Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество
Урок по теме: «Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество»
Авдеева Н.В., учитель биологии ГОУ СОШ №121 г. Москвы
Цель: продолжить знакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенности леса, как растительного сообщества
Задачи:
воспитательные - продолжить формирование бережного отношения к природе;
образовательные – повторить материал по жизненным формам растений, растительным сообществам,
ознакомиться с понятиями: ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые, ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения,
научиться выделять ярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету, температуре;
развивающие - продолжить знакомство с растениями своего региона.
Формы работы: рассказ учителя, дискуссия, эвристическая беседа.
Оборудование: таблица «Дубрава», «Ярусность».
Термины урока: ярусность, факторы среды, светолюбивые, теневые, теневыносливые, теплолюбивые, холодостойкие, ксерофиты, мезофиты, гидрофиты, жизненные формы, растительное сообщество.
Ход урока.
Организационный момент.
Контрольная работа по теме лишайники.
Изучение нового материала
Учитель
Ученик
Мы с Вами изучали разные Царства живой природы. Какие?
Растения, Бактерии, Грибы
Какое Царство нами еще не изучено?
животные
Скажите, а в природе все организмы распределены по царствам и обитают изолированно?
Нет, совместно
Как называется явление, когда Папоротники, Мхи, Лишайники, Покрытосеменные обитают совместно
Растительное сообщество
Давайте вспомним определение
Растительное сообщество- совместно произрастающие растения
Какие типы растительных сообществ вы знаете?
Луг, болото, лес и т.д.
Сегодня на уроке мы изучим особенности леса, как растительного сообщества
Тема записывается на доске:
Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество
Запись темы в тетрадь
Когда Вы приходите в лес, на что в первую очередь обращается ваше внимание?
Деревья
А в следующий момент?
Кустарники, травы
Как правильно называется, то что мы перечислили
Жизненные формы
Если приглядеться, можно обнаружить мхи и лишайники. Распределение растений по высоте называется - ярусностью.
Ярусы:
Деревья
Низкие деревья
Кустарники
Травы
Мхи и лишайники
Запись определения в тетрадь.
Учитель показывает ярусы на таблице.
Пользуясь учебником, назовите растения каждого яруса и покажите их на плакате
Ученик после прочтения книги отвечает, пользуясь таблицей и материалами учебника, у доски
Куда следует отнести мхи и лишайники растущие на деревьях?
Отвечают с корректировкой учителя- межярусный слой
А если мы сделаем вертикальный разрез почвы и посмотрим что там внутри. Показывает на плакате
Учащиеся комментируют и приходят к выводу, что есть и подземная ярусность
А всем ли растениям одинаково живется в лесу? Давайте подумаем.
Учитель корректирует ответы учащихся
Одни растения произрастают на свету, другие в тени
Одни в холодных местах, другие в теплых и т.д.
Учитель подводит итог: на растения влияют: освещенность влажность, температура, которые называются факторами среды
Записывают в тетрадь:
факторы среды- освещенность влажность, температура
Давайте вместе заполним схему:
Группы растений по отношению к:
Свет: Вода: Температура:
Работа с учебником с записью в тетрадь:
Свет: Вода:
Теневые ксерофиты
Светолюбивые мезофиты
Теневыносливые гидрофиты
Температура:
Теплолюбивые
холодостойкие
Закрепление материала: работа с терминами в конце § 62
Домашнее задание: § 62, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа, выписать в тетрадь растения хвойных и лиственных лесов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ