Выявление особенностей социальной адаптации одаренных детей в системе УДОД

Выявление особенностей социальной адаптации

одаренных детей в системе УДОД

Просандеева Т.И., УДОД Кировский, город Кемерово

«Если Вы намеренно собираетесь стать менее значительной

личностью, чем позволяют Вам Ваши способности, я предупреждаю,

что Вы будете глубоко несчастливы всю свою жизнь» А. Маслоу

Одной из актуальных проблем в современной педагогике и психологии в настоящее время является выявление особенностей социальной адаптации одаренных детей.

Известно, что с середины 90-х годов прошлого века в нашей стране стали активно разрабатываться программы работы с одаренными детьми.

В 1996 году разрабатывается Федеральная программа «Одаренные дети» и соответствующая педагогическая система на базе московского образовательного пространства.

Создается ряд школ для интеллектуально одаренных детей.

Подписано распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области №844-р от 21 октября 2010 года «Об утверждении Программы по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2010-2015год». Все это необходимо для совершенствования системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи. Обеспечения условий для личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации творчески одаренных детей.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[1].

Одарённые дети или  вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно - чудесное дитя)  - дети, которые признаны образовательной системой, превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления к принятым в обществе правилам и нормам поведения, вид взаимодействия личности с социальной средой, который продолжается на протяжении всей жизни человека[2].

Социальная адаптация творчески одаренной личности - сложное и многофакторное явление, которое в значительной степени характеризуется взаимозависимостью общества и творческой личности и ролью социума в креативном процессе и становлении творческого человека. Однако представляется, что творческим людям, обладающим противоречивыми личностными характеристиками и сложной внутренней организацией, достаточно трудно адаптироваться путем простого приспособления к социуму, вследствие чего среди них более распространена адаптация путем преобразования окружающей среды. Социальная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений[3].

Система факторов, затрудняющих адаптацию творчески одаренных детей в современном обществе, включает в себя наиболее значимые элементы, базирующиеся на выделении трех средств адаптации: личностных (психологических), культурных и институциональных.

К личностным причинам социальной адаптации относятся: депрессия, высокая тревожность, низкая самооценка, эмоциональная чувствительность, стратегия избегания неудач, непослушание, раздражительность, нонконформизм, трудности саморегуляции.

Культурные факторы представлены распространенными в обществе стереотипами, как давлением окружающих, требующим соответствия общепринятым стандартам или отсутствием понимания и психологической поддержки в семье и школе. Отсутствием видимых будущих перспектив, отсутствием тесных связей и неустойчивостью семейных отношений, а также слишком низкими, слишком изменчивыми или слишком жесткими требованиями в отношении ребенка.

Однако наиболее значимыми факторами, ведущими к трудностям адаптации креативных детей, являются институциональные факторы. Они включают в себя неадекватную систему образования и государственной поддержки, а именно: недостаточность программ для развития творческих способностей детей, недостаточность специализированных школ для творчески одаренных детей, несоответствие формы обучения потребностям и способностям ребенка, недостаточность финансирования со стороны государства.

Цель статьивыявление и изучение особенностей социальной адаптации одаренных детей в системе УДОД.

Для успешной социальной адаптации творчески одаренных детей сформулированы следующие задачи:

а) установить роль социума в творческой деятельности и в становлении творческой личности;

б) изучить феномен тревожности в процессе адаптации одаренной личности;

в) выявить факторы, способствующие адаптации одаренных детей в коллективе творческих объединений.

В данном исследовании изучалась адаптация одаренных детей творческого объединения «Радуга талантов» ЦРТДиЮ «Кировского района» в системе дополнительного образования детей с разными видами интеллектуальных способностей, измеренных с помощью тестов, достижений, самооценок и оценок других обучающихся. Результаты демонстрируют сложность и нелинейность отношений между самооценками способностей и критериями адаптации.

Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети нового поколения являются творческим и интеллектуальным потенциалом страны. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования детей.

Особое внимание уделяется показателям, основанным на творческих достижениях городского, областного, Международного уровня, возможно, более ценным, чем тестовые баллы, поскольку результаты отражают признание талантов и могут быть первым шагом в развитии и становлении личности. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Очень важно верить в способности ребенка. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Из позитивного окружения, которое создают ребенку взрослые, он возымеет то, что ему необходимо, в свое время Джон Гауэн (Gowan and Torrance, 1971) предложил целую серию полезных советов педагогам, воспитателям и родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей:

  • создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями;

  • поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам;

  • будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка, старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они покажутся дикими или «за гранью»;

  • помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, необязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями, таким образом, он в свою очередь будет и сам ценить других;

  • находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы они не были неудачны;

  • поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников;

  • не забывайте, что для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающимися идеями. Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены также в трудах отечественных и зарубежных исследователей, как А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, И.А. Малашихина, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и другие.

Педагогу необходимо стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работать над пополнением собственных знаний, учиться и заниматься самообразованием и саморазвитием. Педагог несет ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия.

Дополнительное образование ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки. Выявление одаренных детей должно начинаться в творческих объединениях с первого года обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, воображения, тестирования.

Условно выделяют три категории одаренных детей:

- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при равных условиях, такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте;

- дети с признаками специальной одаренности в определенной области науки, выявляются ярче в подростковом возрасте;

- обучающиеся, не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными интеллектуальными и творческими резервами, чаще встречаются в старшем школьном возрасте.

При работе с одаренными детьми возможно использовать методы психологического воздействия - основные инструменты, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание ребенка. Воздействие имеет цель изменить или сформировать  установки путём предоставления определённой информации. Эффект воздействия зависит  не только от содержания этой информации, но и от того, какие методы воздействия использовались. Существуют методы психологических воздействий, отличающиеся при работе с одаренными детьми по Ю.Б. Гатанову, кандидату психологических наук, автору ряда книг по развитию творческого и логического мышления[5]:

«Мозговой штурм» - для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учитывать, что в первые минуты «мозгового штурма», может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать реже, хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются с точки зрения реализации.

«Сотрудничество и кооперация» дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

«Мягкое соревнование» реализуется в соответствии с правилами:

а) групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

б) соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением;

в) команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей, и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

«Неоценимая деятельность» - это суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

Дополнительное образование в системе государственного образования является особенным пространством, «зоной ближайшего развития», так как в силу своей специфики позволяет выстраивать образовательный процесс, максимально учитывая особенности каждого ребенка. Это делает его благоприятной, продуктивной средой, обеспечивающей непрерывность процесса педагогической поддержки и развития детской одаренности. В системе УДОД используются разнообразные формы работы с одаренными детьми:

  • занятия, тренинги;

  • индивидуальная работа под руководством ПДО;

  • деловые, психологические и интеллектуальные игры;

  • творческие конференции, творческие мастерские;

  • проектная деятельность;

  • конкурсы, выставки;

  • индивидуальные и групповые консультации;

  • работа в библиотеках с источниками;

  • экскурсии.

Для того чтобы добиться результатов в социальной адаптации творческого ребенка, необходимы определенные условия для реализации поставленных задач:

- осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству;

- создание и постоянное совершенствование методической системы, а также включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами;

- содействие в реализации одаренности и организация особой среды, где каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода.

Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

Социальная адаптация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Интересно высказывание знаменитого французского психолога А. Пьерона: «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь. Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания».


Список литературы:

  1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога (около 2000 терминов). [Текст] / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

  2. Челдышова, Надежда Борисовна Шпаргалка по социальной психологии [Электронная книга] / Н.Б. Челдышева, - Правообладатель: Ай Пи Эр Медиа, ЛитРес,18 ноября 2008.- 210 с.

  3. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. - СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. - С. 537.

  4. Гатанов, Ю. Б. Курс развития творческого мышления. Первый год обучения [Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyedu/1998/n1/Gatanov.shtml] СПб.,1996.

  5. Гатанов, Ю. Б. Курс развития творческого мышления. Программа "Умное поколение" (по методике Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли) [Текст] / сост. Ю. Б. Гатанов. - Санкт-Петербург: ГП «Иматон», 1999 г. - 59с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ