Урок по теме : ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛУНТИКА»






ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА


«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛУНТИКА»




http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=79873961-03-72&n=21






Автор

Учитель – логопед

МБОУ «Веселовская СОШ»

Кулешова Елена Тихоновна






АННОТАЦИЯ

Логопедическая сказка «Приключения Лунтика». Автор – учитель логопед МБОУ «Веселовская СОШ» Кулешова Елена Тихоновна.

Главный герой моей сказки – Лунтик. Это добрый, вежливый, трудолюбивый персонаж. Я отправила его в путешествие на поиски страны красивой и правильной речи. В этой истории Лунтик встречается с персонажами разных сказок, которые так или иначе сыграли свою роль в судьбе Лунтика. Каждый раз он попадает в интересную ситуацию, в которой необходимо разобраться и принять правильное решение. Герои помогают ему шаг за шагом осваивать все этапы коррекционной работы. Синичка, Маша и Медведь, мамонтёнок научили Лунтика артикуляционной гимнастике, Айболит со своими друзьями ведёт по пути автоматизации звукопроизношения. Пажи – падежи помогают Лунтику в формировании лексико – грамматических категорий, встреча с поросятами способствует развитию связной речи. Все герои учатся друг у друга отзывчивости, желанию помогать другим, проявляют интерес в общении друг с другом. Эта сказка воспитывает положительную мотивацию к учению. И как итог – Лунтик возвращается из путешествия с красивой и правильной речью.

На занятии может применяться как один определённый цикл сказки, так и отдельные эпизоды цикла.

Терпение и творчество, упорство и победа -
Вот главные этапы в работе логопеда. 
Все Нади, Вани, Вити должны заговорить, 
И от меня зависит – красивой речи быть!
Душа болит за каждого, всем хочется помочь. 
Не раз вопрос: «Что делать?» преследовал всю ночь. 
Идёшь порою с сумками, а язычок «грибком», 
Или «лошадкой» цокает, иль губы «хоботком». 
Вдруг затрещишь «моторчиком» раз несколько подряд 
И ловишь настороженный идущих мимо взгляд. 
Так день за днём - то вниз, то вверх летает язычок, 
Работать так настойчиво из вас не каждый б смог. 
И появились звуки вдруг, появятся и слоги, 
А там уже слова пойдут по правильной дороге.
И я без ложной скромности признаться не стыжусь, 
Что я своей профессией действительно горжусь.


C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\P1070547.JPG

В некотором царстве, в некотором государстве жил малыш по имени Лунтик.У него было много друзей.

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=208764873-39-72&n=21

И стал Лунтик замечать, что его речь не такая красивая и правильная, как у окружающих. Обратился Лунтик к своему волшебному зеркальцу: «Свет мой, зеркальце, скажи, если можешь – покажи – что не так с моею речью?» Зеркальце ему в ответ: «Отправляйся в белый свет, есть страна красивой речи, там получишь ты ответ». «Спасибо за совет», - сказал Лунтик.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=476245825-22-72&n=21


И отправился он в путешествие.


(I. Развитие артикуляционной моторики). Долго ли шёл, коротко ли. И повстречалась ему птичка – синичка.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=330435290-02-72&n=21

Просила она его о помощи: «Злой ворон сбил гнёздышко с дерева, а в нём мои птенчики». (Упражнение «Птенчики» - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=26391325-61-72&n=21

«Мне одной не справиться, так как под деревом сидит кот и не подпускает меня к моим деткам». (Упражнение «Киска сердится» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.) И помог Лунтик бедной птичке. Он не испугался кота. Взял свою лопатку (упражнение «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе), посадил в неё птенцов и передал маме – синичке. А синичка отблагодарила Лунтика: угостила чаем (упражнение «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов) с мёдом (упражнение «Жало» - рот открыт, узкий напряжённый язык выдвинут вперёд). «Спасибо, синичка, за угощение», - сказал Лунтик. И пошёл дальше.

Вдруг увидел на опушке леса дом. Решил зайти, передохнуть. Постучался.


http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=489801332-60-72&n=21

Открыла ему дверь Маша. Но быстро убежала, так как Медведь позвал её умываться, чистить зубы (упражнение «Почистить зубы» - рот закрыт, круговым движением языка провести между губами и зубами). И Лунтику предложили с дороги принять ванну. После завтрака Лунтик и Маша поиграли в футбол (упражнение «Футбол» - рот закрыт, напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку), покачались на качелях (упражнение «Качели» - рот открыт, напряжённым языком тянуться к носу и подбородку), покатались на лошадках (упражнение «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку), поиграли на гармошке (упражнение «Гармошка» - рот раскрыт, язык присосать к нёбу, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть). Медведь угостил всех вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта). Лунтик поблагодарил Машу и Медведя за гостеприимство и отправился дальше.

И повстречал Лунтик мамонтёнка.

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=44659844-35-72&n=21

Они друг другу улыбнулись (упражнение «Улыбка» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны) и стали знакомиться. Мамонтёнок пригласил Лунтика к себе в дом. Лунтик объяснил причину своего путешествия. Мамонтёнок говорит: «Тогда тебе надо идти прямо, увидишь небольшой заборчик (упражнение «Заборчик» - верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке), обойдёшь его, и там тебе обязательно помогут. А вот это тебе волшебная трубочка (упражнение «Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой), она поможет тебе в трудную минуту». «А как же ты?» - спросил Лунтик. Мамонтёнок ответил: «А у меня длинный хобот, он мне помогает» (упражнение «Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд). Лунтик сказал: «Ничто не ценится так дорого, как доброе и вежливое слово».

Попрощался он с мамонтёнком и пошёл дальше искать страну красивой речи.


(II. Автоматизация звукопроизношения)

И повстречался ему Айболит.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=53961701-52-72&n=21

Он сидел под деревом со своими друзьями. «Скажите, пожалуйста, как мне попасть в страну красивой речи?» - спросил Лунтик. Айболит ответил: «А ты уже путешествуешь по этой стране. Заходи, присоединяйся к нам, здесь у нас очень весело и интересно: к нам в гости зашёл жук (все жужжат – ж – ж – ж),

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=233137780-30-72&n=21

муха прилетела и звенит – з – з – з,

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=415925468-39-72&n=21

приползла змея и зашипела – ш – ш – ш.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=72070819-18-72&n=21

Все они хотели приехать на велосипеде, но спустило колесо – с – с – с».

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=480549062-26-72&n=21

Сейчас мы поиграем в волшебный мешочек. В нём очень много различных предметов. Предмет, в названии которого есть звук С отдаём лисе,

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=31260549-02-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=281045603-06-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=192472174-21-72&n=21


со звуком З отдаём зайке,

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=482309504-44-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=128098011-01-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=63887333-52-72&n=21


со звуком Ш отдаём Барбосу,

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=19187250-10-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=420575828-48-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=84024127-37-72&n=21


со звуком Ж – бегемотикам.


http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=140791790-63-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=463233729-17-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=522616232-40-72&n=21


А теперь все вместе давайте назовём эти предметы.

И вдруг сказала лиса:

са – са – са – вот летит оса,

со – со – со – отвалилось колесо,

су – су – су – всем подарки принесу,

се – се – се – кто расскажет о лисе?


И говорил зайчонок:

за – за – за – на лугу коза

зу – зу – зу – я морковь везу

зы – зы – зы – есть бородка у козы

зи – зи – зи – лошадка, быстро нас вези.


И сообщил Барбос:

ша – ша – ша – в кастрюле варится лапша

шу – шу – шу – я шубу ношу

ши – ши – ши – веселятся малыши

шо – шо – шо – мы говорим хорошо.


А малыши – бегемотики ухватились за животики и весело кричали:

жа – жа – жа – мы нашли ежа

жи – жи – жи – прилетели к нам стрижи

жу – жу – жу – всех я рано разбужу

жок – жок – жок – скушай сладкий пирожок.


http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=124563356-08-72&n=21

Лунтик внимательно слушал своих друзей и выполнял всё вместе с ними. После этого Лунтик рассказал стихи, которые учил дома:


[с] Давай дружок, смелей дружок, кати по снегу свой мешок –

Он превратится в толстый ком, и станет ком снеговиком.


[з] Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

Все озёра – зеркала из зелёного стекла.


[ш] Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила, прямо в Мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка: на носу вскочила шишка.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=98095374-36-72&n=21

[ж] Шьёт ежатам ёжик восемь новеньких сапожек.

Каждому на ножки новые сапожки.

Стихи понравились друзьям Лунтика, и они их тоже выучили. Лунтик поблагодарил всех: «А теперь мне надо идти».

«Лунтик, ты умный, добрый, вежливый. Приходи к нам ещё, правда, путь к нам далёкий», - сказали друзья.

А Лунтик ответил: «Для дружбы нет расстояния». И отправился путешествовать дальше.


(III. Формирование лексико – грамматических категорий)

Долго ли шёл, коротко ли. И попал он на волшебную поляну. А на этой поляне были кривые зеркала. Всё, что говорил Лунтик, зеркала повторяли наоборот. На помощь Лунтику пришли пажи – падежи.

И они сказали: « Мы откроем тебе секреты предлогов и падежей. А сначала давай познакомимся:


C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\P1070528.JPG

Им. п. – я паж

Р.п. – ты видишь меня

Д.п. – ты даёшь мне конфету

В.п. – я вижу тебя

Т.п. – я горжусь тобой

П.п. – я говорю о тебе.

К нам в гости приедет Золушка. Но она будет не одна, а со своими друзьями: Золушка сидит в карете.

Перед каретой стоит лошадь.

Из – под кареты выглядывает пёс.

Над каретой летит птица.


C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\P1070549.JPG


Лунтик, а теперь ты дополни предложения нужными предлогами:

  • Собака выбежала из конуры.

  • Собака спряталась за куст.

  • Собака выглянула из – за куста.

  • Шишка упала с высокой ели.

  • Цветы вянут без воды.

«Молодец, Лунтик, ты справился с этим заданием, - сказали Пажи, - теперь давай поиграем: мы называем тебе один предмет, а ты – много: карандаш, книга, чашка, тарелка, рука, щётка.


http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=95295665-57-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=145287025-09-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=397758241-48-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=145275891-05-72&n=21



http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=5721747-44-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=206711525-10-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2983541-66-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=180538987-61-72&n=21


http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=223589558-16-72&n=21 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=295702607-09-72&n=21 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=43868304-62-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=19809276-20-72&n=21


Пажи похвалили Лунтика: «Умница, ты очень способный ученик. Приглашаем тебя к себе на обед. Но он будет не простой, а волшебный. Мы собрали много овощей, будем делать салаты, а ты скажешь, какой салат получится».

Салат из капусты – капустный.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=36860716-59-72&n=21





Салат из свёклы – свекольный.


http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=125269364-55-72&n=21

Икра из кабачков – кабачковая.


http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=502705897-68-72&n=21

Икра из баклажанов – баклажанная.


http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=328194385-00-72&n=21


Пюре из картошки – картофельное.


http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=2481970-19-72&n=21

Салат из перца, капусты, огурца, помидора – овощной.



http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=68479361-62-72&n=21


Пажи: «Прекрасно, Лунтик. Ты справился со всеми заданиями».

«Значит, это и есть страна красивой речи и мне не надо больше никуда идти?» - спросил Лунтик.

Пажи ответили: «В этой стране есть ещё одна полянка, без которой невозможно иметь красивую и правильную речь. Ты обязательно должен побывать на этой поляне».


http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=368669890-61-72&n=21

Лунтик: «Спасибо вам, пажи – падежи. Тёплое слово и в мороз согревает». И отправился Лунтик искать поляну, о которой говорили пажи – падежи.


(IV. Развитие связной речи)

Долго искал Лунтик нужную поляну. Уже было отчаялся её найти. Но вдруг из – за кустов он услышал плач. Заглянул за кустик и увидел трёх плачущих поросят.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=151530160-28-72&n=21


И спросил Лунтик: «Что у вас случилось, почему вы плачете?

Поросята ответили: «Прибегал серый волк, просил выполнить его задания. Если мы сделаем не правильно, то он нас съест».

Лунтик: « Не огорчайтесь, я попытаюсь вам помочь. Для друзей ничего не жаль. Давайте с вами сначала познакомимся. Я – Лунтик».

Поросята: «А нас зовут Наф – Наф, Ниф – Ниф, Нуф – Нуф».

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=115292959-54-72&n=21


«Очень приятно. Давайте задания волка», - сказал Лунтик.

1.

  • Назвать лес ласково (лес, лесочек).

  • Кто ухаживает за лесом (лесник, лесничий).

  • Как называются ягоды, растущие в лесу (лесные).

  • Лес (что делает?) – растёт, шумит, зеленеет, роняет листву, дышит, очищает воздух, радует.

  • Лес (какой?) – большой, густой, дремучий, красивый, осенний, хвойный.

Поросята: «Лес – наше богатство, наша жизнь и здоровье. Лес живой, его надо беречь, охранять от грязи, от болезней, от пожаров».


http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=163210544-58-72&n=21


2. Показать голосом конец предложения:

  • Принесла корова молочка парного. Пью я на здоровье молочко коровье.

  • Гремел гром. Шёл дождь. Сияло солнце. Раскидывалась радуга от края и до края.

3. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова:

  • , …, … - это учебные принадлежности.

  • .., …, … - это одежда.

  • , …, … - это обувь.

4. Правильно расположить слова в предложении:

  • Воробьишки озябшие греются на солнышке.

  • Весенний день при любой погоде пением наполнен птичьим.

  • Хорошо ранней весной пускать кораблики в ручье быстром.

5. Составить небольшой рассказ о снежинке по плану.

  • Какая снежинка попала тебе на варежку.

  • Какая она была.

  • Что с ней произошло.


http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=493383479-53-72&n=21


6. Дополнить последнее предложение в тексте:

Моя бабушка живёт в деревне. Недалеко от её дома есть пруд. Он большой и круглый, как голубое блюдце. Мне нравится…

7. Закончить диалог на тему «В библиотеке», подобрать подходящие слова, прочитать с нужной интонацией:

- Здравствуйте!

- …! Что бы вы хотели почитать?

- Дайте мне, пожалуйста, … . Я очень люблю … .

- Возьмите, … .

- Спасибо.




Поросята поблагодарили Лунтика: «Спасибо, ты нам очень помог».

«А вы мне помогли. Это благодаря нашим совместным усилиям мы справились. Теперь я понял, что значит красивая и правильная речь. Сейчас мне надо возвращаться домой. Я хочу рассказать своим друзьям о путешествии», - ответил Лунтик.

И отправился он в обратный путь.

По дороге ему встретились Бременские музыканты.


http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=219172527-45-72&n=21

Они возвращались из дворца в свой лесной дом и предложили Лунтику довезти его домой. Лунтик согласился и рассказал о своём путешествии. Бременские музыканты восхищались смелостью, настойчивостью, упорством Лунтика и подарили ему песню:

Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету

Тем, кто дружен, не страшны тревого, нам любые дороги дороги.

Когда Лунтик вернулся домой, его встречали все друзья. Рассказывая им о своих приключениях, заметил, что его речь изменилась. Он стал правильно и красиво излагать свои мысли, произносить все звуки и слова. И тогда Лунтик забежал в дом, взял своё волшебное зеркальце и сказал: «Так вот она какая страна красивой речи! Я нашёл её, я побывал в ней!»

А зеркальце в ответ подарило Лунтику свою улыбку.


http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=182822877-33-72&n=21

И закатили друзья пир на весь мир.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ