Предмет и методы политологии 6
ПЛАН
I. История развития науки «политология»……………………………..
с. 3
II. Методы политологии ……………….…...................................................
с. 5
III. Основные парадигмы …………………………………………………..
с.7
IV.Политика…………………………………………………………….........
с.10
Список литературы………………………………………………………….
с.15
I. История развития науки «политология»
Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.
Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н. э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.
Наиболее глубокое в Древнем мире теоретическое понимание политики принадлежит греческим философам и политологам. Само слово «политика» древнегреческого происхождения («полис» – город, государство). Греческий ученый Платон (IV в. до н. э.) в своем труде «Государство» предпринял попытку сконструировать идеальное общественное устройство. Он считал, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-то властью, то государство погибнет. Его ученик Аристотель предпринял попытку разработки следующих политических категорий – государства, власти, частной собственности. Развивая идеи Аристотеля, историк и политический деятель Полибий (ок. 200–120 до н. э.) выдвинул идею разделения властей – власти царя, власти народа и власти старейшин.
Деятель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469–1527) освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач.
В XVII веке в политику была привнесена идея «естественных прав»: свобода в убеждениях и действиях, обладание собственностью, равенство, гарантии от произвола. Концепция «общественного договора» провозглашала первоэлементом всего социального мироздания автономно существующего индивида. Совокупность индивидов, вошедшая в процессе эволюции в гражданское состояние, ради избежания неудобств и опасностей существования заключила внутри себя договор и таким путем создала государство.
Выразителями концепции «естественного права» и «общественного договора» были представители нескольких европейских стран: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ф. Прокопович, Д. Дидро и др.
В XIX в. крупный вклад в развитие политической теории внесли представители либеральной политической теории А. Токвиль и Дж. Милль.
Современный облик политология приобрела во второй половине XIX в. в связи с прогрессом социологических знаний. Научному исследованию присущи аргументированность, системность и доказательность. Политическая наука складывалась как относительно самостоятельная область обществознания, призванная всесторонне исследовать политику, политическую жизнь, политическую сферу общества и мирового сообщества на теоретическом и на эмпирическом (прикладном) уровне. Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.
Научные труды:
Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли – «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, Цицерона
Средневековье: Аврелий Августин («О граде божьем»), Фома Аквинский
Возрождение: Макиавелли, «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» – отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.
Новое время: Гоббс, «Левиафан»; труды социалистов-утопистов
XIX в.: социальные концепции Маркса, Вебера и Спенсера
ХХ в.: Поппер «Открытое общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм»); труды Римского клуба.
К классификации методов политических исследований различные ученые подходят неодинаково. Некоторыми исследователями наиболее важные и часто используемые в политологии методы принято делить на три группы.
К первой группе относятся общие методы исследования политических объектов. Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и дают либо его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему. К этой группе относятся социологический метод, функциональный метод, системный подход, институциональный метод, бихевиористский метод, антропологический метод, деятельностный метод, субстанциональный, онтологический метод, исторический метод и некоторые другие.
Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений.
Функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями.
Специфическим развитием функционального метода является структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, каждый элемент которой выполняет специфические функции.
Суть системного подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность.
Бихевиористский метод требует применения к политике приемов исследования, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп.
Антропологический метод требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего неизменяющийся набор основополагающих потребностей.
Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные этапы.
Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью нахождения их общих черт и специфики, поиска наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связей прошлого, настоящего и будущего.
Среди других часто используемых в политологии методов надо назвать ценностный (аксиологический), предполагающий выяснение значимости тех или иных политических явлений для личности, группы, общества, всего человечества и психологический метод, представленный, в частности, в политическом психоанализе и ориентирующий на изучение субъективных мотивов политического поведения.
Использование всех перечисленных методов позволяет дать глубокую и многостороннюю характеристику политики и всей политической сферы общества.
Ко второй группе методов причисляются те, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами; они принадлежат не только политологии, а науке в целом. В данную группу методов входят анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и переход от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, математические, кибернетические и другие методы.
Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Эти методы не отражают специфики политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук. К ним относятся использование статистики, прежде всего электоральной; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение и др.
Вся совокупность политологических, общенаучных и эмпирических методов подчинена одной цели – получения достоверного знания, объективных сведений о политических процессах и их развитии.
III. Основные парадигмы
Политология, как и другие социальные науки, относится к разряду полипарадигматических дисциплин, т. е. допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики, которые поддерживают соответствующие группы и школы.
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Понятие «парадигма» введено в науковедение американским историком науки Т. Куном в 60-е гг. нашего столетия. По куновской концепции, парадигма задает направленность исследованию политики, в русле которой исследователь, опираясь на те или иные традиции, политические теории и идеи, осуществляет решение конкретной проблемы.
Логическая модель развития научного познания политики, по Куну, представляет собой процесс последовательной смены парадигм: накопление фактов, противоречащих принятой парадигме, выдвижение новых конкурирующих теорий, которые ведут между собой борьбу за лидерство, заканчивающуюся победой одной из них — новой парадигмы. Таким образом, можно сказать, что история политологии — это история постоянного обновления и обогащения парадигм.
Основные парадигмы политологии. С высот сегодняшнего дня выделяют следующие основные парадигмы политологии.
Теологическая парадигма. Эта парадигма сформировалась еще на начальном этапе развития политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Конечно, такое объяснение природы политики вряд ли можно назвать научным. И все же следует помнить, что эта форма интерпретации политических явлений существовала несколько веков.
Натуралистическая парадигма. Эта парадигма объясняет политику преимущественно внесоциальными природными факторами — географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.
Натурализм возник еще в древности. Так, Гиппократ, Платон, Аристотель в своих трудах указывали на влияние географической среды на политику. В XVII-XVIII вв. натурализм превратился в один из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этого направления стремились распространить на общественную жизнь и поведение человека закономерности, установленные в физических науках. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса, развития общества и биологического организма. В политологии натурализм получил свое воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.
Основателем геополитики принято считать французского мыслителя Ж. Бодена (XVI в.), сформулировавшего концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита Ш. Монтескье в сочинении «О духе законов», где оформились основные принципы «геополитического направления» в политике. Согласно Монтескье, географическая среда, и в первую очередь климат, определяют дух народа, форму государственного устройства и характер общественного устройства.
В XX в. идеи геополитики развил профессор Оксфордского университета Джон Маккиндер. Именно его работа «Географический стержень истории» (1904) легла в основу всех геополитических концепций XX в. С точки зрения Маккиндера, для современного геополитического анализа и практической внешней политики важнейшее значение имеют географический детерминизм, «размещение» политических сил в конкретной географической среде. Маккиндер исходил из постулата, впоследствии утвердившегося в геополитике, что государства, не имеющие выхода к морю, существенно отстают в развитии. Он разделил мир на сухопутную и морскую силы.
Сегодня учет геополитических факторов является неотъемлемой частью формирования политического курса любого государства.
Биополитическая парадигма. Своими корнями уходит в XIX в., в доктрины раннего позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. В общественной жизни таким наблюдаемым фактором выступало поведение, которое, в свою очередь, определялось как наблюдаемая совокупность реакций организма на набор фиксируемых стимулов. Объяснение поведения сводилось к однозначно жесткой схеме биополитики: стимул — организм — реакция. При этом принципиально не признавалось существование других внутренних психологических звеньев, опосредующих реакцию и поведение человека. Следовательно, считалось, что именно пол, возраст, генетические, врожденные качества и свойства человека могут служить основанием для определения особенностей политического поведения, так как только этим качествам и свойствам присущи соответствующие регуляторы.
Именно на этих принципах сформировался бихевиоризм (наука о поведении) — одно из ведущих направлений в американской социологии и политологии конца XIX — начала XX в. Классическая форма бихевиоризма достигла расцвета в 20-30-е гг. На этот период приходится пик влияния бихевиоризма на идеи и методы политологии. Значительный вклад в разработку методологических и теоретических основ поведенческого направления в политологию внесли ученые Чикагского университета Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл, сформировав чикагскую школу в политической науке США.
Социальная парадигма. Эта парадигма объединяет разнообразные теории, которые объясняют природу политики посредством социальных факторов, и прежде всего определяющей ролью той или иной сферы общественной жизни, того или иного общественного явления либо приобретенными (социокультурными) свойствами субъекта социального действия.
Этих позиций придерживается, например, марксистская концепция, согласно которой политика детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества. Наряду с этим довольно распространено воззрение на политику, политическую жизнь как относительно автономную сферу жизни. Такой подход нашел свое воплощение в теории рациональности М. Вебера, концепции элит В. Парето и Г. Моска и ряде других школ и направлений.
IV. Политика
Термин «политика» (от греч. politikos — государственный, общественный из polis — город-государство) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».
Политика — непременный аспект общественного существования. Она возникла из требований, предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В различных проявлениях - как деятельность по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния — политика обнаруживается внутри любой общественной группы.
Определение политики — предмет многолетних дискуссий в среде политологов. Необъятный диапазон представлений о ней можно проиллюстрировать следующими высказываниями:
«Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер);
«Политика — это процесс управления» (О. Ренни);
«Политика — властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);
«Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений» (Р. Шнайдер).
Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания.
Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
низший уровень включает в себя решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т. п.); политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидуумами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями;
локальный уровень требует государственного вмешательства; наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона;
национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов;
международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.
Многообразны и функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество. Здесь важно подчеркнуть, что политологию нельзя сводить к науке о власти, о государстве. Она охватывает весь спектр политической жизни, включая ее духовную и материальную, практическую стороны, а также взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.
Основными проблемами современной политологии являются: политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы государственного правления; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности; религиозные и национальные аспекты политики; международные политические отношения; геополитика. Следует оговориться, что к изучению и исследованию проблем политики из-за их сложности и многогранности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки — философия, социология, психология, экономическая теория, юридические, исторические науки.
Иными словами, политические отношения пронизывают различные сферы жизнедеятельности общества и в этом плане могут исследоваться различными науками. Более того, ни одно важное политическое явление, ни один серьезный политический процесс не могут быть содержательно осмыслены без совместных усилий философов, экономистов, историков, юристов, психологов, социологов.
Поскольку политика как общественное явление сложна и многогранна, ее можно исследовать на макро- и микроуровнях. В первом случае исследуются политические явления и процессы, которые происходят в рамках основных институтов власти и управления. Во втором — описывают и анализируют факты, связанные с поведением индивидуумов и малых групп в политической среде. Кроме того, выделяют различные уровни исследования — общественный и частные (промежуточные) уровни. Однако важно иметь в виду, что ни один из промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом.
Таким образом, политология — диалектический синтез всех уровней политического знания, комплексная наука, играющая роль интегрирующего фактора в системе политических знаний и выступающая одновременно как составная часть других областей политического знания и как относительно самостоятельная наука. Иными словами, в отличие от других областей политического знания политология, будучи комплексной наукой, имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики.
Условно политологию можно разделить на теоретическую и прикладную. Обе составляющие дополняют и обогащают друг друга. В настоящее время актуальной является теория политических технологий (технология выработки и принятия политического решения; технология проведения референдума, избирательной кампании и т. д.). За последние годы возникла новая отрасль политического знания — политический менеджмент.
Основным направлением политического менеджмента является разработка стратегических целей и тактических установок, механизма воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менеджмент — это наука и искусство политического управления.
Политология, как и любая наука, имеет свою систему научных понятий и категорий, выражающих наиболее существенные характеристики политической сферы: «политика», «политическая власть», «политическая система», «политическая жизнь», «политическое поведение», «политическое участие», «политическая культура» и др.
Центральной среди всех перечисленных выше категорий является категория «политическая власть». Именно эта категория наиболее полно выражает сущность и содержание феномена «политика».
Список литературы.
М.А. Василик, Хрестоматия, политология.- М.: Юристъ, 2000
А.А. Дегтярев, Основы политической теории.- Высшая школа, 1998
С.С. Малетин, Политология. Авторизованное учебное пособие для студентов заочного отделения, Новосибирск – 1998
Папарин С.А. Политология: учебник М-:Велби.2004
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории политология :
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ