Конспект урока по введению в народоведение в 3 классе «На что и клад, коли в семье лад»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.С.Макаренко»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Конспект урока по введению в народоведение
в 3 классе
«На что и клад, коли в семье лад»
подготовила
учитель начальных классов
Хоршева Лариса Петровна
г. Фролово
2013
Урок введение в народоведение
3 класс
Тема: «На что и клад, коли в семье лад».
Цели: Дать представление о нравственных формах и ценностях в повседневной жизни старинной семьи (трудолюбие и ритмичность в работе; раннее пробуждение; совместное обсуждение текущих дел и планов).
Расширить представление о том, как традиции ведения домашнего хозяйства, укрепляли взаимоотношения членов семьи.
Содействовать духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: куклы – молодожены, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Толковый словарь» В.Даля, Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония» по творениям Тихона Задонского, алфавитный указатель к творениям святителя Тихона Задонского «Алфавит духовно – нравственный», репродукции произведений художников Комарова, Венецианова, Пластова, Мясоедова, учебник «Введение в народоведение» 3 класс, проектор, интерактивная доска, презентация.
I Приветствие и проверка готовности к уроку.
II Актуализация опорных знаний.
У: Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке народоведения?
Д: Вспоминали обычаи и традиции проведения свадеб на Руси.
УЧИТЕЛЬ
ДЕТИ
а) Назовите обряды венчального дня?
перечисление обрядов по порядку.
б) Объясните, как вы понимаете пословицу:
«У кольца нет конца»?
у обручального кольца нет конца, так никогда в жизни не разлучатся люди, однажды вступившие в брак.
в) Вот и отшумела-отгуляла свадьба. Жизнь новобрачных входит в колею повседневности - налаженный ритм хозяйственной деятельности в новом для молодой жены мужнином доме.
-Что же происходило после главного дня для молодых?
-блины в доме невесты; ответный визит в дом жениха— сближение двух родов;
-внимание к молодым на масленицу, пасхальную неделю.
У: Разыграйте с куклами - молодожёнами песенный диалог.
(дети разыгрывают песенный диалог с куклами)
У: Что заметили в диалоге?
Д: Ласковое обращение друг к другу.
Уважение к родителям мужа.
III Постановка темы урока.
У: Попробуйте догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, послушав высказывания великих людей:
( зачитываются высказывания о труде)
а) «Высшее благо жизни есть труд».
«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду»
(Л.Н.Толстой).
б) «Именно в труде и только в труде велик человек...»
(М.Горький).
в) «Человек должен трудиться в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
(А.П.Чехов).
г) «Труд освобождает нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды».
(Вольтер).
д) «Кто хочет сделаться глупцом,
Тому мы предлагаем: Пускай пренебрежёт трудом
И жизнь начнёт лентяем».
(Н.А.Некрасов).
У: Какое слово объединяет все эти высказывания?
Д: Слово – ТРУД.
У: Сегодня мы поговорим о повседневной жизни старинной семьи.
Тема урока: «На что и клад, коли в семье лад».
IV Работа над новой темой.
У: Что же обозначает слово- ТРУД?
Д: Работа, занятие, дело.
У: Заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. (чтение о смысле слова «труд» в словаре Ожегова)
* «Труд - целесообразная деятельность человека, направленная
на создание материальных и духовных ценностей».
* «Труд - работа, занятие».
* «Труд — усилие, направленное к достижению чего- либо».
* «Труд - привитие умений и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности».
У: А согласно «Толковому словарю» Владимира Даля:
Труд - это «работа, занятие, упражнение, дело, всё, что требует усилий и стараний».
У: Давайте обратимся к «Симфонии по творениям святителя Тихона», что в ней сказано о труде?
«Беззаконен тот труд, который беззаконные дела делает».
«Работа не в полную силу есть грех».
- Как вы понимаете эти высказывания о труде?
(рассуждения детей)
У: Нам, живущим в современном обществе, порой даже невозможно представить, насколько много и тяжело трудились люди прошлых веков, когда жизнь их неразрывно была связана с землёй, полностью зависела от капризов природы. Яркий пример тому— крестьянский труд. Труд для крестьян всегда был благом, а не обузой. О труде слагались сказания, притчи, ему народ посвятил много пословиц и поговорок.
- Давайте вместе вспомним русские пословицы и поговорки, относящиеся к трудовой жизни человека.
(дети вспоминают пословицы и поговорки о труде)
У: От зари до зари трудится семья, чередуя труд и отдых. В старину время работы от одной передышки до другой в течение дня называлось уповод или упруг (на доске). Каждый упруг от 2 до 4 часов. В день по 3,4, а летом, в страду, и по 5 уповодов было — смотря но тому, какая работа выполнялась.
С какими словами вы могли бы связать слова уповод?
Д: Поводья, повод.
У: А слово упруг?
Д: Упряжка, запрягать.
У: Значит, что можно сказать о человеке, который работает по – настоящему ладно, сильно?
Д: Запрягает себя в поводья.
У: Рассмотрите репродукции произведений художников: Комарова, Венецианова, Пластова, Мясоедова.
Почему эти репродукции картин на доске расположены в 2-х уровнях?
Д: 1 уровень – труд,
2 уровень – отдых.
У: Кто изображен на этих репродукциях?
Д: Мужчины, женщины, дети.
У: Где их изобразили художники?
Д: Трудятся в поле.
У: Почему репродукции 1-го ряда расположены в таком порядке?
Д: 1) Вспашка земли весной.
2) Крестьянка боронит землю, готовит к посеву.
3) Уборка урожая.
У: Глядя на репродукции, что можете сказать о крестьянском труде?
Д: Труд этот очень тяжелый.
У: Совершенно верно, ведь даже лошадёнка, на которой пашет крестьянин, тощая, рёбра наружу, орудие труда - соха - очень несовершенное. Несмотря на это, обратите внимание, каким достоинством полны лица и жесты людей.
- Рассмотрите репродукции картин 2-ой группы:
- Чем занята крестьянка в момент краткого отдыха от работы?
Д: Кормит или укачивает ребёнка.
У: Что находится рядом с фигурой женщины?
Д: Серп - орудие полевых работ.
У: Чем занят крестьянин и дети?
Д: Они обедают.
У: Какие орудия труда изобразил Пластов?
Д: Коса, серп, грабли.
У: Обратите внимание на мальчика с сосудом в руках и мужчину, державшего в одной руке ложку, а в другой кусок хлеба.
Что можно сказать о руках этих людей?
Д: Сильные, натруженные, жилистые.
ФИЗМИНУТКА
(дети в хороводе под музыку)
Нивка, нивка, отдай нашу силку!
Чтоб не болела наша спинка.
Мы тебя жали, спинку потеряли.
Нив-ка, нив-ка, отдай нашу силку!
У: Славилось раннее пробуждение. Потому и говорили: «Люблю долго спать, да стыжусь поздно вставать».
Для молодой жены - честь, если она первая в новом, мужнином, доме встаёт. В старину даже носили молодушки у пояса куриную косточку - вставаранку (на доске).
-Как вы думаете, зачем это делали?
Д: Этот предмет не позволял долго и крепко спать.
У: Раннее, утреннее время - женское. Дел хватало и дочерям и невесткам. Вспомните, чем же занимались женщины в старину?
( перечисление женской работы)
У: Недолго спят и мужчины.
Добро наживать, так раньше вставать.
С чего же начинался первый выход мужчин со двора?
Д: С молитвы.
(чтение молитвы подготовленным учеником)
У: Чего желали друг другу, встречаясь на дороге?
Д: Добра.
У: Почему это считалось необходимостью?
Д: Верили в силу доброго слова.
V Региональный компонент.
У: Мы посещали с вами наш Фроловский краеведческий музей. Вспомните, чем занимались в старину люди нашего края?
Д: Земледелием, скотоводством, рыболовством, кружевоплетением.
У: А сейчас посмотрите небольшую сценку.
( сценка о ленивом человеке)
У: Что вы можете сказать о главном герое?
Д: Главный герой – лентяй.
Хорошо лентяю жить,
Совсем не о чем тужить.
Лентяй пашенку не пашет,
Сеть шелковую не вяжет.
Он избу не прибирает,
Как испечь пирог не знает,
С зарёй рано не встаёт,
С косой в поле не идёт.
А уж как за стол идти –
Ложку знает, где найти.
У: А что же означает слово «лень».
Д: Безделье.
У: Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова.
(дети читают о слове лень)
Лень - это «отсутствие желания трудиться, склонность к безделью».
«Лень-матушка вперёд него родилась» - так говорят о людях, которые не любят работать и не хотят.
У: А какие вы знаете пословицы и поговорки о лени?
(дети вспоминают пословицы и поговорки о лени)
У: Давайте ещё раз обратимся к «Симфонии по творениям святителя Тихона», что в ней сказано о лени?
« Леность есть яд, умерщвляющий душу».
« Леность есть мать и источник всех зол».
У: Как вы понимаете эти высказывания?
(рассуждения детей)
VI Работа по учебнику.
У: Если человек трудолюбив, то он не заметит, как день подойдёт к вечеру.
а) Чтение по учебнику с.121, глава «Хвали утро днём, а день вечером»
б) Чтение по ролям «Будничные гости».
У: Чтобы в жизни всё было ладно, вечером уже в постели, обязательно каждый день надо подумать: «Что я сегодня сделал хорошего? Чему научился? Кому помог?»
Найдите и прочтите по учебнику, чем же заканчивался день?
Если добрые дела были, значит, день не зря прожит.
У: Св. Феофан Затворник ( «Начертание христианского нравоучения») пишет о том, что такое семья: «Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными, и слуги. В сем отношении есть общие всего семейства обязанности и есть взаимные обязанности разных членов семейства».
- Какие же обязанности есть у членов семьи?
(дети работают по группам)
1 группа : Глава семейства …
2 группа: Женщины должны…
3 группа: Старшие дети …
4 группа: Младшие дети …
VII Итог урока:
У: Какую тему мы сегодня изучили на уроке?
Д: «На что и клад, коли в семье лад».
У: Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Д: Взаимопонимание, взаимопомощь, уважение, любовь – главное богатство семьи.
У: Что же является основой благополучной семейной жизни?
Д: Совместный дружный труд.
Д/з: составить распорядок своих дел и отдыха в сочетании с общей жизнью семьи.
Список литературы:
1. Абрамова Н. Cловарь синонимов (разговорная форма) Печатное
издание М.: Русские словари, 1999. Электронная версия:
http://www.gramota.ru.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 60
3. Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка" (тт. 1-4, 1863-66)
4. ОжеговС.И. Словарь русского языка - "Азъ", 1992.
5. Св. Феофан Затворник «Начертание христианского нравоучения» (часть вторая, отдел второй, раздел А «Обязанности семейственные»).
6. «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна - – Москва «Самшит – издат», 2003г.
7. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Алфавит духовно –
нравственный. – Москва ООО «Самшит – издат», 2008.
8. Толковый словарь русского языка В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории природоведение:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ