Расчет шарнирно-рычажных механизмов














Расчет шарнирно-рычажных механизмов


1. Структурный анализ главного механизма



рис.1


1.1 Кинематическая схема главного механизма (рис. 1)


По формуле Чебышева определим число степеней подвижности механизма:


W = 3n-2p5-p4=3*5-2*7-0 = 1,


где 5 = n – число подвижных звеньев;

p5=7 – число кинематических пар 5-го класса; 0= p4

число кинематических пар 4-го класса.


1.2 Построение структурной схемы механизма (рис. 2)



рис. 2

Выделим структурные группы (рис. 3):



рис 3


группа из звеньев 4 и 5, первая в порядке образования механизма; группа из звеньев 2 и 3, вторая в порядке образования механизма; 1-й класс по Баранову; 2-й порядок. 2-й класс по Артоболевскому.


2. Кинематическое исследование главного механизма


2.1 Определение масштаба длин


Для построения планов положения механизма необходимо определить масштаб длин по формуле:


м/мм,


где lOA = 0,044 м – истинная длина кривошипа (звено 1); 44 = ОА мм – отрезок, изображающий на кинематической схеме длину кривошипа (задан призвольно).


Длины отрезков на чертеже:

мм;

мм;

мм;

мм;

мм;

мм;

мм;

мм;

мм.

2.2 Построение кинематической схемы главного механизма


В масштабе м/мм, строим кинематическую схему главного механизма в восьми положениях с общей точкой О, включая положения, где ползун 5 занимает крайнее верхнее и нижнее положения (прил. А, лист 1), разделив


φрх=195о и φхх=165о на 4 части каждый.


2.3 Построение планов скоростей


Запишем векторные уравнения для построения планов скоростей структурных групп:

а ) группа 2 – 3

(2.1)




где VD=0, так как точка неподвижна,


VА1*lОА=6,385*0,044=0,28094 м/с, VВАВA, VВDВD, VВ3=VВ2, ω1===6,385 с-1


Масштабный коэффициент для построения планов скоростей определяем по формуле:


м/с*мм,


где 40 мм – отрезок, изображающий на плане скоростей величину скорости т.А (задан призвольно).

Из плана скоростей находим:


м/с;

м/с;

м/с;

м/с;

с-1;

с-1;


Длины отрезков as2 и ds3 на планах скоростей находим из пропорций:


; ;


б) группа 4 – 5

(2.2)





где VC0=0, V5-0׀׀у, VCB⊥СВ.


Из плана скоростей находим:


, м/с;

, м/с;

, с-1;

м/с;


Длину отрезка bs4 на планах скоростей находим из пропорции:


.


Результаты вычислений сводим в таблицу 1


Таблица 1

Положе

ние

Рабочий ход

VBA

VBD

ω2

ω3

VS2

VS3

ω4

VS4

V5-0

VCB

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0,3255

0,182

1,904

1,04

0,203

0,0917

1,04

0,175

0,21

0,182

2

0,147

0,238

0,86

1,36

0,266

0,13728

1,36

0,21

0,105

0,266

3

0,147

0,2744

0,86

1,568

0,2625

0,138

1,56

0,1435

0,105

0,238


Холостой ход

4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

5

0,245

0,231

1,433

1,32

0,2436

0,11616

1,312

0,1316

0,0875

0,2296

6

0,147

0,3395

0,86

1,94

0,2905

0,17072

1,92

0,2485

0,252

0,336

7

0,0315

0,2555

0,184

1,46

0,2065

0,12672

1,44

0,2345

0,28

0,252



2.3. Построение планов ускорений.


Запишем векторные уравнения для построения плана ускорений структурных групп для положения №3 механизма:


а)группа 2 – 3

(2.3)



где аD=0, так как точка D неподвижна, м/с2, м/с2, м/с2, , .


Масштабный коэффициент для построения плана ускорений определяем по формуле:


м/с2*мм,


где 60 мм – отрезок, изображающий на плане ускорений величину ускорения т.А (задан призвольно).

Длины отрезков на плане ускорений:


мм,

мм.

Из плана ускорений находим:


м/с2

м/с2

м/с2

м/с2

м/с2.


Длины отрезков as2 и ds3 на планах скоростей находим из пропорций:


; ;


Угловые ускорения звеньев определяем по формулам:

с-2;

с-2;


б)группа 4 – 5






где аС0=0, так как точка С0 неподвижна; , так как звено 5 совершает поступательное движение, ω5 =0


м/с2; , .


Длины отрезков на плане ускорений:


мм.


Из плана ускорений находим:


м/с2

м/с2

м/с2.


Длину отрезка bs4 на плане ускорений находим из пропорции:


.


Угловое ускорение звена 4 определяем по формуле:

с-2;


3. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЗУБЧАТОГО МЕХАНИЗМА


3.1 Кинематическая схема зубчатой передачи


Исходные данные:



3.2 Общее передаточное отношение зубчатой передачи


Определим общее передаточное отношение зубчатой передачи и число зубьев .


где

где -


передаточное отношение планетарного механизма;


отсюда ,


округляем до целого

Проверим для планетарной передачи условия:


  • соосности:

  • соседства:


где– число блоков саттелитов (задаётся); - коэффициент высоты головки зуба.


  • сборки:

где Q – любое целое число; L – наименьший общий делитель чисел и , в моём случае L=3.



Условие сборки выполняется.


3.3 Синтез зубчатого зацепления


Зубчатое зацепление состоит из колёс Считаем, что зубчатые колёса – прямозубые эвольвентные цилиндрические, нарезанные стандартным реечным инструментом.

3.3.1. Определяем:

  • коэффициенты смещения реечного инструмента из условия устранения подреза:

для колеса



для колеса

так как

  • угол эксплуатационного зацепления



По значению найдём угол

  • коэффициент воспринимаемого смещения



  • коэффициент уравнительного смещения



  • радиальный зазор


( - коэффициент радиального зазора);

  • межосевое расстояние



  • радиусы делительных окружностей



  • радиусы основных окружностей



  • радиусы начальных окружностей



(проверка: );

  • радиусы окружностей впадин


где - коэффициент высоты головки;

  • радиусы окружностей вершин



проверка:

  • толщину зубьев по делительной окружности



  • шаг зацепления по делительной окружности



3.3.2. Расчёт значений коэффициентов относительного удельного скольжения зубьев произведён по формулам:


где


и - отрезки, взятые по линии зацепления от точек и соответственно; .

Результаты расчётов сведены в таблицу.

, мм

0

30,75

61,5

92,25

123

164

205

246

287

328

369

-4,5

-1,5

-0,5

0

0,375

0,6

0,75

0,857

0,9375

1

1,0

0,815

0,6

0,333

0

-0,6

-1,5

-3

-6

-15


По полученным значениям и построены графики изменения и .

3.3.3. Коэффициент перекрытия



где (ab) – длина активной части линии зацепления.


4. Силовой расчет главного механизма


Силовой расчет проведен для положения механизма №3(лист 3).

группа 4 – 5


силы тяжести звеньев:


G4= m4*g=353,16 Н;

G5= m5*g=392,4 Н;


силу производственного сопротивления по графику (лист 1):

Рпс=7000 Н;

силы и моменты сил инерции звеньев:


= m4*аs4=38,34 Н;

= m5*аs5=51,6 Н;

Н/м;

1) -? ,

;

Н;

2) -? , -? ,

;


Масштабный коэффициент для построения плана сил определяем по формуле:


Н/мм;

Длины отрезков на чертеже:


мм;

мм;

мм – пренебрегаем;

мм – пренебрегаем;

мм – пренебрегаем;


Из плана сил находим:


Н;

Н;

Н;

3) -? ,

;


Из плана сил находим:


Н;

4);


группа 2 – 3

силы тяжести звеньев:

G2= m2*g=196,2 Н;

G3= m3*g=343,35 Н;

силы и моменты сил инерции звеньев:


= m2*аs2=27 Н;

= m3*аs3=19,53 Н;

Н/м;

Н/м;

Н;

1) -? ,

;

Н;


необходимо перенаправить;


2) -? ,

;

Н;

3) -? , -? ,

;


Масштабный коэффициент для построения плана сил определяем по формуле:


Н/мм;


Длины отрезков на чертеже:


мм;

мм;

мм – пренебрегаем;

мм – пренебрегаем;

мм – пренебрегаем;

мм;

мм – пренебрегаем;

мм;


Из плана сил находим:


Н;

Н;

Н;


начальное звено


1) Рур-?

;

Н;

Н;

2)


Масштабный коэффициент для построения плана сил определяем по формуле:


Н/мм;


Длины отрезков на чертеже:


мм;

мм;


Из плана сил находим:


Н;

Н/м;


проверка


Нм;


Погрешность силового расчета составляет:


.


5. Силовой расчет с учетом сил трения


Выполнен на листе 3. Все масштабные коэффициенты сил совпадают с масштабными коэффициентами сил на силовом расчете без учета сил трения.

Определяем силы и моменты трения



группа 4-5


1) -? ,

;

Н;

2)


из плана сил находим

группа 2-3


1) -? ,

;

Н;

2) -? ,

;

Н;


из плана сил находим

начальное звено


;

Н;


КПД главного механизма равен:



6. Выбор электродвигателя


Определяем работу сил полезного сопротивления

Определяем работу сил полезного сопротивления на интеревале одного оборота главного вала (начального звена). Эта работа определяется как площадь , ограниченная графиком и осью абсцисс, умноженная на масштабы и :



6.1 Определяем требуемую мощность приводного электродвигателя



где Т – время одного оборота главного вала, с; ; - КПД зубчатой передачи (принимаем ); - КПД главного механизма (.


6.2 Выбор электродвигателя по каталогу


По каталогу асинхронных электродвигателей выбираем асинхронный электродвигатель 4АА63В4У3.

- мощность электродвигателя; - синхронное число оборотов; - номинальное число оборотов; - момент инерции ротора электродвигателя.

6.3 Определение приведенного момента сил


Приведенный момент сил тяжести и сил полезных сопротивлений рассчитываются для всех рассматриваемых положений механизма по формуле:


По результатам расчёта строим график .


0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

0

14,1489

7000

7000

0

0

0

0

0

0,21

0,105

0,105

0

0,0875

0,252

0,28

0

-

180

180

180

-

0

0

0

-

-

-1

-1

-1


1

1

1

-

-

0

0

0

-

180

180

180

-

-

1

1

1

-

-1

-1

-1

-

0

0,175

0,21

0,1435

0

0,1316

0,2485

0,2345

0

-

25

35

56

-

120,5

140,5

162

-

-

0,9063

0,81915

0,55915

-

-0,50754

-0,77162

-0,95106

-

0

0,0917

0,13728

0,138

0

0,11616

0,17072

0,12672

0

-

55

64

77

-

102

112,5

124

-

-

0,57358

0,43837

0,22495

-

-0,2079

-0,38268

-,5592

-

0

0,203

0,266

0,2625

0

0,2436

0,2905

0,2065

0

-

127

86

52

-

58

95,5

127

-

-

-0,60182

0,06976

0,61566

-

0,52992

-0,09585

-0,60182

-

0

20,753

-7,9165

-97,587

0

-6,4038

-30,46

-37,173

0


Углы между векторами сил и скоростей точек их приложения замерены на планах скоростей.


6.4 Определение приведенного момента инерции


Приведенный момент инерции определяем из условия равенства в каждый момент времени кинетической энергии модели кинетической энергии машинного агрегата.

Приведенный момент инерции рычажного механизма рассчитан по формуле:



полож.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

0,0982

0,101

0,5095

0

0,0638

0,178

0,1607

0


6.5 Суммарный приведенный момент инерции агрегата


Суммарный приведенный момент инерции агрегата равен сумме трёх слагаемых



где - приведенный момент инерции ротора электродвигателя, :



( - осевой момент инерции ротора, взятый из каталога электродвигателя);

- приведенный момент инерции зубчатых колёс редуктора и пары :



где - момент инерции зубчатых колёс редуктора относительно своих осей, кг*с2; - массы зубчатых колёс ; - скорость оси сателлитов,м/с; - угловая скорость сателиттов, с-1; - угловая скорость вала двигателя, с-1; - угловая скорость i-го зубчатого колеса, с-1; к – число блоков сателиттов (принимаем к=3).

Момент инерции зубчатых колёс вычисляем по формуле


где - масса i – го зубчатого колеса равна



(b=0,05 м – ширина венца зубчатого колеса; - удельный вес стали), - радиус делительной окружности (m = 5мм):



Скорость оси сателлита



где

Угловая скорость блока сателлитов определена с использованием метода инверсии:



откуда .


6.6 Исследование установившегося движения


Предполагаем, что приведенный момент двигателя

на рабочем участке механической характеристики электродвигателя можно описать параболой , где А и В – некоторые постоянные величины, которые определим по формулам:

;

;


где - приведенный к звену 1 номинальный момент на роторе электродвигателя;

- приведенная к звену 1 синхронная угловая скорость электродвигателя;

- приведенная к звену 1 номинальная угловая скорость электродвигателя;


6.7 Определяем закон движения звена 1


Определяем закон движения звена 1 , используя формулу:


;


где i=1,2,…12 – индекс соответствует номеру положения кривошипа;

- угловой шаг.

Задавшись с-1, последовательно ведем расчет для i=1,2,…12. Результаты расчетов представлены в табл. 9. Значения и взяты из табл. 7 и табл. 8.

Искомые значения ω1 выделены в табл. 9. По этим значениям построен график зависимости (лист 3).

По табл. 9 определяем


с-1; с-1;

с-1;


Коэффициент неравномерности хода машины


.


Таблица 9.

i п/п

1

149,305

15,5

6,385

2

149,335

19

6,394

3

149,385

2

6,398

4

149,465

-47

6,385

5

149,715

-97

6,34

6

149,345

-34

6,312

7

149,245

-1,5

6,304

8

149,305

-7

6,3

9

149,39

-26

6,289

10

149,41

-35

6,267

11

149,365

-32

6,249

12

149,235

0

6,243


7. Синтез кулачкового механизма


7.1 Определение закона движения толкателя


Исходные данные: закон движения толкателя



где h = 0,052 мм – ход толкателя; фазовые углы: - допустимый угол давления.

Дважды аналитически проинтегрируем закон движения толкателя.



Начальные условия: при

Следовательно,



При


Определим параметр а из условия:



Подсчитанные значения на интервале удаления с шагом приведены в таблице.


, град

0

10

20

30

40

50

60

70

0,2092

0,1497

0,0897

0,0299

-0,0299

-0,0897

-0,1497

-0,2092

0

0,0313

0,05214

0,0625

0,0625

0,05214

0,0313

0

0

0,0029

0,01031

0,02047

0,03153

0,04169

0,04912

0,052


При :



Масштабные коэффициенты:



Строим теоретический профиль кулачка, пользуясь методом инверсии. Радиус ролика .

7.2 Определение жёсткости замыкающей пружины


Определяем жёсткость замыкающей пружины и усилие предварительного сжатия из условия


,


где - усилие предварительного сжатия пружины, Н; - масса толкателя; - угловая скорость кулачка; - аналог ускорения толкателя, м.

Для этого строим график , проводим из начала координат касательную к графику, а затем прямую, ей параллельную, на расстоянии .( - ускорение толкателя, соответствующее точке касания М).

Получим график для определения характеристик пружины.

Жёсткость пружины:



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Волгов В.А. Детали и узлы РЭА. –М.: Энергия. 2001. –656 с.

  2. Устройства функциональной радиоэлектроники и электрорадиоэлементы: Конспект лекций. Часть I / М.Н. Мальков, В.Н. Свитенко. – Харьков:ХИРЭ. 2002. – 140 с.

  3. Справочник конструктора РЭА: Общие принципы конструирования/ Под редакцией Р.Г. Варламова. – М.: Сов. Радио. 1999. – 480 с.

  4. Фрумкин Г.Д. Расчет и конструирование радиоаппаратуры. – М.: Высшая школа. 1999. – 339 с.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории промышленность, производство:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ