Урок на тему "Система коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ"

Система коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

«Для ребенка, вместе с ребенком,


исходя из возможностей ребенка».



На сегодняшний день, особое внимание уделяется современному специальному образованию, основной чертой которого является направленность на социальную адаптацию и интеграцию детей. Реализация принципа личностно-ориентированного обучения, коррекции и развития становится во главу угла и влечет за собой не только развитие личности «особого» ребенка и социальную интеграцию, но и профессиональное и межличностное совершенствование педагога, родителя и всего общества[1].

Благодаря стремлению педагогического коллектива обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизических особенностей, способностей и склонностей, в нашем детском саду был создан целый реабилитационный комплекс на основе полифункционального оборудования «Производственно-коммерческой фирмы «АЛЬМА» (Санкт-Петербург), целью которого стало создание безбарьерной среды и построение долговременной системы коррекционно-восстановительной работы. Понимая, насколько каждый исключителен и нуждается в помощи, мы определили для себя следующую задачу: с учетом «зоны ближайшего развития» и потенциальных возможностей, разработать дифференцированные планы обучения и программы всестороннего развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные данные психолого-педагогической диагностики позволили нам сформировать определенные направления работы, а именно:

- лечебно-оздоровительное

- образовательно-коррекционное

- медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция

- социально-трудовая реабилитация

- социальная защита.

Но реализация данных направлений была бы не полноценной без создания развивающей среды с использованием следующей продукции предприятия «АЛЬМА»:

- специальное оборудование для детей с нарушениями движений;

( сухой бассейн, конструктор «Горка», мягкие модули и набивные мячи)

- оборудование для развития общей подвижности;

(коврик «Топ-топ», игровая труба, модульный комплекс «Забава», напольная дорожка «Гусеница», игровые мячи и обручи)

- материал для развития ручных навыков;

(шнуровки, дидактический набор «Божья коровка», различные конструкторы, двухсторонний мольберт, лепная масса, материалы для техник Монтессори)

- игрушки и средства для развития тактильного восприятия;

(тактильные ячейки, игровое тактильное панно «Ёжик», сенсорная дорожка)

- игрушки и средства для развития зрительного восприятия;

(геометрический паровозик, цветные таблички, настенный модуль «Сравнение цветов», дидактическая черепаха)

- игрушки и средства для развития слухового восприятия;

(набор музыкальных инструментов, музыкальные колокольчики, стеклянные подвесные фигуры)

- игрушки для развития мышления;

(набор фигур для плоскостного конструирования, разрезные картинки, домино, игра «Сложи узор», логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера)

- оборудование для поддержки социально-эмоционального развития;

(кукольный театр, настольная ширма, зеркальное панно, игровые наборы: «Мамина помощница», «Кухня», «Няня», игровой комплект «Азбука пожарной безопасности», игровая мебель, дидактический коврик «Деревня»)

- оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

(столик для игр с водой и песком, световой стол для рисования песком)

- музыкальное сопровождение;

(набор CD-дисков для релаксации)

Высокий профессионализм наших специалистов требует стандартизированной технологии проведения диагностики, а также стандартизированного и единообразного методического обеспечения. В системе образования детского сада имеет место единый диагностический банк методик, единые подходы при проведении диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий. Обязательным компонентом такой диагностики развития является классификация специальных образовательных потребностей ребенка и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи. И, исходя из этого, наша система обучения и воспитания «особых» детей стала базироваться на единых принципах:

1.Принцип компетентности.

2.Принцип комплексной работы специалистов.

3.Принцип взаимодействия с семьей.

4.Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.

5.Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий.

6.Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции.

7.Принцип сочетания работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации[2,3].

В работе с детьми нашими специалистами используются разнообразные методики: сказкотерапия, изо-терапия, песочная терапия, логоритмика, элементы мнемотехники, «Логические блоки Дьеныша», многофункциональные развивающие игры Н.И. Карцевой, С.И. Губарьковой, Н.В. Шишовой, Л. Данилиной, Б.П. Никитина. Так же успешно применяются элементы техник М. Монтессори, «Детские жесты» О. Петровой, Т. Бауэра и Р. Франца. Дети с ОВЗ, как правило, имеют комплексные нарушения и требуют не только специального отношения и ухода, но и индивидуальной работы. Именно поэтому, мы отводим значительное место индивидуальным занятиям, которые проводятся по авторским программам, разработанным совместно с педагогом-психологом и учителем-дефектологом нашего сада. Все занятия проходят в форме игры, особое внимание уделяется развитию функциональных возможностей и тренировке кистей рук, поскольку это необходимо для последующего усвоения трудовых навыков и письма. Наши педагоги постоянно сотрудничают с семьей, так как на разных этапах требуется не только понимание позиции родителей, но и адекватная психолого-педагогическая помощь им в понимании сущности имеющихся у воспитанника отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и создание условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения. Поэтому весь лечебно-педагогический процесс нашего ДОУ, строится таким образом, чтобы у воспитанников формировалась активная жизненная позиция, оптимизм, общительность и уверенность в своих силах.

Мы надеемся, что представленный нами опыт организации и содержания комплексной помощи детям с ОВЗ в условиях детского сада может стать своеобразным ориентиром для построения общей системы специального образования. Где главной идеей обучения и воспитания таких детей будет развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка ее отдельных функций и в основу работы положено признание их равных со всеми другими, создание безбарьерной среды и улучшение качества жизни.


Составила Карасева Екатерина Викторовна.


Литература

1.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.-96с.

2.Методические рекомендации по составлению программ комплексной реабилитации детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата/ Комитет по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, 2002,-182с.

3.Смирнова И.А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП». Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.-160 с.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ