Общие принципы дифференциально- психологического анализа
Общие принципы дифференциально- психологического анализа
Любая область знаний, претендующая на независимый статус, строится на основе некоей системы базовых принципов, определяющих суть данного научного направления. Для дифференциальной психологии наиболее существенными принципами являются:
* принцип реализации формального подхода;
* принцип интегрального анализа (соотношение части и целого);
* принцип взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей;
* принцип взаимодействия эндо- и экзофакторов в детерминации различий;
* принцип измеряемости и статистической оценки изучаемых явлений.
Каждый дифференциальный психолог следует в своем научном поиске и практической работе правилам, основанным на системе базовых принципов> определяющим специфику его профессиональной деятельности.
Представленная в данной главе интерпретация базовых принципов описывает дифференциально-психологический аспект в изучении человека.
2Л. Традиции формального подхода
В изучении индивидуальности формальный подход (от лат, forma — структура чего-либо, а также от for mans — образующий) можно определить как совокупность методов анализа структуры устойчивых универсальных свойств человека. Конструкт "формальный подход" позволяет провести необходимую для целей исследования границу между наиболее типичными, стабильными, воспроизводимыми в жизненной практике и в экспериментальной ситуации индивидуально-типологическими особенностями, и остальным бесконечным разнообразием уникальных комбинаций признаков, характеризующих неповторимость отдельной человеческой индивидуальности.
Вместе с тем, представляется недостаточно обоснованной позиция, согласно которой формальными или эксплицитными теориями считаются все научные теории индивидуальности (личности), в отличие от неформальных или имплицитных наивных концепций, распространенных в среде непрофессионалов (Phares, Chaplin, 1997). Это деление отражает, скорее, универсальную для всех областей знания дихотомию "научное—житейское", и-ничего нового не привносит в понимание научной специфики формального подхода как специального метода научного познания человека, К тому же, множество теорий индивидуальности, имея ярко выраженную идеографическую направленность и ставя своей целью изучение собственно-субъектных закономерностей организации внутреннего мира человека, смыкается в этом пункте с методами ненаучного, метафорически-художественного анализа индивидуальности.
В рамках формального подхода для описания структуры психики используются такие психодинамические конструкты, как темперамент, стиль, способности, характер и другие. Отличие в использовании этих конструктов в психодинамических и общеличностных теориях обозначается вопросом. Обычно исследователи, предлагая разнообразные способы объяснения природы различных психических явлений, явно или неявно демонстрируют свое отношение к двум основным вопросам психологии: "Что?" (значение содержательного компонента психики); и: "Как?" (проявление психодинамической стороны). Поиски ответа на последний вопрос ("Как?") связаны, в первую очередь, с развитием представлений о способах, или форме функционирования психических процессов, свойств и индивидуальности в целом. Г\Оллпорт определял важнейший параметр личности — черту, — прибегая к понятию "устойчивых, эквивалентных форм адаптивного и экспрессивного поведения" {Allport, 1937), воспроизведенных индивидуальной системой в качестве функциональных эквивалентов раздражающих воздействий. Формальную сторону индивидуальности называют также инструментальной (Палей, Магун, 1979), подразумевая под этим характеристику субъекта с точки зрения способов — своеобразных "орудий" или "инструментов", — которые он использует для освоения мира.
Отличие формообразующих свойств от других характеристик человеческой индивидуальности в том, что их развитие в меньшей степени определяется влиянием содержательно-смысловых детерминант. Формальный подход предполагает выявление инвариантной структуры изучаемого феномена и определение валидности анализируемых параметров*
В новейших теориях психологии индивидуальных различий подчеркиваетсяа что содержательная сторона поведения и деятельности, являющаяся во многом результатом усвоения этических и культурных норм, и формально-динамическая характеристика человека сливаются в одну гармоничную универсальную структуру. При этом биологически обусловленные базисные свойства, или тенденции, часто становятся фактором, ограничивающим число степеней свободы в процессе формирования и развития вышележащих психологических структур (Русалов, 1986; Собчик, 1987). Другими словами, содержательные характеристики попадают под действие социально-обусловленных законов культурного контекста, в то время как механизмы формальных характеристик индивидуальности подчинены эволюцион но-генетическим законам, оказываясь в большей степени под влиянием кросс-ситуативных, устойчивых во времени и толератнтных к контекстуальному воздействию, факторов. Отметим также, что взаимоотношения формы и содержания обратимы и релятив-ны {Дорфман, 1995). С позиций теории интегральной индивидуальности обратимость и релятивность формально-динамических и содержательных индивидуальных свойств обусловлены двойственностью ее качественной определенности, т.е. тем, в каком качестве она рассматривается; как подсистема социальных систем или как самостоятельная система. Когда формально-динамические свойства — идет ли речь о темпераменте или о динамической стороне свойств личности — принадлежат Интегральной Индивидуальности (системе) и ее характеризуют, то они приобретают статус содержания, подобно тому как содержательные свойства психики обретают статус содержания в силу выражения (отражения) в них тех или иных признаков социальной системы (тогда Интегральная Индивидуальность является подсистемой социальных систем).
Рис. 8. Принципы Формального подхода
Формальный анализ индиввдуальности основан на использовании следующих четырех базовых принципов (см, рисунок 8):
* принципа иерархичности, заключающегося в разведении и последующем соотнесении между собой уровней анализа исследуемого явления;
* принципа инвариантности, выражающегося в определении меры стабильности—изменчивости изучаемых структур, а также типа источников детерминации конкретных индивидуальных свойств;
* принципа координации взаимодействия, лежащего в основе наиболее существенных для понимания природы человека интегративных эффектов оптимальности и ком-пенсаторности поведения;
(Принцип иерархичности}
(Принцип инвариантности)
* соответствие носителя и
его свойства
* консистентпость саойств
* дифференцированность структур в процессе
развития
* изоморфизм основных тендещий
(Принцип координации взаимодействия)
(Принцип единства}
* соотнесение автономии функционирования структур
с диапазоном их степеней свободы
* езаимеюбусловп енность свойств (одно-многознанное и мнопмщнозначное соответствие)
* эффекты оптимальности и компенсаторное™
* интеграция свойств в целостную стру ктуру, обеспечивающую эффекты адаптивности и результативное™
* принципа индивидуального единства, согласно которому никакое из индивидуальных свойств не интерпретируется без учета целостной природы феномена индивидуальности, связанной с интегративными эффектами адаптивности и результативности (Либин, 1993).
Каждый из принципов сопряжен с рядом очень важных взаимозависимых положений; все вместе образует своеобразный теоретический гештальт, определяющий специфику формального подхода.
2.2, Структура индивидуальности: формообразующие компоненты
Помимо исследования структуры признаков и составляющих ее компонентов, важнейшей задачей формального анализа является выявление правил, "управляющих формированием гештальт-структур" {Arnheim, 1981). В свою очередь, познание закономерностей, регулирующих функционирование индивидуальности, возможно только через изучение механизмов, порождающих интересующие нас эффекты человеческих различий. Знание конкретных механизмов связано с решением многих практических задач — психотерапевтических, психокоррекционных, обучающих и развивающих, — отвечающих на вопрос:
"почему одни наборы составляющих лучше других, и> в частности, почему результирующая сторона оказывается иногда согласованной, а иногда противоречивой, иногда мощной и ясной, а иногда слабой и рыхлой" (Арнхейм, 1994, с.291).
Природа темперамента и интеллекта
+
Как уже отмечалось, первоочередная задача в научном дифференциально-психологическом исследовании — выявление механизмов образования формальных характеристик. Для этих целей разрабатываются различные классификации формальных свойств индивидуальности человека, Большинство авторов выделяют в качестве отдельных классов энергетические и регулятивные характеристики, относя к первым — активность—интенсивность, скорость и пластичность* а ко вторым — эмоциональную чувствительность, тип реагирования во фрустрирующих ситуациях, фон настроения (Русалов, 1989; Бодунов, 1988; Небы-лицын, 1996; Стреляу, 1986; Buss & Plomin, 1991). Также специально выделяется класс формально-программных индивидуальных параметров, охватывающий общие звенья более сложных, в том числе и социально-групповых, программ поведения (Русалое, 1994). Сюда относятся: тип стратегии снятия неопределенности, предпочтение ранга доминирования, проявление выбора (основанное на относительном преобладании той или иной сигнальной системы действительности по И.П.Павлову). Обусловленность формально-программных характеристик спецификой лежащих в их основе систем предпочтения есть проявление системообразующего фактора индивидуального поведения (Либин, 1993), Все эти свойства, детерминированные со стороны природной организации индивидуальности тем-пераментальными структурами, не определяют отношения субъекта к действительности, а проявляются в форме этого отношения*
Также как и к темпераменту, к интеллекту нельзя применить оценочно-содержательные характеристики. Интеллект не может быть "порядочным", " моральным J\ "злым" или "добрым". Все эти определения связаны с личностной направленностью субъекта, характеризуя содержательную сторону его мировоззрения, ценностных ориентации, этического поведения. Можно сказать, что темперамент — это характеристика инструментальной сферы индивидуальности со стороны активности, энергии, а интеллект — со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией.
Структурные компоненты характера
Зарождаясь в темпераментальных свойствах, эмоции и потребности получают свое продолжение в структуре характера, но уже дифференцируясь в значительной степени под влиянием социально-значимого содержания, а не только эволюционно-адаптационных программ. Это совсем не означает, что природа высших проявлений эмоциональной и потребностно-мотивационной сферы — мораль, нравственность, стремление к самоактуализации — лежит
за пределами психической сферы, но свидетельствует о преобладании целевой детерминации в организации интегральных уровней индивидуальности (см. Веккер Лидии, готовится к печати).
Структурная динамика личности
Существует огромное количество данных, свидетельствующих о том, что ряд показателей моторной сферы индивидуальности, расположенных на низших уровнях иерархической системы образующих признаков, связан с формальной стороной важнейших личностных проявлений. Основные динамические проявления личностных свойств, как показано в ряде исследований, коррелируют с опосредованным темпераментом типом нервной системы. И,П.Павлов (1951а) отмечал, что свойства нервной системы обуславливают динамический аспект психической системы субъекта, самую общую характеристику, которая накладывает "ту или иную печать" на всю деятельность индввдуума (с,467). Особенности типа нервной системы отражаются на форме протекания психических, в том числе и большинства личностных, процессов человека (памяти и внимания, эмоций, мышления, воли, потребностей и мотивов etc,). Мы не заканчиваем эту тему, отсылая читателя к главе девятой, где будет описана структура личности с точки зрения формальных характеристик, отдельных от сферы влияния содержательных закономерностей,
2Л. Элементы гештальта и их интеграция в
целостную структуру
В первой главе уже говорилось о взаимосвязи трех основных ветвей современной психологии — общей, дифференциальной и социальной, а также о промежуточном положении психологии индивидуально-типологических и групповых различий. Еще более сложным оказывается вопрос о соотношении дифференциальной психологии и психологии личности, В самом деле, какая характеристика человека — личность или индивидуальность — является "более интегральной", более адекватно выражающей специфику целостной природы человека? Сама постановка вопроса звучит достаточно иронично. Очевидно, при определении этого своеобразного гештальта, обозначенного как "субъект взаимодействия с миром", речъ должна идти о различных интерпретациях предмета изучения в разных научных дисциплинах*
Предметом психологии личности — и это следует уже
-
из названия — является человеческая личность и ее природа, преобразующаяся под воздействием социо-культур-ных условий, а также анализ типичных способов самореализации личности в системе социальных отношений. Предмет дифференциальной психологии — индивидуальность человека в качестве единичного и группового субъекта. При этом индивидуальность понимается двояко. Во-первых, как целостная интегральная характеристика самопроявления человека во взаимодействии с другими людьми и объектами. Во-вторых, как индивидуальные особенности субъекта, сопряженные с помощью специальных механизмов в единую иерархическую структуру, и описывающие как специфику биохимической и нейрофизиологической организации физической базы ментального мира, так и способы взаимодействия субъекта с социальным миром,
2.4, Интраицдивидуальные и
ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Изучение проблемы индивидуальности ведется в двух встречных направлениях:
* анализ интериндивидуальных различий: что объединяет и что отличает людей, то есть поиск общего и особенного в терминах философской психологии (о философской психологии подробнее см.: Block, 1981; а также Век-керу Либин, готовится к печати);
* изучение закономерностей интериндивидуальной реальности, проявляющейся в структурной организации и динамике функционирования " внутри "-индивидуальных механизмов (рассмотрение единичного).
Довольно распространенной ошибкой при анализе структуры индивидуальности (интра-аспект анализа) является отождествление uчасти" и "целого" в характеристике отдельных свойств. Следствие этого — ошибочность в определении источников детерминации того или иного свойства, характерная для концепций, основанных на представлениях о недифференцированности структуры индивидуальности.
Другая ловушка подстерегает некоторых сторонников теории социального научения, полагающих, что межиндивидуальные различия (интер-аспект анализа) стираются под воздействием силы ситуационного фактора* В этом случае ситуационно-обусловленное поведение воспринимается исследователями как устойчивый фактор детерминации, нивелирующий различия в реакциях и способах субъективной интерпретации события, производных от специфики жизненного опыта человека.
И в том, и в другом случае происходит подмена сложности симметричного по природе своей явления кажущейся простотой асимметричных выводов.
2.5. Индивидуальные, типологические и
групповые различия
Деление области дифференциально-психологических исследований на три сферы, относящиеся к анализу различий между отдельными людьми, человеческими группами и, наконец, типами людей, имеет большое значение. Знание индивидуальных различий позволяет глубже проникнуть в тайну строения субъективного мира человека (см, часть III). Однако сам феномен индивидуальности возникает как результат взаимопроникновения субъективного и объективного, и в этом смысле очень важно исследовать групповой статус субъекта (см, часть IV), характеризующий последнего с точки зрения возраста и пола, принадлежности к определенной расе и культурной традиции. Одной из самых интригующих тем дифференциальной психологии является характеристика индивидуальности со стороны ее принадлежности к определенному типу. Таким образом, анализ субъекта в дифференциальной психологии идет через выявление индивидуальных различий — с учетом группового статуса — к определению типа, а затем вновь возвращается к изучению законов организации интраиндивидуальной структуры.
2.6- Nature vs Nurture: эндофакгоры и экзофакторы в детерминации
межиндивидуальной вариативности
Проблема, обозначенная как: "Природа (Nature) или Воспитание (Nurture)", связана с определением источников детерминации межиндивидуальной вариативности и является центральной для дифференциальной психологии, В конкретных исследованиях эта проблема изучается в контексте концептуального и экспериментального анализа соотношения личностных и средовых переменных, влияния наследственности или окружения, то есть внутренних (эндо-) или внешних (экзо-)факторов+
Психогенетика заслужила признание в качестве одного из основных методов изучения природы человеческих различий. Отсылая читателей к данным фундаментальных исследований на эту тему (Равич-Щербо > 1990; Талызина, Кривцова, Мухаматулинпу 1991), ограничимся краткими, но весьма важными замечаниями и пояснениями, без понимания которых чтение последующих глав будет затруднено.
Генетический анализ индивидуальных различий включает в себя:
* генеалогический метод, основанный на сравнении между собой людей, находящихся в различной степени родства;
* близнецовый метод (сравнение между собой монозиготных близнецов, обладающих идентичным генотипом, и дизиготных, имеющих примерно половину общих генов, как и сибсы — то есть дети одних родителей);
* изучение приемных детей предполагает сравнение их характеристик с особенностями биологических и приемных родителей.
Исследуя в течение многих лет причины индивидуальных различий между людьми в интеллекте и личности (включая психопатологические проявления), Р-Пломин и Д.Даниельс (Plomin, Daniels, 1987) принши к выводу, что одна из основных причин психологической вариативности — разная среда, в которой формируются дети (в частности, порядок рождения ребенка, взаимоотношения ролителей и их отношение к детям, разные формы обучения и общения со сверстниками). Р.Пломин и Дж.Дефрайс {Plomin, DeFries, 1985), анализируя влияние генотипичес-ких особенностей индивида на специфику среды, с которой он взаимодействует в процессе онтогенеза, выделяют три типа связей между генотипом и средой:
— пассивное влияние, когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду (неслучайное сочетание наследственных особенностей и условий среды);
— реактивное влияние, при котором врожденные психофизиологические особенности ребенка могут повлиять на отношение к нему родителей и сверстников, способствуя тем самым формированию определенных черт личности;
— активное влияние, при котором индивиды осуществляют активный поиск среды (или создают среду), которая в большей степени соответствует их наследственным задаткам.
Возможно одним из самых интригующих моментов в "семейной истории" является факт обнаружения генетической детерминации в кластере признаков, включающих межличностную теплоту, сердечность и легкость социального взаимодействия внутри семьи {Plomin & Bergerman 1991). Перспективной в психогенетических концепциях можно считать позицию, согласно которой важно не столько определить, какой ген становится маркером для эволюционно-видовой характеристики поведения, сколько выявить вклад наследственности в вариабельность признака, а также в форму организации предрасположенности в поведении, включая интенсивность проявления того или иного свойства.
Инвариантность, вариативность и детерминация
Существует и другая сторона соотношения инвариантности отображения с вариативностью операционного состава процесса. Вариативность — это не только выражение и следствие инвариантности, но и одно из средств ее формирования, И эта сторона дела становится тем более явной, чем ближе мы подходим к раскрытию самих психофизиологических механизмов сохранения инвариантноети. Судя по всему, вариативность является одним из механизмов инвариантности, связанным с более жестко детерминированными способами непроизвольного поведения субъекта. Паттерн автоматизированных — непроизвольно возникающих и функционирующих — механизмов психики обеспечивает, в свою очередь, инвариантность объектно-предметной ментальной репрезентации, а также удержание инвариантного кластера реакций в пределах психической нормы (противопоставляемой в данном случае психической патологии),
2,7. Перспективы интеракционизма: сила ситуаций х устойчивость диспозиций
Важнейшей проблемой дифференциальной психологии является поиск наиболее постоянных — то есть устойчивых во времени и обнаруживающих кросс-ситуативную стабильность — индивидуальных параметров. Пожалуй, самой удобной моделью для изучения этой проблемы продолжают оставаться лонгитюдные исследования, позволяющие проследить ход возрастных изменений в пространстве-времени жизни субъекта. В этой связи необходимо отметить два важных замечания (Clarke & Clarke, 1984):
* коэффициенты стабильности проявляют тенденцию увеличиваться с увеличением возраста субъекта;
* величина этих коэффициентов проявляет тенденцию к уменьшению с увеличением временных интервалов между наблюдениями (тестированием).
Многие авторы совершенно справедливо отмечают "слабость индивидуальных различий", подразумевая под этим "потолок предеказательности", обычно выражающийся в максимальном значении корреляции г = 0.30 между самой чертой и характеристиками ее проявления в ситуации (Ross & Nisbett, I991). Хотя, как отмечают сами авторы этого вывода, такой уровень корреляции очень важен для многих прогностических целей, он оставляет довольно большую лакуну в определении точности прогноза для значительного числа вариаций.
Добавим к этому, что точность прогноза практически всегда возрастает с уменьшением неопределенности, то
есть снижением числа степеней свободы в поведении системы. Ограничение диапазона индивидуальных проявлений связано с жесткостью детерминирующих закономерностей, ослабевающей по мере продвижения вверх по уровням иерархической организации индивидуальности человека (см. главу 10). Однако сила прогноза в этом случае обнаруживает тенденцию не к уменьшению, а> скорее, к увеличению, базируясь на оценке системы индивидуальности в целом, С этой точки зрения представляется перспективной установка, производная от концепции интер-акционизма, включающей в качестве основных следующие положения (Cronbachy 1975; Magnusson & Endter, 1977; O'Connor, 1992):
* индивидуальные различия в поведении постоянны в разнообразных ситуациях, при этом когнитивные переменные рассматриваются как опосредующее звено между ситуацией и поведением субъекта;
* на основе сходства восприятия определенных ситуаций можно предсказать сходство поведения индивидуумов;
* перцептивно-когнитивные процессы отличаются избирательной чувствительностью к потребностям организма.
В отношении первого положения представляет интерес трансформация исследовательских установок известного психолога, профессора Колумбийского университета (New York, USA) Уолтера Мишеля, который от строго ситуа-ционистской позиции {Mishel, 1973) перешел к предположению, что личностные переменные обуславливают индивидуальные различия — обычно называемые стилями или стратегиями — на основе субъективной значимости для индивидуума внешних стимулов, В соответствии с традициями интеракционистского подхода, концентрирующегося на анализе взаимодействия индивидуальных и ситуативных факторов, У.Мишель (Mishel, 1979; 1986) анализирует это взаимодействие, опираясь не на психодинамические концепты или черты, а на личностно-акцентированные (person-focused) переменные когнитивного плана, такие как:
* характеристики компетентности (competencies), включающие интеллект, развитие Я, социальные и личностные достижения и навыки, социальную и когнитивную зрелость;
* кодирующие стратегии (encoding strategies), связанные с тем, как люди репрезентируют и символически кодируют информацию. Например, информацию: "На следующей неделе будет контрольная работа"> одни студенты воспримут как возможность продемонстрировать свои способности, а другие как повод для тревоги;
* ожидания (expectancies), проявляющиеся в трех формах — последствия от выбранного нами способа поведения; результат интерпретации стимула; оценка собственной самодостаточности (что именно я могу выполнить успешно, с чем могу справиться);
* субъективные ценности (subjective values), связанные с нашими предпочтениями и избирательностью, симпатиями и антипатиями;
* система саморегуляции и планирования (self-regulatory system), характеризующая способы, с помощью которых мы регулируем свое поведение в соответствии с намеченными целями и принятыми стандартами; а также наборы правил, которыми мы руководствуемся даже при отсутствии внешних ограничителей.
Отметим также, что одна из основных тенденций современной психологии — "индивидуальные различия vs влияние ситуации" (Zimbardo, Weber\ 1997) — тесно связана с проблемой психологических измерений.
2.8. Психодиагностические измерения
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ
Психологические измерения заключаются в использовании специальных тестовых процедур для оценки индивидуальных свойств и результатов выполнения заданий. Психодиагностика, как система способов раскрытия субъективных особенностей психики, с самого начала развивалась в направлении от "внешнего", видимого, наблюдаемого, к "внутреннему", скрытому, подлежащему выявлению. За две тысячи лет существования современного человеческого сообщества — так или иначе постоянно испытывающего потребность в знании о своих психологических возможностях — психодиагностика проделала путь от наивных, ненаучных интерпретаций хиромантов до научных методов пренатальной диагностики девиаций в психическом развитии индивида (см. главу 15).
Начало современного этапа психодиагностики связано с экспериментами по измерению различных проявлений человеческой психики, которые были организованы в конце девятнадцатого — начале двадцатого века англичанином ФТальтоном и немецким психологом В.Вундтом. Чуть позже к плеяде первых психодиагностов присоединяются российские психологи Г.И.Россолимо (1910) (впервые разработавший систему психологических профилей, использующихся для интегральной оценки тестовых измерений) и А-Рыбаков (предложивший в 1913 году в качестве тестового средства использовать отпечатки чернильных пятен); швейцарец Г.Роршах (который ввел в 1921 году в научный обиход сам термин "психодиагностика", сделав его названием своей книги о проективном тесте на основе "чернильных пятен" — Rorschach, 1921) и французы А,Бине и ОСимону создавшие свою версию шкалы измерения интеллекта. С конца двадцатых годов наиболее значительные психодиагностические исследования стали проводиться в США, в лабораториях Стэнфордского и Колумбийского университетов.
Так как предмет психодиагностики — это психическое в его самых разнообразных проявлениях, можно представить, что измерение степени выраженности признаков на основе статистических методов есть конечная цель тестирования. Однако характер полученной информации, также как и ее интерпретация, зависят от психологической гипотезы, предшествующей процедуре измерения. Основные требования к психодиагностике как общему методу измерения ментальных феноменов (см. также Витцлак, 1986) можно представить в виде таблицы 2.
В.Штерн (Stern, 1911/1994) первым назвал дифференциальную психологию "наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах". Поскольку основной задачей в этом случае становится изучение разброса (дисперсии) свойств, основным метолом эмпирического дифференциально-психологического исследования является дисперсионный анализ. Особенность же психодиагностики как специальной области знания заключается в возможности изучения интраиндивидуальных свойств и специфики их взаимосвязи на основе знания "интериндивидуальных вариаций степени их возможного проявления". Исходя из этого можно заключить, что предмет психодиагностики не сводится только к изучению различий между людьми, но включает в себя и элементы идеографического анализа.
Таблица 2 Релевантность психодиагностической процедуры
Элементы систем»; отношений
Йнфаиндивидуальные связи
Требования к дшгноатме&шм дэдеыи
Выявлете специфики взаимосвязи индивидуальных психических свойств
Интериидивидуальньй вариации свойств
Установление различий мещу данным субъектом и другими людьми
Объект-субъекпое взаимодействие
Информация об отношениях и способах взаимодействия человека с предметной и гом-муникзтивной средой
Сила и слабость тесгологии
Тестовая диагностика, или тестология, основателем которой считается Дж.Кетгэл (Cattell, 1890), впервые использовавший также сам термин "тест", долгое время оставалась центральной областью психодиагностики, представляя собой связующее звено между нею и дифференциальной психологией. Тесты оказались незаменимым инструментом изучения скрытого от внешнего наблюдателя мира психической реальности. Тестовые измерения из области научных исследований практически сразу же перешли в распоряжение психологической практики, где используются для дифференциации людей с точки зрения различных девиаций, оценки развития разнообразных психических функций, задач профессионального отбора* Известный дифференциальный психолог Л.Тилер (Tyler, 1988) даже делает вывод, что использование психологических тестов для измерения различий в умственных способностях индивидуумов является "одним из неоспоримых психологических достижений". Однако уже Альфред Бине,
впервые широко применявший тесты, четко осознавал, что созданный им инструмент для измерения индивидуальных особенностей может описывать лишь функционирующую в момент тестирования систему, в частности, интеллект ребенка, и совсем не обязательно подразумевает прогноз {Clarke & Clarke, 1976; 1996), На недостаточную прогностичность тестовых оценок указывают и многие современные исследователи (см. 2.7). Однако проблема заключается не столько в спорах о силе или слабости тестовых измеренийt сколько в разработке современных методов и диагностических моделей, позволяющих обеспечить нужную прогностичность.
2.9* Статистическая оценка измеряемых
явлений
Поскольку область приложения статистических методов к анализу поведения и структуры индивидуальности превратилась в обширный экспериментальный полигон, оснащенный новейшими компьютерными технологиями, наша задача в этом небольшом разделе — отметить лишь некоторые необходимые понятия.
Нормальное распределение и коэффициент корреляции
Интересно, что появление новых измерительных процедур всегда оказывалось тесно связанным с развитием новых идей. Например, понятия "нормальное распределение", "коэффициент корреляции" и "факторный анализ1' утвердились в дифференциальной психологии благодаря исследованиям интеллекта. Фрэнсис Гальтон был первым, кто обнаружил, что различия в интеллекте могут быть измерены количественно через установление степени выраженности этих характеристик у разных людей. Он предположил, что эти различия нормально распределены в популяции, то есть небольшие группы людей обладают высоким или низким уровнем интеллекта, а большая часть выборки занимает положение в середине (Galton, 1869), Кривая нормального распределения стала одним из основных постулатов дифференциальной психологии. Другим важнейшим открытием, вышедшим далеко за рамки дифференциальной психологии, стал коэффициент корреляции, предложенный в 1901 году Карлом Спирменом (К.Spearmen) для измерения со-отно-шения (англ, co-relation) между двумя интеллектуальными показателями. Смысл его выражался в том, что две тесно связанные между собой переменные соотносятся с коэффициентом L00, два совершенно не связанных признака имеют г (relation) = 0,00; наконец, степень связности двух частично зависимых характеристик будет ранжирована от 0.01 до 0.99. В дополнение к этому, соотношение может быть как позитивным, так и негативным. Отрицательный коэффициент корреляции означает разнонаправленность в изменении связанных параметров — при увеличении значения одного значение другого уменьшается (см. Spearmen, 1927), Однако как только К.Спирмен поспешил поделиться своим открытием в области измерения степени связности признаков между собой со всем научным миром, оказалось, что один из учеников ФТальтона, Карл Пирсон (K.Pearson) несколькими годами раньше уже сделал похожее сообщение.
Зависимая и независимая переменные
Смысл статистических измерений в психологии заключается в попытке делать предсказания в отношении того, как *'поведет" себя та или иная измеряемая переменная. Прогноз в психологии связан с анализом вероятности проявления определенного типа поведения или обнаружения определенного соотношения свойств. Для того, чтобы делать прогноз, психологу нужно установить, какой стимул и каким образом влияет на субъекта, вызывая его реакцию. Результат поиска формулируется в терминах переменных. Под переменной понимается процесс, условие или событие, которое изменяется (переменяется) или варьирует. Независимой переменной называют характеристики стимула, которые систематически изменяются экспериментатором с целью вызвать нужный эффект в поведении субъекта. Зависимой переменной в этом случае называется
тот показатель, выраженность которого зависит от изменений независимой переменной. В экспериментальных условиях независимая переменная играет роль предиктора, а зависимая — выступает в роли предсказываемой (ожидаемой) реакции.
Факторный анализ
К.Спирмен, наблюдая зависимость между разными проявлениями интеллектуальной активности людей, был озадачен вопросом о том, существует ли общий фактор, лежащий в основе разнообразных проявлений человеческого ума, характеризующий некую генеральную способность. Для проверки своей гипотезы он предложил математический аппарат, позволяющий на основе анализа матрицы коэффициентов корреляции вычислять общие закономерности, или факторы. В настоящее время также выделяют три типа факторов:
* общие факторы, объединяющие в себе все измерения данного свойства, например, общий фактор интеллекта или общий фактор активности;
* групповые факторы, включающие в себя не все, но значительное число измерений данного свойства;
* специфические или уникальные факторы, относящиеся лишь к одному типу измерений.
Факторный анализ не есть обозначение одного особого метода, но совокупность различных способов статистического анализа, отражающих специфику исходной психологической теории и интерпретационной потребности исследователя. Кроме этого, результаты факторизации зависят от природы и количества переменных, подвергающихся анализу. От этих параметров, как и от изучаемой теоретической реальности, зависит решение о выборе формы факторного анализа и тех переменных, которые должны быть включены в исходную матрицу. Еще Г.Оллпорт и П.Вер-нон (Allport & Vernon, 1933) сформулировали положение о "сфере фактора", подчеркивающее ограниченное влияние конкретного фактора на данную область психических проявлений.
Общие принципы. .,
Проверка адекватности тестовых измерений: внутренняя
и внешняя валидносгь оценок
Статистический анализ результатов применения тестов осуществляется двумя способами. Первый тип анализа построен на изучении заданий самого теста и на выявлении их взаимосвязей. Например, латентно-структурный анализ П.Лазарсфельда (1974) позволяет вычислить меру отнесенности данного вопроса к шкале, в которую он включен, что дает возможность определить степень ее консис-тентности (то есть внутренней сбалансированности). Такой анализ является необходимой частью работы при создании новых тестовых методов и, в этом случае, известен как интернальная или внутренняя тестовая валидность.
Второй тип анализа направлен на изучение корреляций тестовых оценок или баллов с различными внешними критериями, такими как школьные оценки или критерии успешности профессиональной деятельности, данные клинической диагностики или экспериментальные показатели. В психодиагностике процедуру корреляции тестовых параметров с другими критериями называют внешней ва-лидностью и используют в качестве проверки содержательной интерпретации разрабатываемой диагностической процедуры.
Надежность тестовой процедуры измеряется также путем ре-теста, то есть повторного тестирования, позволяющего измерять временную устойчивость тестовых показателей у каждого испытуемого. В таких случаях обычно вычисляют коэффициент ранговой корреляции (по Спирме-ну) между показателями теста у одной и той же группы людей. Довольно часто для повышения надежности результатов тестирования необходимо выровнять группы обследуемых по признакам возраста и пола.
На этом заканчивается раздел о психодиагностике и методах анализа результатов тестирования, но тема статистической оценки измеряемых явлений не завершается. Мы еще не раз будем к ней обращаться в конкретных разделах и по конкретному поводу.
Ключевые термины главы: детерминация человеческих различий, инструментальная характеристика индивидуальности, интеракционизм, интраиндивидуальные различия > коэффициент корреляции, принципы дифференциально-психологического анализа, психогенетический анализ, психодиагностика, статистическая оценка различий, тестовая валидность, тестология, тип переменной, факторный анализ, формальная динамика поведения, формальный подход, эндо- и экзофакторы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории психология :
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ