Расчет сплошной подшипник
Исследуем сплошной подшипник (Ω = 360 °С), имеющий размеры D=120 мм и В=120мм, который работает при нагрузке F=40000Н и при скорости Nj=45,00-1. Предполагается, что эти рабочие условия являются критическими для теплового баланса. Корпус подшипника, имеющий площадь поверхности А=0,3м2, и неразрезная втулка подшипника изготовлены из алюминиевого сплава. Вал изготовлен из стали. Смазочное масло подают через отверстие размером dL=5мм, расположенное диаметрально противоположно нагруженной зоне втулки подшипника. В качестве смазки используют масло со степенью вязкости VG 46 (ИСО 3448).
Прежде всего исследуют возможность работы подшипника без смазки под давлением. В этом случае диссипация тепла происходит только путем конвекции. Окружающая температура составляет Tamb=40oС, максимальная допустимая температура подшипника Tlim=70oС.
Если температура подшипника превысит Tlim, то следует предусматривать подачу смазочного материала под давлением с внешним масляным охлаждением. В таких случаях предполагается, что смазочный материал подают в подшипник с избыточным давлением реn = 5 х 105 Па, а температура масла на входе составляет Tеn = 60 O С.
Размеры и рабочие параметры подшипника даны в таблице 1
Таблица 1 – Размеры и рабочие параметры подшипника
-
Нагрузка на подшипник
F = 40000 Н
Скорость вала
NJ = 45,00 с-1
Скорость подшипника
NВ = 0 с-1
Угол охвата
Ω = 360 о
Максимальный внутренний диаметр подшипника
Dmax=120,070х10-3 м
Минимальный внутренний диаметр подшипника
Dmin 120,050х10-3 м
Диаметр смазочного отверстия
dL = 5 х10-3 м
Максимальный диаметр вала
DЈ,max=119,950х10-3м
Минимальный диаметр вала
DЈ,min=119,930х10-3 м
Относительная длина подшипника
В/D = 0,5
Средняя высота неровностей поверхности скольжения подшипника
rzB = 2 х10-6 м
Средняя высота неровностей поверхности скольжения вала
rzj = 1 х10-6 м
Коэффициент линейного расширения подшипника
α I,В = 23 х10-6 K-1
Коэффициент линейного расширения вала
α I,J = 11 х10-6 K-1
Теплоотводящая поверхность корпуса подшипника
А = 0,3м2
Коэффициент теплопередачи
kA = 20 Вт/(м2К)
Температура окружающей среды
Tamb = 40 o C
Температура смазочного материала на входе подшипника при смазке под давлением
Tеn = 60 o C
Избыточное давление подачи смазочного материала при смазке под давлением
реn = 5 х10-5 Па
Объемная удельная теплоемкость смазочного материала
Ρс=1,8 х10-6 Дж/( м3К)
Предельные значения:
максимальная допустимая удельная нагрузка на подшипник
= 10 х10-6 Па
предельно допустимая температура подшипника
Tlim = 70 o C
критическая толщина смазочного слоя
h min = 9 х10-6 м
Смазочный материал
VG 46
Вязкостно-температурная зависимость для масла VG 22 и ρ = 900 кг/м3 представлена в таблице 1.
Таблица 1–Вязкостно-температурная зависимость для масла VG 46 и ρ=900 кг/м3
-
Tеff , o C
η eff (Tеff), Пас
40
0,042
50
0,029
60
0,019
70
0,014
Проверим ламинарный поток по уравнению
При предполагаемой температуре подшипника ТB,0=60 °С и предполагаемой плотности смазочного материала ρ=900кг/м3. Для вычислений определим, значение Относительный зазор в подшипнике в соответствии с уравнениями составляет:
Изменение относительного зазора в результате теплового воздействия составляет в соответствии с уравнением:
Эффективный относительный зазор в подшипнике в соответствии с уравнением составляет:
Предполагаемая температура подшипника
Эффективная динамическая вязкость смазочного материала при Teff=60 °С в соответствии с входными параметрами
Поток является ламинарным, поэтому настоящий стандарт для данного случая применим. Определим удельную нагрузку на подшипник в соответствии с уравнением :
Удельная нагрузка на подшипник допустима, так как < lim. Отвод тепла путем конвекции.
Эффективная угловая скорость согласно уравнению составляет:
Угловая скорость вала
Угловая скорость подшипника
Число Зоммерфельда согласно уравнению :
Относительный эксцентриситет является функцией величин So, B/D, и определяется по таблицам
Минимальная толщина смазочного слоя согласно уравнению:
Удельный коэффициент трения согласно уравнению:
Коэффициент трения
Расход тепла, обусловленный мощностью трения, согласно уравнению:
Расход тепла через корпус подшипника и вал в окружающую среду согласно уравнению составляет:
Из соотношения Pth, f = Pth, amb следует, что
Так как T B, 1 > ТB,0 , то следует, что температура подшипника ТB,0=60 °С должна быть скорректирована. Скорректированное предположение о температуре подшипника
Результаты дальнейшей итерации приведены в таблице 3. На седьмом этапе расчета разность между предполагаемой температурой подшипника ТB,0 и расчетной температурой подшипника ТB,1 составляет менее 1 °С. Температура подшипника ТB рассчитана с достаточной степенью точности. Так как ТB > Тlim, то диссипация тепла путем конвекции оказывается недостаточной. Поэтому подшипник следует охлаждать смазочным материалом (смазка под давлением)
Таблица 3 – Результаты итераций
-
Параметры
Единицы измерения
Этапы расчета
1
2
3
4
5
6
TB,0=Teff
°С
60
105,6
198,27
91,49
266,25
136,5
ηeff
Па с
0,019
0,0045
0,002
0,0065
0,002
0,0027
Ψeff
1,48
2,03
5,28
1,86
3,96
2,4
S0
-
2,26
18
96,9
10,5
154,14
41,9
ε
-
0,425
0,82
0,966
0,716
0,95
0,883
hmin
м
51,06
22
6,4
31,7
11,88
0,017
f'/ψeff
-
1,48
3,1
0,5
5
0,9
3,5
Pf
Вт
1485,3
4268,2
1064,8
6307,6
2414
5697,2
TB
°С
287,6
751,4
217,5
1091,3
442
989,5
TB,0
°С
105,5
198,27
91,49
266,2554
136,5
245,9
При расчетах в этом случае используется смазочный материал VG 46 и относительная длинна подшипника В/D = 0,5. Но в этом случае не выполняется условие температур ( Разность между предполагаемой температурой подшипника ТB,0 и расчетной температурой подшипника ТB,1 составляет менее 1 градуса).
Поэтому ведем расчет при VG32 и В/D=0,75.
Таблица 1–Вязкостно-температурная зависимость для масла VG 32 и ρ=900 кг/м3
-
Tеff , o C
η eff (Tеff), Пас
40
0,03
50
0,021
60
0,014
70
0,009
Проверим ламинарный поток по уравнению
При предполагаемой температуре подшипника ТB,0=60 °С и предполагаемой плотности смазочного материала ρ=900кг/м3. Для вычислений определим, значение Относительный зазор в подшипнике в соответствии с уравнениями составляет:
Изменение относительного зазора в результате теплового воздействия составляет в соответствии с уравнением:
Эффективный относительный зазор в подшипнике в соответствии с уравнением составляет:
Предполагаемая температура подшипника
Эффективная динамическая вязкость смазочного материала при Teff=60 °С в соответствии с входными параметрами
Поток является ламинарным, поэтому настоящий стандарт для данного случая применим. Определим удельную нагрузку на подшипник в соответствии с уравнением :
Удельная нагрузка на подшипник допустима, так как < lim. Отвод тепла путем конвекции.
Эффективная угловая скорость согласно уравнению составляет:
Угловая скорость вала
Угловая скорость подшипника
Число Зоммерфельда согласно уравнению :
Относительный эксцентриситет является функцией величин So, B/D, и определяется по таблицам
Минимальная толщина смазочного слоя согласно уравнению:
Удельный коэффициент трения согласно уравнению:
Коэффициент трения
Расход тепла, обусловленный мощностью трения, согласно уравнению:
Расход тепла через корпус подшипника и вал в окружающую среду согласно уравнению составляет:
Из соотношения Pth, f = Pth, amb следует, что
Так как T B, 1 > ТB,0 , то следует, что температура подшипника ТB,0=60 °С должна быть скорректирована. Скорректированное предположение о температуре подшипника
Таблица 4 – Результаты итераций
-
Параметры
Единицы измерения
Этапы расчета
1
2
3
4
TB,0=Teff
°С
60
122,9
187,08
123,8
ηeff
Па с
0,014
0,003
0,0019
0,0026
Ψeff
1,48
2,23
3
2,25
S0
-
2,05
21,72
62,08
25,5
ε
-
0,8
0,748
0,88
0,78
hmin
м
17,7
33,72
20
29,7
f'/ψeff
-
2
2,6
1
2
Pf
Вт
2007,6
3932,4
2034,7
3052,1
TB
°С
374,6
695,4
379,12
548,68
TB,0
°С
122,9
187,08
123,8
157,72
Однако и в этом случае не выполняется разность температур ( Разность между предполагаемой температурой подшипника ТB,0 и расчетной температурой подшипника ТB,1 составляет менее 1 градуса).
Для расчета принимаем VG32 и В/D=0,75.
Отвод тепла смазочным материалом (смазка под давлением).
Предполагаемая температура смазочного материала на выходе:
Эффективная температура смазочного слоя:
Эффективная динамическая вязкость смазочного материала при Teff=70оС на основании заданных параметров составляет:
Изменение относительного зазора в результате воздействия температуры согласно уравнению составляет:
Эффективный относительный зазор согласно уравнению:
Число Зоммерфельда :
Относительный эксцентриситет:
Минимальная толщина смазочного слоя согласно уравнению:
Удельный коэффициент трения:
Коэффициент трения составляет:
Расход тепла, обусловленный мощностью трения, согласно уравнению:
Расход смазочного материала вследствие развития внутреннего давления согласно уравнению:
Расход смазочного материала, обусловленного давлением подачи, согласно уравнению:
Расход смазочного материала согласно уравнению:
Расход тепла через смазочный материал согласно уравнению:
Из соотношения Pth, f = Pth, L получаем:
Так как Tех, 1 < Tех, 0, следует предположение, что температура выхода смазочного материала Tех, 0= 78 оС должна быть скорректирована.
Скорректированное предположение о температуре выхода масла:
Дальнейшие этапы итерации указаны в таблице 5.
На третьем этапе расчета разность между предполагаемой температурой выхода смазочного материала Tех, 0 и рассчитанной температурой выхода Tех, 1 составила менее 1 °С.
Следовательно, температура выхода смазочного материала Tех рассчитана с достаточной степенью точности.
Так как Tех < Tlim, то температура выхода смазочного материала находится в допустимых пределах.
Так как hmin > hlim, то минимальная толщина слоя смазочного материала находится в допустимых пределах.
Вместо итерационных расчетов можно воспользоваться методом графической интерполяции. Для этого проводят расчет для ряда предполагаемых температур ТB или Tех, которые охватывают диапазоны ожидаемых решений.
В таблице 5 представлены расчеты итераций температуры масла на выходе из подшипника
Таблица 4–Результаты итераций температуры масла на выходе из подшипника
Этапы расчета
1
2
3
Ten
oC
60
60
60
Tex,0
oC
80
74,75
75,5
Teff
oC
70
67,38
67,75
η eff
Пас
0,009
0,010
0,0095
Ψ eff
-
1,610-3
1,5710-3
1,5910-3
So
-
3,73
3,23
3,49
ε
-
0,825
0,824
0,822
hmin
м
16,810-6
16,610-6
16,910-6
f΄/Ψeff
-
2,20
2,34
2,29
Pf
Вт
2387,4
2491,7
2468
Q3
м3/с
10010-6
91,410-6
85,210-6
Qp
м3/с
39,3210-6
34,410-6
37,710-6
Q
м3/с
139,3210-6
125,810-6
122,910-6
Tex,1
oC
69,5
71
70,9
Tex,0
oC
74,75
75,5
75,45
В таблице 6 приведены промежуточные результаты для случая диссипации тепла через смазочный материал (смазку под давлением). На этапе 4 расчета по таблице 6 указаны результаты графического решения
Таблица 6 – результаты итераций диссипации тепла через смазочный материал
-
Параметр
Единица измерения
Этапы расчета
1
2
3
4
Ten
o C
60
60
60
60
Tex
o C
70
90
110
66
Teff
o C
65
75
85
63
ηeff
Пас
0.082
0.0061
0.0048
0.013
Ψeff
-
1.54 10-3
1.6 10-3
1.78 10-3
1.5 1.5610-3
So
-
0.72
1.1
1.6
2,42
ε
-
0.447
0.53
0.64
0,78
hmin
м
51 10-6
47 10-6
38.410-6
20,46 10-6
f΄/Ψeff
-
7.7 10-3
6.5 10-3
5.210-3
2,3 10-3
Pf
Вт
2901
2449
2185
2467,4
Q
м3/с
115.94
168.93
194.8
127,4
Pth,L
Вт
2086.92
9122
22225.5
2552,3
Лист
Изм
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории промышленность, производство:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ