Привод рабочей машины

привод рабочей машины

Пояснительная записка и расчеты

к курсовому проекту

по дисциплине „Детали машин и механизмов”

прм–6900.04.400.000.000 пз


















2008

Содержание



Исходные данные


Тяговое усилие на барабане Ft = 6900 Н

Окружная скорость барабана V = 0,4 м/с

Диаметр барабана D = 400 мм

Режим работы 0

Суммарное время работы 20000 часов


Ft

V

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

М


1 – электродвигатель

2 – ременная передача

3 – червячный редуктор

4 – цепная передача

5 – барабан

1. Кинематический и энергетический расчет привода


Мощность привода:


,


где  – КПД привода:


 =  рем  черв  цеп  подш,


где  рем = 0,96 – КПД ременной передачи,

 черв = 0,8 – КПД червячной передачи,

 цеп = 0,95 – КПД цепной передачи,


.


Предварительная мощность привода:


кВт.


Частота вращения барабана:


,

мин–1.


Приближенное передаточное отношение привода:


u/= uр uцеп  uрем,


где up – передаточное отношение редуктора, принимаем up = 20,

uцеп – передаточное отношение цепной передачи, uцеп = 2,

uрем – передаточное отношение клиноременной передачи, uрем = 2.


.


Предварительная частота вращения двигателя:


,

мин–1.


По таблице выбираем двигатель серии А4 тип А4 100S2У3/1435, мощность P = 4,0 кВт, частота вращения 2880 мин–1.

Действительное передаточное отношение:


,

.


Действительное передаточное отношение цепной передачи при up=20 и upem=2:


,

.


Мощности на валах:


кВт,

кВт,

кВт,

кВт.


Частота вращения валов:


мин–1,

мин–1,

мин–1,

мин–1.


Крутящий момент на валу электродвигателя:


,


где  д –угловая скорость двигателя:


,

с–1,

Нм.


Крутящие моменты на валах:


Нм,

Нм,

Нм,

Нм.


Вал

P, кВт

n, мин–1

T,кН·м

u

I

3,8

2880

12,6

2

20

3,7

0,96

0,8

0,95

II

3,65

1440

24,2

III

2,9

72

387,3

IV

2,8

19,1

1391,36


2. Расчет передач


2.1 Расчет клиноременной передачи


Исходные данные:

мощность на входном валу P= 3,8кВт,

частота вращения входного вала n= 2880 мин –1,

передаточное отношение u = 2,

Тип ремня – А (назначаем по графику рис.12.23 1).

По графику рис. 12.25 1 назначаем диаметр меньшего шкива d1 = 100 мм , при этом номинальная мощность, передаваемая одним ремнем кВт.

Диаметр большего шкива:


мм.


Принимаем значение межосевого расстояния при u = 2:


мм.


Длина ремня:


мм.


По стандарту принимаем мм.

Уточненное межосевое расстояние:


мм


Угол обхвата:


.


Проверяем условия:


,


где h – высота поперечного сечения ремня (для типа А h = 8 мм)


600 мм  259,7 мм  173 мм.


Мощность, передаваемая одним ремнем в условиях эксплуатации:


,


где – коэффициент угла обхвата,

– коэффициент длины ремня,

– коэффициент передаточного отношения,

– коэффициент режима нагрузки (односменная, постоянная)


Н.


Число ремней:


,


где – коэффициент числа ремней,


.


Принимаем 3 ремня.

Предварительное натяжение одного ремня:


,


где окружная скорость ремня:


м/с


дополнительное натяжение при периодическом подтягивании ремня , так как v < 20 м/с (автоматическое натяжение).


Н


Сила, действующая на вал:


,


где  – угол между ветвями ремня:


Н.


Ресурс наработки ремней:


,


где K1 =1 – коэффициент режима нагрузки (умеренные колебания),

K2 =1 – коэффициент климатических условий (центральные зоны)

Tcp = 20000 ч – ресурс наработки при среднем режиме нагрузки


часов.

2.2 Расчет червячной передачи


Исходные данные:

Мощность на входном валу P= PII= 3,65 кВт,

частота вращения входного вала n= nII= 1440 мин –1,

передаточное отношение u = 20.

Число заходов червяка при u = 20 z1 = 2

Число зубьев колеса:



Приближенная скорость скольжения


м/с.


Выбор материалов:

материал червяка – сталь 40Х, закалка до 54HRC, витки шлифованные и полированные,

материал колеса – бронза БрАЖ9, T = 200 МПа, B = 400 МПа.

Допускаемые контактные напряжения:


.

МПа.


Допускаемые напряжения изгиба:


,

МПа.


Стандартное значение коэффициента диаметра червяка:


,

q = 8.


Приведенные модуль упругости:


,


где E1 = 2,1105 МПа – модуль упругости червяка (сталь),

E2 = 0,9105 МПа – модуль упругости червячного колеса (бронза).


МПа.


Межосевое расстояние:


,

мм.


По стандарту принимаем aw = 146 мм.

Модуль передачи:


,

мм.


По стандарту принимаем m = 6,3 мм.

Коэффициент смещения:


,

.


Условие не соблюдается, изменим число зубьев колеса z2 = 39. При этом действительное передаточное отношение , а коэффициент смещения


.


Делительные диаметры:

червяка


,

мм,


червячного колеса


,

мм.


Угол подъема винтовой линии:


,

.


Окружная скорость червяка:


,

м/с.


Скорость скольжения:

,

м/с.


Так как разница между ориентировочной и действительной скоростью скольжения незначительна, выбранный материал колеса сохраняем.

Угол обхвата червяка колесом =500 = 0,8727 рад.

Коэффициент, учитывающий уменьшение длины контактной линии  =0,75.

Торцевой коэффициент перекрытия в средней плоскости червячного колеса:


,

.


Коэффициент динамической нагрузки = 1,2 (приVs > 3 м/с)

Коэффициент концентрации нагрузки = 1 .

Коэффициент расчетной нагрузки:


,

.


Контактные напряжения:


,

МПа.


Так как H = 178,5 МПа < H = 182 МПа, следовательно контактная прочность достаточна.

Окружная сила на колесе:


,

Н.


Осевая сила на колесе


,

Н.


Радиальная сила



Нормальный модуль:


,

мм.


Ширина колеса при z1 = 2:


,

мм.


Число зубьев эквивалентного колеса:


,

.


Коэффициент формы зуба Y=1,5.

Напряжения изгиба:


,

МПа.


Так как F = 17,1 МПа < F = 82 МПа, следовательно изгибная прочность достаточна.

Диаметр вершин червяка:


,

мм.


Диаметр впадин червяка:


,

мм.


Длина нарезанной части червяка при X = 0,4:


,

мм.


Для шлифованного червяка при m = 6,3мм < 10 мм увеличиваем b1 на 25 мм.


b1= 90 ммм.


Диаметр вершин колеса:


,

мм.


Диаметр впадин колеса:


,

мм.


Наружный диаметр колеса при z1 = 2:


,

= 260 мм.


Степень точности 8 (среднескоростная передача).


2.3 Расчет цепной передачи


Исходные данные:

мощность на входном валу P= PIII= 2,9 кВт,

частота вращения входного вала n= nIII= 72 мин –1,

передаточное отношение u = 3,7,

линия центров передачи находится под углом 300 к горизонту, передача открытая, работает в пыльном помещении в одну смену, регулируется передвижением оси малой звездочки, цепь роликовая.

Назначаем число зубьев ведущей звездочки z1=25,

число зубьев ведомой звездочки


.


Назначаем межосевое расстояние



Расчетная мощность


,


где Kэ – коэффициент эксплуатации:


,


где Kд  1– коэффициент динамической нагрузки(нагрузка близкая к равномерной),

Kа = 1 – коэффициент межосевого расстояния или длины цепи,

Kн = 1– коэффициент наклона цепи к горизонту (до 600),

Kрег =1 – коэффициент способа регулировки натяжения цепи (одной из звездочек),

Kс =1,3 – коэффициент смазки и загрязнения передачи (запыленное помещение),

Kреж =1 – коэффициент режима или продолжительности работы в течение суток (односменный).


.


Kz – коэффициент числа зубьев,


,

,


Kn – коэффициент частоты вращения,


,

.

кВт.


По ГОСТ 13568–75* для принятых мин-1 и кВт назначаем роликовую однорядную цепь ПР–25,4–56700 с шагом мм.

При этом мм, мм (по рекомендациям 1, стр.284).

Скорость цепи:


,

м/с.


По таблице 13.3 1 назначаем густую внутришарнирную смазку с удовлетворительным качеством смазки.

Число звеньев цепи (длина цепи в шагах):


,


Округляем до целого числа .

Уточненное межосевое расстояние:



Так как передача лучше работает при небольшом провисании холостой ветви цепи рекомендуют уменьшать межосевое расстояние на 4,4мм. Окончательно назначаем a =1352 мм.

Диаметры звездочек:


,

мм,

мм,


Окружная сила:


,

Н


Натяжение от центробежных сил:


,


где q – масса единицы длины цепи по каталогу, q=1,9 кг/м.


Н


Сила предварительного натяжения от массы цепи:


,


где Kf – коэффициент провисания, при горизонтальном положении K= 6,

a – длина свободной ветки цепи, приближенно равная межосевому расстоянию.


Н.


Обе силы Fv и F0 малы по сравнению с Ft, что оправдывает принятые ранее допущения.

Критическая частота вращения:


,


где F1 – натяжение ведущей ветви, F Fеt .


мин–1<мин –1.


Резонанс отсутствует.

3. Конструирование и определение размеров зубчатых колес и элементов корпуса редуктора


3.1 Конструирование червяка и червячного колеса


Червяк выполняем стальным и за одно целое с валом при длине нарезанной части b1= 90 мм.


lcm

b2

c

d

dcm

ч

0

Рисунок 3.1 Конструирование червячного колеса



Червячное колесо конструируем составным: центр колеса – из стали, венец – из бронзы БрАЖ9–4. Зубчатый венец соединяем с центром посадкой с натягом. Колесо насажено на вал, закрепляется с помощью шпонки и распорного кольца.

Конструктивные размеры:

ширина колеса b = 38 мм,

диаметр ступицы колеса dст = 1,6dв = 64 мм,

длина ступицы колеса мм,

ширина торцов центра колеса мм, мм,

толщина диска мм,

ширина торцов зубчатого венца мм,

размер фаски мм.


3.2 Конструирование элементов корпуса редуктора


Назначаем материал корпуса редуктора: чугун СЧ–15.Корпус редуктора разъемный с нижним расположением червяка.


Таблиця 3.1 – Основные размеры корпуса редуктора

Толщина стенки корпуса редуктора:

δ = 0,04awt + 2

8 мм

Толщина стенки крышки редуктора:

δ1=0,032 awt + 2

8 мм

Толщина верхнего фланца корпуса

s=(1,5...1,75) δ

12 мм

Толщина нижнего фланца корпуса

s2=2,35 δ

20 мм

Толщина фланца крышки редуктора

s1=(1,5...1,75) δ1

12 мм

Диаметр фундаментных болтов

d1=(0,03…0,36) awt +12

18 мм

Диаметр болтов, стягивающих корпус и крышку у бобишек

d2=(0,7…0,75) d1

14 мм

Диаметр болтов, стягивающих фланцы корпуса и крышки

d3=(0,5...0,6) d1

10 мм

Толщина ребер корпуса

с1=(0,8...1) d1

18 мм

Минимальный зазор между колесом и корпусом

b=1,2δ

10 мм

Координата стяжного болта d2 у бобишки

с2 ≈ (1,0...1,2 d2)

14 мм


Таблица 3.2 – Розмеры для компоновочного чертежа редуктора

Расстояние от внутренней стенки редуктора до вращающейся детали

е1 = (1,0...1,2)δ

10 мм

Расстояние от торцаподшипника до внутренней стенки корпуса редуктора

е

10 мм

Найменшый зазор между внутренней стенкой крышки редуктора и колесом

b≈ 1,2δ

12 мм

Расстояние от окружности вершин червяка до днища

b0 = (5...10)m,

50 мм

Расстояние между подшипниками вала червяка

l = (0,8…1,0)d2

200 мм

Расстояние от оси червяка до внутренней поверхности днища корпуса редуктора

Н1≈ (2,0...2,5)d

100 мм

Толщина крышки подшипника

δ2= d4

10 мм

Толщина фланца и стенки стакана

δ3 = δ4 = δ2

10 мм

Толщина упорного буртика стакана

δ5= δ2

10 мм


Остальные размеры принимаем конструктивно по рекомендациям 3, 4 или по справочнику 2.

4. Проектирование и расчет валов


4.1 Ориентировочный расчет валов


Ориентировочно диаметр вала определяем из условия прочности при кручении в случае понижения допускаемых напряжений.


,


где T– крутящий момент на валу,

 = 20 Мпа – допускаемые напряжения на кручение материала вала.

Вал II (вал червяка).

d1

d2

d3

d4

d4

d3

Рисунок 4.1 Вал червяка



Диаметр выходного конца вала червяка:


мм.


В соответствии со стандартом принимаем мм.

Диаметр вала под уплотнения мм.

Расстояние между подшипниками червяка: мм.

Применяем конструкцию с двумя радиально-упорными подшипниками, установленными по разные стороны червяка. мм.

Диаметр мм.

Вал III (вал червячного колеса).

Средний диаметр вала червячного колеса:


мм.


d1

d2

d3

d4

d3

Рисунок 4.2 Вал червячного колеса

d5


В соответствии со стандартом принимаем мм.

Диаметр вала под уплотнения мм.

Диаметр вала в месте установки подшипника мм.

Диаметр вала в месте посадки колеса мм.

Диаметр упора для колеса мм.

После определения конструкции валов, червячного колеса и корпуса выполняем компоновочный чертеж редуктора. По результатам компоновочного чертежа выполняем проверочный расчет валов.


4.2 Проверочный расчет валов


Исходные данные:

Силы в зацеплении:

на колесе окружная Н,

осевая Н,

радиальная Н,

Нагрузка от цепной передачи Н.

Моменты на валах Н.

Вал III (вал колеса).

Вертикальная плоскость:

Под действием осевой силы возникает изгибающий момент


Нм.


Реакции в опорах:


Н

Н


Горизонтальная плоскость:


Н

Н


А

В

0,06м

0,06м

А

В

0,06м

вертикальная плоскость

RAв

RВв

Ma

82,3

13,5

А

В

0,06м

горизонтальная плоскость

RAг

RВг

209

228

225

210

228

387,3

T

Mu

I

I

II

II

0,06м

0,06м

0,06м

0,06м

0,06м


Опасными являются сечения I-I, ослабленное шпоночным пазом, и сечение II-II ослабленное проточкой.

Расчет на статическую прочность выполняем по 4-ой теории прочности:


,


допускаемые напряжения МПа.

Нормальные напряжения:


МПа

МПа.


Касательные напряжения :


МПа,

МПа,


Эквивалентные напряжения:


МПа= 520 МПа.


Статическая прочность сечения I-I достаточна.


МПа= 520 МПа.


Статическая прочность сечения II-II достаточна

Расчет на сопротивление усталости .

Запас сопротивления усталости:


,

– запас сопротивления усталости по изгибу,

– запас сопротивления усталости по кручению,


где МПа – предел выносливости при изгибе,

МПа – предел выносливости при кручении,

– амплитуда циклов напряжений при изгибе (переменная составляющая цикла), , МПа, МПа

– среднее напряжение цикла (постоянная составляющая цикла), =0,

– амплитуда циклов напряжений при кручении (переменная составляющая цикла), , 5,8 МПа, 7,8 МПа,

– среднее напряжение цикла (постоянная составляющая цикла), , 5,8 МПа, 7,8 МПа,

, – коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений по сопротивлению усталости,

– коэффициент концентрации напряжений при изгибе, =1,7, =1,8,

– коэффициент концентрации напряжений при кручении, =1,4, =1,35

– масштабный фактор,= 0,72, = 0,75,

– фактор шероховатости поверхности, для шлифованного вала = 1.

Для сечения I-I:


,

.


Для сечения II-II:


,


Прочность по сопротивлению усталости сечений вала достаточна.

5. Расчет шпоночных соединений


Шпоночное соединение червячного колеса с валом.

Диаметр вала d = 55 мм.

Выбираем призматическую шпонку 16 Х 10. см=110 МПа. Длину шпонки определяем из условия прочности на смятие:


мм.


Принимаем длину шпонки 28 мм.

Шпоночное соединение шкива ременной передачи с ведущим валом.

Диаметр вала d = 30 мм.

Выбираем призматическую шпонку 8 Х 7. см=110 МПа. Длину шпонки определяем из условия прочности на смятие:


мм.


Принимаем длину шпонки 12 мм.

Шпоночное соединение звездочки цепной передачи с ведомым валом.

Диаметр вала d = 45 мм.

Выбираем призматическую шпонку 14 Х 9. см=110 МПа. Длину шпонки определяем из условия прочности на смятие:


мм.


Принимаем длину шпонки 36 мм.

6. Выбор подшипников


Выходной вал редуктора. Колесо устанавливаем на роликовых конических подшипниках 7210Н, поставленных враспор.

Паспортная динамическая грузоподъемность C = 52,9 кН.

Паспортная статическая грузоподъемность C0 = 40,6 кН.

Реакции опор:


,


На опоре А


Н.


На опоре В


Н

.


Суммарная осевая составляющая:


Н

Н

< e, следовательно X =1, Y= 0.

> e, следовательно X =0,4, Y= 5,72.


Коэффициент безопасности Kб=1 (спокойная нагрузка).

Температурный коэффициент Kт=1 (температура до 1000).

Эквивалентная нагрузка:


Н.

Н


Выполняем расчет для опоры В как более нагруженной. (постоянный режим нагружения).

Эквивалентная долговечность:


,


где Lh – суммарное время работы подшипника.


часов.


Ресурс подшипника:


,


где n = 72 мин–1 – частота вращения.


млн. об.


Динамическая грузоподъемность:


,


где a1 = 1 – коэффициент надежности,

a2 = 1 – коэффициент совместного влияния качества материала и условий эксплуатации.


кН


C > C паспорт, следовательно условие проверки по динамической грузоподъемности выполняется. Эквивалентная статическая нагрузка:


,


где X0 = 0,5 и иY0 = 0,22ctg = 3,15 – для радиально-упорных подшипников.


Н < C0.


Условие проверки по статической грузоподъемности выполняется

7. Описание системы смазки


Система смазки комбинированная.

Смазка червячной передачи осуществляется путем окунания червяка в масло, заливаемое внутрь корпуса. Глубина погружения в масло червяка до половины диаметра.

Смазка подшипников осуществляется разбрызгиванием масла. Во избежание попадания в подшипник продуктов износа червячных колес, а также излишнего полива маслом подшипники защищаются маслозащитными шайбами.

Требуемая вязкость масла при скорости скольжения 4,8 м/с и контактных напряжениях 208,5 МПа – 2510-6 м2/с.

Применяем авиационное масло МС-20 с вязкостью 20,510-6 м2/с при t = 1000 С.

8. Литература


  1. Иванов М.Н. Детали машин. – М. : Высшая школа, 1984.–336 с.

  2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. – Т.1–3.М.: Машиностроение, 1978.

  3. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А. Расчет и проектирование деталей машин. – Харьков: Вища школа, 1988.

  4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование. – М.: Высшая школа, 1984.

  5. Решетов Д.Н. Детали машин. –М.: Машиностроение, 1989.

  6. Детали машин: Атлас конструкций/ Под ред. Д.Н. Решетова. – М.: Машиностроение, 1979.

  7. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Детали машин и основы конструирования». – Харьков, 1989.

  8. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Детали машин и основы конструирования». – Харьков, 1996.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории промышленность, производство:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ