Урок по теме "Дыхательная гимнастика"

Муниципальное образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальная (коррекционная) школа- интернат

для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья № 66» VIII вида

Дыхательная

гимнастика

Дыхательная гимнастика для детей

http://mama.darievna.ru/uploads/october-10/6760c75e3c2e3e463a18e2ea380a5b3a.jpg

Разработан: Карапыш Елена Евгеньевна.




Дыхательно-звуковая гимнастика

«Полет на Луну»

При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
       «Запускаем двигатель».

И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки.

Вдох – и.п. – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить : «Р-р-р-». Повт.4-6раз.
      

«Летим на ракете».

И.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой.

Вдох – и.п. ; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить : «у-у-у-у». Повт.4-6раз.


       «Надеваем шлем от скафандра».

И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок.

Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повт. – 4-6 раз.


       «Пересаживаемся в луноход».

И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища.

Вдох- и.п.; выдох- полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!».повт.4-6р.

«Лунатики».

И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь.

Вдох – и.п. ; выдох – наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи».

Повт по три-четыре раза в каждую сторону.


   «Вдохнем свежий воздух на Земле».

И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища.

Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести : «Ах!». Повт.- 4-6раз.
      





Учимся раздельному дыханию.

  • Ладошки качаются на волнах волшебного озера (дышим животом )

Лечь на спину, потянуться и расслабиться. Положить руки на живот, дышать животом так, чтобы руки мягко и несильно поднимались и опускались

  • Спящее озеро и волшебные ворота (дышим грудью)

Лечь на спину, потянуться и расслабиться. Живот неподвижен (озеро заснуло) положить мячик на живот, а ладони на грудь Вдыхаем грудью и разводим локти в стороны, пальчики разъезжаются в стороны (волшебные ворота открылись). При этом озеро тихое и мячик не подвижен. Выдыхаем грудью, локти прижимаем к груди, пальчики съезжаются (ворота закрылись). Озеро тихое и мячик на выдохе неподвижен.

  • Тихое озеро и спящие волшебные ворота (дышим плечами)


Лечь на спину, потянуться и расслабиться, мячик положить на живот, ладони на грудь, пальчиками встык. Вдохнуть при этом живот не поднимается (озеро тихое) и грудь не двигается (волшебные ворота закрыты). Поднимаются только плечи к голове. На выдохе плечи опускаются .
 

Учимся удлиненному выдоху

  • Легкий ветерок


Подуть на ладошку через рот, через нос на ладошку
1) Подуть на ладошку через рот, через нос на пушинку.
2) Подуть на ладошку через рот, через нос на листочек
3) Подуть на пушинку, чтобы она перелетела в ладошки соседа
4) Подуть на ладошку через рот, через нос на вертушку
Выдох легкий, нежный тогда он сможет дуть непрерывной струей и подольше

  • Раздувайся пузырь.

Дети вплотную друг к другу становятся в круг, берутся за руки и, постепенно расширяя круг, говорят:
Раздувайся пузырь – вдохнув, слегка приседают и, наклоняясь вперед, выдыхают ртом, как бы надувая пузырь,
Раздувайся большой – то же,
Оставайся такой – то же,
Да не лопайся – то же.


А) Ведущий произносит «Хлоп» – дети опускают руки и разбегаются, кружась по залу как маленькие разноцветные мыльные пузырьки.


Б) Или ведущий говорит: «Сдулся пузырь». Дети опускают руки, садятся на корточки, произнося долгое «Ш-ш-ш…».

Дыхательные упражнения.

Вырастим большими.

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

Дровосек.

Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

Гуси шипят.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

Косарь.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.

Пилим дрова.

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе

Паровоз.

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.





Надуй шар.

 Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

Спускай воздух.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

Подуй на свечку.

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

Минуты тишины.

Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом «тишина» и ожидает выполнения написанного призыва. Тихим голосом, доходящим до шепота, взрослый обращает внимание детей на правильную позу, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног. Дети тихо сидят одну минуту. Можно предложить им в это время прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Дети обычно бывают удивлены тому обилию звуков, которые они слышат во время «минуты тишины» и на которые они не обращали внимания в обстановке городского шума. «Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой волевых центров







Дыхательно-звуковая гимнастика

для обучения детей дышать через нос и для профилактики заболеваний дыхательных путей

1.Чистим носы.
А) Вдох обеими ноздрями одновременно, поглаживая нос от кончика к переносице.
Выдох через правую ноздрю. На выдохе, правую ноздрю прижать указательным пальчиком правой руки, а по левой стороне носа слегка постукивать указательным пальчиком правой руки. Повтор 3-4 раза.
Б) Вдох тоже. На выдохе, левую ноздрю прижать указательным пальчиком левой руки, а по правой стороне носа слегка постукивать указательным пальчиком правой руки. Повтор 3-4 раза.

2) Свободно дышим.

Вдохнуть и выдохнуть через правую ноздрю – 4-8 раз. Потом через левую. 

3) Поем звуки

А) Вдох свободный через нос, а на выдохе петь звук «м-м-м..», одновременно постукивая по крыльям носа.
Б) Вдох свободный через нос, а на выдохе через правую ноздрю петь звук «м-м-м..», одновременно постукивая по правому крылу носа.
В) Вдох свободный через нос. На выдохе энергично произносить «п-б». Упражнение укрепляет мышцы губ.
Г) То же, но звуки "т-д" – для укрепления мышц языка.
Д) Высунуть язык и энергично произносить «к-г», «н-г». для укрепления мышц глотки.

 4) Зеваем.

Зевнуть и потянуться 2-3 раза.
Упражнение стимулирует гортанно-глоточные мышцы, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния.

 5) Полет на Луну.

Сесть, скрестив ноги, расслабиться. Свободно вдохнуть, а на выдохе петь долгий звук «а-а-а», одновременно поднимая левую руку вверх. Затем после выдоха рука опускается.

 6) Полет к Солнцу.

То же, но поднимается правая рука, поется «о-о-о» немного громче.

ПОЗЫ, ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ.

  • Змея смотрит вперед.

Змея спит. Лечь на живот, руки вытянуть вперед.
Пролетела бабочка, змея проснулась и поднимает голову. Медленно на вдохе поднимать голову вверх, отрывая сначала плечи, потом верхняя часть груди от пола, живот и бедра удерживаются на полу.
Змея смотрит вперед. В позе тянуть голову вверх (не запрокидывая), замирая на 3-5 сек.
Бабочка улетела, змея вздохнула, опустила голову и замерла. На выдохе, пропевая песенку змеи ш-ш-ш, опустить на пол: голову и плечи.

Эта поза - хорошая профилактика сутулости.

  • Змея осматривается .

Пробежала мышка. Змея, поднимает голову и ищет мышку, (поворачивает голову направо – где мышка), поворачивает налево – где мышка).. Опустила голову и замерла.
На вдохе медленно поднять голову, повернуть направо – прямо – налево – прямо. На выдохе опустить голову и плечи на пол, произнося звук: “ш-ш…”
Этот вариант позы – хорошая профилактика сколиоза.

  • Змея готовится к прыжку.

Змея подняла голову и устремилась вперед. Лечь на живот, руки вытянуть вдоль тела и прижать к бедрам. Не опираясь на руки, поднять голову и потянуться ею вверх-вперед. (руки могут заводиться за голову или сцепляться за спиной).
Эта поза – прекрасно укрепляет мышцы спины.

  • Кузнечик играет песенку жука (змеи, эха) на одной скрипочке 

Перед упражнением поговорить о кузнечике, о том, что у него на лапках есть трещетки. Сказать, что у нашего кузнечика скрипочки волшебные, и они умеет не только трещать, но и жужжать как жук и шипеть как змея, петь как эхо –а-а-а.. И он на них, как на скрипочке, играет свою песенку. Спеть песенки: кузнечика – цс-с-с…. жука – ж-ж-ж, змеи – ш-ш-ш, эха – а-а-а)
А) Играет а одной скрипочке Лечь на пол, руки вытянуть вдоль туловища, ладони положить на пол. Поднять прямую ногу, и опираясь на руки, потянуть ее вверх. Сделав легкий вдох, на выдохе, пропевая: ж-ж-ж, медленно опустить ногу и расслабиться. Повторить с другой ногой

Б) Играет на двух скрипочках. Поднять обе ноги вверх. Слегка вдохнуть, и медленно опуская ноги, на выдохе пропеть песенку жука (ж-ж-ж).

  • Лодка качается на волнах

Лечь на живот, руки вдоль тела. Поднять голени ног и попеременно захватить щиколотки ног одноименными руками (правой рукой правую щиколотку, а потом левой рукой левую щиколотку). Затем, слегка вдохнув, на выдохе, шипя «ш-ш-ш» как волны моря, прогибая спину, оторвать ноги от пола. И так 2-3 раза. Получается покачивание, похожее на качание лодочки на волнах. Затем медленно опустить бедра и плечи на пол, отпустить щиколотки и выпрямить ноги.
Релаксация. Подняться на четвереньки и сесть пятки, голова к полу.

Поза полезна как профилактика сутулости.   

  • Кролик спрятался

Кролик вытянул ушки и  замер. Сесть на колени, колени вместе, носки лежат на полу, наклониться вперед и коснуться лбом пола, руки спокойно вытянуты вперед.
Кролик спрятал ушки. Тоже, но руки держаться за пяточки.
Поза – хорошая релаксация и отдых после выполнения предыдущих поз, с изгибом спины назад. Кроме того, поза дает чувство спрятанности и безопасности.

  • Крокодил

Крокодил спит. Лечь на пол, лицом вниз, ладони около плеч.
Крокодил проснулся. Прижать локти к бокам и приподнять голову.
Крокодил идет к воде. Отжимы на руках.
Крокодил стремительно плывет к берегу. Лечь на пол, на живот и вытянувшись дугой, поднять вверх, соединенные ладонями прямые руки и соединенные прямые ноги (как рыбка).
Доплыл. Опустить руки и ноги на пол, и расслабиться.

Поза укрепляет руки, плечевой пояс, тонизирует и укрепляет мышцы спины.                        

 ПОЗЫ, СИДЯ НА КОВРИКЕ

  • Лев

Лев ищет добычу. Сесть на колени, спина прямая, язык прижат к небу. Медленно поворачивать голову направо и налево, одновременно двигая язык в сторону поворота.
Лев нашел добычу. Слегка наклониться вперед и немного отвести локти назад, чтобы грудь выпятилась вперед, Пальцы растопырить, слегка согнув, и сильно напрячь (как лапа тигра или льва). Глаза расширить и направить вверх, язык высунуть и потянуть вниз к подбородку. На выдохе потянуть звук а-а-а, так чтобы получился утробный рык. (Можно рычать со звуком – днем охотится, и беззвучно – ночью охотится).
Напрягая мышцы горла и языка, усиливаем обмен в них.

Это – хорошая профилактика ангины.

  • Жук на цветке

Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, и выпрямить спину, руки на бедрах.
Сделав легкий вдох, на выдохе, втягивая живот, петь печенку жука «ж-ж-ж», одновременно опираясь руками в бедра и вытягиваясь макушкой головы вверх (цветок тянется к солнышку). Повторить 2-3 раза.
Поза укрепляет поясницу и усиливает обмен в области почек.

  • Гора и орел

Сесть прямо, вытянув ноги по полу.
Гора выросла. Сгибая одну ногу, подтянуть правое колено к себе, стопа на полу. Согнув в колене, подтянуть стопу правой ноги к тазу. Спина прямая, макушка тянется вверх. Руки обхватывают колено, и помогают спине тянуться вверх.
Орел на вершине горы осматривается. Повернуть плечевой пояс и голову вправо. Выпрямиться и потянуться спиной вверх. Потом повернуться влево. Выпрямиться и потянуться спиной вверх
Гора растаяла. Выпрямить ногу, положить руки на бедра То же с другой ногой.

Поза вытягивает позвоночник и, укрепляет поясницу и подтягивает мышцы живота, расслабляет мышцы спины, предупреждая сколиоз.

  • Морда коровы

Сесть прямо, вытянув ноги вперед. Согнуть левую ногу и установить стопу с правой стороны от таза. Согнуть правую ногу и установить стопу ближе к левой стороне таза (правое колено нога, располагается над левым). Руки на коленях. 

Корова машет ушами. Покачать носками стоп вперед-назад.
Релаксация. Поднять верхнее колено руками и поставить стопу на пол, тоже с нижним коленом. Вытянуть ноги вперед, помассировать колени и напрягая ноги потянуть пятки вперед.


Поза укрепляет и делает подвижными колени и тазобедренные суставы

  • Рог коровы

Сесть на колени. Раскрыть руки в стороны. Поднять правую руку вверх, а левую опустить. Согнуть обе руки в локте и завести их за спину (правую сверху, левую – снизу). Попробовать пальцы правой и левой руки соединить. Локоть правой руки направлен вверх, а левой – вниз. Потом разжать пальцы, не спеша распрямить руки и вытянуть в стороны. Повторить движение в другую сторону.. После освоения позу можно исполнить под приговорку “Рано утром поутру, пастушок ту-ру-ру-ру…”

Поза расслабляет мышцы плечевого пояса, раскрывает грудь и выпрямляет спину, укрепляет лопатки и запястье                                                   

  ПОЗЫ, СТОЯ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

  • Собака  потягивается  на солнышке

Собака спит. Лечь на живот, ладони рук около плеч, голова лежит полу
Собака проснулась и потягивается задними лапами.  Встать на четвереньки, вытянуться на прямых руках телом вверх, потянуться макушкой к солнышку.
Собака  потягивается передними лапами. Встать на четвереньки и сесть на пятки, руки, вытянуть вперед.
Собака смотрит на землю. Встав на четвереньки, выпрямить ноги и посмотреть вниз.
Собака легла на коврик. Встать на четвереньки, сгибая руки, медленно опустится на пол, лечь на живот, ноги вытянуты, голову положить на пол и сонно произнося “Г-а-в»

Эта поза раскрывает грудь, растягивает и укрепляет грудные мышцы, делает спину более гибкой.

  • Пес Бобик

Вот наш Бобик – славный пес – сесть на пятки, руки лежат на бедрах. Поочередно каждой рукой слегка шлепнуть по бедру (2раза).
Белый лобик – опустить голову к полу, руки вытянуть вперед
Черный нос – перевести вес тела на руки и вытянуться на них, слегка прогнувшись назад, и потянув голову вверх.
Бобик, Бобик, лапу дай – встав на четвереньки, вытянуть вперед и опустить поочередно правую и левую руку.
Сядь на коврик и не лай – сесть на пятки, положить ладони на бедра и покачать головой.                   

               ПОЗЫ СТОЯ

  • Дерево

Дерево тянется макушкой к небу. Встать прямо, руки вдоль тела и головой потянуться вверх.
Ветви дерева тянутся к небу. Поднять руки через стороны вверх и потянуться ладонями вверх.
Ветки тянутся к земле. Через стороны руки перевести вниз и потянуться руками вниз.
Дерево склонилось к земле. Медленно позвонок за позвонком наклониться вниз и повиснуть, руки свободно висят.
Дерево распрямилось. Так же позвонок за позвонком распрямиться , руки вдоль тела.


Поза вытягивает позвоночник и способствует формированию правильной осанки.

  • Дерево под приговорку «Рано утром солнце встало» 

Рано утром солнце встало, – поднять руки в стороны
Осветило дальний лес, – поднять руки через стороны вверх и сцепить пальцы над головой
Полный сказок и чудес. – чуть отклониться вправо-влево
Холод ночи раскидало, –опустить руки через стороны вниз
Всех детишек приласкало – скрестить руки на груди, как бы обнимая себя.

  • Цветок тянется к солнышку

Зернышко цветка спит в земле – сесть на корточки, голову спрятать в колени, руки на голове.
Почувствовало тепло, проснулась, стало расти – соединив ладошки, и медленно вставая, поднять руки вверх.
Потянулся к солнышку – стоя, потянуться руками вверх.
И раскрылся – слегка развести руки в стороны.
Солнышко зашло, цветок спрятался. Соединить ладони, опустить их к голове и сесть на корточки.
Этот вариант позы обладает еще положительным психологическим эффектом, способствуя восстановлению своей внутренней целостности, единства с собой и миром

  • Вулкан

Вулкан спит. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела.
Вулкан просыпается и набирает силу. На вдохе медленно соединить ладони и вытянуть руки вверх, потянуться руками вверх.
Извержение вулкана. На выдохе со звуком, имитирующим извержение: “П-щ-щ-щ”, не спеша, руки раскрыть в стороны и опустить вниз.                                                        

ПОЗЫ НА РАВНОВЕСИЕ

  • Полет журавлика

Встать прямо ноги вместе, руки опущены.
Журавлик расправил крылья. Поднять руки в стороны, кисти вверх (ладони смотрят в стороны).
Журавлик машет крыльями. Поднять колено ноги и раскрыть руки в стороны. Опустить ногу, поставив плотно стопой на пол, и чуть присесть и руки опустить. Раскрыть руки и поднять колено другой ноги. Выпрямиться вверх. Опустить ногу и руки.
Журавлик летит. Согнуть правую ногу в колене, поднять стопу до уровня колена левой ноги, прижать ее к ноге (колено согнутой ноги смотрит вперед). Стоять в позе 5-10 сек, смотреть вперед.

Поза развивает устойчивость, равновесие и наполняет чувством радости.. После освоения движение можно исполнить под песенку: «Повадился журавель…»

  • Полет синей птицы

Синяя птица готовится к полету. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Присесть, отвести слегка руки назад, и потянуться макушкой вверх.
Поза, укрепляет мышцы ног, поясницы, способствует формированию хорошей осанки
Полет синей птицы. Стоя, согнув правую ногу в колене, голень завести назад и взяться за щиколотку правой рукой, а левую руку вытянуть вперед-вверх. Затем поменять положение руки и ног и повторить позу.
Поза развивает вестибулярный аппарат, уравновешивает психику.

Дыхательная гимнастика.

1. «ЧАСИКИ»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.

2. «ТРУБАЧ»
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.

3. «ПЕТУХ»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.

4. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд.

6. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

7. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

8. «НАСОС»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.

10. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз.

11. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки-вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—5 раз.

12. «ЛЫЖНИК»

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

13. «МАЯТНИК»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х».
Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.

14. «ГУСИ ЛЕТЯТ» Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить «г-у-у у-у».

15. «СЕМАФОР»
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.

Эти упражнения ребенок должен выполнять утром и среди дня. В летнее время второе занятие лучше проводить на воздухе во время прогулки.

Дыхательная гимнастика №1

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

    • «найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

    • «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

    • «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

    • «Носик балуется»

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

    • «Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

    • «Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

  • «Поиграем носиком»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом делается как бы растирание.

Заключительный этап.

  • «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой
.














Дыхательная гимнастика для детей    

Дыхание играет важнейшую роль для формирования речевой системы, оно питает речевой аппарат энергией, необходимой для хорошего и чистого произнесения слов.

А еще правильное дыхание очень полезно для нервной системы, ведь глубокий медленный выдох помогает нам расслабиться, снять напряжение, успокоиться, перебороть раздражение или, может быть, волнение. Как совершенно справедливо считали восточные мыслители, управляя дыханием, ты управляешь собой. Дыхательная гимнастика может стать одним из элементов воспитания произвольности, терпения и усидчивости.

В начале многие упражнения могут показаться ребенку сложными или даже скучными, поэтому подавать ценные дыхательные упражнения нужно в игровой форме. Обязательно придумайте для упражнений шутливые названия. Можно дополнять дыхательную гимнастику элементами артикуляционной, и в паузах между дыхательными упражнениями читать с малышом короткие стихи-чистоговорки. Например:

Дубовый столб стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.

Заниматься дыхательной гимнастикой можно сразу после пробуждения, можно подключить избранные упражнения к привычной зарядке ребенка. Если стоит хорошая сухая погода, то дыхательной гимнастикой отлично заниматься на свежем воздухе, в парке или сквере.

Не стоит бросаться и выполнять сразу целый комплекс упражнений, особенно на первых занятиях. Выберите несколько интересных и забавных для ребенка на Ваш взгляд, а на следующем занятии предложите другие. Так у детей не возникнет ощущения, что дыхательная гимнастика – это утомительное и скучное времяпрепровождение.

Очень важно правильно выполнять дыхательные упражнения. Вдыхаем воздух обязательно через нос, плечи при вдохе не поднимаются. Выдыхаем медленно, долго и постепенно. Иногда малыши надувают щеки во время глубокого вдоха, этого делать не стоит.

Для того, чтобы ребенку было интереснее и веселее заниматься, можно использовать его любимые мягкие игрушки. Они помогут расслабиться, а также запросто могут стать компаньонами при выполнении упражнений. Можно усадить плюшевого любимца на животик малышу, и он увидит, как зверушка поднимается во время входа и опускается при выдохе. Это поможет сделать акцент на дыхании.

Некоторые детские забавы уже, по сути, являются дыхательным упражнением. Вспомните, как детям нравится рисовать пальчиком на стекле, но перед этим нужно создать поверхность для рисования. А для того чтобы стекло затуманилось, придется, как следует, подышать. Используйте эту дыхательную игру для усиления детского интереса к дыхательной гимнастике.

А всем известные мыльные пузыри, чем не тренировка дыхания? Вдыхаем воздух носом, складываем рот трубочкой и выдувает искрящийся на солнце шарик! Это упражнение наверняка придется по вкусу любому дошкольнику. То же касается и белых цветков одуванчика. Какого малыша оставит равнодушным букет из этих воздушных шариков?!

Детям также очень нравится дышать через одну ноздрю, зажав вторую пальцами, это же так потешно! А можно посостязаться, кто дольше задержит дыхание, представляя себя отважными ныряльщиками.

Перед началом занятий выполните небольшую разминку: в течение нескольких минут пошагайте на месте, сделайте несколько приседаний.

Самые простые дыхательные упражнения доступны даже самым маленьким детям. Но выполнять упражнения нужно дозировано и очень осторожно. Для совсем крох подойдут, например, такие упражнения:

Бегемотик. Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Кладем ручку малыша на диафрагму, дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения):

                      Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.
                      То животик поднимается (вдох),
                      То животик опускается (выдох).

  Воздушный шар. Малыш лежит на спине, ручки положив на животик. Вы можете составить ему компанию. Вдыхаем воздух и надуваем животик, как шарик. Теперь задерживаем дыхание на 5 счетов, а затем постепенно сдуваем живот-шарик. И опять задерживаем дыхание. Всего нужно надуть 5 шариков.

  Башенные Часы. Становимся, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены. Теперь пришло время часам заработать: произносим «тик-так, тик-так» и машем курами вперед назад. Повторить до 10 раз.

  Ворона. Малыш стоит, ИП такое же, как и в предыдущем упражнении. С вдохом широко разводим в стороны руки-крылья, а на выдохе громко каркаем, старайтесь, чтобы звук «р» длился, как можно дольше.


  Паровозик Чух-чух-чух. После статичных упражнений можно и немного походить. Тем более это упражнение всем известное и малышами очень любимое. Малыш наверняка захочет быть паровозом, а мама с папой могут стать вагончиками. Изображаем согнутыми в локтях руками движение паровоза и приговариваем «чух-чух-чух», а когда придет время остановки, взмахиваем рукой и громко гудим «ту-тууу».

   Кидалки. В дыхательной гимнастике можно использовать и некоторый спортивный реквизит, например, мяч. Становимся, руки с мячом находятся на уровне груди. На выдохе кидаем мячик максимально далеко от себя, при этом помогаем себе голосом «уууххххх». Достаточно будет сделать 5-6 таких бросков. Упражнение, во избежание всевозможных разрушений лучше делать на улице.

   Дерево в ветреный день. Садимся на колени или на пятки (как малышу удобнее), следим за осанкой. При вдохе руки поднимаем над головой, а во время выдоха опускаем вниз, слегка наклоняя туловище, совсем как ствол дерева, ветки которого качаются на ветру.

   Хомячок. Какому малышу не нравится симпатяга хомячок с круглыми щечками. Предложите ему на несколько минут побыть таким щекастым другом. Помните. Как Хома в сказке переходил речку с щеками, полными гороха. Надуваем щеки побольше, а теперь делаем несколько шагов по комнате. Переправились на тот берег, хлопаем по щекам ладошками, и они с веселым хлопком сдуваются. Теперь немного отдохнем и повторим.

Хорошего Вам, глубокого дыхания и отменного здоровья!

Качели. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Каша кипит. Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Часики. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Надуй шарик. ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Трубач. ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Ворона. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Курочка. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Жук. ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Петушок. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Подуй на одуванчик. ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Паровозик. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Вырасти большой. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Гуси летят. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Бросим мяч. ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Обычно последнее упражнение перерастает в игру с мячом, пока кому-то (взрослому или ребенку) не надоест.

Воздушный шарик. ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Волна. ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дерево на ветру. ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Ножницы. И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Ныряльщики за жемчугом. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Подуем на…» ИП: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой».

Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой.

Взрослый приговаривает:

«Подуем на живот, Как трубка, станет рот,

Ну, а теперь - на облака И остановимся пока».







Веселые «дыхательные игры»

Они придутся по нраву не только детям. В компании взрослых эти игры также имеют определенный успех.

«Булькание»

Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание (вдох - носом, выдох - в трубочку: «буль-буль-буль»). Нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными)

«Боевой клич индейцев»

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

«Мыльные пузыри»

Эта забава известна всем. Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох - носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

«Филин» или «Сова»

День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф». Игра также развивает внимательность и способность сосредотачиваться.

«Кто дальше загонит шарик»

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Поединок

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

«Пушок»

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

«Ветряная мельница»

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

«Снегопад»

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Листопад»

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Парящие бабочки»

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Игра на музыкальных инструментах. Маленькие дети с радостью играют на музыкальных духовых инструментах - дудочках, губных гармошках и т.п. Необходимо предварительно убедиться, что ребенку по силам дуть в музыкальный инструмент. Большое напряжение в данном случае не желательно. Инструменты, которые не могут быть продезинфицированы, следует регулярно менять.

Ещё одна излюбленная забава малышей - рисунки на стекле. Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.

Предложите малышу игру "гусеница": при помощи выдохов ребенок рисует ножки гусеницы: короткий выдох - короткие ножки, длинный выдох - длинные ножки.

Игровые упражнения

 для развития физиологического и речевого дыхания

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, «га-а-а, гу-у-у» (8-10 раз).

«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук М надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-8 раз).

«Маятник» -  сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3сек.), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот на

карандаш так, чтобы карандаш прокатился по столу.Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя руками «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.

«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.

«Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек.). Наклон в левую сторону - медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение - вдох (пауза 3 сек.). Наклон в правую сторону - медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя  движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносится «ту-ту-ту» (10-15сек.)

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох.  Выдыхая, показать, как долго жужжит большой - «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - «ш-ш-ш».  




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ