Зачем быть вежливым




Конспект по риторике: "Зачем быть вежливым?"


Цели занятия: учить использовать вежливые обороты; объяснить детям, что вежливость помогает общению; развивать связную диалогическую речь.


Материалы к занятию: иллюстрации осеннего леса, шапочки-костюмы: мышь, кот, белка, заяц; аудиокассета “Звуки леса”


Ход занятия.


– Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес. Но перед тем как отправляться, давайте решим, как нужно одеться, собираясь в осенний лес.


(Ответы детей)


– Почему так нужно одеваться?


– Когда придём в лес, как будем себя вести? (Мы в лесу – гости, а хозяева леса – звери и птицы. Чтобы их не напугать, нужно проявить вежливость по отношению к ним: вести себя тихо, не кричать, не сориться.



Чтобы попасть в лес, мы произнесём заклинание:


Тук-тук-тук-раздаётся громкий стук

Ри-ри-ри- дверь скорее отвори!


– Ничего не получается, почему, как вы думаете? Может быть, мы что-то не так сказали? Когда выражаем просьбу, какие слова при этом не забываем говорить?


(Варианты ответов детей)


– Попробуем иначе произнести волшебные слова


Ры-ры-ры-будьте к нам вы так добры,

Ти-ти-ти- разрешите нам войти.


(Включить фонограмму звуков леса, открыть доску с изображением осеннего леса.)



– Что помогло нам попасть в сказочный лес? (вежливое обращение). Кто может повторить вежливые слова, которые мы произнесли. А давайте сегодня поговорим о вежливости, зачем нужно быть вежливым.



– Чтобы не заблудиться в лесу и продолжить путешествие, нужно найти в лесу дорогу. А на помощь нам придет старичок – Боровичок.


– Посмотрите, кто нас встречает в лесу. (Картинка Старичка-Боровичка). Может быть, он знает дорогу, по которой мы должны идти? Давайте попросим его нам помочь.


Разыгрывание диалога в парах.


– А как бы вы повели себя в данной ситуации?


– Если бы вам пришлось обратиться с просьбой, какие вежливые слова при этом вы бы использовали? (Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, день, вечер; вежливое обращение: будьте добры, скажите пожалуйста, помогите пожалуйста найти дорогу, будьте так любезны, подскажите пожалуйста, извините пожалуйста, вы не могли бы нам помочь…)


Дети делятся на пары.


– Ребята, представьте, что один из вас – Боровичок, другой – спрашивает его дорогу. С какими словами вы обратитесь к Боровичку, Что ответит Боровичок?


(дети делятся на пары, под руководством педагога проводят диалог)


– А хотите узнать, что на самом деле ответил Боровичок?


(говорит педагог)

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад вас видеть. Чтобы не заблудиться в нашем волшебном лесу, вам нужно идти по тропинке и никуда не сворачивать. Желаю приятного путешествия.


Физминутка.


Идём по тропинке друг за другом под фонограмму звуков леса. Собираем грибы и ягоды.


По тропинке в лес пойдём,

И грибов мы наберём.

Раз – грибок, два – грибок

Мы положим в кузовок.


Анализ диалогов. Что же помогло найти общий язык с Боровичком?


(Вежливые слова.)


– Как вы думаете, хорошо или плохо быть вежливым? Почему хорошо?


(Когда мы вежливы, нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться)


Работа с текстом.


– Как вы думаете, всегда ли нужно быть вежливым?


А вы знаете, что вежливость даже может спасти жизнь.


В нашем волшебном лесу живёт зайчик. И вот однажды с ним приключилась очень интересная история.


Однажды заяц, наевшись капусты на крестьянском огороде, собрался домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось украсть курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У зайца дрогнуло сердце. Бежать – но куда?


Заяц опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность, – в пещере поселилась змея.


Заяц был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.


“Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!”


И, присев на задние лапки, заяц сказал:


– Здравствуй, добрая пещера! Разреши мне, пожалуйста, войти.


До чего же обрадовалась змея, услышав голос зайца. Она очень любила зайчатинку.


– Входи, входи!- ответила она, желая обмануть зайца. Но заяц по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.


– Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт зайчиха! До свидания!- и бросился бежать со всех ног.


Прибежал заяц в свою норку и подумал о том, что вежливость ещё никому никогда не повредила.


Змея же свернулась в клубок и проворчала:


– Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые зайцы! Нужно же было ему просить разрешения войти!


– Ответьте на вопрос: что помогло зайчику спастись? Какие вежливые слова помогли зайцу спастись?


– Всегда ли нужно быть вежливым?


Даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться вежливыми.


Минисценки.


Скажу вам по секрету, что в волшебном лесу все звери вежливые. Давайте посмотрим и послушаем, как они между собой общаются.


Разыгрывание заранее подготовленных диалогов детьми.


– Эй, привет соседка мышка!

Может, в гости пригласишь?

– Извини, голубчик кот,

Очень узкий в норку вход!


– Хочешь, белка, на тележке

Подвезём твои орешки?

– Ну, конечно же, спасибо!

Вы мне очень помогли бы.


– Дайте капусты кочанчик другой!

– Разве так просят? Подумай, косой!

– Дайте, пожалуйста, вспомнил зайчишка.-

И, если можно, с большой кочерыжкой.

– Вот молодец, ему лапу пожали

И самых вкусных кочанчиков дали…


Итог занятия


– Как вы думаете, разговор о вежливости, который сегодня состоялся, нужен детям?


– Для чего нужно быть вежливым?


– Нам пора возвращаться из волшебного леса. Мы сегодня увидели и услышали там много интересного.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ