Урок природоведения в 4 классе "Природные зоны России"
Урок природоведения в 4 классе
Тема: Природные зоны России
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, картинки животных, плакаты, схемы, карточки для самостоятельной работы, карта природных зон России, картины с изображением природных зон, гербарий.
Тип урока: Урок – обобщение
Вид урока: Урок путешествие
Ход урока
Организационный момент. Подготовка к уроку.
Сообщение темы урока.
- Сегодня нам предстоит одно увлекательное путешествие. Это путешествие в природные зоны нашей страны. Во время путешествия мы с вами увидим и услышим много интересного природе, растительном животном мире нашей страны.
3. Обобщение знаний
1. Отправляемся в самую холодную природную зону. К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана наш путь. Членами нашей экспедиции являются зоологи и экологи.
Арктика – это зона островов лежащих около Северного полюса. Здесь долгая, холодная зима короткое холодное лето, поэтому и растительность скудная – мхи, да лишайники.
В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Зимой наступает полярная ночь. Темным темно и совсем холодно. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. (Показ видео фрагмента).
В тетради дети заполняют схему:
Географическое положение
Арктика занимает самый север нашей страны – Острова Северного Ледовитого океана. В зоне арктических пустынь лежат острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и Остров Врангеля.
Освещение
Полярный день, полярная ночь, северное сияние.
Растительный и животный мир.
Лишайники, мхи, рыба, белые медведи, чайки, моржи.
Это очень холодная зона. Но это не значит, что на ней нет животных и растений.
Слово нашим зоологам.
- Арктика - царство белого медведя. Отсутствие суши его не смущает, основное местообитание - льдины Северного Ледовитого океана. Белый медведь питается рыбой, охотится на нерпу, тюленей, детёнышей моржей.
Обитают в Арктике и многочисленные ластоногие — тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела.
На прибрежных скалах находят приют и гнездятся летом многочисленные птицы, устраивающие на скалах «птичьи базары» — гуси, чайки, гаги, крачки, кулики. В трещинах скал, где скапливается небольшое количество грунта, на оттаявших участках ледниковых отложений — морен, вблизи снежников селятся мхи, лишайники, некоторые виды водорослей и даже злаки и цветковые растения. Среди них мятлик, пушица, полярный мак, осока, карликовые ивы, березки. За холодное полярное лето они успевают зацвести и даже дать плоды.
Самостоятельная работа
Основная пища животных и птиц …. На скалистых берегах собираются ….
Птиц с необычными клювами называют ….
Слово экологам. К сожалению, из–за освоения Арктики человеком здесь возникли сложные экологические проблемы: загрязнение северных морей; уничтожение промысловых видов рыб; охота на белых медведей и тюленей. Сейчас охота на редких животных Арктики запрещена. Под охрану взяты некоторые птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедники, например заповедник «ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ»
Отправляемся в следующую природную зону.
2. Тундра (Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)
Цель нашего путешествия - тундра. Что означает Тундра в переводе с финского? Карта «Природные зоны России» (Видеофрагмент сопровождает рассказ учителя.)
- Суров климат тундры – зима продолжается дольше, чем учебный год в школе. Круглый год дуют свирепые ветры, а зимой свирепствует пурга. Даже летом земля практически не оттаивает (лишь на 10 – 25 см), а ниже сохраняется вечная мерзлота.
- Какое дерево является символом России?
- Сможет ли большая и красивая берёзка устоять в тундре?
- Какие берёзки в тундре и какая у них наземная часть? (Стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках.) Гербарий- Какие животные могут здесь жить?
Что нам могут сказать наши зоологи?
- Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень, волки, летом прилетают гуси и журавли.
- Что могут сказать об экологических проблемах наши экологи?
- Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ёще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:
- нарушение почвы от гусениц тракторов, вездеходов – гибнут растения.
- местность загрязняется нефтью во время её добычи.
- незаконная охота – браконьерство.
- оленьи пастбища вытаптывают, потому что оленей не всегда перегоняют на другие места.
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушение экологических связей в тундре?
3.Зона лесов. Леса России. Карта «Природные зоны России
Стихотворение
- Здравствуй, лес, дремучий лес, полон сказок и чудес!
Ты о чем шуршишь листвою ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе как в серебре?
Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи: Ты же видишь – мы свои.
- В какую природную зону мы отправляемся дальше?
-Лесная зона южнее тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно – Европейской и Западно-Сибирской равнинах. Эта природная зона самая большая. В этой природной зоне три части. Какие? (Показ видео фрагмента)
- Тайга – хвойный лес, он занимает большую часть зоны. Какие деревья здесь растут?
-Смешанный лес – в нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
- Широколиственный лес - сменяет дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые растения, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Загадки о животных лесной зоны.
Блицтурнир:
1.Какой лес мы называем тайгой?
2.Плодами, какого дерева являются желуди?
3.Это животное умеет не только прыгать, но и летать?
4. Какое особое отличие у лиственницы?
Самостоятельная работа.
Тайга. Смешанный лес. Широколиственный лес.
(подписать деревья, в которые произрастают в этих лесах)
Экологи.
- По вине человека возникают экологические проблемы. Если раньше лес вырубали по мере надобности, то сейчас вырубают все что можно. Неумеренная охота привела к полному или почти полному исчезновению некоторых видов животных.
4. Пустыня.
Продолжаем путешествие по природным зонам России. Карта «Природные зоны России
Солнечный жаркий желтый поток,
Льется в пустыне на желтый песок,
В воздухе желтом и плотном как лед,
Желтая птица неслышно плывет.
- Пустыня – это желтое и голубое. Желтое - пески под ногами. Голубое - это небо.
- Каким цветом обозначена пустыня на карте?
В Росси пустыня занимает небольшую площадь – по берегам Красного моря. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркмении, Узбекистане. В пустыне очень жарко. (Показ видео фрагмента)
- Какие растения могут расти в пустыне?
- Что могут сказать зоологи об обитателях пустыни?
Большинство животных в пустыне не крупные, потому что им негде спрятаться от хищников.
Верблюд – у него много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают глаза от песка. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой. Благодаря ей он не проваливается в песок.
Заслушаем экологов.
Люди построили каналы, чтобы орошать землю. Это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, ч то в почвах стало много соли. Проблемой является и браконьерство.
- Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы и как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача – исправить свои ошибки.
4. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня мы побывали в четырех природных зонах. О степной зоне вы подготовите сообщение дома.
Берегите природу!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории природоведение:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ