Внеклассная и индивидуальная работа по письму и развитию речи с детьми-сиротами, находящимися в замещающих семьях, как одно из эффективных средств обучения и социально-психологической адаптации в современном обществе
Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья с. Ковалевского Краснодарского края
Из опыта работы
«Внеклассная и индивидуальная работа по письму и развитию речи с детьми-сиротами, находящимися в замещающих семьях, как одно из эффективных средств обучения и социально-психологической адаптации в современном обществе»
Подготовила
учитель русского языка
Дусенко Светлана Борисовна
с. Ковалёвское
2014
Современные реалии жизни нашего общества, связанные с ростом информационно-коммуникативных технологий, сложных экономических условий, высоких требований к подготовке специалистов, требуют и новых подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Среди учащихся нашей школы-интерната 64% детей находятся в замещающих семьях. В связи с этим традиционные методы работы по воспитанию и обучению детей-сирот, которые находились на круглосуточном содержании в рамках интернатного учреждения, стали малоэффективными. Наряду с инновационными формами в процессе обучения (позиционный метод обучения, интерактивное обучение, здоровьезберегающие технологии) я широко использую внеклассную воспитательную и индивидуальную работу, являющуюся основой психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья по формированию их социально-правовых норм, реабилитации и социальной адаптации. Использование разнообразных форм работы позволило мне привить интерес к предмету, развивать групповые и коллективные формы работы, значительно активизировать познавательную деятельность, логическое мышление, прививать творческие навыки, умение анализировать и синтезировать, почувствовать свою значимость и роль на уроке. Мои ученики преобразились и на уроках, и вне школы-интерната, научились высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, строить логически связный рассказ, высказывать гипотезы, применять на практике изучаемый программный материал (произведения художников, классиков литературы, разные виды делового письма).
Одно из ведущих мест в этом направлении занимает внеклассное чтение, которое совершенствует технику чтения, расширяет кругозор учащихся, развивает умения выбирать нужные книги и после окончания школы. Отсутствие любознательности у детей, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение правильно выбрать книгу - характерные особенности детей школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая это, провожу большую подготовительную работу с учащимися, воспитателями, библиотекарем, приемными родителями, учителями других предметов. Эта работа проводится систематически как со всем классом, так и индивидуально.
С 2007 года, объявленного годом чтения, с целью популяризации книг и воспитания у учащихся читательской активности я начала сотрудничать с районной библиотекой. Совместно с районной библиотекой провожу в читальном зале уроки внеклассного чтения, уроки-обобщения по определенной теме, по творчеству писателя, используя различные формы урока: урок-путешествие, читательские конференции, викторины.
Читателя, конечно, надо воспитывать. Дети должны понять, что читать нужно, читать важно, читать интересно! Для этого использую различные формы работы.
1. «Книжный паспорт» или дневник читателя.
Формы его ведения отрабатываются на программных произведениях.
- Выходные данные: автор произведения, книжное издательство, год издания.
- Время и место действия.
- Главные герои, события.
- Заметки о произведении.
2. Накопление материала по теме, о литературном герое; аннотации.
На альбомном листе с титульной стороны (слева) записывается в столбик книжный паспорт, справка-рисунок, с обратной стороны - несколько предложений собственно аннотации.
Можно предложить задание по составлению связного ответа (защита аннотации).
3. Сочетание приемов. Литературные игры.
Назову несколько приемов, дающих неизменно хороший результат. Это итоговая литературная игра «Праздник книголюбов». Определяются станции: мой библиотечный формуляр, аннотация, литературный герой, конкурс чтецов, художники- иллюстраторы, инсценировка, парад литературных героев, литературный бюллетень.
4. Интегрированные уроки.
Известно, что интеграция возможна на основе фактов, событий, идей, поэтому я беру за основу такие предметы как история, литература, искусство, музыка, драматизация. Составляется инструктивно-методическая карта, класс объединяется в творческие группы по рассматриваемым темам, готовятся коллективные ответы (защита).
Используя эти формы работы по внеклассному чтению, я добилась того, что мои ученики, прочитав художественное произведение, умеют определять главную мысль, составить план, дать характеристику героям, высказать свое отношение к героям и их поступкам, дать содержательный аргументированный ответ по предложенной теме.
Особенно эффективно проходят такие мероприятия в районной библиотеке, с которой я уже давно наладила постоянную связь. Повышению духовно-нравственной культуры способствуют турниры «Азбука этикета», мероприятия по культуре речи (урок речевого этикета «Говорите, пожалуйста, правильно»). С большим увлечением мои воспитанники участвовали в литературном вечере по творчеству А. Грина «Человек с планеты «Мечта», все участники получили призы и подарки. В связи с тем, что большинство моих учеников в бывшем выпускном классе и новом 5 классе передано в приемные семьи (из 15 учащихся 9 класса 12 проживали в семьях, в 5классе из 8 – 4человека), важным в привитии интереса к внеклассному чтению является и работа с родителями. Как правило, приемные родители не знают методики работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, поэтому практически с каждым из родителей провожу разъяснительную работу по подготовке домашних заданий, в том числе и по внеклассному чтению (индивидуально при личной встрече, на классных и общешкольных родительских собраниях). Большое значение для воспитания любви к чтению имеют домашние библиотеки, поэтому я добиваюсь, чтобы в каждой семье было необходимое ребенку количество книг.
Заключительным этапом, как правило, является проведение различных мероприятий, подводящих итог чтения одной или нескольких книг одного автора, книг по определенной теме: праздники книги, конференция, «Неделя предмета», защита рефератов, викторины, игра-конкурс и другие.
Такая комплексная, кропотливая работа дает свои положительные результаты: все ученики посещают школьную библиотеку, Маша Ходько, Алеша Кулик, Андрей Секриер записались в городскую детскую библиотеку. В разных объемах, но практически все мои ученики читают художественную литературу по программе внеклассного чтения. Дети стали следить за культурой речи, творчески относиться к написанию сочинений. Результаты техники чтения, творческих устных и письменных работ из год в год улучшаются. Особенно это стало заметно на примере Маши Ходько, Кулика Алеши, Секриера Андрея, Туния Димы. Колдасов Александр стал сочинять стихи, его авторская песня «Россия» заняла II место на краевом конкурсе «Созвездие», Асеева Анна заняла призовое место в районном конкурсе сочинений «Письмо к маме», награждена грамотой Муниципального образования Новокубанский район.
Индивидуальная работа с учениками проводится ежедневно на каждом уроке, на классных часах, во время проведения мероприятий. Особенно она важна при изучении программного материала на уроках «письма и развития речи», «чтения и развития речи», так как практически у всех воспитанников интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта (органического поражения головного мозга), порождает вторичные нарушения высших познавательных процессов (активное восприятие, словесно-логическое мышление, речь, произвольные формы памяти). Тщательно изучив личные дела учащихся, их медицинские показания, дневники наблюдения, рекомендации педагогов-психологов, врача-психиатра, я планирую индивидуальную работу. Следует отметить, что это одна из самых трудных задач в моей педагогической работе и традиционные формы (индивидуальные беседы, задания, занятия с психологами и соцпедагогами, контакт с приемными родителями и т. д.) не всегда дают ожидаемый результат. Особые трудности у меня возникали с Гаврилко Таисой, Ковтюх Юлией, Ушаковым Александром, Колдасовым Александром, Пономаревой Валентиной, Тунием Дмитрием, Шабельником Анатолием и другими. Я поняла, что необходимо менять методику работы и решила использовать систему работы с детьми-сиротами Образовательного центра и Благотворительного фонда содействия образования детей-сирот «Большая перемена». Мне повезло, что на открытых уроках, проведения мастер-класса по методу позиционного обучения присутствовала Евгения Антропова, представитель центра «Большая перемена» города Москвы, с ее помощью я установила переписку с Ириной Рязановой, исполнительным директором фонда «Большая Перемена», которая прислала методическую литературу, рассказала об опыте работы педагогического коллектива «Большой перемены». С 2006/2007 учебного года стала применять в своей практике программы «Самоучка», «Практика». Стало понятно, что неумение моих воспитанников отвечать за свою жизнь - основная проблема. Я стала разъяснять детям цели и задачи, ради которых они обучаются в школе-интернате, помочь им осознать реальность, что так случилось, что они сироты, но можно рассматривать это как проблему, не дающую продвигаться, а можно как текущую ситуацию, с желанием ее изменить и тогда жизнь предлагает другую стратегию поведения. Каждому ребенку, учитывая его психологические, интеллектуальные особенности, стараюсь помочь найти для себя ответ - для чего ему нужны знания; в этих целях привлекаю современные источники информации, книги, фильмы, провожу экскурсии в районную библиотеку, в редакцию газеты «Свет Маяков», в типографию г. Новокубанска, в Православный храм; практикую встречи с заслуженными людьми, в том числе и с творческими (кубанские поэты и писатели-земляки В. Арчаков, В. Дьяконов), с выпускниками нашей школы-интерната. Мой бывший ученик Слободин Алексей часто присутствовал на классных часах, рассказывал о своих достижениях (школу-интернат закончил на «отлично», еще обучаясь в интернате, стал призером малых олимпийских игр по футболу в городе Санкт-Петербурге. Сейчас работает бригадиром в строительной организации города Абинска, продолжает заниматься спортом). Алексей подчеркивает, что добиться желаемых результатов можно, но обязательно нужно иметь цель, добросовестно учиться, очень серьезно готовиться к своей будущей жизни вне стен школы-интерната и приемной семьи.
Непростая проблема возникла у меня, когда ко мне в класс пришел Алеша Лебедев, который до школы-интерната обучался на дому по индивидуальной программе, имеет осложненную форму «олигофрении», сопутствующие физические недостатки, в том числе неестественную полноту. Работать пришлось не только индивидуально с Алешей, но и со всем коллективом класса. Алексей приходил в школу на занятия один раз в неделю с мамой, которая присутствовала на уроках. В этом случае мне опять помогла программа «Самоучка». К концу учебного года Лебедев Алеша полностью адаптировался в коллективе класса, все индивидуальные задания по предмету выполнял на «хорошо», хорошо закончил 9-й класс.
В новом 2013/2014 учебном году в 5 классе, классным руководителем которого я являюсь, по рекомендации школьного ПМПК индивидуальную работу провожу с Алимовым Джамбулаем и Мельниковым Антоном. Мною разработана программа индивидуальной работы с этими учащимися, направленная на коррекцию психофизических недостатков, адаптацию в условиях обучения в среднем звене, социальную адаптацию. Уже в I полугодии они с удовольствием участвуют в школьных мероприятиях (концерты, спортивные состязания, трудовые десанты), экскурсиях, мероприятиях в районной библиотеке и посещают факультативные занятия: «Спортивные игры», «Живопись».
Используя инклюзивное, то есть включенное, дополнительное образование, я осуществляю процесс совместного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достичь наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Мои воспитанники проживают в приемных семьях села Ковалевского, поселков Прогресс, Конезавод, города Новокубанска; я активно работаю с родителями, государственными и общественными организациями по месту жительства, в результате чего учащиеся Пономарева Валентина стала посещать секцию акробатики, является Кандидатом в Мастера Спорта по акробатике, призер многих краевых соревнований, отличник учебы; Колдасов Александр, Секриер Андрей, Кулик Алексей посещали секцию шахмат, отличники учебы, участвовали в районных и краевых соревнованиях, награждены грамотами. Общение с педагогами, со сверстниками из общеобразовательных школ во время тренировок, соревнований дали свои положительные результаты по реабилитации и социально-психологической адаптации: дети преобразились, это стало заметно в отношениях со сверстниками, в их поведении, во внешнем виде, успехах в обучении, участии в художественной самодеятельности и спорте.
80% моих бывших воспитанников активно участвовали в общественной жизни школы, занимались спортом, художественной самодеятельностью, становились призерами районных, зональных, краевых конкурсов, имеют грамоты, дипломы, медали.
100% учащихся 5 класса, с которыми я занимаюсь первый год, посещают кружки, факультативные занятия, спортивные секции, участники художественной самодеятельности, всех школьных мероприятий. Моих учеников приглашают в другие классы как интересных соучастников.
Таким образом, разные формы внеклассной воспитательной и индивидуальной работы с учащимися помогают мне прививать интерес к обучению, формировать коллектив класса как единое целое, активизировать их познавательную деятельность, проявлять активность в общественных делах школы-интерната, искать свое место в обществе.
Переход к самостоятельной жизни – важный этап в жизни выпускников школ-интернатов, связан он с серьезными переживаниями и стрессами. Наступает момент, когда человеку необходимо разобраться в самом себе, проявить свои способности, личностные качества, чтобы выстоять перед трудностями самостоятельной жизни: быт, отношение к работе, окружающим людям, сохранение своего здоровья, проведения свободного времени, создание семьи и воспитание детей. Многолетний опыт работы и отслеживание судьбы своих выпускников убеждают меня в том, что это главная цель работы всего педагогического коллектива, и в том числе моя, как классного руководителя и учителя-предметника.
По окончании 9-го и 11-го классов школы-интерната ребята продолжают обучение и работают: Левченко Анастасия получила профессию парикмахера и работает в городе Краснодаре, Пономарева Валентина обучается в индустриально-строительном колледже по профессии «мастер строительных работ», Ковтюх Юлия и Козенцева Валентина обучаются в городе Армавире по профессии «парикмахер», Колдасов Александр после окончания училища в Армавире по профессии «мастер по сборке обуви» работает в г. Туапсе.
Все воспитанники продолжают обучение или работают, ежегодно приезжают в школу-интернат на вечер встречи выпускников.
Список использованной литературы:
«Программа «Самоучка». Сборник рефератов и докладов для студентов ОЦ». Образовательный центр и благотворительный фонд содействия образованию детей-сирот «Большая перемена». Москва 2004. «Пробел-2000»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ