Конспект урока по введению в народоведение в 3 классе «На что и клад, коли в семье лад»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.С.Макаренко»

городского округа город Фролово Волгоградской области














Конспект урока по введению в народоведение
в 3 классе

«На что и клад, коли в семье лад»








подготовила

учитель начальных классов

Хоршева Лариса Петровна






г. Фролово

2013


Урок введение в народоведение

3 класс


Тема: «На что и клад, коли в семье лад».


Цели: Дать представление о нравственных формах и ценностях в повседневной жизни старинной семьи (трудолюбие и ритмичность в работе; раннее пробуждение; совместное обсуждение текущих дел и планов).

Расширить представление о том, как традиции ведения домашнего хозяйства, укрепляли взаимоотношения членов семьи.

Содействовать духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: куклы – молодожены, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Толковый словарь» В.Даля, Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония» по творениям Тихона Задонского, алфавитный указатель к творениям святителя Тихона Задонского «Алфавит духовно – нравственный», репродукции произведений художников Комарова, Венецианова, Пластова, Мясоедова, учебник «Введение в народоведение» 3 класс, проектор, интерактивная доска, презентация.























I Приветствие и проверка готовности к уроку.

II Актуализация опорных знаний.

У: Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке народоведения?

Д: Вспоминали обычаи и традиции проведения свадеб на Руси.

УЧИТЕЛЬ

ДЕТИ

а) Назовите обряды венчального дня?

перечисление обрядов по порядку.


б) Объясните, как вы понимаете послови­цу:

«У кольца нет конца»?

у обручального кольца нет конца, так никогда в жизни не разлучатся люди, однажды вступившие в брак.

в) Вот и отшумела-отгуляла свадьба. Жизнь новобрачных входит в колею повсе­дневности - налаженный ритм хозяй­ственной деятельности в новом для моло­дой жены мужнином доме.

-Что же происходило после главного дня для молодых?

-блины в доме невесты; от­ветный визит в дом жениха— сближение двух родов;

-внимание к молодым на мас­леницу, пасхальную неделю.

Проверка д/з.

У: Разыграйте с куклами - молодожёнами песенный диалог.

(дети разыгрывают песенный диалог с куклами)

У: Что заметили в диалоге?

Д: Ласковое обращение друг к другу.

Уважение к родителям мужа.




III Постановка темы урока.


У: Попробуйте догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, послушав высказывания великих людей:

( зачитываются высказывания о труде)



а) «Высшее благо жизни есть труд».

«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду»

(Л.Н.Толстой).

б) «Именно в труде и только в труде велик человек...»

(М.Горький).


в) «Человек должен трудиться в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».

(А.П.Чехов).


г) «Труд освобождает нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды».

(Вольтер).

д) «Кто хочет сделаться глупцом,

Тому мы предлагаем: Пускай пренебрежёт трудом

И жизнь начнёт лентяем».

(Н.А.Некрасов).

У: Какое слово объединяет все эти высказывания?

Д: Слово – ТРУД.

У: Сегодня мы поговорим о повседневной жизни старинной семьи.

Тема урока: «На что и клад, коли в семье лад».

IV Работа над новой темой.

У: Что же обозначает слово- ТРУД?

Д: Работа, занятие, дело.

У: Заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

(чтение о смысле слова «труд» в словаре Ожегова)


* «Труд - целесообразная деятельность человека, направленная

на создание материальных и духовных ценностей».

* «Труд - работа, занятие».

* «Труд — усилие, направленное к достижению чего- либо».

* «Труд - привитие умений и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности».

У: А согласно «Толковому словарю» Владимира Даля:

Труд - это «работа, занятие, упражнение, дело, всё, что требует усилий и стараний».

У: Давайте обратимся к «Симфонии по творениям святителя Тихона», что в ней сказано о труде?

«Беззаконен тот труд, который беззаконные дела делает».

«Работа не в полную силу есть грех».

- Как вы понимаете эти высказывания о труде?

(рассуждения детей)

У: Нам, живущим в современном обществе, порой даже невозможно представить, насколько много и тяжело трудились люди прошлых веков, когда жизнь их неразрывно была связана с землёй, полностью зависела от капризов природы. Яркий пример тому— крестьянский труд. Труд для крестьян всегда был благом, а не обузой. О труде слагались сказания, притчи, ему народ посвятил много пословиц и поговорок.

- Давайте вместе вспомним русские пословицы и поговорки, относящиеся к трудовой жизни человека.

(дети вспоминают пословицы и поговорки о труде)



У: От зари до зари трудится семья, чередуя труд и отдых. В старину время работы от одной передышки до другой в течение дня называлось уповод или упруг (на доске). Каждый упруг от 2 до 4 часов. В день по 3,4, а летом, в страду, и по 5 уповодов было — смотря но тому, какая работа выполнялась.

  • С какими словами вы могли бы связать слова уповод?

Д: Поводья, повод.

У: А слово упруг?

Д: Упряжка, запрягать.

У: Значит, что можно сказать о человеке, который работает по – настоящему ладно, сильно?

Д: Запрягает себя в поводья.


У: Рассмотрите репродукции произведений художников: Комарова, Венецианова, Пластова, Мясоедова.

  • Почему эти репродукции картин на доске расположены в 2-х уровнях?

Д: 1 уровень – труд,

2 уровень – отдых.

У: Кто изображен на этих репродукциях?

Д: Мужчины, женщины, дети.

У: Где их изобразили художники?

Д: Трудятся в поле.

У: Почему репродукции 1-го ряда распо­ложены в таком порядке?

Д: 1) Вспашка земли весной.

2) Крестьянка боро­нит землю, готовит к посеву.

3) Уборка урожая.

У: Глядя на репродукции, что можете сказать о крестьянском труде?

Д: Труд этот очень тяжелый.

У: Совершенно верно, ведь даже лошадёнка, на которой пашет крестьянин, тощая, рёбра на­ружу, орудие труда - соха - очень несовершен­ное. Несмотря на это, обратите внимание, каким достоинством полны лица и жесты людей.

- Рассмотрите репродукции картин 2-ой груп­пы:

- Чем занята крестьянка в момент краткого отдыха от работы?

Д: Кормит или укачивает ребёнка.

У: Что находится рядом с фигурой женщины?

Д: Серп - орудие полевых работ.

У: Чем занят крестьянин и дети?

Д: Они обедают.

У: Какие орудия труда изобразил Пластов?

Д: Коса, серп, грабли.

У: Обратите внимание на мальчика с сосудом в руках и мужчину, державшего в одной руке ложку, а в другой кусок хлеба.

Что можно сказать о руках этих людей?

Д: Сильные, натруженные, жилистые.


ФИЗМИНУТКА

(дети в хороводе под музыку)


Нивка, нивка, отдай нашу силку!

Чтоб не болела наша спинка.

Мы тебя жали, спинку потеряли.

Нив-ка, нив-ка, отдай нашу силку!

У: Славилось раннее пробуждение. Потому и говорили: «Люблю долго спать, да стыжусь поздно вставать».

Для молодой жены - честь, если она первая в новом, мужнином, доме встаёт. В старину даже носили молодушки у пояса куриную косточку - вставаранку (на доске).

-Как вы думаете, зачем это делали?

Д: Этот предмет не позволял долго и крепко спать.

У: Раннее, утреннее время - женское. Дел хватало и дочерям и невесткам. Вспомните, чем же занимались женщины в старину?

( перечисление женской работы)

У: Недолго спят и мужчины.

Добро наживать, так раньше вставать.

С чего же начинался первый выход мужчин со двора?

Д: С молитвы.

(чтение молитвы подготовленным учеником)

У: Чего желали друг другу, встречаясь на дороге?

Д: Добра.

У: Почему это считалось необходимостью?

Д: Верили в силу доброго слова.

V Региональный компонент.

У: Мы посещали с вами наш Фроловский краеведческий музей. Вспомните, чем занимались в старину люди нашего края?

Д: Земледелием, скотоводством, рыболовством, кружевоплетением.

У: А сейчас посмотрите небольшую сценку.

( сценка о ленивом человеке)

У: Что вы можете сказать о главном герое?

Д: Главный герой – лентяй.

Хорошо лентяю жить,

Совсем не о чем тужить.

Лентяй пашенку не пашет,

Сеть шелковую не вяжет.

Он избу не прибирает,

Как испечь пирог не знает,

С зарёй рано не встаёт,

С косой в поле не идёт.

А уж как за стол идти –

Ложку знает, где найти.

У: А что же означает слово «лень».

Д: Безделье.

У: Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова.

(дети читают о слове лень)

  • Лень - это «отсутствие желания трудиться, склонность к безделью».

  • «Лень-матушка вперёд него родилась» - так говорят о людях, которые не любят работать и не хотят.

У: А какие вы знаете пословицы и поговорки о лени?

(дети вспоминают пословицы и поговорки о лени)

У: Давайте ещё раз обратимся к «Симфонии по творениям святителя Тихона», что в ней сказано о лени?

« Леность есть яд, умерщвляющий душу».

« Леность есть мать и источник всех зол».

У: Как вы понимаете эти высказывания?

(рассуждения детей)

VI Работа по учебнику.

У: Если человек трудолюбив, то он не заметит, как день подойдёт к вечеру.

а) Чтение по учебнику с.121, глава «Хвали утро днём, а день вечером»

б) Чтение по ролям «Будничные гости».

У: Чтобы в жизни всё было ладно, вечером уже в постели, обязательно каждый день надо подумать: «Что я сегодня сделал хорошего? Чему научился? Кому помог?»

Найдите и прочтите по учебнику, чем же заканчивался день?

Если добрые дела были, значит, день не зря прожит.

У: Св. Феофан Затворник ( «Начертание христианского нравоучения») пишет о том, что такое семья: «Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными, и слуги. В сем отношении есть общие всего семейства обязанности и есть взаимные обя­занности разных членов семейства». 

- Какие же обязанности есть у членов семьи?

(дети работают по группам)

1 группа : Глава семейства …

2 группа: Женщины должны…

3 группа: Старшие дети …

4 группа: Младшие дети …

VII Итог урока:

У: Какую тему мы сегодня изучили на уроке?

Д: «На что и клад, коли в семье лад».

У: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д: Взаимопонимание, взаимопомощь, уважение, любовь – главное богатство семьи.

У: Что же является основой благополучной семейной жизни?

Д: Совместный дружный труд.

Д/з: составить распорядок своих дел и отдыха в сочетании с общей жизнью семьи.




















Список литературы:

1. Абрамова Н. Cловарь синонимов (разговорная форма)  Печатное

издание М.: Русские словари, 1999. Электронная версия:

http://www.gramota.ru.


2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 60



3. Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка" (тт. 1-4, 1863-66) 


4. ОжеговС.И. Словарь русского языка - "Азъ", 1992.



5. Св. Феофан Затворник  «Начертание христианского нравоучения» (часть вторая, отдел второй, раздел А «Обязанности семейственные»).  


6. «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна - – Москва «Самшит – издат», 2003г.


7. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Алфавит духовно –

нравственный. – Москва ООО «Самшит – издат», 2008.


8. Толковый словарь русского языка В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории природоведение:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ