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов
Уровень развития движений ребёнка определяется его физическим и психическим развитием. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее значение. Так как в раннем возрасте начинает формироваться речь ребёнка, для него пальчиковые игры очень важны. Чем больше внимания вы уделяете кистям ребёнка, тем активнее у него развивается мозг и речь. А так же это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию. Пальчиковые игры способствуют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.
В настоящее время актуальным становится проблема полноценного развития детей. Не мало важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика. Значение пальчиковых игр в развитие ребёнка имеет влияние на всю жизнь, так как пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.
1)В прятки пальчики играли,
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.
Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.
2)Мы капусту рубим-рубим ,
Мы капусту режем-режем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
1 строка -ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз.
2 строка -ребром ладошки водим вперед и назад.
3 строка - собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту.
4 строка- правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку.
5 строка- энергично сжимаем и разжимаем кулачок.
3)Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Гав-гав!»,
Два жеребёнка: «Иго-го!»,
Два тигрёнка: «Ррррррр!»,
Два быка: «Мууууу!»
Смотри какие рога!
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
4)Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздается, чей то стук,
Это дятел на сосне,
Долбит клювом по коре.
На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую строчку – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой.
На третью строчку – соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести , изображая дерево; на четвёртую строчку – пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
5)Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку она глядит,
На заборе, кот сидит!
-двумя руками «кардующиеся» движения;
-пальцы «скрещиваем» в замочек, слегка покачать;
-делаем из пальчиков одной руки колечко;
-руки прикладываем к голове как «ушки» и шевелим пальчиками.
6)Идут четыре братца
Навстречу Большаку:
- Здорово, Большак!
- Здравствуй, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
И ты, крошка-Тимошка!
На первую строчку «ходить» пальцами по столу, на вторую строчку- соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочерёдно с большим пальцем остальные.
7)На лесной лужайки
Разбежались зайки
Вот какие зайки,
Зайки - побегайки.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки - побегайки.
- круговые движения руками, ладони вниз;
- «бегать» по столу указательными и средними пальцами обеих рук;
- руки перед грудью(лапки зайца);
- руки на голове (уши зайца);
- нарисовать в воздухе круг обеими ладонями;
- ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы;
- руки перед грудью(лапки зайца);
- руки на голове (уши зайца);
8)Угощенье
Спросите ребенка: «А с чем же мы будем чай пить? Чем гостей угощать? У нас есть:
Сушки
Сушки
Сушки
Сушки
Пироги
Блины
Ватрушки
- соедините большой и указательный пальцы колечком одновременно на обеих руках;
- соедините большой и средний пальцы колечком одновременно на обеих руках;
- соедините большой и безымянный пальцы колечком одновременно на обеих руках;
- соедините большой палец, и мизинец колечком одновременно на обеих руках;
- сложите ладони, слегка округлив их;
- хлопните правой ладонью по левой, а затем левой ладонью по правой;
протяните вперед обе ладони.
9)Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
10)Мальчик-с-пальчик, где ты был?
С этим братцем – в лес ходил,
С эти братцем – щи варил,
С этим братцем песни пел,
С этим братцем кашу ел,
От того и растолстел.
Делаем круговые движения большим пальцем;
Загибаем по очереди с мизинца;
Затем безымянный палец и т.д.;
Круговые движения большим пальцем.
11)Улитка, улитка!
Высунь рога!
Дам тебе улитка пирога!
Мне не надо пирога,
Мне свобода дорога,
Я ползу-ползу по дорожке,
Захочу – высуну рожки
А дотронешься слегка…
Убираются рога!
Сжатая в кулак рука «ползет» по столу;
Выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем;
Показываем раскрытые ладошки;
Вертим сжатыми кулачками;
Выпрямляем указательный и средний пальцы.
Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак.
12)Рано утром спозаранок,
Накупил баран баранок.
А потом на рублики
Прикупил он бублики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начал бублики считать.
Раз, два, три, четыре, пять
Начал бублики жевать.
И все скушал…
(Смыкаем колечки, начиная с маленького пальца.)
Смыкаем пальцами колечки в обратном порядке.
Загибаем поочередно пальчики.
В обратном порядке поочередно разгибаем пальцы
Показываем ладони.
13) Мы купили пианино,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Вместе с бабушкой играем,
А танцует вся семья
Тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Имитируйте игру на пианино, по очереди постукивая каждым пальчиком, затем всей ладонью с растопыренными пальчиками по поверхности стола.
Список использованной литературы :
1. Анищенкова Е.Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.: Астрель, 2006.- 41с.
2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): Учеб. Пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/ М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер.-М.: Издательский центр «Академия»,2003.- 416с.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
4. Данилова Е.А. Пальчиковые игры- М.: ЗАО «РОСМЭН»-ПРЕСС»,2006.- 95с.
5. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём: Пособие по развитию детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 224с.
6. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.- 32с.
7. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры- петешки для детей от 1 года до 4 лет.-М.: Генезис, 2008.- 121с.
8. Никитина. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения, загадки, потешки. Для детей 2-3 лет.- Изд.: КАРО, 2009.- 96с.
9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.- Эксмо. 2001.- 384с.
10. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.- Эксмо, Москва, 2011.- 80с.
11. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи 1,5- 3 лет./ Елена Янушко.- Москва: Теревинор, 2007.- 232с
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ