File

Скачать материал

Академия дополнительного профессионального образования



Программа профессиональной переподготовки

Педагог-психолог с дополнительной специализацией в области специального дефектологического образования (710)





Дисциплина: Психология развития и возрастная психология

Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста



Выполнил:

слушатель Иванов Иван Иванович

Преподаватель:






г. Курган


Задание 1

Цель: Цель: формирование практических навыков при работе с кризисами различных возрастов.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Пользуясь учебником во вкладке «библиотека» Откройте файл: Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти», 8 глава; либо любым другим источником в интернете, либо в вашей личной библиотеке, заполните таблицу по периодизации стадий Э.Эриксона.

Возрастная Периодизация Э. Эриксона

Стадии развития

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальный исход

Младенчество

0 -1 год

Орально –

сенсорная

Могу ли я доверять миру?

  • Поддержка, удовлетворение основных потребностей.

  • Отсутствие поддержки, депривация.

  • Доверие

  • Недоверие

Раннее детство

1 – 3 года

Мышечно –

анальная

Могу ли я управлять собственным поведением?

  • Разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.

  • Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия.

  • Автономия

  • Сомнение

Дошкольный возраст

3 – 6 лет

Локомоторно - генитальная

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

  • Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество.

  • Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания.


  • Инициатива

  • Вина

Школьный возраст

6 – 12 лет

Латентная

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

  • Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.

  • Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки.

  • Трудолюбие

  • Чувство неполноценности

Подростковый возраст

13 – 18

Отрочество,

юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

  • Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.

  • Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания.

  • Идентичность

  • Смешение ролей

Ранняя взрослость


Молодость

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

  • Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.

  • Одиночество

  • Близость

  • Изоляция

Средняя

взрослость


Взрослость

Что я могу предложить будущим поколениям?

  • Целеустремленность, продуктивность деятельности.

  • Обеднение личной жизни, регрессия.

  • Генеративность

  • Стагнация

Поздняя взрослость


Зрелость

Доволен ли я прожитой жизнью?

  • Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

  • Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти.

  • Целостность эго

  • Отчаяние





Задание 2

Цель: закрепить представления о развитии возрастной психологии, основываясь на теориях психического развития.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Пользуясь файлом во вкладке «библиотека» Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти», главу 8; либо любым другим источником в интернете, либо в вашей личной библиотеке, заполните таблицу (кратко и конкретно).



Различные подходы к изучению психического развития

Теории психического развития

Характеристика (суть подхода)

Биогенетический подход  

Развития человека как индивида, наделенного определенными антропологическими свойствами, проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетичной программы в онтогенезе. В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции и теория психосексуального развития.

Теории рекапитуляции   

Ребенок в своем развитии повторяет все стадии развития психики, которые прошло человечество. Порядок и скорость прохождения каждой стадии врожденны и заданы генетически. При формировании индивидуальной психики невозможно миновать какую - то стадию, ни перейти на следующую раньше определенного времени.

Пять основных периодов в психическом развитии: период дикости, период охоты, период пастушества, земледельческий период, торгово – промышленный период (С. Холл, Э. Геккел)

Психоаналитический подход к развитию ребенка

Все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека (З. Фрейд)

Ребенок рождается с определенным запасом энергии – «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений.Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит

к стадиям: оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, латентная стадия, генитальная. На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей.

Поведение личности объясняется, главным образом, через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон)

Социогенетический подход  

Изучение процессов социализации человека, усвоение им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, согласно которым приобретение человеком различных форм поведения происходит путем научения.

В рамках социогенетического подхода основными являются: теория социального научения (Скиннер, Бандура) и концепция развития личности (Э.Эриксон).

Концепция Э. Эриксона

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической. Человек в течение жизни проходит через несколько стадий развития, каждая стадия определяется кризисной ситуацией, которая должна быть решена с целью дальнейшего развития. Развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса.

- первая стадия – кризис доверия – недоверия.

- вторая стадия – автономия в противовес сомнениям и стыду.

- третья стадия – проявление инициативности в противовес чувству вины.

- четвертая стадия – трудолюбие в противовес комплексу неполноценности.

- пятая стадия - личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму.

- шестая стадия – интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности.

- седьмая стадия – забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя».

- восьмая стадия – удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию.

Когнитивные теории  

Когнитивные теории на первый план ставят развитие познавательной сферы человека или пытаются объяснить развитие других сфер личности особенностями развития интеллектуальной сферы. Ряд авторов рассматривает такое развитие как непрерывную смену неизменной последовательности стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и подготавливает последующую (теория Ж. Пиаже). Другие авторы представляют подобное развитие как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или возникновение каких-либо функций в определенные моменты.

Концепция

Ж. Пиаже   

Ж. Пиаже полагал, что основой психического развития, является развитие интеллекта.Согласно его теории, на каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период. Выделил стадии развития:

1. Сенсомоторная (от 0 до 2 лет). На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы перестают существовать, когда они на эти предметы не смотрят.

2. Предоперациональная (от 2 до 7 лет). В это время дети учатся различать символы и их значения.

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). В этот период дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками.

4. Стадия формальных операций (от 12 до 15 лет). На этой стадии подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рассуждать о будущем.

Персоногенетический подход  

В центре внимания находятся проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, поиска смысла жизни и ходе жизненного пути индивидуальности. Подход представлен теориями А. Маслоу, К. Роджерса.

Экологическая модель развития

Развитие человека - это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой - испытывает воздействие со стороны элементов среды. Экологическая среда развития состоит из 4 вложенных одна в другую экосистем:

- Микросистема – она включает самого субъекта и его ближайшее окружение.

- Мезосистема – она включает в себя взаимоотношения между микросистемами. На развитие ребенка могут влиять события в школе, в семье, связь между школой и группой сверстников.

- Экзосистема – она включает в себя три элемента среды, в которых ребенок не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние (проблемы на работе родителей).

- Макросистема – она включает в себя идеологию, установки, нравы, традиции, ценности окружающей ребенка культуры.

(УриБронфенбреннер)





Задание 3

Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Задание: Пользуясь учебником во вкладке «библиотека» Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»; или В.С. Мухина «Возрастная психология», III раздел, либо любым другим источником в интернете, сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы.



Самооценка

Подростки

Юноши

Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива?

В юношеском возрасте наблюдается интенсивное развитие общительности (коммуникабельности). Возрастная особенность заключается в снижении остроты межличностных конфликтов, повышается контактность и общительность. У многих это время сопровождается острым стремлением к общению, чувством единения, любви и доброты абсолютно ко всем окружающим. Важную роль в общении начинает играть обмен информацией для взаимопонимания с разными возрастными категориями. Ребята более доверчивы к старшим, особенно к учителям, а также расширяется сфера свободного общения. Главное в общении это найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими, как наиболее значимое.

В процессе общения просматривается взаимное уважение и равноправие, отмечаются добрые и внимательные отношения к людям. Несмотря на то, что предпринимаются попытки преодолеть зависимость от взрослых, все же доминируют отношения ровные, покладистые, доверительные и открытые. В общении с взрослыми просматривается чувств ответственности, предпринимаются попытки к самостоятельности, равноправию, уважительности и разумной опеке.

Противоречива. На основе суждений взрослых

Специфическим новообразованием юношеского возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на "себя".

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев само оценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного само отношении образа Я.

Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование само отношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

На основе отдельных поступков

Юность характеризуется как период ярко выраженной потребности в дружбе. Некоторые, как отмечает Г.С.Абрамова, судят друг друга по нравственным законам, потому, что дружба основана на свободе. Это ее основное отличие от любви. Дружба это процесс осуществления равенства, где достижение взаимопонимания становится главным.

Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость...)

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, , определяется возрастная интровертированность. Это возраст, как этап формирования самосознания и собственно мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Замечена потребность юношей и девушек к товарищескому и дружескому общению. Юность характеризуется как период ярко выраженной потребности в дружбе. Познавая друга, человек познает себя. Благодаря дружбе человек решает свою жизненную задачу развития. Нравственная природа дружбы заключена в ее бескорыстности, в ее непосредственном отношении человека к человеку.






Задание 4

Цель: закрепить представления об особенности развития юношеского, зрелого возраста, также периода старения.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Задание: Пользуясь учебником во вкладке «библиотека» Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»; либо любым другим источником в интернете, либо в вашей личной библиотеке, охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».



Возрастной период

Хронологические рамки

Ведущая потребность

Социальная

ситуация

развития

Ведущий

вид

деятельности

Психологические

новообразования

Кризисы возрастов

Юношеский возраст

15-16 до 21-25

Осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни

Подросток находится в ситуации моратория – нужно определиться.

Учебно - профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы

Новообразование кризиса Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.

Кризис 17 лет-начало вступления во взрослость.

Кризис 18 (ранняя взрослость).

Кризис 18-20 (границы условны) связан с новообразованиями, потребностью подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других.

Период зрелости

30 – 55-65 лет

Зрелый возраст можно назвать возрастом практической, профессиональной жизни человека.

Постановка жизненных задач опирается на уже определенные на предшествующем этапе принципы и идеалы, жизненные планы человека.

В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей.

Центральная стадия жизненного пути, связанная с переживанием необходимости другим: воспитание детей, внуков; новые пути и средства самоактуализации; трудовая деятельность.


Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) – реализуется в заботе и воспитании молодого поколения, продуктивной трудовой деятельности, индивидуальном творчестве

Кризис 30 лет – коррекция плана жизни,

Кризис 40 лет – «кризис середины жизни», кризис 50 лет – «кризис пустого гнезда».

Период старения

60-65 –средний возраст;

60 – 75 - пожилой возраст;

От 75 – 90 - старческий возраст;

Старше 90


Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу.

Усиливается роль личности, ее социального статуса и ее включенности в систему общественных связей при условии сохранения трудоспособности человека как субъекта разных видов деятельности

Трудовая деятельность; деятельность, связанная с интересами; творческая деятельность..

Старость – явление больше социальное, чем физиологическое, психологическое развитие продолжается и в старости. Мудрость как форма независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с жизнью: зрелость ума, тщательная обдуманность суждений, глубокое всеобъемлющее понимание.

Могут быть кризисы, связанное с сужением социальных связей из-за прекращения обязательной профессиональной деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной когорты сверстников, с усталостью от интенсивных социальных связей; после 60 постепенно приходит осознание социального отчуждения





Задание 5

Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Задание: Пользуясь учебником во вкладке «библиотека» Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти, либо любым другим источником в интернете, прочитайте текст, определите:



1) О каком возрастном этапе идет речь?

2) Какой кризисный период описан?

3) Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?

4) Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.  

«Фаррелл и Розенберг исследовали мужчин во время определенного возрастного периода. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в этом возрасте, отражающих его мотивационную направленность.

Первый из них - путь трансцендентно-генеративного мужчины, большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для такого человека наступает время реализации своих возможностей и достижения новых целей.

Второй путь - это путь псевдо развитого мужчины, внешне справляющегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.

Третий путь - мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой - его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот период может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.

Четвертый путь - это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами».





  1. О каком возрастном этапе идет речь?

Период средней взрослости.

Большинство людей, вступивших в средний возраст, то есть в период от 40 до 60 лет, вполне осознают, что они уже не молоды. Тем не менее, это обстоятельство их нисколько не смущает они считают, что находятся теперь «в цвете лет». Их физическая активность несколько снижается, но опыт и знание своих возможностей позволяют им продолжать добиваться успеха в жизни.

Поколение 40-летних людей становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше их по возрасту. Родители ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются. Уверенность в своих силах позволяет им принимать ответственные решения с такой легкостью, которая раньше была недоступна.

Двойственность складывающейся ситуации приводит к смене стремления к высоким достижениям, обеспечивающим стабильность и надежность в третьем десятилетии, на потребность действовать без промедления и тут же получать результат. Побуждающей силой в этот период становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас».

Соответственно изменяется и структура мотива, смещая образующие мотив компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей.


  1. Какой кризисный период описан?


Мотивационный кризис

Критической точкой мотивационного кризиса является потеря человеком центрального жизненного мотива смысла жизни, что определяется Э. Фроммом как преданное посвящение себя чему-то или кому-то (Фромм Э., 1998). Так, человек, потерявший семью или родителей, которые составляли смысл его жизни, оказывается в ситуации бесцельности существования, потери смысло - жизненной ориентации. Между тем ощущение утраты смысла (экзистенциальный мотивационный вакуум) является причиной невротических расстройств, не зависящих от пола, возраста, образования, интеллекта, степени дохода, что может произойти практически с любым человеком (Леонтьев Д. А., 1992).

В.Франкл рассматривает это обстоятельство как важное подтверждение своего тезиса о том, что смысл жизни может быть не только потерян, но и найден любым человеком в любое время своей жизни (Фрапкл И., 1990). При этом чем выше уровень осмысленности жизни человеком, тем ниже мотивация поиска смысла жизненных целей. Это объясняется тем, что осмысленность жизненного пути предполагает ясное представление человека о своих целях, поступках и желаниях, следовательно, отсутствует сама необходимость их поиска.

Основными характеристиками уровня осмысленности человеком жизни являются:

-цель, придающая направленность и временную перспективу;

-интерес, отражающий эмоциональную насыщенность смыслом;

-результативность жизни и удовлетворенность самореализацией, свидетельствующие об оценке пройденного отрезка жизни;

-локус контроля, показывающий представление о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле;

-управляемость жизнью, характеризующая убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь.

Данные характеристики уровня осмысленности жизни существенно зависят от того, насколько человек принимает на себя ответственность за происходящие в его жизни события, то есть от уровня его материальности. По существу, это означает ,что чем выше степень ответственности, тем целенаправленней, интересней, эмоционально насыщенней, результативней является жизнь человека.


3)Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?


Мотивационный кризис в жизни женщин также отличается своими особенностями. Этот важный переходный период для 33% женщин приходится на постродительский отрезок жизни, когда дети уже выросли.

Анализ структуры мотивационной сферы женщин среднего возраста показывает изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, нежели с предсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Это означает, что наступление ключевых событий именно в семейном и профессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин среднего возраста — их основных занятий, радостей и горестей, круга общения.

Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до 40 лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере; и напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших, достаточно определившихся, возможно уже вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.

Несмотря на то что возрастные изменения не являются столь определяющими в формировании мотивационной структуры женщины, как семья и работа, тем не менее, для нее они представляются более значимыми, чем для мужчины. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы также является одной из основных потребностей многих женщин после 40 лет.



4)Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.


Чрезвычайно важно, работая с проблематикой мотивационного кризиса, помочь клиенту найти его собственные пути и цели в жизни, его собственные «ветви», которые еще дадут многочисленные новые побеги, и человек не будет себя чувствовать в расцвете сил и возможностей голым засохшим стволом.

Безусловно, невозможно вручить новых жизненных целей, а можно лишь помочь проанализировать нынешнее состояние и окружение, и найти не столько выходы, сколько входы – в новое качество собственной жизни.

Главное – пережить кризис, провести своеобразный жизненный аудит, потому что если вы отодвинете эту проблему и не станете ее решать, то в конце жизни вас может настигнуть самый страшный кризис, уготованный человеку, – кризис конца жизни. Задумайтесь, почему одни старики улыбчивые, мудрые, добрые, а другие злые, критикующие, ненавидящие всех и вся? Дело в том, что первые приняли свою жизнь, а вторые нет, поскольку прожили жизнь навязанную, чужую, а такое принять невозможно. Ведь принять свой жизненный путь – это значит принять и себя таким, каким был и есть, и свое психологическое окружение, и многое другое. И если в конце жизни поменять уже практически ничего нельзя, то в середине жизни такая возможность всегда есть. Поэтому это ваш главный жизненный шанс, который важно использовать.

Успешное прохождение кризиса среднего возраста предполагает принятие своего истинного возраста, присвоение себе ответственности за свою жизнь. Происходит переоценка ценностей, открываются истинные свои потребности и желания. Меняются отношения, меняемся мы в отношениях. Не исключено, что какие-то люди исчезнут из нашей жизни, и появятся новые. Иногда приходится принять тот факт, что какие-то вещи уже не изменить, что последствия иных действий будут сопровождать нас до конца жизни. Иной раз это может быть очень грустно, но именно этот опыт обогащает нас надеждой на то, что последующая часть жизни может быть прожита с большей осознанностью и радостью.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории психология :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Олимпиады по 35 предметам Тесты для учителей