Развитие самостоятельности в онтогенезе 2


Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия»








Реферат

по Психолого-педагогическому практикуму

тема: Развитие самостоятельности в онтогенезе








Выполнила:

студентка 3 курса

факультета СПП

отделения ДПП ОЗО

группа 6371

Изергина Е. Н.

Проверила:

Воротилкина И. М.

Введение

Известно, что около 50% способностей к обучению закладывается в первые четыре года жизни ребенка, а еще 30% - до семи лет. В течении первых двух лет жизни созревают основные мозговые структуры, обеспечивающие готовность к обучению. Всё остальное, что человек узнает и чему научится в своей жизни, он будет строить на этом фундаменте.

Ребенок сам ставит цель, определяет задачи и ищет пути их решения. Формируются навыки самостоятельной деятельности, которые зависят от условий, обеспечивающих наиболее гармоничное развитие самостоятельности.

Взрослые должны организовывать условия для самостоятельной активности ребенка. Для этого необходимо знать этапы развития ребенка.

Онтогенез – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни.

Самостоятельность – целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим ребенком в совокупности выполняемых действий и корректируемая им по процессу выполнения и результату деятельность. Сама деятельность детей при этом может быть полностью или частично организованной педагогом, а может быть и самостоятельной.


Новорожденность

Ребенок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своём появлении. Он приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, ребенок отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес – почти в 2 раза. Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Основные вехи в физическом развитии младенца и примерные среднестатистические сроки их появления отражены в таблице №1.

Наиболее важным в этот период является развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни.

В 5-6 месяцев ребенок может уже схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченным им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает их из руки в руку и т.д.

После десяти месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить её с ложечки и т.п.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что этим можно делать».

В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность (таблица №2).

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1-го года. Как всякий кризис он связан со всплеском самостоятельности.

Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, книги, посуду. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя» или «нет», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. И здесь очень часто скрывается причина отсутствия самостоятельности у детей, которая обнаруживается, когда ребенок начинает ходить в детский сад. Многие дети привыкли, что каждое их действие обеспечивается помощью взрослых, которые оберегая своего ребенка, заглушают любое проявление самостоятельности. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.


Ранний возраст

В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, ребенок становится биологически независим. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л. С. Выготский. Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции.

Примерно в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. Мышление в этот период наглядно-действенное. Мышление развивается в процессе практической деятельности. Происходит перенос действий в другие условия. Вслед за отделением действий от предметов, с которыми они были связаны, и их обобщением, у ребенка появляется способность соотносить свои действия с действиями взрослых как образцы. Взрослый задает ребенку образцы действий, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка при вычленении собственных действий из совместной деятельности появляется новое отношение к ним – как к своим действиям, что отражается в речи: «Вова дает кушать», «Наливает воды Тата», и позже «Я играю», «Я иду гулять». Действия, называемые Д. Б. Элькониным личными, становятся одной из предпосылок нового всплеска самостоятельности и, таким образом, подготавливают следующий переходный период – кризис 3-х лет.

Кризис 3-х лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. По Д. Б. Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми: негативизм, своеволие, протест-бунт, обесценивание. В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «Я сам» - центральное новообразование этого периода.


Дошкольный возраст

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не мене сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Накопление практического опыта действий и развитие познавательной и общественной направленности формируют у ребенка-дошкольника стремление к самостоятельности. Самостоятельность развивается с возрастом ребенка, изменяясь по направленности и характеру проявлений. В формировании самостоятельности и способности к самореализации значительная роль принадлежит образцам, в качестве которых выступают конкретные люди - воспитатели, родители. Ребенок подражает им. Возрастает значение активной деятельности самого ребенка. Она регламентируется известными и понятными ему правилами поведения. Последовательное их применение воспитателем т обоснованная оценка действий детей, защищающих или нарушающих определенное правило, становится критерием оценки и самооценки детей, основой морального их поведения. Повседневное действие по правилам обеспечивает формирование у дошкольников сложившихся бытовых, культурных и нравственных привычек. И если в раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка, то к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.


Младший школьный возраст

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него занимательная деятельность, очень значимая. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается нового возрастного периода. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, определенная самостоятельность и независимость, настойчивость и упорство, целеустремленность и в связи с этим, повышенная познавательная активность. Ребенок становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него.

Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны с особенностями развития самой игровой деятельности. В играх по правилам, характерных для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Например, для игры в классики нужна специальная тренировка, чтобы уметь точно бросать битку и прыгать, хорошо координируя свои движения. Ребенок стремится успешно выполнять определенные действия. В игровой деятельности смещается акцент с процесса на результат. Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, становится более самостоятельным. И здесь важен процесс общения с близкими людьми, воспитателями, учителями – теми взрослыми, которые в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения могут помочь ребенку воспринимать, перерабатывать и усваивать опыт многих поколений человечества. Каждый ребенок способен вырасти в высоконравственную, творческую личность с активной жизненной позицией.

Итак, если воспитатель, родители, учителя будут знать этапы развития личности ребенка в период новорожденности, младенчества, раннего возраста, дошкольного возраста и т.д., то смогут правильно направить процесс обучения, познавательной активности, самостоятельной деятельности. Подготовить ребенка к самостоятельности, независимости, полноценной жизни. Развить ребенка, как самостоятельного человека, умеющего выбирать и нести ответственность за свой выбор, заполнять своё свободное время полезной и интересной деятельностью, быть свободным в коллективе таких же свободных людей.


Список литературы:

1. Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности / Детский сад от А до Я, 2008. – №1 – с. 17-23.

2. Шептихина Г. В. Семейные взаимоотношения, как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста / Детский сад от А до Я, 2008. – №1 – с. 32-39.

3. Абузярова Л.А. Проблемы развития детской активности и самостоятельности: право детей на свободу выбора / Детский сад от А до Я, 2008. – №1 – с. 8-16.

4. Ломбина Т. Н., Лукина В. Г. Основные направления развития детской активности / Детский сад от А до Я, 2008. – №1 – с. 78-87.

5. Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся. / Начальная школа, 2008. – №2 – с. 8-10.

6. Абдурахманов Р. А. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте / Юнита, 2000. – №2.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории психология :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ